Кризис духовного развития у ребенка

Духовное развитие

Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.

Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.

Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Основа духовного развития – родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.

Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.

Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.

Что делать для духовного развития ребенка

Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.

Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.

Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.

Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.

Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать – это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.

Источник

Духовное развитие

Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.

Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.

Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Основа духовного развития – родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.

Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.

Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.

Что делать для духовного развития ребенка

Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.

Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.

Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.

Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.

Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать – это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.

Читайте также:  Методика изучения социального развития ребенка дошкольного возраста

Источник

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

• В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

• В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

• В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

• В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

• В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже агрессивности.

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.Кризис духовного развития у ребенка

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Источник

Каких детей называют «кристальными детьми»?

Многие родители, бабушки, дедушки уже чувствуют, что их маленькие детки, внуки – другие. Они очень отличаются от детей постарше, тем более от самих взрослых, какими те были в детстве. Эти дети как маленькие мудрецы знают о многом, некоторые даже могут рассказать о том, как нужно жить на Земле, и своим примером они учат нас строить новые отношения на основе любви и доверия к миру. Они очень чувствительны, их невозможно обмануть, у них хорошо развита интуиция: они как будто видят человека насквозь.

Таких детей называют «кристальными детьми». Они уже с рождения обладают важными знаниями, являясь более зрелыми, древними душами. Нам, взрослым, необходимо помочь этим деткам раскрыться для мира, постараться почувствовать и понять их.

Не все детки, которые сейчас рождаются, являются кристальными, но по наблюдениям родителей и специалистов, работающих с детьми, в настоящее время все больше и больше воплощаются на земле такие детки. Многие взрослые отмечают, насколько они другие: свободолюбивые, умные, наблюдательные, бесстрашные, талантливые… Маленькие дети пришли в этот мир уже в других, более высоких вибрациях, которые и являются их отличительной особенностью.

Существующая система воспитания, где царит атмосфера “уравниловки”, подавления свободной воли и отсутствует индивидуальный подход к каждому ребенку как к уникальной неповторимой личности, может стать для кристального ребенка просто трагедией.

Поэтому актуальной потребностью сегодняшнего общества является создание совершенно новой системы образования, в основе которой будут лежать принципы уважения личности ребенка, его свободного выбора, самовыражения, способствующие выявлению на ранней стадии развития ребенка его таланта и предназначения.

Необходимо создать такие условия, чтобы дети делились с окружающими своими знаниями, видением, пониманием происходящих вокруг событий, чтобы они больше раскрывались для мира.

Это потребует создания совершенно других программ обучения на базе законов мироздания, где отношения между учителем и учеником будут строиться на основе взаимного уважения, доверия, любви, где основными предметами будут те, которые несут знания, способствующие стремлению ребёнка к познанию себя, мироздания, чтобы он мог свободно и уверенно идти по жизни, стать честным, порядочным, высокодуховным человеком, уважающим мнение другого, осознающим свою ответственность не только за свою жизнь, своих близких, но и за всю планету.

Как адаптировать ребенка к реалиям настоящей жизни?

Как адаптировать ребенка к реалиям настоящей жизни, где есть агрессивная среда, укоренившиеся веками стереотипы поведения быть как все, где проживают дети и взрослые с разным уровнем воспитания и отношения к людям, миру?

Читайте также:  Оценка пропорциональности развития ребенка реферат по математике формулы

В современных условиях актуальной является задача научить ребенка относиться спокойно и с пониманием ко всему, что происходит. Например, ребёнку с детства внушают мысль, что нужно слушаться взрослых, что их мнение всегда правильное. У ребенка со временем на подсознательном уровне откладывается стойкое убеждение, которое затем по умолчанию работает как программа: нужно быть послушным, угодить взрослым, чтобы выглядеть в их глазах хорошим.

Еще в раннем детстве некоторые взрослые начинают давать оценки поступкам ребенка, с возрастом ставить в пример других детей, кто умнее, лучше и т.д. Так у ребенка начинаются душевные терзания и зарождается одна из разновидностей нашего эго – самооценка. У кого-то она занижена, у кого-то завышена.

Таким образом, постепенно человек начинает терять свою особенную неповторимость, индивидуальность, подгоняя себя под определенные стандарты, искусственно навязанные обществом. А, главное, перестаёт слышать зов своей Души и начинает забывать, для чего, для выполнения какой задачи он пришёл на эту Землю.

Сейчас новые дети смотрят на мир другими глазами, умеют прислушиваться к себе, следовать своим истинным желаниям, и самооценка таких детей не зависит от мнения других. Однако чаще всего именно в этом заключаются конфликты между детьми и родителями, теми родителями, которые еще не готовы понять и принять таких детишек.

Если такого ребенка будут пытаться ломать, подгоняя под общепринятые стандарты общества, то родители рискуют сделать своего ребенка несчастным или человеком с низкой самооценкой.

Однако радует то, что именно сейчас идет массовая переоценка ценностей многими людьми на всей нашей планете. Безусловно, этот процесс затронет вопросы духовного развития человека, взаимоотношений между людьми в различных сферах человеческого общества и, прежде всего, в семье, семейных отношениях, вопросах воспитания детей.

И, конечно же, родителю нужно начинать с себя. Постараться стать счастливыми родителями счастливых детей.

Рамзия Юмашева, ученица Школы Гивина

Читайте также:

Секрет изобилия внутри тебя!

О развитии души, перевоплощениях человека и что происходит после смерти. Интервью с Павлом Шаматриным

Реинкарнация. Как Душа выбирает следующее воплощение?

Ставьте ???? лайк, если нашли что-то полезное для себя и подписывайтесь на наш канал!

#дети #дети индиго #воспитание ребенка #рамзия юмашева #индиго

Источник

Кре­ще­ние само по себе, без духов­ной жизни, не спа­си­тельно. Это лишь семя, кото­рое может про­расти и дать плод, а может и, засох­нув, уме­реть. Как же вос­пи­ты­вать ребёнка после Кре­ще­ния? Об этом неболь­шая под­борка реко­мен­да­ций одного из пра­во­слав­ных отцов. Изна­чально они соби­ра­лись для себя, а не для пуб­ли­ка­ции. Это не все­гда лич­ные мысли, ино­гда это цитаты из книг, кото­рые автор заметки счёл полезными.

Образование и нравственное воспитание

1. Пра­во­сла­вие инте­ресно для ребенка. Оно инте­ресно не только разу­кра­шен­ным хра­мом, заво­ра­жи­ва­ю­щим обря­дом, необыч­ными одеж­дами, пением и проч. Пра­во­сла­вие инте­ресно самим уче­нием, ведь оно учит о том, что духов­ный мир это такая же реаль­ность, как и мир наш, зем­ной, и этот духов­ный мир рядом, он про­сто невидим.

2. Обра­зец веры для детей — их роди­тели. Тле­ю­щая вера роди­те­лей неспо­собна вос­пла­ме­нить сердца их детей горя­чей верой Богу. У ребёнка огонь веры раз­го­ра­ется не от пра­вил (они помо­гают вере не угас­нуть), а от окру­жа­ю­щего его духа веры и любви. Он дол­жен узна­вать Хри­ста не из книжки с кар­тин­ками, а из настро­е­ния, образа мыс­лей, из образа жизни, вза­им­ных отно­ше­ний чле­нов семьи.

3. Необ­хо­димо в первую оче­редь дать ребёнку не только зна­ние о Боге (усво­е­ние рели­ги­оз­ных истин), а Зна­ние Бога (вос­при­я­тие Бога внут­рен­ним чув­ством). Ребёнка сле­дует учить (в т.ч. соб­ствен­ным при­ме­ром) обра­щаться к Богу (с бла­го­дар­но­стью, прось­бой, пока­я­нием) и оце­ни­вать любую ситу­а­цию с т.з. воли Божьей, выра­жен­ной в Еван­ге­лии. Само слово «рели­гия» озна­чает не про­стое поня­тие о Боге, а живую связь с Ним. Задача рели­ги­оз­ного руко­вод­ства заклю­ча­ется в том, чтобы помочь ребёнку сохра­нить пра­виль­ное соот­но­ше­ние между собой и Богом, не дать раз­ви­ваться соблаз­нам чув­ствен­но­сти и гордости.

4. Не пугайте ребёнка Богом. При этом можно ска­зать, что его пове­де­ние непри­ятно (про­тивно) Богу, что Бог создал нас для любви и добра, а мы сами стре­мимся быть несчаст­ными и отво­ра­чи­ва­емся от Отца Небес­ного. Можно объ­яс­нить, что любой грех лишает нас боже­ствен­ной бла­го­дати и мы ста­но­вимся без­за­щитны перед злом.

5. Ста­рай­тесь дать ребёнку гар­мо­нич­ное зна­ние о Боге, о том, что Тво­рец Все­лен­ной не про­сто «доб­рый фокус­ник», выпол­ня­ю­щий любое жела­ние, что у Него Своя воля, что Он пре­мудр и нико­гда не оши­ба­ется, нико­гда не пере­стаёт быть бла­гим, даже, если нам не вме­стить Его волю. Бог ува­жает нашу волю, но и мы должны сми­ренно при­ни­мать Его волю и не роптать.

6. С ран­него дет­ства объ­яс­ните ребёнку, что смерть — не конец, смерть — это дверь в иной мир; что есть смерть физи­че­ская, а есть смерть духов­ная — неже­ла­ние знать Бога и испол­нять Его волю, выра­жен­ную в Его Запо­ве­дях. Объ­яс­ните, что души всех людей бес­смертны, вре­менно смертны лишь наши тела.

7. Важно дать ребёнку не про­сто умо­зри­тель­ную, но дея­тель­ную веру. Если у нас есть неве­ру­ю­щие род­ствен­ники, то нужно не мучать себя вопро­сами об их уча­сти, а молиться за них. Если кто-то из близ­ких умер, то нужно помочь ему молит­вой, а не про­сто изво­дить себя горем, ведь его душа очень нуж­да­ется в нашей помощи!

8. Необ­хо­димо опе­ре­же­ние нрав­ствен­ным обра­зо­ва­нием рационально-информационного.

9. Оце­ни­вайте пове­де­ние детей через призму Запо­ве­дей Божиих. Выучите их вме­сте с ними. При нару­ше­нии объ­яс­няйте, какую запо­ведь Божию они нару­шили, какой грех совер­шили. Ребё­нок дол­жен осо­зна­вать, что сво­ими делами он радует и огор­чает не только роди­те­лей, но и Бога.

10. Палом­ни­че­ские поездки имеет смысл совер­шать только с цер­ков­ными палом­ни­че­скими служ­бами, экс­кур­со­воды кото­рых могут гра­мотно изла­гать цер­ков­ное вероучение.

11. Твёрдо пре­се­кайте ложь ребёнка. Делайте акцент, что пер­вый лжец — дьявол.

12. Важно сфор­ми­ро­вать у детей навыки духов­ной без­опас­но­сти, систему нрав­ствен­ных оценок.

13. Науче­ние ребенка хри­сти­ан­скому про­ще­нию обид не исклю­чает уме­ние дать сдачи, посто­ять за ближ­них, ведь к трусу сложно при­ме­нить поня­тие «про­ще­ние».

14. Мило­сер­дие вос­пи­ты­ва­ется через жертву. Можно начать с малого — отда­вать уже ненуж­ные игрушки. Важно предо­ста­вить ребенку воз­мож­ность ока­заться в ситу­а­ции, когда кто-то ждет от них мило­сти или нуж­да­ется в их мило­сер­дии, а не только зуб­рить «Бла­женны мило­сти­вые…».

15. Как одна­жды заме­тил англий­ский писа­тель Честер­тон, рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние малыша начи­на­ется не тогда, когда отец начи­нает ему рас­ска­зы­вать о Боге, но когда мать учит гово­рить «спа­сибо» за вкусно испе­чён­ный пирог. Душа должна учиться быть благодарной.

16. Не ута­и­вайте от ребёнка слож­ные вопросы, осо­бенно от под­ростка. Если Вы не помо­жете найти взве­шен­ный ответ, то за вас это сде­лают отпав­шие от Церкви или бого­борцы в выгод­ном им ракурсе. Объ­яс­ните, что Цер­ковь — это ана­лог боль­ницы, а одно из имён Бога — Врач. И с нашей сто­роны нера­зумно судить дру­гих за то, что они больны не теми же стра­стями, что и мы.

Читайте также:  Моторного развития ребенка раннего возраста

Духовное чтение

1. Сле­дует еже­дневно читать Еван­ге­лие. Обу­че­ние осно­вам веры издревле было обя­зан­но­стью отца. Жела­тельно воз­ве­сти это в еже­ве­чер­нюю тра­ди­цию. В наше время суще­ствует мно­же­ство посо­бий для рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния детей.

2. Полезно читать и жития свя­тых, адап­ти­ро­ван­ные для детей. Ребё­нок не дол­жен быть пас­сив­ным слу­ша­те­лем, после про­чте­ния сле­дует обсуж­дать про­чи­тан­ное, зада­вать вопросы. Важно пока­зать свя­тых не как леген­дар­ных героев давно минув­ших вре­мён, а как наших веч­ных настав­ни­ков и помощ­ни­ков, к кото­рым мы можем обра­щаться. Пока­зать, что было глав­ным в жизни всех этих вели­ких людей.

3. Полез­ная тра­ди­ция для детей и взрос­лых — еже­дневно выпи­сы­вать и заучи­вать тро­нув­ший сердце стих из про­чи­тан­ной главы Евангелия.

Молитва

1. День всех чле­нов семьи начи­на­ется и закан­чи­ва­ется молит­вой. Для детей пра­вило может состо­ять из несколь­ких крат­ких молитв, напри­мер т.н. «начало обыч­ное» (с него начи­на­ются молитвы утрен­ние и на сон гря­ду­щим) в любом молитвослове.

2. Молитва перед едой и после неё — мощ­ней­шее сред­ство духов­ного воспитания.

3. Перед зав­тра­ком при­нято вку­шать неболь­шой кусо­чек просфоры (её можно при­об­ре­сти в храме и наре­зать) и свя­той воды (все­гда можно набрать в храме) с молит­вой «На при­ня­тие просфоры и свя­той воды».

4. Когда ребё­нок выхо­дит из дома (а также перед сном), его нужно пере­кре­стить с молит­вой. Напри­мер, такой: «Гос­поди, бла­го­слови» или «Огради́ (имя ребёнка), Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Тво­его́ Кре­ста́ и сохрани́ его от вся́каго зла́». Или: «Гос­поди, Иисусе Хри­сте, Сыне Божий, бла­го­слови, освяти, сохрани силою живо­тво­ря­щего Кре­ста Твоего»;
Если у вас строп­ти­вый под­ро­сток, то можно сде­лать это вслед ему, так, чтобы он не видел.

5. Не нала­гайте на ребёнка боль­шого молит­вен­ного пра­вила. При науче­нии молитвы особо важны вни­ма­ние и искренность.

6. К молит­вен­ному пра­вилу имеет смысл добав­лять молитвы в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств: празд­ни­ков, свя­того дня, постов, чей-нибудь болезни, какого-нибудь радост­ного или печаль­ного события.

7. При домаш­ней молитве зажи­гайте свечу или лам­паду, жела­тельно, чтобы это было обя­зан­но­стью ребёнка.

8. Не моли­тесь поздно, когда ребё­нок меч­тает только о сне и его вни­ма­ние расслаблено.

9. Сле­дует при­учить чадо к крат­ким молит­вам: «Бла­го­слови Гос­поди», «Слава Тебе, Гос­поди», «Гос­поди поми­луй», «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», «Слава Богу за всё»; «Гос­поди, бла­го­слови меня на уче­ние» (искренне, не автоматически).

10. Помо­гите ребёнку сде­лать помян­ник. Все имена там должны впи­сы­ваться только им самим по соб­ствен­ному зову сердца, ведь это его помянник.

11. В ком­нате ребёнка (как и в дру­гих ком­на­тах и сто­ло­вой) должны быть иконы. Глав­ной и боль­шей по раз­меру должна быть икона Спа­си­теля или Пре­свя­той Троицы.

Церковные Таинства и службы

1. В вос­крес­ные дни хри­сти­ане участ­вуют в Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния. Дети до 7‑ми лет могут при­сту­пать к Таин­ству без испо­веди. Не сле­дует дирек­тивно руко­во­дить под­го­тов­кой ребёнка к этому Таин­ству. Можно мягко посо­ве­то­вать, напом­нить, но не тре­бо­вать. Доверь­тесь свя­щен­нику, он сам помо­жет ребёнку. При под­го­товке к испо­веди ребё­нок дол­жен поду­мать о своих гре­хах и о каж­дом попро­сить у Бога прощения.

2. Перед Литур­гией дети должны хоро­шенько выспаться, тогда для них утрен­ние сборы не будут в тягость.

3. Мла­де­нец идёт в храм потому, что так делают его роди­тели. Затем можно объ­яс­нять «Тебя ждёт Гос­подь, Он будет рад, если ты при­дёшь в Его дом». Задача не в том, чтобы дети бес­пре­ко­словно шли в храм, но в том, чтобы они полю­били Цер­ковь.

4. Для того чтобы полю­бить службы, нужно их изу­чить. Исполь­зуйте посо­бия для детей по изу­че­нию Боже­ствен­ной Литур­гии. Вклю­чайте молит­во­сло­вия бого­слу­же­ний в молит­вен­ное пра­вило ребёнка: то, что поёт хор, но не молитвы свя­щен­ни­ков или ектении.

5. При­учить к бого­слу­жеб­ному кругу постов и празд­ни­ков. Встреча празд­ни­ков накап­ли­вает в душе запас свя­тых впе­чат­ле­ний, радост­ных и чистых пере­жи­ва­ний, что ста­нет фун­да­мен­том буду­щей созна­тель­ной рели­ги­оз­ной жизни. Три ком­по­нента празд­ника: празд­нич­ная одежда; вкус­ная еда; празд­нич­ное времяпровождение.

6. Перед нача­лом учеб­ного года во мно­гих хра­мах слу­жится моле­бен для учащихся.

7. Дети должны сто­ять близко к алтарю и наблю­дать за дей­стви­ями слу­жи­те­лей, а не в при­творе или рядом с роди­те­лями, глядя в спину впе­реди сто­я­щего взрослого.

Аскетика

1. Объ­яс­ните ребёнку меха­низм совер­ше­ния греха (от помысла до дей­ствия). Если чело­век не отсе­чёт свои стра­сти в юно­сти, то, с годами, сила его воли осла­беет и стра­сти ста­нут сильнее.

2. При­учать к тому, что душа — вла­ды­чица тела, а не наобо­рот. Учить ребёнка пре­воз­мо­гать лень, уста­лость, обос­но­вы­вать свои жела­ния. Дети должны почув­ство­вать огра­ни­че­ние как необ­хо­ди­мость. Они должны знать, что роди­тели огра­ни­чи­вают их от любви. Ребе­нок, кото­рый не может созна­тельно и совер­шенно сво­бодно отка­заться от удо­воль­ствия, — про­сто ребе­нок с нераз­ви­той волей.

3. Сле­дует опре­де­лить круг обя­зан­но­стей детей (уборка кро­вати, помойка, накры­вать на стол, магазин).

4. Ребё­нок дол­жен пони­мать цели постов и их смысл. Для него пост дол­жен стать путе­ше­ствием, шко­лой вос­пи­та­ния духа, а не вре­ме­нем уны­ния и зави­сти тем, кто может себе всё поз­во­лить. Про­дол­жи­тель­ность мно­го­днев­ных постов должна соот­вет­ство­вать воз­мож­но­стям ребёнка. Напри­мер, про­дол­жи­тель­ный Пет­ров пост (в те годы, когда он более 8‑ми дней) можно све­сти до одной, послед­ней седмицы.

Прочее

1. Воцер­ков­ля­ю­щимся семьям сле­дует при­гла­сить свя­щен­ника из бли­жай­шего храма освя­тить квар­тиру. И жилище освя­тите, и с батюш­кой потом смо­жете ближе позна­ко­миться и пообщаться.

2. При­вле­кайте к вос­пи­та­нию ребёнка крест­ных, в слож­ных слу­чаях обра­щай­тесь к духов­нику семьи.

3. Для гар­мо­нич­ной духов­ной жизни важны дове­ри­тель­ные отно­ше­ния с детьми. Роди­тели должны знать о том, какие духов­ные про­блемы есть у их ребёнка — для того чтобы ему помочь.

4. В семье должна быть иерар­хия. Млад­шие должны осо­зна­вать ува­же­ние, под­чи­не­ние и бла­го­дар­ность стар­шим как закон. Стар­шие, в свою оче­редь, должны питать к млад­шим любовь, помо­гать и защи­щать их.
Из В. Роза­нова: «Житей­ское пра­вило, что дети должны ува­жать роди­те­лей, а роди­тели должны любить детей, — нужно читать наобо­рот: роди­тели именно должны ува­жать детей, — ува­жать их свое­об­раз­ный мирок и их пыл­кую, гото­вую оскор­биться каж­дую минуту натуру; а дети должны только любить роди­те­лей, — и уже непре­менно они будут любить их, раз почув­ство­вав это ува­же­ние к себе».
Иерар­хич­ность будет усво­ена детьми тогда, когда они видят её у роди­те­лей, когда мать не пере­чит отцу, когда роди­тели не осуж­дают бабу­шек и деду­шек, когда не роп­щут на начальников.

И самое глав­ное! Моли­тесь за ребёнка, моли­тесь всё остав­шу­юся часть зем­ной жизни, моли­тесь, даже, если кажется, что изме­нить уже ничего невоз­можно. Для Бога воз­можно всё.

Кирилл Бори­сов

Источник