Кто автор умственное развитие ребенка
екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»
Статья «Умственное развитие»
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение.
Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста –преобладание образовательных форм познания: восприятия, образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.
Умственное воспитание ребёнка, как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка, проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретения привычки к здоровому образу жизни.
Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные).
Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детейдошкольного возраста являются:
– сенсорное воспитание (развитие);
– развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
– становление речи.
Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов,поэтому одна из его задач: – воспитание любознательности, познавательных интересов.
Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия, которые дети должны освоить.
В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Козлова С. А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика: Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.
2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.
Источник
Сразу после появления на свет младенец подобен чистому листу. Он быстро впитывает всю информацию, запоминает эмоции, учится мыслить, отличать добро от зла и т. д. Даже те дети, которым не уделяется большое количество внимания, постепенно развеиваются. Однако существуют методики, с помощью которых можно вырастить действительно интеллектуальную личность. Умному малышу удается гораздо легче справляться с повседневными задачами. Какую методику развития ребенка выбрать? Стоит изучить разные варианты и отдать предпочтение наиболее подходящему.
Развитие младенца до года
Любящие родители, сами того не осознавая, принимают активное участие в развитии малыша. Прикосновения, поцелуи, улыбка – все это дает свои результаты. И совсем не обязательно с первых дней выбирать определенную методику развития ребенка. Мало кто знает, что проявление умственных способностей у крохи первых дней жизни зависит совсем не от родителей. В головном мозге маленького человека заложены определенные механизмы познания мира. Все что должны делать мамы и папы, это создавать комфортную среду для развития младенца. Ребенок не должен быть голодным или грязным. При появлении дискомфорта механизмы, направленные на развитие малыша, перестают действовать. Какой интерес познавать мир, если хочется кушать?
Чтобы развитие ребенка шло полноценно, мама должна помогать крохе в физическом плане. Как только маленький человек начинает держать голову (ближе к полутора месяцам) следует его чаще брать на руки, держать в вертикальном положении. Таким образом ребенок будет познавать мир из различных ракурсов. Ближе к четвертому месяцу жизни малыши уже могут самостоятельно брать игрушки, изучать их. Вокруг маленького человека должно присутствовать как можно больше ярких безопасных предметов. Стоит помнить, что младенец захочет попробовать игрушку на вкус. Поэтому важно следить за чистотой в помещении.
Начиная с седьмого месяца жизни, наблюдается стремительное умственное развитие крохи. Маме стоит научиться методике оценки развития ребенка. Практически все дети в таком возрасте умеют делать одно и то же. Отклонения будут минимальными. В первый год жизни крохи рекомендуется ежемесячно посещать педиатра.
Узкое пространство ограничивает умственное развитие маленького человека. Не стоит подолгу держать ребенка в кроватке или манеже. На прогулках также следует чаще малыша держать на руках, обсуждать с ним окружающую среду. В доме необходимо создать для малыша максимально комфортную и безопасную обстановку. Не стоит ругать младенца за разбрасывание игрушек. Это нормальный элемент полноценного умственного развития.
Методика Николая Зайцева
По достижении младенцем 12 месяцев уже можно активно включаться в процесс его умственного развития. Если рассматривать методики развития детей 1 года, стоит обратить внимание на вариант, который предлагается Николаем Зайцевым. Способ умственного развития малышей предполагает использование наглядных пособий. Это различные карточки и кубики с изображением букв, цифр, фруктов, животных и предметов.
Методика Зайцева основывается на системной подаче материала небольшими порциями. Обучение малыша происходит в игровой форме. Чаще всего такие уроки не надоедают детям и приносят огромное удовольствие. Если младенец устал, занятия рекомендуется прекратить. Физиологическое восприятие материала должно быть на высоком уровне.
Благодаря методике Николая Зайцева малыши учатся очень быстро разговаривать и читают уже ближе к трем-четырем годам. Основная идея в том, что элементарным элементом речи является пара букв (склад). Такие склады Николай зайцев предложил изобразить на карточках или гранях красочных кубиков. По схожему принципу осуществляется обучение счету. На карточках и кубиках изображаются числовые ряды.
Методика развития ребенка Николая Зайцева имеет огромное количество преимуществ. Каждый малыш, с которым регулярно занимаются, начинает быстро читать, учится считать еще до посещения дошкольного учреждения. Кроме того, у детей развивается творческое мышление, открываются таланты. У ребят, которые обучаются по методике Зайцева развивается зрительная память, они легко запоминают стихотворения.
Имеет такая схема развития и свои минусы. В занятиях совершенно не учитывается мелкая моторика рук. А ведь это очень важно на этапе подготовки детской руки к письму. Малыши действительно учатся быстро читать и считать. На фоне этого дети идут по ускоренной программе. В начальных классах школы таким ребятам становится не интересно обучаться. Поэтому важно рассматривать и другие методики интеллектуального развития ребенка.
Методика Глена Домана
Глен Доман – это американский ученый, который разработал уникальную методику раннего развития детей. Интересно, что ни один способ умственного совершенствования малышей первых лет жизни не вызывал столько споров. Впервые такая методика развития ребенка начала использоваться еще в середине 40-х годов прошлого столетия. Глен Доман был молодым военным врачом, который проходил практику в «Институте ускоренного развития ребенка». Специалист пришел к выводу, что при стимулировании «спящих» участков мозга внешними раздражителями можно значительно ускорить умственное развитие ребенка.
Изначально методика проверялась на больных детях (за исключением незрячих). Малышам показывали карточки с крупными красными точками. Позднее начали использоваться карточки со словами. Урок занимал не более пяти минут. Уже через месяц регулярных занятий малыши, которые ранее не разговаривали, произносили свои первые слова. Дети старшего возраста быстро учились читать и считать.
Цель методики развития детей – стимулирование умственных способностей. Благодаря занятиям малыши, которые считались отстающими в умственном развитии, быстро догоняли своих ровесников. Кроме того, занятия помогают быстрее развиваться и в физическом плане. Дети, с которыми занимаются по методике Домана, начинают выполнять сложные гимнастические трюки, имеют другие спортивные достижения. Ученый доказал, что человеческий организм даже в первые годы жизни обладает огромным потенциалом.
Очень легко осуществляется развитие внимания. Методика детям подходит в любом возрасте. Но чем раньше начать заниматься, тем лучше будет результат. Ученый доказал, что мозг растет лишь тогда, когда он работает. Карточки Домана можно использовать уже с рождения. До трех лет мозг развивается наиболее активно. От трех до шести лет мозговая активность значительно снижается. Однако это не значит, что занятия следует прекращать. Плюс в том, что заниматься с младенцем могут сами родители. В привлечении специалистов нет необходимости.
Минус в том, что такая методика развития ребенка показывает высокую эффективность лишь в раннем возрасте. После трех лет стоит рассматривать уже другие варианты.
Методика Сесиль Лупан
Как еще можно проводить раннее развитие детей до года? Методики существуют разные. Отдельного внимания заслуживают работы Сесиль Лупан, молодой мамы, которая решила не доверять воспитание своих малышей чужим. Сесиль отошла от жестких принципов Домана. Женщина была уверена, что развитие малыша должно быть интересным и разносторонним. Изначально Сесиль Лупан сама использовала методику Домана для развития своей дочери. Однако в скором времени молодая мама поняла, что в процесс обучения следует внести свои коррективы.
Каким должно быть раннее развитие детей до года? Методики могут быть выбраны любые. Однако важно, чтобы занятия с малышом проводили только близкие люди. Ни один квалифицированный педагог в первые месяцы жизни не сможет дать малышу то же, что мама или папа. Второй важный момент: обучение – это захватывающая игра. Занятия необходимо прекратить еще до того, как у малыша появятся признаки переутомления. Используя свой опыт (Сесиль – профессиональная актриса) и знания, женщина разработала интересные занятия, в процессе которых малыши могли быстро развиваться в умственном и физическом плане. Методику молодая мама испытала на своих детях.
Основной принцип следующий: обучение должно приносить лишь удовольствие. Кроме того, Сесиль предлагает отказаться от чрезмерной опеки. Ребенок должен учиться самостоятельно решать свои проблемы. Нельзя забывать и про чувства. Учеными уже давно доказано, что дети, которых регулярно обнимают и целуют, значительно лучше развиваются в умственном и физическом плане.
Методика Сесиль Лупан подходит для малышей с рождения и до пяти лет. Тесное общение малышей и родителей очень быстро показывает хорошие результаты. К сожалению, многие родители мало внимания уделяют искреннему познавательному общению, не желая отвечать на «глупые вопросы». А ведь это основная ошибка, которая не дает детям полноценно развиваться.
Методика показывает действительно хорошие результаты. Однако нужно быть готовым к тому, что ребенку придется уделять немало времени. Такой способ раннего развития не подойдет для вспыльчивых авторитарных родителей.
Вальдорфская педагогика
Если рассматривать методики развития детей школьного возраста, стоит обратить внимание в первую очередь на этот вариант. Суть в том, что при обучении необходимо в первую очередь ориентироваться на личность конкретного ребенка. Здесь не существует особых приемов. Обучение – это всего лишь реальная жизнь ребенка в комфортном семейном климате.
Вальдорфская педагогика была основана ученым Рудольфом Штайнером, который особое внимание уделял развитию детей школьного возраста. В 1907 году появилась на свет книга «Образование ребенка». Здесь впервые были раскрыты действенные принципы обучения. В 1919 году Рудольф возглавил детский сад, а затем школу для детей сотрудников фабрики «Вальдорф-Астория». Отсюда и пошло название методики.
Рудольф Штайнер одним из первых отметил, что детство – это особый период в жизни каждого человека. Если ребенок как можно дольше остается «маленьким» и живет в комфортной семейной атмосфере, ему удается гораздо легче адаптироваться во взрослой жизни в будущем. Методика Штайнера основана на уважении к детству. Каждый ребенок развивается в свойственном ему темпе. Основная задача – развитие природных способностей. Каждый ребенок должен верить в себя – и у него все получится.
Если рассматривать методики развития детей младшего школьного возраста, также стоит брать во внимание работы Рудольфа Штайнера. Особе внимание он уделял организации пространства ребенка. Малыш в первые школьные годы может прекрасно развиваться, если ничто не подавляет его свободу. Поэтому в школах, которые проводят обучение по принципу Штайнера, помимо парт и доски есть мягкие игрушки, уголок для рисования, коробки с конструктором.
Игрушкам Рудольф Штайнер уделил особе внимание. Твердые предметы с острыми углами не признаются. Предпочтение отдается игрушкам, выполненным из природных материалов. Особой популярностью пользуется деревянный конструктор или самосшитая кукла.
Свободная игра – это основная деятельность ребенка. При этом у «вальдорфских» детей совсем нет правил. Они играют сколько хотят и во что хотят. Педагоги следят лишь за безопасностью воспитанников.
Музыкальное развитие детей
Считается, что малыш, который с ранних лет правильно воспринимает музыку, быстрее учится читать и считать, хорошо развивается в физическом плане. Существуют различные методики музыкального развития детей. Огромной популярностью пользуются работы Сергея и Екатерины Железновых. Супруги имеют педагогическое и музыкальное образование. Благодаря игровой форме методисты предоставляют детям важную информацию. При этом занятия подбираются в соответствии с возрастными характеристиками малыша. Наиболее популярной является методика развития ребенка 4 лет. Считается, что в таком возрасте наиболее стремительно укрепляются умственные способности посредством игры.
Второй принцип «музыкальной» методики – обучение детей должно проводится через двигательную активность. Во время движения под яркую музыку ребенок получает положительные эмоции, открываются «спящие» участки мозга. После такой физической нагрузки любая информация усваивается значительно быстрее.
Все занятия проходят под музыку в игровой форме. Педагог или родители показывают малышу определенные движения. При этом воспитанник сам принимает решение, повторять ему или нет. Никто никого не заставляет. Методика Железновых позволяет развивать у ребят музыкальный слуг и ритмику. В результате взаимодействия с различными предметами прекрасно развивается мелкая моторика рук. Ускорить процесс качественного умственного и физического развития позволяет тесный контакт с мамой.
Занятия подойдут для тех, кто рассматривает методики раннего развития детей 3 лет. Однако начинать подготовку малыша можно и значительно раньше. Даже годовалые малыши могут прекрасно двигаться в такт музыке.
Методика Никитиных
Эта методика развития детей 6 лет и старшего возраста вызывала огромное количество споров, несмотря на то что здесь используются простые принципы, доступные любой семье. Методика раннего развития была разработана супругами Никитиными – Борисом и Еленой. Педагоги использовали выбранные принципы и в процессе воспитания собственных семей. Многие учителя используют методику Никитиных и сегодня. Однако встречаются и те, кто считает это способ обучения ограниченным, не подходящим для многих семей.
Дети супругов Никитиных с раннего детства развивали самостоятельность. Они учились на собственных ошибках, набирались опыта. Это было совершенно не свойственно для общества тех времен. На удивление окружающих дети Никитиных показывали отличные результаты. Уровень их развития соответствовал уровню детей, которые были старше на 3-5 лет. Еще до посещения школы малыши научились писать и читать. Методика способствовала также активному физическому развитию ребят.
Никитины были уверены, что большинство взрослых выбирают неправильный подход в вопросах общения с ребенком. Забота о малыше сводится к бытовым необходимостям. Родители только следят за тем, чтобы ребенок был сыт и одет. А процесс обучения происходит сам собой. При этом родители принимают косвенное участие в развитии ребенка, помогают ему, направляют в нужное русло. Основной принцип: маленький человек может делать абсолютно все. При этом он также и несет ответственность за свои поступки. Родители обсуждают сложившуюся ситуацию с ребенком, помогают ему сделать вывод.
По методике Никитиных родители должны поощрять свободу творчества. Дети самостоятельно выбирают, чем и сколько заниматься. Поощряется также и близость к природе. Ребята, находящиеся в естественной среде, прекрасно развиваются и меньше болеют. Особе внимание уделяется физическому развитию. Дети, которые развиваются по методике Никитиных, как правило, посещают различные секции (выбирают самостоятельно).
«Школа семи гномов»
Практически каждая методика речевого развития детей дошкольного возраста может успешно применяться дома без привлечения специалистов. Не исключением является «Школа семи гномов». Это серия книг с картинками, благодаря которым каждый ребенок может отлично развиваться в умственном плане. Плюс в том, что развивающие книги имеют различную тематику («в магазине», «в цирке», «на прогулке» и т. д.) поэтому практически никогда не надоедают детям. Дети с родителями рассматривают книги, обсуждают увиденное. Таким образом быстро пополняется словарный запас, тренируется память.
Специалисты отмечают, что на «Школу семи гномов» стоит обратить внимание тем, кто рассматривает методики развития детей от 1 года. В этот период наблюдается наиболее активное развитие участков мозга, отвечающих за память и речь. Именно до двух лет у ребят формируются основы восприятия действительности.
Единого автора «Школы семи гномов» не существует. При создании поучительных книг использовались элементы других популярных методик. Так, дети визуально воспринимают картинку, на слух воспринимают информацию, которую произносит мама, пытаются подражать главным героям рассказа. Таким образом, малыш развивается умственно, физически и эмоционально.
Плюс в том, что такие занятия можно проводить уже с самого рождения. Помимо ярких картинок и интересных рассказов в книгах присутствуют увлекательные задания, которые малыши с удовольствием выполняют. Присутствуют также и поощрительные призы за правильное выполнение в виде ярких наклеек. Для каждого возраста развивающая книга подбирается в индивидуальном порядке (существует специальная инструкция).
Методика Марии Монтессори
Существует множество методик диагностики развития детей дошкольного возраста. Если малыш отстает от своих ровесников, стоит записаться на прием к специалисту. Не исключено, что придется позаниматься с педагогом. Многие предпочитают развивать своих подопечных с помощью методики Марии Монтессори. Она создала собственную систему обучения. Методика развития ребенка 4 лет и старше помогает малышам раньше начинать читать, писать и считать. Однако сегодня все чаще открываются школы раннего развития, в которых и годовалые малыши могут заниматься вместе с мамами.
Суть метода заключается в том, что каждый ребенок может познавать мир самостоятельно. Взрослым нужно дать лишь небольшой толчок. Педагогом лишь создается особая среда, в которой маленький человек может полноценно развиваться. В помещении в открытом доступе располагаются различные привлекательные материалы – краски, деревянные кубики, вода. Таким образом каждый малыш развивается в своем собственном темпе, делает именно то, что желает.
Задача педагога, который работает по системе Монтессори – рассмотреть индивидуальность конкретного ребенка за шалостями. Как показывает практика, заниматься по этой методике хватает терпения далеко не у всех. Однако тем, кто идет до конца, удается добиться действительно хороших результатов. Педагог – это всего лишь заинтересованный наблюдатель, который лишь следит за безопасностью ребенка.
В группах по методике Монтессори одновременно могут обучаться дети в различных возрастных категориях. И это еще один плюс. Младшие ребята подражают старшим, а взрослые малыши чувствуют ответственность за одногруппников.
Имеет методика и свои недостатки. Чаще всего ребенок предоставлен сам себе, отсутствуют ролевые и подвижные игры. Кроме того, после демократичной атмосферы, царящей в группах Монтессори (здесь можно все), дети очень трудно привыкают к стандартным школам и детским садам. Методика может на подойти и застенчивым детям. Такие малыши не смогут попросить о помощи, если что-то у них не будет получаться.
Польза и вред раннего развития
Существует немало методик диагностики развития детей дошкольного возраста. Когда малыш поступает в детский сад, с ним работают психологи и квалифицированные педагоги. Специалисты сходятся во мнении, что в коллективе дети прекрасно развиваются, и в дополнительной стимуляции умственной активности нет необходимости.
Стоит ли дополнительно заниматься с ребенком? Нужна ли специальная методика речевого развития детей дошкольного возраста? Как воспитывать своего малыша, каждый решает самостоятельно. Однако стоит понимать, что ускоренное развитие также не идет на пользу. Дети, которые уже в первые годы идут на шаг быстрее своих ровесников (умеют читать и писать значительно раньше), в последствии плохо налаживают контакты. Многие из таких ребят становятся изгоями. Ведь они отличаются от окружающих.
Однако не нужно впадать в крайность и бросать развитие ребенка на самотек. Совместное времяпрепровождение, внимание и любовь – лучшие элементы полноценного существования ребенка в любом возрасте.
Источник