Критические периоды развития ребенка психология

Критические периоды развития ребенка психология thumbnail

Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — список проблем может быть бесконечным.

В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.

Что это такое

Критические периоды развития ребенка психология

Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».

Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.

Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.

Физические изменения

Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.

Психические изменения

Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.

Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.

Периодизация

В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:

  • 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
  • 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • 7 лет — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый период;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.

Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.

Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.

В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.

Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.

Взгляды психологов

Критические периоды развития ребенка психология

Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.

Выготский

Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:

  • выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
  • назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
  • считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.

Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.

Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:

  • 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
  • 3 — сюжетно-ролевая;
  • 7 — учебная;
  • 13 — интимно-личностная;
  • 17 — учебно-профессиональная.

Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:

  • по Фельдштейну — общественно-полезная;
  • по Давыдову — общественно-значимая;
  • по Беличевой — референтно-значимая;
  • по Поливановой — проектная.

По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.

Божович

Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.

Читайте также:  Значение письменной речи для развития ребенка

Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.

Эльконин

Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:

  • «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
  • «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.

Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:

Раннее детство:

  • младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
  • ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).

Детство:

  • дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
  • младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).

Подростничество:

  • младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
  • старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).

Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.

Эриксон

Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:

  • 1 год — доверять окружающему миру или нет?
  • 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
  • 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
  • 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
  • 17 — кто я и чего я хочу?

По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.

Общая характеристика

Критические периоды развития ребенка психология

Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.

1 год:

  • с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
  • появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
  • поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
  • происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).

3 года:

  • изменяются отношения со взрослыми;
  • происходит отделение себя от других;
  • осознаются возможности;
  • зарождается потребность в уважении и признании.

7 лет:

  • приходится осваивать новые правила школьной жизни;
  • ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
  • усваивается социокультурный опыт;
  • приобретает значимость учебная деятельность;
  • развивается саморегуляция.

Подростковый период:

  • на первый план выходит общение со сверстниками;
  • развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
  • составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
  • появляется самоопределение — осознание своего места в человеческом обществе;
  • формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.

Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.

Основные симптомы

Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.

1 год:

  • громкий плач без слёз;
  • резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
  • чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
  • требовательные интонации;
  • опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
  • непоседливость;
  • протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
  • назойливость.

3 года:

  • негативизм;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • бунт;
  • деспотизм;
  • обесценивание;
  • своеволие.

Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:

  • отдаление от родителей;
  • патологическая, ничем не объяснимая жадность;
  • вредность;
  • ревность;
  • необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.

7 лет:

  • не слушаются;
  • хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
  • не воспринимают критику;
  • осознанно обижают окружающих.

Подростковый кризис:

  • враждебность, конфликтность;
  • грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
  • стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • снижение успеваемости в школе;
  • повышенная чувствительность к критике.

Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.

Преодоление кризисов

Критические периоды развития ребенка психология

Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:

1 год:

  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • обучать самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

3 года:

  • уметь переключать внимание ребёнка;
  • ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
  • не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
  • избегать «ярлыков»;
  • не навязывать помощь.

7 лет:

  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.
Читайте также:  Признаки задержки психическое развитие ребенка 2 лет

Подростковый период:

  • искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
  • вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Последствия

Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:

Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.

Таблица по возрастам

Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.

Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.

Читайте также: Непослушный ребёнок

Вам также может быть интересно:

Источник

Критические периоды в психофизиологическом развитии ребенка
Психическое развитие ребенка на ранних этапах постнатального онтогенеза и расширения диапазона его функциональных возможностей происходят относительно быстро.

Если в первые дни и недели все биологические проявления: ритм сна и бодрствования, психофизиологические реакции, потребности и эмоции подчинены задаче жизнеобеспечения организма, но не отражают специфических видовых особенностей, то, начиная с момента возникновения у детей реакции зрительного и слухового сосредоточения, появляются функции, служащие потребностям человека в социальном контакте (3-5 неделя жизни).

В реакции зрительного сосредоточения проявляются уже эмоционально-волевые качества ребенка.

Следующим этапом является формирование комплекса “психомоторного оживления” на эмоционально-положительном фоне при узнавании матери, родственников и знакомых предметов.

В

период развития комплекса психомоторного возбуждения

, которое возникает на 3-м месяце жизни, социальный контакт доминирует над предметным. Познание предметного мира, созданного людьми, обеспечивается системой социальных контактов, которая лежит в основе первичной системы общественных отношений. Чем лучше развита эта система у ребенка, тем лучше он будет познавать мир. Через 4-5 месяцев состояние социальных контактов меняется подготовкой к развитию предметной деятельности.

На этом этапе социальные контакты способствуют развитию у ребенка предметно-манипуляционной деятельности. Этап предметных контактов остается доминирующим в 3-х лет, хотя его развитие, как и функционирование системы социальных контактов, продолжается всю жизнь человека с его возрастными особенностями и закономерностями соотношений на различных этапах онтогенеза.

Возраст 3 года – один из важных и критических этапов развития ребенка. Самостоятельная предметная деятельность, социальные контакты, система языка, которые усложняются, обеспечивающих формирование в этот период таких психологических категорий, как творческая активность, мышление и самосознание: ребенок пытается выделить и утвердить свое “Я”, противопоставляя себя сверстникам. Ребенок осознает себя как субъект Объект действия. Это фактически знаменует рождение личности.

С возникновением “

Я – системы

“, т.е. самосознания, начинает проявляться и самооценка, желание получить похвалу взрослых. Вместе с тем желание ребенка к самостоятельности не всегда совпадает с требованиями взрослых, сопровождающийся возникновением внутреннего конфликта между “хочу” и “надо”. Такой конфликт вызывает негативные эмоциональные переживания и определяет противоречие его поведения, проявляющихся упорством, привередливостью и негативизмом ребенка. Таким образом, негативизм может проявиться уже в раннем детстве и в дальнейшем негативно влиять на моральное развитие ребенка.

Итак, за первые три года ребенок проходит путь от беспомощного существа с определенными безусловными рефлексами к настоящей, хотя и не совершенной личности, которая имеет свои желания, потребности, отношение с окружающими, характеризуется наличием самосознания и способности к самооценке, а также своей системы социальных коммуникаций . Знание этих особенностей взрослыми, а также их учета являются основой для формирования гармонично развитой личности.

На смену кризиса 3 лет приходит кризис 6-7 лет, а затем – 12-15 лет.

Ряд авторов определяют как критический период на рубеже 1-го и 2-го годов жизни. Если рассматривать все возрастные кризисы как изменения в поведении ребенка, то, по данным П. И. Божович (1978), все они характеризуются наличием общих черт: дети делаются непослушными, раздражительными; возникают конфликты между ними и взрослыми (родителями и педагогами).

Читайте также:  Развития ребенка 4 года тесты в картинках

В возрасте 6-7лет ребенок осознает себя субъектом человеческих взаимоотношений, то есть появляется осознание своего социального “Я”. Новый уровень самосознания, возникающий на этапе поступления в школу характеризуется формированием “внутренней позиции”, что дает возможность оценить свое отношение к окружающих, к себе как часть окружающего мира и общества. Осознание своего “Я” порождает новые потребности, в результате которых игра, заполняла жизнь ребенка в дошкольный период, уже не удовлетворяет ее. В возрасте 6-7 лет важнейшей социальной потребностью становится обучения.

Поступление ребенка в школу изменяет ее общественное положение, вид ее деятельности. Систематическое обучение, жизнь в школьном коллективе, воспитательная работа в школе укрепляют сознательное отношение к самому себе, окружающим, своим обязанностям. Характерно появление инициативного общения. В младшем школьном возрасте главную роль играет развитие мышления, переход которого на более высокую ступень обеспечивает перестройку всех психических процессов: они становятся осознанными, произвольными.

На основе общения с детьми, взрослыми

формируются коллективные взаимоотношения, обеспечивающей развитие устойчивой и адекватной самооценки.

Ориентация на других, познания себя в соотношении к обществу – это социальные приобретения, обеспечивающих переход ребенка в подростковый возраст.

Подростковый возраст считается переходным от детства к зрелости. Кризис этого возраста наибольшее по продолжительности. В течение этого периода происходит перестройка отношения к окружающему миру, к самому себе, формируется жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. В связи с отсутствием синхронности в темпах физического и психического развития у подростков возникают потребности, которые невозможно удовлетворить в условиях недостаточной социальной зрелости. В этот сложный период предметом осознания и переживаний становится биологическая потребность – половое влечение, что приводит к возникновению волнений, изменений эмоциональной сферы.

На новый уровень поднимается

интеллектуальное развитие

,

появляются новые интересы, расширяется кругозор

. Появляется потребность расширить жизненные контакты, сопоставить себя с ровесниками. Невозможность практически изменить образ жизни порождает у подростков мечты, характерные для этого возраста. В этот период мнение сверстников для подростка гораздо больше ценится, чем мнение родителей и воспитателей.

У некоторых подростков

конфликт между желаемым и их реальными возможностями

обуславливает появление путей реализации своих мечтаний через противоправные действия.

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если у подростка сформированы устойчивые личные интересы и мотивы поведения, обусловленные познавательными и эстетическими потребностями. Ориентация на будущие перспективные цели позволяет определить желаемое направление поведения.

Депривация стараний и потребностей подростка, связанная с необходимостью определить свое предназначение в жизни, способна породить кризис, который может находиться в пределах возрастной нормы, а в некоторых случаях породить патологические формы поведения.

До типичных поведенческих реакций подростков на любую социальную ситуацию относятся следующие: оппозиция, компенсация, гипер-компенсация, эмансипация, группировка, а также реакции, связанные с формированием полового влечения.

Реакции оппозиции – это активный процесс. Причина – завышенные требования к подростку, большие нагрузки, отсутствие внимания со стороны родителей и педагогов. Возникая в детстве, оппозиция сохраняется и в подростковом возрасте.

Реакция имитации проявляется в стремлении отразить определенный образ, модель которого диктуется группой сверстников. Реакция может быть причиной нарушений поведения, если пример для подражаний-асоциальных.

Реакция гиперкомпенсации проявляется в стремлении подростка добиться успеха в какой области, где он слабый. Зачастую неудача при этом заканчивается нервным “стрессом”.

Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться от опеки и контроля старших. Потребность эмансипации связана с борьбой за самоутверждение себя как личности. В основном – это попытка сделать все по-своему, а иногда – это побег из дома.
Реакция группировки – филогенетически стадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим социально-психологическим законам. Опасность возникает при формировании групп “автономной морали”, которая не совпадает с требованиями родителей, школы, законов.
Известно, что именно группа является регулятором поведения для педагогически запущенных подростков. В таких группировках реализуются реакции, обусловленные сексуальным влечением (онанизм, ранние половые связи, подростковый гомосексуализм). А. Е. Личко (1997) считает, что такие типичные для группировки реакции могут переходить в патологические формы.

Это наблюдается, если:
1) они распространяются за пределы микрогруппы, где возникли,
2) если к ним присоединяются невротические нарушения,
3) если появляется способность возникать в различных ситуациях;
4) если нарушается социальная адаптация.

Когда реакции становятся патологическими, то обуславливают различные формы поведения (уход из дома, пьянство, наркомания, суицидальные попытки, другие аномалии, относящихся к категории личных нарушений).

Исследования, проведенные гигиенистами среди детей и подростков, обнаружили, что именно в критические периоды онтогенеза наблюдается увеличение числа случаев нервно-психических отклонений невротического и пато-характерологичных типов.

Таким образом, учет возрастных особенностей детей и подростков на последовательных этапах онтогенеза и особенно в критические периоды психофизиологического развития должны быть положены в основу психогигиенических мероприятий, направленных на повышение резистентности организма к неблагоприятным экзогенных воздействий.

Источник