Кризис 7 лет и развитие самосознания ребенка

Кризис 7 лет и развитие самосознания ребенка thumbnail

Возрастной кризис у ребёнка 7 лет — сложный момент для всех. Ещё вчера ходившие в детский сад малыши вдруг превращаются в серьёзных первоклассников. Появляется много новых обязанностей и требований, претерпевает существенные трансформации режим дня, изменяется отношение взрослых. Не удивительно, что психика переживает настоящее потрясение.

Кто-то из родителей пытается подавить кризис на корню. Другие, наоборот, относятся к нему слишком спокойно как к закономерному этапу в развитии ребёнка. Но ни один из этих подходов не является верным. Нужно разобраться в этом коллапсе и научиться правильно себя вести, чтобы не навредить детской психике и не стать причиной формирования комплексов и разрушающих личность паттернов поведения.

Суть кризиса

Кризис 7 лет и развитие самосознания ребенка

Кризис 7 лет у ребёнка — это переход из дошкольного периода в младший школьный. Ему в своих работах уделял особое внимание Л. С. Выготский. Многие родители считают, что они осведомлены о том, что в этот момент происходит с их чадом: он адаптируется к учёбе — и в этом вся проблема. На самом деле трудности этим не ограничиваются.

В 7 лет ребёнку приходится не только привыкать к новому образу жизни. Он начинает осознавать своё социальное «я», пытается установить более тесные контакты с окружающими, теряет наивность и непосредственность. Впервые он ощущает себя не только как физически существующего человека, но и свою психическую сущность, свой внутренний мир, который отличает его от всех остальных.

От такого многообразия новых ощущений ребёнок пребывает в состоянии шока. Но при этом надо быстро и органично вливаться в школьную жизнь, реагировать на вызовы со стороны окружающих.

В 7 лет у ребёнка формируются психологические новообразования, которые определяют суть данного кризиса. Их чётко прописывает возрастная психология:

  • произвольность и опосредованность;
  • осознание и обобщение собственных переживаний;
  • подчинение взаимоотношений определённым правилам;
  • вхождение в более широкую социальную общность, осознание себя в новой социальной роли.

Именно эти новообразования становятся ядром кризиса 7 лет и причиной тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться и ребёнку, и его окружению.

Причины

Если вникнуть в психические новообразования, формирование которых сопровождает кризис семи лет, станет ясно, что именно они являются основными причинами трудностей.

Произвольность и опосредованность

Ранее ведущей и почти единственной деятельностью была игровая. Она характеризовалась непосредственностью и непроизвольностью. Перед ребёнком не ставили конкретной задачи: нужно выучить все цвета. В процессе игры знания приходили сами за счёт любопытства, веселья, интереса.

Теперь ведущей деятельностью становится учебная. Несмотря на присутствие в ней игровых моментов, она существенно отличается от тех методик обучения, которые использовались в детском саду. Здесь перед ребёнком ставятся и проговариваются конкретные цели: выучить стихотворение, запомнить звуки и буквы, решить примеры.

Каждое действие становится опосредованным, т. е. ребёнок понимает, зачем он его совершает и к какому результату оно приведёт. Это накладывает на него ответственность. Он должен выполнять требования, задачи, цели, правила и ограничения. После детсадовской относительной свободы он начинает ощущать себя в тисках, что становится одной из причин кризиса. С другой стороны, он может их нарушить — у него появляется выбор, как осознанно повести себя в той или иной ситуации.

Осознание внутренних переживаний

В 7 лет происходит осознание своего внутреннего «я». Оказывается, что, кроме физической, существует ещё и психическая оболочка. Конечно, ребёнок не знает таких сложных для него терминов. Но он понимает, что, кроме телесных нужд, в нём есть ещё нечто, что отвечает за совершенно другие потребности.

Если раньше малыш просил дать ему шоколадку, он удовлетворял свой голод и любовь к сладкому. Ревновал родителей к новорождённому члену семьи — ему просто не хватало объятий и заботы.

Теперь ребёнок осознаёт, что он хочет получать «пятёрки» не затем, чтобы утолить голод или ощутить физическое удовольствие. Он делает это для того, чтобы не разочаровать родителей, оправдать надежды учителя, самоутвердиться среди одноклассников.

Пример из практики. У мальчика была врождённая хромота. Дворовые ребята обзывали его, не хотели брать с собой играть в футбол. Несмотря на это, до 7-летнего возраста он продолжал выходить на улицу каждый день и проситься к ним. Иногда, когда народа было мало, его неохотно брали, но при этом обвиняли в любом пропущенном мяче. Когда наступило время кризиса, ребёнок почувствовал обиду, боль, разочарование и массу других неприятных ощущений от того, что к нему так относятся. Он стал стесняться и перестал выходить во двор к ребятам. Типичная ситуация, когда ощущение себя физического трансформируется в ощущение себя психического.

Это создаёт определённые проблемы, потому что внутреннее «я» оказывается крайне противоречивым. С одной стороны, хочется идти гулять. С другой, страшно натыкаться на издевательства со стороны ребят. Возникает ситуация выбора, с которой ребёнок сталкивается ежедневно по несколько раз. И это тоже становится причиной кризиса.

Взаимоотношения по правилам

Это новообразование вовсе не значит, что до 7 лет ребёнок ведёт себя, как хочет. Но, согласитесь, кривляния до этого возраста воспринимаются по-детски милыми и обаятельными. Позволительны некоторые шалости, можно простить нарушения каких-то правил. Тем более, что он сам не всегда осознаёт, что сделал что-то плохое.

Кризис 7 лет и развитие самосознания ребенка

В 7 лет он знакомится с новыми правилами общения. Учитель — непререкаемый авторитет, ослушаться которого страшнее, чем родителей. Последние могут пожалеть, но у «Марьиванны» — целый класс таких кризисных детей, и никого она прощать не будет. С одноклассниками начинается конкуренция — за парту, за самую красивую девочку, за лидерство. Родители начинают относиться строже и спрашивать выполнение домашних заданий, дневник, результаты учёбы.

Читайте также:  Реферат развитие творческой личности ребенка

Ребёнку трудно усвоить сразу столько правил и устанавливать такое большое количество межличностных контактов. При этом он понимает, что прежние наивные глазки и милое личико уже не позволят ему быть прощённым за очередной промах. Это становится ещё одной причиной кризиса.

Новые социальные роли

Первая новая социальная роль — школьник. А вместе с ней — отсиживание уроков, соблюдение непривычного режима дня, выполнение домашних заданий, учёба, получение хороших отметок, усвоение новых знаний, умений и навыков.

Вторая новая социальная роль — одноклассник. А с ней — конкуренция, дружба, симпатии, совместные игры, мелкие группировки внутри класса, выполнение определённых обязанностей (старосты, физорга).

Ребёнок начинает понимать, что к нему меняется отношение окружающих. Для родителей, родственников, соседей он теперь — именно школьник. Из-за того, что требования возрастают, он начинает считать себя взрослым. Но на самом деле он таковым не является. Это нередко становится причиной конфликтов и, соответственно, кризиса.

Поэтому дети в 7 лет часто предъявляют родителям свои требования, совершенно справедливые, по их мнению: «Я теперь буду ложиться спать позже!», «Я не буду теперь есть манную кашу по утрам!». И обязательно добавляют: «…потому что я теперь взрослый(-ая)!» или «…я уже не маленький(-ая)». Когда претензии не выполняются, они это глубоко переживают.

Каждое из этих новообразований так или иначе связано с адаптацией к школе. Поэтому многие ошибочно считают именно её причиной кризиса 7 лет. На самом деле, даже если ребёнок в силу каких-то обстоятельств идёт в 1 класс позже, проблемный период всё равно наступает своевременно.

Признаки

Родителям полезно знать, как проявляется кризис 7 лет, чтобы быть уверенными, что он наступил, и не спутать с другими, кратковременными и контекстными личными проблемами.

Типичные симптомы:

  • не слушается, не выполняет просьбы, своевольничает;
  • хочет казаться взрослее (подражает старшим, отказывается играть с маленькими);
  • капризничает, становится упрямым и строптивым;
  • болезненно реагирует на любую критику;
  • воспринимает всё в негативном свете;
  • подвержен резкой смене настроения;
  • целенаправленно что-то делает и говорит (обзывается не из-за состояния детского аффекта, а осознанно причиняет боль), открыто выражает своё недовольство и протест;
  • обесценивает прежние идеалы: ломает любимые игрушки, говорит запретные фразы, становится жестоким и деспотичным.

При этом в наборе должно идти не менее 3-4 симптомов возрастного кризиса. В ином случае они будут продиктованы лишь контекстной ситуацией. Например, если у ребёнка был трудный день, он переутомился и устал, он может вечером покапризничать и отказаться лечь спать вовремя. Но это вовсе не будет означать наступление переломного момента.

Кризис 7 лет и развитие самосознания ребенка

Нередко в 7 лет при неправильном отношении родителей к кризису или общей неподготовленности ребёнка к школе у последнего может развиться определённый симптомокомплекс. Если его вовремя не заметить, он доставит в будущем немало хлопот.

В ответ на кризис сначала формируется внутренний протест (против новых социальных ролей, непривычного режима жизни, школы, поведения родителей, личности учителя). Страдания ищут выхода и выливаются в активный протест (отказ делать домашние задания, идти на уроки, выполнять требования учителя). Это сказывается на соматике (скачки давления, холодный пот, учащённое сердцебиение, тремор конечностей, снижение работоспособности и концентрации внимания). Заканчивается данная цепочка общей невротизацией, с которой приходится обращаться к профильному специалисту.

Сроки

Многие ошибочно полагают, что если это кризис 7 лет, то он и начинается ровно в тот день, когда ребёнку исполняется семь лет. Или 1 сентября, когда он идёт в школу и сталкивается с суровой реальностью. На самом деле в психологии всё далеко не так просто.

Во-первых, данный возрастной кризис наблюдается у детей 6-7 лет. Это связано с тем, что родители пытаются подготовить их к учёбе заранее. Начинаются посещения Школы первоклассника. В детском саду занятия становятся серьёзнее и требовательнее, максимально приближенными к школьным. Ребёнок чувствует предстоящие изменения, и, если они слишком резкие и неожиданные для него, психические новообразования могут начать формироваться за несколько месяцев до 1 сентября. Есть и такие детки, которые осознают трудности спустя какое-то время после этого. Не нужно искать в этом отклонений. Каждый приходит к кризису в тот момент, когда психика оказывается к нему готовой.

Во-вторых, кризис не случается в один день. Трудности и проблемы нарастают постепенно, подобно снежному кому. Сначала формируется одно новообразование и появляются связанные с ним симптомы. Через какое-то время обнаруживается второе и т. д.

Как утверждают психологи, возрастной кризис 7 лет длится от 6 до 9 месяцев, в зависимости от индивидуальных психических особенностей ребёнка.

Как вести себя: советы психолога

Итак, кризис 7 лет наступил, и с этим надо что-то делать. Однозначно нельзя пускать эту ситуацию на самотёк, думая, что всё само закончится без последствий. Психологи дают чёткие рекомендации, что делать родителям и учителям в этот непростой период, как пережить его самим и ребёнку без психотравм и ярко выраженных конфликтов:

  1. Требования и приказы заменить просьбами.
  2. Демонстрировать соблюдение новых правил собственным примером.
  3. Заменять игровую деятельность учебной постепенно. Оставить время и место для любимых детских игр.
  4. Уважать решения ребёнка. Выслушивать. Аргументировать отказы. Предоставлять хоть немного свободы.
  5. Учить на собственных ошибках (разрешить лечь поздно, а наутро, когда он будет чувствовать себя плохо из-за недосыпа, акцентировать на этом внимание).
  6. Уделять достаточно времени и внимания, помогать с домашними заданиями.
  7. Вместе с ним соблюдать режим дня.
  8. Обсуждать с ним то, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет.
  9. Постоянно быть на связи с учителем, совместно решать возникающие трудности.
Читайте также:  Возрастное социальное развитие ребенка по выготскому

10 «нельзя»: памятка для родителей

  1. Не повышать голос.
  2. Не критиковать учителя и других взрослых в присутствии ребёнка.
  3. Не нарушать тех правил, которые он должен соблюдать.
  4. Не тащить сразу в больницу или на приём к психотерапевту.
  5. Не относиться к нему как к маленькому. Понять и принять первый этап настоящего взросления.
  6. Не паниковать, не обвинять себя в неправильном воспитании.
  7. Не наказывать физически.
  8. Не ограничивать в общении со сверстниками.
  9. Не сравнивать с другими, не критиковать, а мягко (и только наедине!) указывать на ошибки.
  10. Не игнорировать проблемы в школе (будь то неуспеваемость или конфликты с одноклассниками).

Если кризис 7 лет становится настоящей катастрофой, родителям может понадобиться помощь педагога или школьного психолога. Главное — сообщить им о проблеме, о неуправляемом поведении новоиспечённого школьника. Они помогут ему адаптироваться, найдут профессиональный подход, поработают с ним индивидуально. Учитель сможет уделять ему больше внимания, изменить к нему какие-то требования, чтобы облегчить переход из детского сада в начальную школу.

Гендерные особенности

Кризис 7 лет по-разному воспринимается девочками и мальчиками. Эти нюансы обязательно нужно знать родителям, чтобы скорректировать свою помощь и поддержку в этот непростой период. Дети к этому возрасту уже начинают осознавать свои гендерные различия, и это сказывается на поведении.

Проблемы с девочками

Несмотря на кризис, 7-летняя девочка чаще всего — прилежная ученица, которая отличается усидчивостью, аккуратностью и сосредоточенностью. Но все внутренние противоречия, которые она умело маскирует в школе при учителе, прорываются наружу либо в общении с одноклассницами, либо дома. Девочки, общаясь между собой, много врут друг другу, конкурируют во внешности. Часто конфликтуют с мальчиками. Родителям нередко закатывают истерики: хочу надеть это платье, проколите мне ушки, купите мне косметику и т. д.

Взрослые должны направить творческое начало девочек в нужное русло: поддерживать успехи в учёбе, хвалить за положительные качества, записать в кружки (рукоделия, танцев, пения).

Проблемы с мальчиками

Семилетнему мальчику самое главное — демонстрация всему миру себя и соперничество. Он конфликтует не только с девочками, но и с другими мальчиками, чтобы самоутвердиться. Ему интересно оружие, компьютерные игры, техника, спорт — всё, кроме учёбы. Эмоциональный фон крайне не стабилен в силу именно гендерных особенностей. Не умеет держать чувства в себе. Трудно приучается к монотонной работе. Авторитетом часто становится старшеклассник не с самой хорошей репутацией.

Чтобы помочь мальчикам преодолеть кризис 7 лет, нужно по максимуму заинтересовать учёбой, разнообразить школьные будни, позволять выплёскивать скопившиеся чувства. Помогут усмирить «бурю» спортивные секции.

Последствия

Кризис 7 лет и развитие самосознания ребенка

Если кризис 7 лет будет успешно пережит, это скажется на формировании положительных паттернов поведения и психических новообразований:

  • правильное, ответственное, положительное отношение к учебному процессу;
  • богатая эмоциональная палитра;
  • осознанные социальные роли, которыми он гордится;
  • хобби, увлечения, предрасположенность к конкретной деятельности.

Если кризис 7 лет был осложнён неправильным поведением родителей, конфликтами с учителями или одноклассниками, внутрисемейными проблемами, это может отрицательно сказаться на детской психике. Из самых частых последствий:

  • потеря интереса к учёбе — проблемы с успеваемостью;
  • обострённое восприятие критики;
  • низкая самооценка;
  • развитие внутренних комплексов;
  • агрессия и жестокость — девиантное поведение, открытые межличностные конфликты;
  • социальная и школьная дезадаптация — замкнутость;
  • потеря доверия и близкой связи с родителями.

Кризис у ребёнка 7 лет — явление закономерное, типичное для развития в данном возрастном периоде. Но это вовсе не значит, что взрослым нужно набраться терпения и просто переждать этот «шторм», ничего не предпринимая. Такое чрезмерное спокойствие может обернуться серьёзными проблемами в будущем. При недостатке внимания со стороны родителей, при отчуждённом отношении учителей у детей формируются неправильные паттерны поведения и внутренние комплексы, от которых потом избавляться придётся только с помощью психологов или даже психотерапевтов. Поэтому так важно знать, как себя вести на данном этапе и как помочь маленькому школьнику преодолеть все возникающие трудности без последствий.

Читайте также: Детская депрессия

Вам также может быть интересно:

Источник

Когда начинается кризис и сколько длится

Как уже было сказано, начало кризиса 7 лет связывают именно с приобретением дошкольником нового для него статуса «школьника», который влечет за собой полную смену привычного образа жизни: появление нового окружения, новых обязанностей, новых навыков. Длится такое явление возрастной психологии, как правило, несколько месяцев (его длительность зависит как от особенностей характера самого малыша, так и от поведения родителей) и имеет несколько определенных этапов:

  • осознание ребенком того, что в скором времени он станет школьником, а значит, станет еще более взрослым и важным;
  • овладение своими эмоциями, которые он начинает выражать нормальным языком, а не плачем и истериками;
  • полное принятие нового статуса «школьника».

Признаки кризиса 7 лет

  • Зачастую данный возрастной период характеризуется:
  • частыми и беспричинными сменами настроения;
  • непослушанием и полным игнорированием каких-либо просьб;
  • чрезмерными капризами;
  • нарочитой демонстрацией своей «взрослости», подражанием манерам и привычкам взрослых;
  • проявлением самостоятельности и независимости;
  • появлением логичности в словах и поступках.
Читайте также:  Закономерности развития нормального и аномального ребенка выдвинул

С чем связан кризис

В первую очередь, кризис данного возраста связан с физиологическими изменениями, которые творятся в организме дошкольника, так как именно в 6-7 лет у детей происходит чрезмерно активное созревание. Так, у ребенка меняются молочные зубы, резко вытягивается тело, а главное – у него начинает крайне быстро развиваться лобный отдел коры полушарий мозга, отвечающий за логичность и последовательность слов и действий. Резкие перемены настроения также объясняются тем, что у малыша резко возрастает подвижность нервных процессов и процессов возбуждения в частности.

Впервые в жизни ваш кроха приобретает свое социальное «Я», ведь он становится объектом значимой для общества учебной деятельности. Он сталкивается со множеством перемен: меняется его распорядок дня, окружение, появляется множество новых правил, новый авторитет и покровитель – учитель, его деятельность впервые приобретает важность и оценивается другими людьми. Все это не может пройти бесследно и не затронуть психику ребенка.

Что чувствует ребенок

Кризис – это конфликт между готовностью и возможностью совершить определенные действия. Ребенок понимает, что он более не мамин и папин, как было до этого, что ввиду его новой деятельности он близок ко взрослой жизни, как никогда, и стремится всем доказать свою самостоятельность и важность. Игры, как пережиток «детской жизни», отходят для него на второй план, нередко у него возникает агрессия и к деткам младшего возраста. Самостоятельная жизнь – это цель №1, и именно поэтому конфликты с родителями, которые пытаются указывать «взрослому и самостоятельному», становятся частым явлением.

Изменения после кризиса

Несмотря на то, что кризис – это непростое явление, которое нередко сопровождается конфликтами и переживаниями, его разрешение и окончание имеет несколько значимых плюсов:

  • Ребенок становится психологически готовым к посещению школы и учебе: он стремится получить похвалу за свои старания, заслужить расположение одноклассников и учителей.
  • У него появляется свое социальное «Я»: он осознает и принимает свои новые обязанности, мирится с определенными ограничениями и т. д.
  • Между его эмоциями и действиями появляется осмысленность, благодаря которой он может объяснить, почему он зол или, наоборот, почему рад. Это огромный шаг в формировании малыша как личности, ведь так у него появятся первые интересы, хобби и т. д.

Чего нельзя делать

  • Длительность и глубина кризиса в большей мере зависят от того, как будут вести себя при этом взрослые. Для начала рассмотрим те действия, которые определенно не следует совершать родителям ребенка во время такого явления возрастной психологии, как кризис 7 лет:
  • не отдавайте вашего дошкольника в школу слишком рано, 7 лет – это самый оптимальный возраст;
  • не следует требовать от малыша слишком многого, например, не нужно его отдавать в класс с повышенной нагрузкой при среднем уровне интеллекта или каких-нибудь врожденных заболеваниях, которые как-то повлияли на уровень его развития;
  • не «привязывайте» к себе ваше чадо и не пытайтесь окружить его тотальным контролем, пусть у него будут свои «секреты», друзья и т. д.;
  • не вмешивайтесь в его дела, если он вас об этом не просит, пусть ребенок сам узнает, каковы могут быть последствия тех или иных его действий;
  • не отвечайте агрессией на агрессию;
  • не осуждайте его и не браните за школьные промахи, старайтесь максимально спокойной объяснять, что он сделал не так, и в чем его ошибка.

Что же нужно делать

Родителям для более быстрого и успешного преодоления кризиса необходимо вести себя следующим образом:

  • Начните знакомить ребенка со школой, школьной атрибутикой и школьными правилами заранее: прогуливайтесь мимо школы, загляните внутрь, познакомьтесь с первой учительницей, постоянно рассказывайте малышу о том, что его там ждет, ведь так ребенок будет чувствовать себя намного увереннее с началом школьных будней.
  • Измените свое отношение к ребенку, начните прислушиваться к его мнению и аргументам.
  • Пересмотрите все ваши прежние запреты, возможно, пришло время дать вашему чаду проявить свою самостоятельность.
  • Дайте ему больше свободы, например, если он не хочет делать домашнее задание – не настаивайте, пусть он прочувствует все неприятные последствия этого проступка: замечания учителя, неодобрение одноклассников и т. д.
  • Не приказывайте ребенку, а старайтесь убеждать его, руководствуясь разумными аргументами.
  • Поощряйте его общение с одноклассниками и другими сверстниками.
  • Хвалите свое чадо за каждое новое, пусть даже небольшое, достижение.
  • Возложите на ребенка определенные обязанности, как на взрослого, например: помыть за собой тарелку, убраться в комнате и т. д.

Другие советы

В первую очередь, необходимо смириться и принять то, что кризис 7 лет – это неизбежное явление, но также нельзя забывать, что это явление временное, и его просто надо пережить, как любую другую детскую болезнь.

Главное правило этого периода: примите ребенка таким, каков он есть. Постарайтесь относиться к вашему чаду, как к равному, с уважением, принимая то, что он действительно стал взрослее и заслуживает определенной свободы. Ни в коем случае не идите на конфликты с вашим «школьником». Максимально поддерживайте его во всех начинаниях, помогайте развеять ненужные сомнения. Активно интересуйтесь его интересами, переживаниями, увлечениями, но не будьте слишком назойливы. И помните, что родители при любых обстоятельствах остаются его главной опорой и отрадой.

https://okrohe.com/mama-i-rebenok/sovety-po-vospitaniyu-i-obucheniyu/krizis-7-let.html

Источник