Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки

Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки thumbnail

Кризисные зоны развития подростка и характер педагогической поддержки.

Хочу привести слова Макаренко:

«Подросток – это «существо в себе: Дети в подростковом возрасте очень болезненно относятся с стремлению воспитателей переступить порог их особого, только им принадлежащего мира, войти в него со своими категорическими установками, оценками .требованиями. Они не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам».

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как им свойственны бурные, эмоциональные переживания.

Роль подростка в семье, семейная система ценностей, шаблоны общения и решения проблем имеют принципиальное значение для формирования собственной ценности и способа восприятия мира. Депрессивная модель мира часто формируется на основе семейных ценностей.

Непонимание между родителями и детьми часто ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении. Это объясняется тем, что родители – сформировавшиеся личности с устойчивой психикой, в отличие от ребенка, в котором бьет через край юношеский максимализм.

Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние.

Депрессия характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных интересов и общей пассивностью поведения. В этом состоянии человек испытывает мучительные переживания, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, произошедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

Признаки депрессии.

Депрессивный синдром у подростков протекает так же как и у взрослых. Наблюдается пониженное настроение, либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Часто отмечаются: потеря аппетита (или переедание), изменение веса тела, усталость. У ребенка изменяются потребности во сне: возникает бессонница либо сонливость, может жаловаться на трудности концентрации, испытывать чувство никчемности или вины (часто нереальной).

Другими критериями депрессии являются: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменение отношения к учебе, агрессия, соматические жалобы. Для подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное поведение. Он может казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками. Если эти симптомы проявляются почти каждый день в течение двух недель, то можно говорить о состоянии депрессии.Именно депрессивное состояние подростка может повлечь за собой серьезные, опасные и непоправимые последствия.

В период взросления подростки жалуются на депрессивное состояние, вызванное тем, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного Я и пр. Осложненное и бурное протекание взросления в форме кризисов наблюдается у 20% подростков. Следовательно, опасность возникновения суицида у этой части подростков необходимо постоянно иметь в виду. Именно подростковой группе свойственны различные типы суицидального поведения.

Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего, родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестуя таким страшным образом против безразличия, цинизма и ли жестокости окружающих.

Все задаются вопросом: как остановить эту страшную статистику и не допустить новых подобных случаев?

Проблема не новая. Позиция православной церкви по данному вопросу всегда была четкой: самоубийство – это грех, и данная тема вообще не обсуждается. Может быть, поэтому статистика дореволюционной России – 3 суицида на 100 тысяч человек? На территории бывшего СССР, несмотря на более высокую статистику самоубийств, данная тема не освещалась в СМИ, и общественная позиция была однозначной и жесткой: человек, покушающийся на самого себя, болен психически.

В настоящее время нет единых взглядов на то, как следует работать по профилактике суицидального поведения. Существуют публикации на данную тему. Практика показывает, что после очередного сообщения в прессе или после реального самоубийства кумира в молодежной среде обязательно появляется подобный случай и увеличивается количество суицидальных попыток. Явление подобного психологического заражения наблюдалось во все времена и во всех культурах. С конца 19 века оно получило название «синдром Вертера» после череды массовых самоубийств читателей книги Гете, которая по данной причине была запрещена. При сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства, у многих людей (до 10%) включается некий механизм, пока неизученный, результатом работы которого становится резкий рост количества собственно суицидов, а также неосторожного поведения, приводящего к несчастным случаям с летальным исходом.

Подросткам характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство вызвано гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.

Читайте также:  Венгер игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста

Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет. Представления о ней крайне неотчетливо, инфантильно.

Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир. Так же она видится средством наказания обидчиков.

Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков

-Переживание обиды, одиночества, непонимания.

-Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.

– Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

– Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

-Боязнь позора, насмешек или унижения.

– Страх наказания, нежелание извиниться.

– Любовные неудачи,,беременность.

-Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

– Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

– Сочувствие или подражание товарищам («эффект Вертера»)

У подростков возникновение суицидального поведения связано с трудностью решения серьезнейшего вопроса – «Я И ДРУГИЕ».

Как помочь.

Выслушивайте – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа « Ну, а не все так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать вас за излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы воспринимаете их всерьез.

Задавайте вопросы – обобщайте «Такое впечатление, что ты говоришь о …», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если получаете ответ, переходите на конкретику: Как ты это сделаешь? и т.п.

Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы (или кто-то еще) ему можете помочь.

Рекомендации для педагогов.

Педагоги-психологи предлагают следующее:

1.Наложить «табу» на обсуждение темы «самоубийство» с целью профилактики суицидального поведения.

2.Профилактику строить в направлении формирования позитивного мышления уподростков.

3.В случае суицидальной попытки учащихся избегать группового обсуждения случая.

4. В случае незавершенного суицида рекомендовать индивидуальную работу суицидента со специалистами.

5. В случае завершенного суицида необходима групповая работа с подростками ближайшего окружения суицидента.

6.Предупредить всех педагогов об ответственности за несоблюдение данных рекомендаций.

7.Напомнить администрации образовательных учреждений, что психологи категорически против публичных групповых обсуждений данной темы. Зачастую цена подобных мероприятий (род.собраний, кл.часов) – жизнь кого-то из подростков, т.к. в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции др.

Что же такое педагогическая поддержка?

Педагогическая поддержка – это действия педагога в ситуации, когда ребенок в быстро изменяющихся обстоятельствах делает сознательный, самостоятельный, ответственный нравственный выбор, а педагог поддерживает и направляет его в этом развитии.

Поддержка необходима как в обычных ситуациях – переживание радости, вдохновения, морального подъёма, так и в период затруднения, решения сложных личностных проблем, осуществления личного выбора при недостатке тех или иных знаний или умений и т.д. Именно в этих ситуациях поддержки и не хватает зачастую современным подросткам.

Понятие педагогической поддержки было введено в отечественную науку О.С. Газманом. Педагогическая поддержка – относительно самостоятельное явление образования в целом, особая сфера педагогической деятельности – превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением. Этот термин автор рассматривал с позиции процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребёнка.

Итак, под педагогической поддержкой понимают воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребёнка в жизненно важных ситуациях его развития. Это действия учителя в системе отношений, направленных на оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас».

Назначение педагогической поддержки намного шире, чем назначение просто «скорой помощи», т. к. жизненно важные ситуации могут и не носить проблемного характера. Назначение педагогической поддержки в том, чтобы содействовать активности ребенка, его усилиям во имя построения его же собственной жизни.

Таким образом, своевременная, квалифицированная поддержка педагога оказывает большое влияние на саморазвитие личности и является важнейшим фактором формирования положительной «Я- концепции» ребёнка, однако, она даёт положительные результаты только при соблюдении определенных условий ее организации.

Министерство образования и науки РТ

ГАПОУ Тетюшский сельскохозяйственный техникум

Тема выступления на МОКРе:

Кризисные зоны развития подростка и характер педагогической поддержки.”

Читайте также:  Факторы психического развития ребенка таблица

Доклад подготовила:

Натфуллина Г.Х.

Тетюши – 2017

Источник

Слайд 1

Кризисные СИТУАЦИИ Психологическая помощь ребёнку Подготовила: педагог- психолог В. А. Неволина

Слайд 2

Задачи: Рассмотреть ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка. Разработать приемы психологической помощи. Цель: Составление алгоритма действия по оказанию первой психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации.

Слайд 3

Кризис (от греч. kreses – решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжелое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.

Слайд 4

Травматические ситуации – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребенка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладению с последствиями их воздействия. Кризисная для ребенка ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо поддержки и помощи справиться с ней.

Слайд 5

Переживаемые детьми кризисы можно условно разделить на три основные группы: Возрастные кризисы ( естественные , нормативные). Неблагоприятные внешние воздействия , стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребенка, в частности на способность реагирования на воздействия внешней среды Кризисы утраты и разлуки. Травматические кризисы.

Слайд 6

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями других семей . Процесс адаптации детей после развода условно делят на три фазы: Первая , самая острая фаза , длится примерно около двух лет. Вторая фаза – переходная. Третья фаза означает создание нового жизненного стиля.

Слайд 7

Кризис утраты Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Во время кризиса утраты ребенок переживает смешанные эмоции – от подавленности и печали до гнева и досады.

Слайд 8

Условно можно выделить несколько стадий переживания утраты: Первая стадия. Шок. Характеризуется тотальным эмоциональным отрицанием, часто неправильно понимаемым теми, кто пытается помочь ребенку справиться с горем. Вторая стадия . Злость и ощущение несправедливости. На этой стадии человека мучает вопрос: почему это произошло именно со мной? Третья стадия . Печаль и сожаление. Эта стадия характеризуется ощущением одиночества и депрессией; может возникать потребность вернуть прошлое как способ отрицания произошедшего. Четвертая стадия . Восстановление. Жизнь начинает постепенно входить в свою колею, и к концу первого года можно уже надеяться на восстановление.

Слайд 9

В целом большую роль в переживании ребёнком травмы потери (утраты) играют такие факторы, как: возраст ребёнка; уровень психического развития; наличие (или отсутствие) опыта предыдущих потерь; поддержка значимого взрослого.

Слайд 10

Травматические кризисы Возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым. Выделяются травмы: стихийным или природным бедствием причиненные людьми По продолжительности краткосрочные длительные повторяющиеся

Слайд 11

Кризис насилия Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком: Физическое жестокое обращение. Сексуальное насилие. Пренебрежение нуждами ребенка. Психологическое насилие. Насилие может быть явным и скрытым. актуальным (происходящим в настоящее время) случившимся в прошлом. Может происходить : дома (со стороны родственников или соседей). на улице( со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых).

Слайд 12

Признаки физического насилия: изменения на коже (царапины, следы ударов ) повреждение костей или мягких тканей гематомы кровоизлияние сетчатки глаза ушибы тела определенный тип ожогов или рубцов после них (множественные – от сигарет, утюга и другие ) следы укусов выявляемые с помощью рентгена закрытые переломы смещения суставов и другие.

Слайд 13

Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, позволяющие заподозрить совершенное над ним физическое насилие: Возраст 1,5 – 3 года: боязнь взрослых плаксивость , проявления радости – очень редкие реакция испуга на плач других детей крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности. Возраст 3 года – 6 лет: отсутствие сопротивления при агрессивном отношении к ним пассивная реакция на боль болезненное отношение к замечаниям, критике.

Слайд 14

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость псевдовзрослое поведение (сильное подражание взрослым) негативизм , агрессивность лживость , воровство жестокость по отношению к животным склонность к поджогам.

Слайд 15

.

Слайд 16

Психологические: наличие у ребенка стресс – синдромов (например, недостаточной циркуляции крови и, как следствие, холодных рук и ног, «мраморной» кожи, бледности ). характерное выражение лица ребенка (его называют «постоянной бдительностью », «взглядом косули »). наличие в поведении ребенка рефлекторных жестов и поз защиты .

Слайд 17

Поведение ребенка в кризисной ситуации. Механизмы психологической защиты Регресс к более раннему детскому поведению Идентификация с агрессором Подавление Я Отрицание Изоляция чувств Диссоциативные защиты

Слайд 18

Необходимо решать следующие задачи: При работе с чувствами и эмоциями ребенка: Учить ребенка выражать свои чувства. Учить ребенка дифференцировать чувства (ощущать их разнообразие). Тренировать сензитивность (чувствительность) ребенка. Развивать ощущение телесной самости, безопасного восприятия физического контакта. При работе с когнитивными схемами (способами мышления) Учить осознавать свои чувства и эмоции, в том числе связанные со взаимоотношениями с другими людьми. Развивать у ребенка умение вырабатывать свои суждения о том, что нравится или не нравится. Формировать у ребенка позитивное отношение к собственным переживаниям. Учить ребенка ориентироваться в проблемах. Учить осознавать особенности своих взаимоотношений с другими людьми .

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка дауна

Слайд 19

Помощь ребенку в кризисной ситуации: Цели : освобождение ребенка от чувства страха, смущения, безнадежности. восстановление нормального для конкретного ребенка психологического состояния (того, в котором он находился до кризиса ). привлечение внешних источников помощи и актуализация внутренних ресурсов ребенка. создание возможностей для понимания ребенком взаимосвязи между содержанием конкретного кризиса и особенностями своей жизни. формирование и развитие у ребенка новых установок, способов поведения и копинговых механизмов, с помощью которых он может выйти из актуального кризиса и которые помогут ему в дальнейшем справляться с кризисными ситуациями.

Слайд 20

Общий алгоритм работы. Психологическая работа с ребенком в кризисной ситуации обязательно должны включать в себя несколько этапов: Подготовка к работе. Составление примерного плана работы. Установление контакта с ребенком, восстановление вместе с ним картины произошедшего . Анализ внешних признаков и особенностей переживания ребенком кризисной ситуации. – его физического (соматического) состояния; – качества его настроения; его поведения и общего психологического состояния . Диагностика особенностей психологического развития ребенка: – познавательной сферы личности; – эмоционально-личностных отношений; – акцентуаций характера и психических отклонений. – выстраивание стратегии работы с ребенком. Выделение основных направлений этой работы.

Слайд 21

Игротерапия . наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми. игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т. д.); свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации – “навязчивое поведение”. Мы видим, что игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Виды и формы оказания психологической помощи детям в кризисной ситуации

Слайд 22

Сказкотерапия Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление и в той или иной мере проработать проблему. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д. Психолог создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (слушая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Слайд 23

Песочная терапия. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Психолог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры.

Слайд 24

Арт-терапия Можно использовать в работе с детьми следующие виды заданий и упражнений: Предметно-тематический тип – рисование на свободную и заданные темы. Примером таких заданий являются рисунки “Моя семья”, “Я в школе”, “Мой новый дом”, “Мое любимое занятие”, “Я сейчас”, “Я в будущем” и т. д. Образно – символический тип – изображение ребенка в виде образов. Темы могут быть такие: “Добро”, “Зло”, “Счастье”, “Радость”, “Гнев”, “Страх” и т. д.

Слайд 25

АЛГОРИТМ РАБОТЫ : Подготовка к работе. Составление примерного плана работы. Установление контакта с ребёнка, восстановление вместе с ним картины произошедшего. Анализ внешних признаков и особенностей переживания ребёнком кризисной ситуации: Его физического (соматического) состояния ; Качества его настроения; Его поведения и общего психологического состояния. Диагностика особенностей психологического развития ребёнка: Познавательной сферы личности; Эмоционально-личностных отношений; Акцентуаций характера и психических отклонений. Выстраивание стратегии работы с ребёнком, выявление основных направлений этой работы.

Слайд 26

Выявление основных направлений работы В поведенческой сфере, в сфере взаимодействия с другими : эгоцентризм, избегание решения проблемы, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрирующую ситуацию, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям или чрезмерная угодливость, сексуализированное поведение. В аффективной сфере : эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная устойчивость и частое возникновение тревоги и депрессии, сниженная и нестабильная самооценка, появление социофобий , агрессивность. В мотивационно-потребностой сфере: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, принадлежности, невозможность простроить временную перспективу. В когнитивной сфере : наличие искажений, усиливающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: «произвольное отражение» – («я супермен», «я неудачник »); «чрезмерное обобщение» – («все, что я делаю – плохо»); «черно-белое мышление» – «очень хорошо – очень плохо», «мир или черный, или белый»; « персонализация » – «они смеются не просто так, они смеются надо мной»; преувеличение негативных событий и минимизация позитивных,.

Слайд 28

Спасибо за внимание!!! Успехов, терпения и радости в общении с детьми!!!

Источник