Критические периоды развития ребенка презентация
1
Критические периоды развития Бондарев Михаил, Домничева Анастасия, ст. 1 курса Руководитель: ст.преп. Брайнина И.А.
2
История развития человека в течение девяти месяцев, предшествующая его рождению, вероятно, гораздо интереснее и содержит события более грандиозные, чем все последующие семьдесят лет его жизни. История развития человека в течение девяти месяцев, предшествующая его рождению, вероятно, гораздо интереснее и содержит события более грандиозные, чем все последующие семьдесят лет его жизни. Сэмюель Тейлор Колриджю (1834).
3
Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоидов с яйцом и образованием зиготы до гибели организма. Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоидов с яйцом и образованием зиготы до гибели организма. Термин «онтогенез» ввел немецкий биолог Термин «онтогенез» ввел немецкий биолог Э. Геккель в 1866 г. Э. Геккель в 1866 г.
4
Онтогенез эмбриональный период (от образования зиготы до рождения) (от образования зиготы до рождения) постэмбриональный постэмбриональный период период (от рождения до смерти организма) (от рождения до смерти организма)
5
6
В онтогенезе человека к критическим периодам относят: В онтогенезе человека к критическим периодам относят: 1)оплодотворение; 2)имплантацию (7 – 8-е сутки эмбриогенеза); 3)развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3 – 8-я недели); 4)развитие головного мозга ( я недели); 5)формирование основных систем организма, в том числе половой ( я недели); 6)рождение; 7)период до 1 года; 8)половое созревание ( лет).
7
Критические периоды беременности, или критические периоды в развитии эмбриона и плода – это те периоды, когда чувствительность их повышается, а адаптационные возможности снижаются и зародыш становится особенно легко уязвимым, т.к идёт ввод новых больших объёмов генетической информации. Критические периоды беременности, или критические периоды в развитии эмбриона и плода – это те периоды, когда чувствительность их повышается, а адаптационные возможности снижаются и зародыш становится особенно легко уязвимым, т.к идёт ввод новых больших объёмов генетической информации.
8
Неблагоприятные факторы К неблагоприятным факторам окружающей среды относят: К неблагоприятным факторам окружающей среды относят: А) недостаток кислорода (гипоксия), А) недостаток кислорода (гипоксия), Б) переохлаждение, Б) переохлаждение, В) перегревание, В) перегревание, Г) врачебные препараты, Г) врачебные препараты, Д) токсины, Д) токсины, Е) продукты химического производства, Е) продукты химического производства, Ж) возбудители вирусных и бактериальных инфекций и т.д., Ж) возбудители вирусных и бактериальных инфекций и т.д.,
9
7-8 сутки Процесс имплантации может нарушаться: Процесс имплантации может нарушаться: при аномалиях строения матки (инфантилизме, двурогой или седловидной матке, наличии перегородки в полости матки); при аномалиях строения матки (инфантилизме, двурогой или седловидной матке, наличии перегородки в полости матки); при травмах эндометрия, т.е. внутреннего слоя матки в результате искусственных абортов и воспалительных заболеваний (хронического эндометрита); при травмах эндометрия, т.е. внутреннего слоя матки в результате искусственных абортов и воспалительных заболеваний (хронического эндометрита); при наличии миомы матки; при наличии миомы матки; при рубце на матке после кесарева сечения и других операций. при рубце на матке после кесарева сечения и других операций.
10
Развитие осевых зачатков органов, плацентация Основные гормональные расстройства, приводящие к выкидышам: Основные гормональные расстройства, приводящие к выкидышам: нарушение функции яичников; нарушение функции яичников; усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов; усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов; нарушение функции щитовидной железы. нарушение функции щитовидной железы.
11
15-20 неделя- усиливается рост головного мозга неделя- формирование основных функциональных систем, дифференцировка полового аппарата неделя- усиливается рост головного мозга неделя- формирование основных функциональных систем, дифференцировка полового аппарата.
12
Происходит торможение роста и гибель клеток плода, что в дальнейшем проявляется недоразвитием или функциональной незрелостью органов. Происходит торможение роста и гибель клеток плода, что в дальнейшем проявляется недоразвитием или функциональной незрелостью органов. Причиной прерывания служат инфекционные заболевания, передающиеся половым путем. Возбудители инфекций: хламидии, токсоплазмы, вирусы герпеса и др. Причиной прерывания служат инфекционные заболевания, передающиеся половым путем. Возбудители инфекций: хламидии, токсоплазмы, вирусы герпеса и др.
13
Сроки возникновения некоторых аномалий развития эмбрионов и плодов человека Форма аномалии Сутки развития Анэнцефалия – отсутствие головного мозга, свода костей черепа Менингомиелоцеле – выбухание оболочек и тканей спинного мозга сквозь дефект в позвоночнике Экстрофия мочевого пузыря – отсутствие нижней части передней брюшной стенки и передней стенки мочевого пузыря. Дефект брюшной стенки замещен задней стенкой мочевого пузыря с отверстиями мочеточников Губа расщепленная (заячья) – дефект развития верхней губы Атрезия и свищи прямой кишки, возникновение диафрагмальной грыжи, дефект межжелудочковой перегородки сердца недель
14
Расщелина верхней челюсти и неба Грыжа пуповинная (омфалоцеле) – из-за дефекта брюшной стенки наружу выходят внутренние органы, покрытые истонченными тканями пуповины Гипоспадия – отсуствие у детей мужского пола дистальной части мочеиспускательного канала, а его наружное отверстие находится в мошонке или промежности; у детей женского пола – отверстие мочеиспускательного канала открывается во влагалише Крипторхизм – задержка опущения яичек в мошонку недель 10 недель 12 недель месяцев
15
Спасибо за внимание!
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Трудные и критические периоды взросления»
2 слайд
Описание слайда:
Возрастной кризис – период в жизни человека, когда на протяжении короткого времени (несколько месяцев, год) проявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный характер.
3 слайд
Описание слайда:
Особенностью переживания кризисных периодов у детей является то, что чаще всего они становятся в это время трудновоспитуемыми, вступают в острые конфликты. У разных детей эти периоды могут проходить по-разному: более остро или менее заметно для окружающих. Это связано с индивидуальными особенностями детей, с типом темперамента и уровнем развития их эмоциональной сферы, с условиями воспитания.
4 слайд
Описание слайда:
Для критических периодов характерны определенные особенности: 1. Ребенок как бы выходит из-под контроля взрослых, становится вредным, быстро падает успеваемость в школе и снижается трудоспособность, увеличивается число конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь связана с болезненными переживаниями. 2. Развитие во время кризиса имеет преимущественно отрицательный характер. В отличие от стабильных периодов развития, здесь происходит скорее разрушительная, чем творческая работа. Ребенок не только приобретает, но что-то теряет из приобретенного раннее.
5 слайд
Описание слайда:
Критические периоды в развитии детей:
6 слайд
Описание слайда:
Кризис шести – семи лет. Этот кризис является переходным периодом, вырастает самостоятельность ребенка, обогащается содержание его жизни: расширяются интересы, круг друзей и знакомых, сферы деятельности.
7 слайд
Описание слайда:
Ребенку необходимо вступать в отношения с обществом как с совокупностью людей, которые осуществляют обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Это выражается, в первую очередь, в стремлении ребенка идти в школу, стать учеником. Все, что касается обучения, выходит на первый план, а то, что связано с игрой, становится менее важным, хотя и не менее интересным.
8 слайд
Описание слайда:
Советы родителям
9 слайд
Описание слайда:
Содействуйте расширению форм общения с ребенком, развитию его потребностей в диалоговом общении на правах партнеров. Стремитесь к установлению доверительных отношений, но не будьте в этом навязчивыми – находите необходимые слова и удачное для этого время и настроение ребенка. Создавайте условия для расширения словарного запаса – больше общайтесь, обсуждайте увиденное, прочитанное, услышанное. Следите за речью и произношением ребенка (употреблением слов-паразитов, правильностью ударений). Беспокойтесь о собственном примере грамотного, культурного и богатого использования словарного запаса.
10 слайд
Описание слайда:
Содействуйте адекватному проявлению эмоций: объясняйте, если ребенок не знает, как себя вести в ситуациях горя и радости; будьте сами щедрыми в проявлении эмоций в подобных ситуациях. Помогайте ребенку подготовиться к школе: обучайте его письму, грамоте, счету; тренируйте пальчики (специальными упражнениями, приучайте к длительным и правильным манипуляциям карандашом и ручкой); соблюдению правил поведения в разных ситуациях. Содействуйте развитию самостоятельности ребенка: позволяйте ему самому доводить дело до конца, даже если у него это еще не очень хорошо получается. Вселяйте веру в ребенка, в его способности и возможности.
11 слайд
Описание слайда:
Кризис одиннадцати-тринадцати лет жизни. Ломание старых психологических структур, характерно для этого возраста, приводит к настоящему взрыву непокорности, наглости, дерзости и трудновоспитуемости. Характерным для этого периода является снижение трудоспособности и учебной успеваемости.
12 слайд
Описание слайда:
Симптомы кризиса подросткового возраста: Снижение продуктивности учебной деятельности даже когда подросток одаренный. Подросток будто отделяется от своего окружения, становится склонным к ссорам, нарушениям дисциплины, переживая одновременно внутреннее беспокойство, неудовлетворение, стремление к одиночеству и самоизоляции.
13 слайд
Описание слайда:
Советы родителям подростков
14 слайд
Описание слайда:
Расширять круг социальных ролей подростка, раскрывать их морально-этическое содержание. Создавать больше ролевых нагрузок. Давать больше самостоятельности и ответственности. В своих высказываниях, действиях не терять авторитет справедливых и рассудительных родителей. Стараться меньше критиковать детей и их поступки.
15 слайд
Описание слайда:
Переключать заостренное внимание подростков на свою внешность на внимание к внутреннему состоянию. Содействовать формированию у ребенка адекватной самооценки. Создавать условия для самообразования и самовоспитания ребенка, определенности к наклонностям и профессиональным вкусам. Содействовать духовному развитию личности, закреплению морально-этических норм и правил поведения. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Возрастной кризис – период в жизни человека, когда на протяжении короткого времени (несколько месяцев, год) проявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный характер.
Особенностью переживания кризисных периодов у детей является то, что чаще всего они становятся в это время трудновоспитуемыми, вступают в острые конфликты.
У разных детей эти периоды могут проходить по-разному: более остро или менее заметно для окружающих. Это связано с индивидуальными особенностями детей, с типом темперамента и уровнем развития их эмоциональной сферы, с условиями воспитания.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-940840
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
1.
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ
СРС
«КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ»
Выполнила:Ибадуллаева Д. 2023-ОМ
Проверила: Есимова Р.Ж.
2. План:
1)Различные критические периоды в онтогенезе.
2)Врожденные пороки.Патологии.
3)Факторы влияющие на развитие патологии.
4)Заключение
3.
В процессе онтогенеза существуют периоды
повышенной чувствительности организма к
повреждающему воздействию факторов внешней
среды. Эти периоды получили название критических
периодов развития. Впервые понятие критических
периодов развития было сформулировано
австралийским врачом Норманом Грегом в 1944 г.
Значительный вклад в разработку положений теории
критических периодов сделал российский эмбриолог
П. Г. Светлов.
4. Критические периоды развития
Норман Грегг 1944г. Светлов П. 1960г.
1)Прогенез или гаметогенез
2)Оплодотворение
3)Имплантация
4)Гаструляция и нейруляция
5)Усиленный рост головного мозга (15-20 нед.)
6)Органо- и системогенез
7)Рождение
8)Период новорожденности и 1 год жизни
9)Половое созревание (11-16лет)
10)Менопауза
5.
Почвой для возникновения критических периодов
является переход организма зародыша от одного
морфофункционального этапа к следующему,
качественно отличного от предыдущего. Качественная
перестройка организма при этом сопровождается:
Пролифирация
Детерминация
Дифференциация
6.
У человека П.Г. Светлов выделил 3 критических периода:
1) имплантация (6-7-е сутки после оплодотворения
яйцеклетки); 2) плацентация (окончание 2-ой недели
беременности); 3) перинатальный период (роды).
Последний период отличается резким изменением в
организме характера кровообращения, газообмена,
питания, выделения и др.
7.
Первый критический период
Это первые три месяца беременности, то есть время, когда
происходит закладка и формирование тканей и органов плода.
Особенно уязвим зародыш на 5–6-й день после зачатия, когда
происходит прикрепление оплодотворенного яйца в полости
матки. В этот период развития зародыш либо переносит
воздействие повреждающих факторов без отрицательных
последствий, либо погибает (закон «все или ничего»).
3–8 неделя беременности – в этот период идет процесс
формирования плаценты,который совпадает с этапом
деления клеток будущих органов и систем плода (органогенез).
Поражение зародыша именно в этот период ведет к
возникновению врожденных пороков развития. При этом
анатомические нарушения возникают в тех органах, которые в
момент действия вредных факторов активно развивались.
8.
Второй критический период:
15-20-я неделя беременности. В этот период
происходит усиленный рост головного мозга.
20-24 неделя. В этот срок наряду с дальнейшим
ростом органов плода происходит становление и
развитие важнейших функциональных систем его
организма (кровообращения, свертываемости крови,
центральной нервной системы и других).
Повреждение плода в это время не приводит к пороку
развития, но может обусловить возникновение
внутриутробного заболевания.
9.
Третий критический период:
28-34 недели беременности.
Повреждающие воздействия,
а в частности, острые
инфекционные заболевания
матери, в этот период могут
привести к
преждевременным родам,
рождению маловесных,
слабых и даже
мертворожденных детей.
10. 5-6 день после зачатия
Процесс имплантации
может нарушаться:
При аномалиях
строения матки
При травмах
эндометрия
При наличии миомы
матки
При рубце на матке
после кесарева сечения
и других операций.
11. Развитие осевых зачатков органов, плацентария
Основные гормональные
расстройства, приводящие
к выкидышам:
Нарушение функции
яичников;
Усиление выработки в
организме женщины
мужских половых
гормонов;
Нарушение функции
щитовидной железы
12. 15-20 неделя
Период усиленного развития головного мозга.
20-24 неделя
Период формирования основных функциональных
систем организм.
13.
14. Сроки возникновения некоторых аномалий развития эмбрионов и плодов человека
26-сутка: Анэнцефалия- отсутствие головного мозга, свода
костей черепа
28-сутка:Менингомиелоцеле-выбухание оболочек и тканей
спинного мозга
30-сутка:Экстрофия мочевого пузыря
36-сутка:Заячья губа
6 недель:Атрезия и свищи прямой кишки, возникновение
диафрагмальной грыжи
9-10 недель:Расщелина верхней челюсти и неба
10-недель: Омфалоцеле-грыжа пуповинная
12-недель:Гипосладия
7-10месяцев: Крипторхизм
15.
16.
17. Неблагоприятные факторы ведущие к развитию аномалий
Гипоксия
Переохлаждение
Перегревание
Врачебные препараты
Токсины
Продукты химического производства
Возбудители вирусных и бактериальных инфекций
и.т.д.
18. Заключение
В процессе индивидуального развития имеются
критические периоды, когда повышена
чувствительность развивающегося организма к
воздействию факторов внешней и внутренней среды.
Эти факторы влияют на правильное развитие плода и
могут привести к различным врожденным патологиям
и порокам.
Источник