Кружки как они влияют на развитие ребенка

Кружки как они влияют на развитие ребенка thumbnail

Содержание:

  • Тревога за развитие
  • Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
  • Время на игру
  • Время переварить информацию
  • Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
  • Дети и усталость: что дальше?
  • Нагружать или не нагружать?

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: “Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…”. Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и “не разовьется”, и “никем не станет”.

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип “все лучшее — детям”. В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— А в четверг?

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной “диеты”. Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — “методом вычитания”. Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье “гиподинамия”.

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников “левополушарным” занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых “дивидендов” в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами “заучившихся” подростков.

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него “автоматически срабатывающую систему предохранения” — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс “нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше”.

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

“Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут”.

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями “фору”? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы “проецируетесь”, то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Источник

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ. 

Елизавета Сивак, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Ребята с низкими оценками часто тратят свободное время на прогулки. После уроков они предоставлены сами себе. У сильных учеников досуг выглядит иначе. Они занимаются в кружках, секциях и студиях, их день четко спланирован, выяснили Катерина Поливанова, Елизавета Сивак и Михаил Лебедев, замдиректора московской школы № 777.

Во многом дело тут в семейном «бэкграунде». Уровень образования, культурные запросы и доходы родителей влияют на их отношение к учебе детей и к дополнительным занятиям. Так, образованные и высококультурные семьи понимают, что кружки вносят свой вклад в детский кругозор, и водят ребят в центры развития. Обеспеченные родители также создают детям условия для хорошего образования, поскольку имеют возможность платить за внешкольные занятия.

Эти две категории родителей видят в кружках и студиях ресурс помощи в учебе, способ повышения качества образования. Не удивительно, что оправдывается теорема, доказанная еще полвека назад: дети из более образованных и состоятельных семей учатся лучше, отметили исследователи в статье «Внешкольная занятость детей». Работа опубликована в журнале «Директор школы», № 3, март 2016 года. Эти выводы подтверждают и результаты исследования, проведенного в 2016 году в ряде московских школ.

Ребенок должен быть занят

Чем меньше у детей свободного времени — тем лучше, подчеркивали в интервью родители. Аргументы простые: если внешкольные часы у ребенка четко расписаны (исследователи называют это «организованным», или «структурированным» досугом), он становится более собранным. Показательно, например, такое высказывание респондентки: «Когда ребенок знает, что у него есть час-полтора до тренировки, а потом у него времени не будет сделать уроки, он сделает это быстро, но сосредоточенно и хорошо». Родители расценивают дополнительное образование и как способ спасти детей от дурного влияния. «Если я сейчас отпущу ребенка в свободное плавание, то не факт, что он выберет правильную дорогу», — заметила еще одна респондентка (см. Почему дети не ходят в кружки и секции.

Кружки как они влияют на развитие ребенка

Исследование показало, что между занятостью детей во внешкольное время и их успеваемостью действительно есть связь. Так, ребята с хорошими отметками (диапазон среднего полугодового балла — 4,5-5) в интервью отмечали, что их внешкольные часы четко расписаны, «свободного времени практически не остается».

Дети с низкой успеваемостью (средний полугодовой балл — ниже четырех), наоборот, больше времени пребывали «в свободном плавании» («неструктурированный» досуг). «Такие ребята, как показало наше исследование, чаще бывают на отдаленных спортплощадках, детских площадках, стадионах и футбольных полях, чем дети с более высокой успеваемостью», — уточняет Елизавета Сивак. В будни школьники с невысокими оценками проводили без взрослых больше времени, чем их одноклассники с высокими оценками: в среднем 2,5 часа против 1,6 часа.

Походы в кружки и их связь с учебой

Исследователи сравнили школьников с разными отметками по числу развивающих занятий, которые они посещают. Получились «убедительные данные о связи числа занятий и успеваемости».

Эта связь ярко прослеживается между детьми, которые вообще не ходят в кружки, и ребятами, которые посещают хотя бы один вид дополнительных занятий.

Если ребенок ходит хотя бы в один кружок, у него существенно выше средний полугодовой балл. Так, у учеников, которые в свободное время предоставлены сами себе, средний полугодовой балл составил 3,93. А у детей, посещающих хотя бы один вид занятий, средний полугодовой балл — уже 4,07. У школьников, которые ходят на два вида занятий, средний балл доходит до 4,14. Кстати, ребята, посещающие одно-два занятия, составляют большинство (64% в сумме).

Вклад кружков в копилку знаний

У детей, которые ходят на развивающие занятия, жизненный опыт богаче, комментируют значимость кружков эксперты. Такие ученики участвуют в большем количестве событий, общаются с разными людьми. Все это расширяет детский кругозор. А значит, влияет и на школьное образование, обогащает его.

Та лепта в знания, которую вносят развивающие занятия, особенно значима потому, что роль формального образования — например, школьного — уменьшается. Исследователи объясняют это стремительным ростом объема информации, ежедневно обрушивающейся на человека. «Расширяется наше пространство, мы знаем больше, сталкиваемся со все большим числом разных событий, — пишут Поливанова, Сивак и Лебедев. — Это снижает вклад собственно образования в наши знания».

Кроме того, школа все больше отчуждается от ребенка. Школьное содержание для современного ученика «не связано с его насущными задачами взросления», считают авторы статьи.

На занятия влияют семья и район

Пространство взросления стало крайне неоднородным, поскольку у семей очень разные характеристики и возможности: уровень образования, культурные запросы, социальный статус, доходы.

Раньше для всех детей, независимо от благосостояния их семьи, именно школа была главным источником знаний. Теперь таких источников все больше, а школьный вклад падает. Высококультурные и обеспеченные родители, понимая значимость развивающих занятий для детей, чаще стараются инвестировать в них силы, время и деньги. Менее образованные и небогатые семьи по разным причинам реже отдают детей в кружки и студии (см. также Почему дети не ходят в кружки и секции). Аргументы разные: от «не подходит расписание» до «талант сам пробьет себе дорогу» (см. также Социальное расслоение воспроизводится в образовании).

В то же время, образовательное неравенство может усиливать и городская среда, инфраструктура учреждений для детей (см. также Как родители выбирают школы для детей и Уровень развития территории влияет на успехи школьников). Есть районы с богатым ассортиментом кружков (в разных городах это, как правило, центр). Но есть и территории со скудной инфраструктурой. У ребят, живущих в них, меньше возможностей расширить свой кругозор.

Хорошо, когда родители рядом

Чем выше успеваемость, тем больше подросток указывал мест, которые он посещал вместе со взрослыми, выяснили исследователи. То есть успеваемость школьников соотносится и с тем, сколько времени они проводят с родителями.

В связи с учебой важно и то, куда именно ходят дети в свободное время: в городские организации типа кино и кафе или просто гуляют по улице. Чем лучше подростки учатся, тем меньше они указывают мест «под открытым небом» и тем больше называют закрытые помещения (торгово-развлекательные центры, кинозалы и пр). Здесь тоже сказывается семейный бэкграунд, считают исследователи. «У подростков-отличников в семьях с более высоким социально-экономическим статусом, вероятно, имеются карманные деньги, которые они тратят в магазинах», — пишут авторы статьи.

Школьники с низкими оценками не ходят в кружки не только потому, что у их семей меньше возможностей оплачивать занятия. Вероятно, дело еще и в приоритетах. Такие ребята могут изначально выбирать «свободное плавание» вне расписания — прогулки по району.

Однако «тусовочные» прогулки все же отличаются от походов в кафе или в кино. В этих местах есть определенные правила поведения, которые нельзя нарушать. Гуляние по улицам не накладывает таких ограничений.

Как помочь детям организовать свой досуг

Возможны разные сценарии. Два из них связаны с развитием внешкольных занятий, два — с развитием бесплатных кружков в школе.

  • Городская среда должна быть дружелюбна к детям. Она должна «приглашать их к насыщенному событиями досугу».
  • Организации дополнительного образования не должны увлекаться гонкой за результатами (этим «грешит» и обычная школа с ее олимпиадами и пр.). Ясно, что руководители кружков хотят повысить свои рейтинги. Но не все дети посещают занятия с тем, чтобы добиться выдающихся результатов. Для многих важны «познавательные пробы». И если преподаватель давит на них, они могут просто бросить дополнительные занятия.
  • Учебные заведения должны развивать бесплатные дополнительные образовательные программы. Они помогут поднять успеваемость учащихся.
  • Школа должна поддерживать ребят со слабой успеваемостью в их дополнительном образовании. Например, можно помочь им выбрать кружки, отмечать их успехи.

Статья базируется на проекте Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ, который проводится при поддержке Департамента образования города Москвы. Проект включает анкетирование школьников и их родителей  и серии интервью с родителями и учениками.

См. также:

Почему дети не ходят в кружки и секции

Кружки и секции уберегут подростков от алкоголя

Что даст ребенку детский клуб

Занятия в кружках повышают самооценку школьников

Дополнительное образование переформатируется

Источник