Критические периоды развития ребенка психология

Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — список проблем может быть бесконечным.
В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.
Что это такое
Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».
Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.
Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.
Физические изменения
Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.
Психические изменения
Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.
Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.
Периодизация
В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:
- 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
- 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
- 7 лет — освоение школы;
- 13 лет — подростковый период;
- 17 лет — начало ранней юности.
Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.
Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.
Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.
В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.
Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.
Взгляды психологов
Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.
Выготский
Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:
- выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
- назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
- считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.
Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.
Леонтьев
Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:
- 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
- 3 — сюжетно-ролевая;
- 7 — учебная;
- 13 — интимно-личностная;
- 17 — учебно-профессиональная.
Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:
- по Фельдштейну — общественно-полезная;
- по Давыдову — общественно-значимая;
- по Беличевой — референтно-значимая;
- по Поливановой — проектная.
По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.
Божович
Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.
Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.
Эльконин
Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:
- «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
- «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.
Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:
Раннее детство:
- младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
- ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).
Детство:
- дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
- младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).
Подростничество:
- младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
- старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).
Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.
Эриксон
Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:
- 1 год — доверять окружающему миру или нет?
- 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
- 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
- 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
- 17 — кто я и чего я хочу?
По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.
Общая характеристика
Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.
1 год:
- с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
- появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
- поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
- происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
3 года:
- изменяются отношения со взрослыми;
- происходит отделение себя от других;
- осознаются возможности;
- зарождается потребность в уважении и признании.
7 лет:
- приходится осваивать новые правила школьной жизни;
- ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
- усваивается социокультурный опыт;
- приобретает значимость учебная деятельность;
- развивается саморегуляция.
Подростковый период:
- на первый план выходит общение со сверстниками;
- развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
- составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
- появляется самоопределение — осознание своего места в человеческом обществе;
- формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.
Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.
Основные симптомы
Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.
1 год:
- громкий плач без слёз;
- резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
- чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
- требовательные интонации;
- опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
- непоседливость;
- протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
- назойливость.
3 года:
- негативизм;
- строптивость;
- упрямство;
- бунт;
- деспотизм;
- обесценивание;
- своеволие.
Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:
- отдаление от родителей;
- патологическая, ничем не объяснимая жадность;
- вредность;
- ревность;
- необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
7 лет:
- не слушаются;
- хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
- не воспринимают критику;
- осознанно обижают окружающих.
Подростковый кризис:
- враждебность, конфликтность;
- грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
- стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
- вспыльчивость, импульсивность;
- снижение успеваемости в школе;
- повышенная чувствительность к критике.
Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.
Преодоление кризисов
Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:
1 год:
- всесторонне развивать;
- обеспечить бытовую безопасность;
- обучать самостоятельности;
- отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».
Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.
3 года:
- уметь переключать внимание ребёнка;
- ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
- не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
- избегать «ярлыков»;
- не навязывать помощь.
7 лет:
- заменять игровую деятельность учебной постепенно;
- предоставлять право выбора;
- корректно указывать на совершённые ошибки;
- помогать с домашними заданиями;
- постоянно быть на связи с учителем;
- не критиковать взрослых в их присутствии;
- поощрять общение со сверстниками;
- не сравнивать с остальными;
- помогать в решении школьных проблем.
Подростковый период:
- искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
- вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
- поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
- искренне интересоваться их увлечениями;
- делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
- не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
- контролировать круг общения.
Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:
- Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
- Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
- Не наказывайте физически.
- Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
- Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
- Не идите на поводу.
- Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
- Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
- Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
- Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.
Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.
Последствия
Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:
Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.
Таблица по возрастам
Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.
Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.
Читайте также: Непослушный ребёнок
Вам также может быть интересно:
Источник
Критические периоды в психофизиологическом развитии ребенка
Психическое развитие ребенка на ранних этапах постнатального онтогенеза и расширения диапазона его функциональных возможностей происходят относительно быстро.
Если в первые дни и недели все биологические проявления: ритм сна и бодрствования, психофизиологические реакции, потребности и эмоции подчинены задаче жизнеобеспечения организма, но не отражают специфических видовых особенностей, то, начиная с момента возникновения у детей реакции зрительного и слухового сосредоточения, появляются функции, служащие потребностям человека в социальном контакте (3-5 неделя жизни).
В реакции зрительного сосредоточения проявляются уже эмоционально-волевые качества ребенка.
Следующим этапом является формирование комплекса “психомоторного оживления” на эмоционально-положительном фоне при узнавании матери, родственников и знакомых предметов.
В
период развития комплекса психомоторного возбуждения
, которое возникает на 3-м месяце жизни, социальный контакт доминирует над предметным. Познание предметного мира, созданного людьми, обеспечивается системой социальных контактов, которая лежит в основе первичной системы общественных отношений. Чем лучше развита эта система у ребенка, тем лучше он будет познавать мир. Через 4-5 месяцев состояние социальных контактов меняется подготовкой к развитию предметной деятельности.
На этом этапе социальные контакты способствуют развитию у ребенка предметно-манипуляционной деятельности. Этап предметных контактов остается доминирующим в 3-х лет, хотя его развитие, как и функционирование системы социальных контактов, продолжается всю жизнь человека с его возрастными особенностями и закономерностями соотношений на различных этапах онтогенеза.
Возраст 3 года – один из важных и критических этапов развития ребенка. Самостоятельная предметная деятельность, социальные контакты, система языка, которые усложняются, обеспечивающих формирование в этот период таких психологических категорий, как творческая активность, мышление и самосознание: ребенок пытается выделить и утвердить свое “Я”, противопоставляя себя сверстникам. Ребенок осознает себя как субъект Объект действия. Это фактически знаменует рождение личности.
С возникновением “
Я – системы
“, т.е. самосознания, начинает проявляться и самооценка, желание получить похвалу взрослых. Вместе с тем желание ребенка к самостоятельности не всегда совпадает с требованиями взрослых, сопровождающийся возникновением внутреннего конфликта между “хочу” и “надо”. Такой конфликт вызывает негативные эмоциональные переживания и определяет противоречие его поведения, проявляющихся упорством, привередливостью и негативизмом ребенка. Таким образом, негативизм может проявиться уже в раннем детстве и в дальнейшем негативно влиять на моральное развитие ребенка.
Итак, за первые три года ребенок проходит путь от беспомощного существа с определенными безусловными рефлексами к настоящей, хотя и не совершенной личности, которая имеет свои желания, потребности, отношение с окружающими, характеризуется наличием самосознания и способности к самооценке, а также своей системы социальных коммуникаций . Знание этих особенностей взрослыми, а также их учета являются основой для формирования гармонично развитой личности.
На смену кризиса 3 лет приходит кризис 6-7 лет, а затем – 12-15 лет.
Ряд авторов определяют как критический период на рубеже 1-го и 2-го годов жизни. Если рассматривать все возрастные кризисы как изменения в поведении ребенка, то, по данным П. И. Божович (1978), все они характеризуются наличием общих черт: дети делаются непослушными, раздражительными; возникают конфликты между ними и взрослыми (родителями и педагогами).
В возрасте 6-7лет ребенок осознает себя субъектом человеческих взаимоотношений, то есть появляется осознание своего социального “Я”. Новый уровень самосознания, возникающий на этапе поступления в школу характеризуется формированием “внутренней позиции”, что дает возможность оценить свое отношение к окружающих, к себе как часть окружающего мира и общества. Осознание своего “Я” порождает новые потребности, в результате которых игра, заполняла жизнь ребенка в дошкольный период, уже не удовлетворяет ее. В возрасте 6-7 лет важнейшей социальной потребностью становится обучения.
Поступление ребенка в школу изменяет ее общественное положение, вид ее деятельности. Систематическое обучение, жизнь в школьном коллективе, воспитательная работа в школе укрепляют сознательное отношение к самому себе, окружающим, своим обязанностям. Характерно появление инициативного общения. В младшем школьном возрасте главную роль играет развитие мышления, переход которого на более высокую ступень обеспечивает перестройку всех психических процессов: они становятся осознанными, произвольными.
На основе общения с детьми, взрослыми
формируются коллективные взаимоотношения, обеспечивающей развитие устойчивой и адекватной самооценки.
Ориентация на других, познания себя в соотношении к обществу – это социальные приобретения, обеспечивающих переход ребенка в подростковый возраст.
Подростковый возраст считается переходным от детства к зрелости. Кризис этого возраста наибольшее по продолжительности. В течение этого периода происходит перестройка отношения к окружающему миру, к самому себе, формируется жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. В связи с отсутствием синхронности в темпах физического и психического развития у подростков возникают потребности, которые невозможно удовлетворить в условиях недостаточной социальной зрелости. В этот сложный период предметом осознания и переживаний становится биологическая потребность – половое влечение, что приводит к возникновению волнений, изменений эмоциональной сферы.
На новый уровень поднимается
интеллектуальное развитие
,
появляются новые интересы, расширяется кругозор
. Появляется потребность расширить жизненные контакты, сопоставить себя с ровесниками. Невозможность практически изменить образ жизни порождает у подростков мечты, характерные для этого возраста. В этот период мнение сверстников для подростка гораздо больше ценится, чем мнение родителей и воспитателей.
У некоторых подростков
конфликт между желаемым и их реальными возможностями
обуславливает появление путей реализации своих мечтаний через противоправные действия.
Кризис переходного периода протекает значительно легче, если у подростка сформированы устойчивые личные интересы и мотивы поведения, обусловленные познавательными и эстетическими потребностями. Ориентация на будущие перспективные цели позволяет определить желаемое направление поведения.
Депривация стараний и потребностей подростка, связанная с необходимостью определить свое предназначение в жизни, способна породить кризис, который может находиться в пределах возрастной нормы, а в некоторых случаях породить патологические формы поведения.
До типичных поведенческих реакций подростков на любую социальную ситуацию относятся следующие: оппозиция, компенсация, гипер-компенсация, эмансипация, группировка, а также реакции, связанные с формированием полового влечения.
Реакции оппозиции – это активный процесс. Причина – завышенные требования к подростку, большие нагрузки, отсутствие внимания со стороны родителей и педагогов. Возникая в детстве, оппозиция сохраняется и в подростковом возрасте.
Реакция имитации проявляется в стремлении отразить определенный образ, модель которого диктуется группой сверстников. Реакция может быть причиной нарушений поведения, если пример для подражаний-асоциальных.
Реакция гиперкомпенсации проявляется в стремлении подростка добиться успеха в какой области, где он слабый. Зачастую неудача при этом заканчивается нервным “стрессом”.
Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться от опеки и контроля старших. Потребность эмансипации связана с борьбой за самоутверждение себя как личности. В основном – это попытка сделать все по-своему, а иногда – это побег из дома.
Реакция группировки – филогенетически стадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим социально-психологическим законам. Опасность возникает при формировании групп “автономной морали”, которая не совпадает с требованиями родителей, школы, законов.
Известно, что именно группа является регулятором поведения для педагогически запущенных подростков. В таких группировках реализуются реакции, обусловленные сексуальным влечением (онанизм, ранние половые связи, подростковый гомосексуализм). А. Е. Личко (1997) считает, что такие типичные для группировки реакции могут переходить в патологические формы.
Это наблюдается, если:
1) они распространяются за пределы микрогруппы, где возникли,
2) если к ним присоединяются невротические нарушения,
3) если появляется способность возникать в различных ситуациях;
4) если нарушается социальная адаптация.
Когда реакции становятся патологическими, то обуславливают различные формы поведения (уход из дома, пьянство, наркомания, суицидальные попытки, другие аномалии, относящихся к категории личных нарушений).
Исследования, проведенные гигиенистами среди детей и подростков, обнаружили, что именно в критические периоды онтогенеза наблюдается увеличение числа случаев нервно-психических отклонений невротического и пато-характерологичных типов.
Таким образом, учет возрастных особенностей детей и подростков на последовательных этапах онтогенеза и особенно в критические периоды психофизиологического развития должны быть положены в основу психогигиенических мероприятий, направленных на повышение резистентности организма к неблагоприятным экзогенных воздействий.
Источник