Кризисные этапы в развитии ребенка по выготскому
Возрастное развитие – сложный процесс, который приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития – социальная среда. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением приводит к возникновению возрастных новообразований.
Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Существует внутренний планпереживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы.Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считают, что для гармоничного развития ребенка не должно быть места кризисам.
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.
Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:
кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца – 1 год)
кризис 1 года
раннее детство (1—3 года)
кризис 3 лет
дошкольный возраст (3—7 лет)
кризис 7 лет
школьный возраст (7— 13 лет)
кризис 13 лет
пубертатный возраст (13—17 лет)
кризис 17 лет
Для успешного прохождения кризиса у ребенка, родителям необходимо проявлять терпение, принятие ребенка, овладеть техниками конструктивного общения, которые помогут выстроить общение на доверительных отношениях.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Рекомендации для родителей по вопросу эффективного взаимодействия с ребенком в период кризиса 7-ми лет.
Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в той или иной ситуации.
Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Пусть он засыпает с приятными мыслями.
Никогда не высказывайте в присутствии ребенка дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе.
Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным и спокойным голосом. Введите «разгрузочный» день, в этот день дайте себе слово не кричать на ребенка и не ругать его.
Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли вы много от него хотите.
Самые большие трудности у первоклашек вызывает письмо: пальчики непослушные и нетренированные.
Попробуйте в августе хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять действия с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Учите его правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы по многу раз.Играйте с ребенком. Вот вы накрываете на стол, а ребенок рядом. Поставьте одну тарелку для себя и спросите: кто еще будет ужинать, сколько тарелок достать, а вилок, а чашек? Можно считать кусочки хлеба и помидоры для салата, сколько ступенек вы прошли, сколько осталось. А еще очень полезно посчитать, сколько домов, поворотов, дорожек до школы.
И последнее: во всем должна быть система. Те же палочки и кружочки пишите ежедневно в одно время, не пропуская и не отмахиваясь.
Ваше спокойное и серьезное отношение к учебе ребенка – самый главный пример для подражания.
Больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки и тогда все получится.
Городской методический кабинет
Дебальцевская общеобразовательная школа I-III ступеней №6
им.Н.Я.Ильина
в рамках семинара:
«Индивидуальный подход в работе
с высокомотивированнымиучащимися и учащимися, имеющими низкий уровеньучебной мотивации»
Автор: Посохова Л.В.
учитель начальных классов
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.»
Л.С.Выготский
Советы ребёнка своим родителям
Не балуйте меня, вы этим меня портите.
Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной
Не будьте непоследовательными.
Не поддавайтесь на провокации, когда я говорю или делаю что-то только
за тем, чтобы просто расстроить вас.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не
знаю, почему поступаю так, а не иначе. Как, впрочем, и вы. С кем не бывает!
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Не защищайте меня
от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени.
Значение имеет то, как мы его проводим.
Не говорите мне, что мне нельзя делать что-то, а объясняйте почему нельзя
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения,
но похвала, когда она честно заслужена, иногда всё же вами забывается.
Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания. Я очень горжусь вами, что вы прочитали все мои пожелания.
Помните, что я вас люблю. Пожалуйста, ответьте мне любовью.
Источник
5.1.Взгляды Л.С. Выготского на стадии развития.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей
приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Для Льва Семеновича Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение
нового, то есть стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями,
то есть качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но это
новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего
развития. Источник развития – социальная среда – социальная ситуация развития –
специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
По Л.С. Выготскому – две единицы анализа социальной ситуации развития –
деятельность (внешний план) и переживания (внутренний план): переживание
семейного конфликта – у одного ребенка не проявляется, у другого – невроз.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К
концу периода появляется новообразования, среди которых особое место занимает
центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на
следующей стадии. Четыре основных закона детского развития:
1. Цикличность. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.
Периоды подъема интеллектуального развития сменяются периодами спада
(замедления): память, речь интеллект – имеют свои циклы развития.
2. Неравномерность развития: до 1 года – сознание не дифференцировано. С раннего
детства начинают развитие основные функции, а начало с восприятия. Но сначала
оно слито с эмоциями положительными или отрицательными. С 3-х лет – развивается
память, но она связана с восприятием. Итак, с раннего возраста доминирует
восприятие; в дошкольном – память, младшие школьники – мышление.
3. «Метаморфозы» в детском развитии – развитие это не количественные изменения,
а качественные (превращение одной формы в другую). То есть постепенно
приобретение «нужного» опыта.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То есть процессы
«обратного развития», как бы, вплетены в ход эволюции: то, что развилось на
предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, говорить – перестает
лепетать; у младшего школьник исчезают интересы дошкольника. Но наблюдаются и
запоздалые инволюционные процессы. Например, инфантилизм: ребенок, переходя в
новый возраст, сохраняются детские старые черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский
рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому: темп изменений
(медленный и быстрый):
Стабильные стадии развития | Кризисные стадии развития | ||
плавное течение процесса (это большая часть детства, длятся по нескольку лет) | Общего мнения по
|
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение. Кризисы, в отличие от
стабильных периодов, длятся несколько месяцев (доходят до одного или двух). Это
краткие, но бурные стадии, в течение которых, происходит значительный сдвиг в
развитии, резко изменяется во многих своих чертах. Развитие в это время может
принимать катастрофический характер.
Кризис – это начало и завершение незаметного обострения в виде
«трудновоспитуемости», аффектов, капризов, конфликтов, когда падает
работоспособность, снижается интерес. Однако у разных детей кризисные периоды
проходят по- разному: одни не переносимы; другие тихи и послушны, но все они
испытывают трудности в общении с окружающими, меняется темп продвижения в учебе,
работе.
Главные изменения во время кризиса – внутренние: на первый план – исчезает то,
что образовалось на предыдущей стадии, теряет интерес к тому, что вчера
направляло всю деятельность. Наряду с потерями создается что-то новое. Но это
еще неустойчивое новообразование и далее в стабильном периоде они
трансформируются в другие новообразования, растворяются в них и таким образом
отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между
возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями; с
другой стороны – между новыми потребностями и сложившимися раньше отношениями с
взрослыми.
Кризисные и стабильные периоды чередуются. Периодизация по Л.С. Выготскому:
1. Кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
2. Кризис одного года – раннее детство (1год – 3 года);
3. Кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7 лет);
4. Кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет);
5. Кризис 13 лет – пубертатный период (14-17 лет);
6. Кризис 17 лет.
5.2. Критерии периодизации психического развития ребенка.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации:
1. по внешним критериям;
2. по одному признаку развития (внутреннему);
3. по нескольким признакам развития (внутренние);
Для первой группы – характерно построение периодизации на основе внешнего,
связанного с процессом развития критерия (биогенетический принцип). Рене Заззо –
система воспитания и обучения детей:
1. раннее детство (до 3-х лет);
2. дошкольное детство (3 – 6 лет) – семья или дошкольное учреждение;
3. начальное образование (6-12 лет) – приобретение основных интеллектуальных
навыков;
4. средняя школа (12-16 лет) – общее образование;
5. высшее образование;
Во 2 группе периодизации используется не внешний, а внутренний критерий (одна
сторона развития: 1) развитие костных тканей, П.П.Блонский; 2) детская
сексуальность, З.Фрейд.
1. Появление и смена зубов (П.П.Блонский):
А) беззубое детство от 8 месяцев до 2 лет;
Б) детство молочного зуба (до 6,5 лет);
В) детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости);
2. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения
бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность – все,
приносящее телесное удовольствие.
1 стадия – оральная (до 1 года) – формируются ненасытность, жадность,
требовательность;
2 стадия – анальная (1-3 года) – формируются внутренняя цензура, совесть,
развиваются активность, агрессивность, упрямство, скрытость;
3 стадия – фаллическая (3-5 лет) – высшая степень детской сексуальности,
сексуальная привязанность к взрослым – самонаблюдение;
4 стадия – латентная (5-12 лет) – прерывается сексуальное развитие; интерес на
общение с друзьями;
5 стадия – генитальная (12-18 лет) – половое развитие тела – к сексуальному
общению;
Попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существующих
особенностей развития: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – детское развитие, ведущая
деятельность:
1 группа деятельности, которая ориентирует на нормы отношений между людьми: эмоциональное общение младших, ролевые игры дошкольников, интимно-личное общение подростков, то есть система отношений: «ребенок – общение взрослых» или «человек – человек» | 2 группа деятельности предметно-манипулятивная: учебная деятельность, учебно-профессиональная. Система отношений «ребенок – общественный предмет» |
Здесь формируется мотивационно – потребностная сфера | Интеллектуально-познавательная сфера. |
2-х видах деятельности происходит закономерное чередование сфер наиболее
интенсивного развития:
в младенчестве – развитие мотивационной сферы опережает интеллект;
в раннем возрасте – мотивационная сфера отстает, развивается интеллект;
5.3.Периодизация развития личности по Э. Эриксону.
Эрик Эриксон – последователь З. Фрейда, начал рассматривать развитие ребенка в
более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности
зависит от экономического и культурного уровня общества. Развитие личности
определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности предлагает,
какие задачи ставит. Э. Эриксон проследил целостный путь личности, от рождения
до глубокой старости. В основе лежит идентичность личности:
– психологическая тождественность;
– позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с
окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, планы, роли.
1. младенческий возраст – возникает доверие или недоверие к миру; при
прогрессивном развитии личности ребенок выбирает «доверие»: глубокий сон,
внутреннее ненапряжение (в это время ребенок «вбирает» в себя образ матери,
возникает механизм интроекции); первая ступень формирования идентичности;
2. ранний возраст: возрастает чувство самостоятельности, начинает отстаивать
независимость; родители помогают сохранить доверие к миру, ограничивая желания
требовать, разрушать, присваивать;
Другой вариант требует сам создать основы, для негативного чувства стыда и
сомнений. Взрослые проявляют чрезмерное требование (наказание) – страх,
скованность. Стремление к независимости не подавляется (присутствует разумное
ограничение) – сотрудничество.
3. дошкольный возраст – моделирует отношения взрослых в игре; к
самостоятельности добавляется инициатива; если много наказания и неодобрения –
формируется пассивность.
Здесь же формируется поисковая идентификация, ребенок осваивает мужскую и
женскую форму поведения.
4.младший школьный возраст – предпубертатный, предшествующий половому созреванию
ребенка; если в школе получает признание – полноценность; если не получает –
неполноценность;
здесь же начало профессиональной идентификации.
2. старший подростковый и ранняя юность (самый глубокий кризис);
самоопределение, жизненный выбор: все хорошо, не очень хорошо, инфантильность.
5.4.Развитие морального сознания личности по Лоренсу Колбергу.
Детям предлагалось оценить поступки героев рассказа и обосновать свои суждения.
Женщина очень больна, врач дает ей смертельную дозу. Ребенок предлагает – дать
смертельную дозу, ибо больно, но ее мужу будет без нее плохо; практические
соображения, подросток – у врача нет на это права; ценность жизни; взрослый –
свободный выбор человека, многогранность.
Три уровня формирования морального сознания.
1) доморальный:
– чтобы избежать наказания,
– поощрение.
2) конвенционная мораль (соглашение)
– ориентирование на одобрение других,
– ориентирование на авторитет, то есть зависимость от окружения.
3) автономная мораль – внутренняя норма:
– принципиальность,
– этические нормы.
Что значит, вести правильно? Почему надо вести правильно?
4 года – веду себя, как хочу – чтобы избежать наказания;
5-6 лет – делать то, что велят взрослые – чтобы избежать неприятностей;
6-8 лет – вести себя с другими так, как они относятся – чтобы не упустить
своего;
8-12 лет – отвечать ожиданиям других, доставлять радость им – чтобы все обо мне
думали хорошо;
с 12 лет – удовлетворять общественное требование – чтобы быть стабильным;
5.5.Периодизация развития личности по Артуру Владимировичу Петровскому.
Он рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных
группах. Становление определенных особенных взаимоотношений с членами
референтной группы: семья, группа детского сада, школьный класс, объединение,
детские организации.
1 фаза становления личности – адаптация (утрата индивидуальных черт);
2 фаза – индивидуализация (проявление индивидуальных особенностей в группе);
3 фаза – интеграция – ребенок сохраняет индивидуально то, что отвечает
потребностям группового развития; а группа меняет свои нормы;
Если не преодолевает адаптацию, то возникает робость, неуверенность,
индивидуализацию возникает негативизм, агрессия, зав. самооценка, дезинтеграция
возникает изоляция в группе или вытеснение из группы. На каждом возрастном
этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личном
развитии. Периоды раннего детства, детский сад, младший школьный возраст эта
эпоха детства – адаптации, индивидуализации; отрочество, школьный и старший
школьный возраст – процесс интеграции более чем индивидуализации.
Таким образом: детство – приспособление ребенка к социальной среде; отрочество –
проявление свойств индивидуальности; юность – интеграция в обществе.
5.6.Интеллектуальное развитие по Ж.Пиаже.
Ребенок имеет определенные схемы действия, позволяющие ему решать разнообразные
познавательные задачи. Ребенком используются два механизма в решении этих задач
– ассимиляция и аккомодация – адаптация – равновесие.
Таким образом, интеллект обладает адаптационной природой, кроме того, можно
говорить о деятельности интеллектуальной, потому что ребенок познает объекты,
связывает их, трансформирует их:
У младших – это внешнее действие с предметом;
До 7-8 лет – биологические приспособления; Далее – биологическое плюс социальное
развитие;
Социализация – процесс адаптации к социальной среде: ребенок переходит от своей
узкой позиции к объективной, учитывая точку зрения других людей, и оказывается
способным к сотрудничеству.
Стадии развития интеллекта:
1 – сенсорно-моторный интеллект, до 2-х лет;
2 – репрезентативный и конкретные операции, с 2 до 11 лет;
3 – формальные операции, с 11 до 15 лет;
Этапы развития интеллекта преследует становление мышления:
1 – аутистическая мысль – создается сама воображаемая действительность; это
миражное мышление (к удовлетворению желаний);
2 – социализированная – то есть направленная, преследует определенные цели, то
есть приспосабливает ребенка к действительности.
3 – эгоцентрическая – промежуток между аутистической (удовлетворение желания) и
социализированной (приспособительной).
Ж.Пиаже судит об эгоцентрическом мышлении ребенка по его эгоцентрической речи.
Два ребенка говорят – они друг друга не слышат, не могут встать на другую точку
зрения. То есть это как бы размышления вслух – это исчезает на пороге школы.
Речь для ребенка выполняет две задачи – сопровождает детскую активность; служит
средством мышления.
Феномены Пиаже. У детей дошкольного возраста нет представления о сохранении
количества вещества: стаканы воды разной формы – разное количество воды. Но это
можно снять, измеряя все практическим путем самими детьми.
Литература
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М., 1968.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. – М., 2001, 686 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). – М., 1996
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Стадии психического
развития личности ребенка»:
1. Назовите четыре основных закона детского развития по Л.С. Выготскому.
2. Какие критерии психического развития человека существуют?
3. Что лежит в основе классификации развития личности по Э. Эриксонку?
4. Назовите три уровня развития морали по Л. Колбергу?
5. Что лежит в основе развития личности по А.В. Петровскому.
Тестовые задания по теме «Стадии психического развития личности ребенка»:
1. Л.С.Выготский считал, что психическое развитие направлено: а) от
индивидуального к социальному, б) от социального к индивидуальному, в)
природосообразно.
2. Большинство психологов согласны с тем, что термин «развитие» характеризуется
следующими признаками: а) закономерная последовательность изменений качества
психики, б) зависимость последующих изменений от предыдущих, в) стадиальность
(как изменение качества).
3. Согласно Э. Эриксону, психосоциальный конфликт, связанный с первыми формами
активного научения ребенка, может разрешиться развитием автономии, либо,
напротив, развитием: а) чувства неполноценности, б) недоверием к окружающим, в)
стыда и сомнения.
Источник