Критические периоды развития ребенка понятие

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным, критическим.Критические периоды− это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды. Основными такими периодами являются: 3−4 года, 7−8 лет, 11−14− у девочек; 12−15 у мальчиков. В эти возрастные периоды развивающаяся функция может нарушиться и дать сбой, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма ребенка.

Сенситивные периоды− это периодыснижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогичес­ким и тренерским. К таким периодам относятся периоды: до 1 года, 4-5, 7-8 и 12-15 лет.Если в эти периоды на организм действуют нужные факторы, от которых зависит развитие данной функции, то она максимально развивается, но если же такие факторы отсутствуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться. Если необходимые раздражители появляются в более поздние сроки, то наверстать упущенное в развитии ребенка не всегда возможно.

Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (на­пример, в переходный период у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функциониро­вание систем организма соответственно новым требованиям окружа­ющей среды.

Сенситивные периоды для различных качеств проявляются гетерохронно.Хотя имеются индивидуальные вари­анты сроков их наступления, все же можно, в среднем, выделить об­щие закономерности. Так, сенситивный периодпроявления различных показателей качествабыстротыприходится навозраст11-14лети к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень. Близ­кая к этому картина наблюдается в онтогенезе и для проявления ка­честв ловкости и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период качества силы. После сравнительно небольших темпов ежегодных приростов мышечной силы в дошкольном и младшем школьном возрасте наступает некоторое их замедление. В последующем наступает сенситивный период развития мышечной силы−к14-17годамотмечается значительный прирост данного показателя в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лет у юношей (на 1-2 года раньше у девушек) достигается максимальное проявление силы основных мышечных групп.

Сенситивный период выносливости приходится примерно на 15 – 20лет.

Сенситивный период гибкости проявляется в раннем школьном возрасте. В более позднем возрасте (начиная с 13-14 лет) подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом.

Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, количе­ство тренировочных занятий, подходов к снарядам и т. п. лишь в сен­ситивный период обеспечивают наибольший тренировочный эф­фект, который в другие возрастные периоды не может быть достиг­нут. К тому же учет сенситивных периодовнеобходим при проведении спортивного отбора дляправильной оценки состояния организма и особенностей физических качеств молодого спортсмена.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое гетерохронность роста и развития?

2. Что такое ассимиляция и диссимиляция?

3. Что такое возрастной период?

4. Что такое биологический возраст? Календарный возраст?

5. Каковы особенности формирования аэробного и анаэробного механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности у детей и подростков?

6. Каковы особенности функционального состояния детей и подростков при спортивной деятельности

7. Что такое критические периоды развития ребенка?

8. Что такое сенситивные периоды развития ребенка?

9. Перечислите основные сенситивные периоды развития физических качеств у детей и подростков.

Рекомендуемая литература:

1. Вайнбум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С.Вайбум. − М.: Просвещение, 1991.– 190 с.

2. Верхошанский Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В.Верхошанский.– М., 1989.– 235 с.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А.Ермолаев.– М.: Высшая школа, 1995. – 462 с.

4. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.– 480 с.

5. Спортивная физиология / под ред. Я. М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.– 240 с.

ТЕМА 2

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ

ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН

План:

1. Морфофункциональные особенности женского организма.

2.Специфические особенности проявления и развития физических качеств.

3.Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности женского организма.

4.Изменения функций женского организма в процессе тренировок.

1. Морфофункциональные особенности женского организма

Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособ­ности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с муж­чинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменени­ям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, не­которые болезни), меньшей детской смертностью и большей продол­жительностью жизни.

Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. Женщины обладают высокой способностью к переработке речевой информации, поэтому в процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на методе рассказа (объяснение, словесный анализ движений, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков)

Женщины обладают хорошей кратковременной и долговременной вербальной памятью, в тоже время у них хуже, чем у мужчин цифровая память (медленнее решают особенно новые тактические задачи).

Женщины обладают более высоким уровнем мотивации и имеют более высокие показатели обучаемости.

Они обладают более высокой эмоциональной возбудимостью, неустойчивостью и тревожностью, поэтому нуждаются в поощрениях.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательного и вестибулярного анализаторов и их сенсорных зон, тонкие дифференцировки мышеч­ного чувства способствуют развитию у девочек хорошей координации движе­ний, их плавности и четкости. Устойчивость вестибулярных реакций особенно возрастает в периоде с 8 до 13-14 лет. В этом возрасте быстро совершенствуется функция двигательного анализатора, растет способ­ность дифференцировать амплитуду движений. Важно использовать этот период развития организма для совершенствования координа­ции движений, повышения устойчивости вестибулярного аппарата, овладения статическими и динамическими равновесием, формиро­вания сложных двигательных навыков.

Читайте также:  Тест на речевое развитие ребенка 3 года

Женщины обладают острым зрением, широким полем зрения, высокой способностью раз­личать цвета и хорошим глубинным зрением. У них зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию− все это обуславливает совершенство глазодвигательных реакций, уве­ренную ориентацию движений в пространстве. Слуховая система отличается большей чувствительностью к высоким частотам звукового диапазона, с возрастом это отличие женщин становится более заметным.

Женщины обладают меньшей длиной тела (в среднем на 10см) и весом (на 10 кг), чем мужчины, соответственно у них меньше размеры внутренних органов и мышечная масса. Пропорции тела женщины имеют также свои особенности: кости короче, а туловище длиннее; поперечные размеры таза больше, а пле­чи уже. Эти особенности строения тела обуславливают более низкое общее положение центра тяжести, что способствует лучшему сохране­нию равновесия. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движе­ний при локомоциях.

Девушки обладают отличной гибкостью и поэтому достигают больших результатов в гимнастике и др. видах спорта. Красоте и эффективности движений спо­собствует и то, что у женщин чаще встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие.

Особенности размеров и состава тела определяют и специфические черты вегетативных функций женского организма. Дыхание женщин характеризуется меньшими величинами объемов и емкостей легких, более высокими частотными показателями: ЖЕЛ меньше, чем у мужчин пример­но на 1000 мл; МОД и глубина дыхания меньше, а частота дыхания− выше, чем у мужчин. При этом повышение МОД достигается менее выгодным соотношением частоты и глубины дыхания и сопровождается более выраженным утомлением дыхательных мышц. Мужчины превосходят женщин также по абсолютной и по относительной (в расчете на 1 кг веса тела) величине максимальной легочной вентиля­ции (МЛВ).

В процессе индивидуального развития уже с 7-8 лет у девочек начина­ется переход от брюшного типа дыхания к грудному, который вполне формируется к 18 годам. В периоде с 10 до 14 лет мальчики начинают пре­восходить девочек по росту показателей ЖЕЛ, МОД и МЛВ, абсолютным и относительным величинам МПК. У девочек наиболее заметный прирост этих показателей отмечается в возрасте 11 лет. Максимальные значения достигаются в 15 лет, а после 35 лет начинается их снижение.

В системе крови у женщин отмечена более высокая кроветворная функция, что обеспечивает хорошую переносимость больших потерь кро­ви и является одной из защитных функций женского организма. У них в крови меньше эритроцитов, гемогло­бина (120 – 140 г/л) и миоглобина. Меньше у женщин и объем циркули­рующей крови на 1 кг веса тела.

Низкая концентрация гемоглобина обуславливает небольшую кислородную емкость крови, что отрицательно сказывается на времени и качестве выполнения предельных аэробных нагрузок.

Сердце у женщин по объему и массе меньше мужского, поэтому у них регистрируется меньшая величина систолического и минутного объема крови, что компенсируется более высокой частотой сердечных сокращений и большей скоростью кровотока.

Отмеченные у женщин менее совершенные механизмы адаптации кардиореспираторной системы к нагрузкам снижают их аэробные возможно­сти и общую работоспособность.

Источник

ОЛЬГА АНАШКИНА
Периоды онтогенеза. Критические периоды развития и их особенности

В процессе индивидуального развития человеческого организма (онтогенез) выделяются 2 больших периода:

1 период

Внутриутробный (перинатальный) когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери. Этот период длится от момента зарождения эмбриона до рождения ребенка.

2 период

Внеутробный, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Этот период длится от момента рождения ребенка до самой смерти человека

В первый триместр

происходит интенсивное развитиечувствительности и нервной системы ребенка:

5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;

6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;

6 – 8 недель – закладывается центральная и периферическая нервные системы;

8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;

с 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки. Появляется основа для положительных эмоций;

11 – 12 недель – формируется хватательный рефлекс;

13 неделя – формируется сосательный рефлекс.

Второй триместр –

период развития чувствительности (сенсорный период):

с 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимым речевое общение родителей с ребенком;

к 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система.

Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка, что влияет на эмоциональное состояние матери;

18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук,

дотрагивается до лица

и закрывает его руками;

с 20 недели можно

начинать обучение ребенка;

26 – 28 недель – ребенок

начинает

выражать основные эмоции.

Третий триместр –

чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, становление психики, способностей и интеллекта.

Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи.

Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.

Наиболее опасными периодами являются:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);

Читайте также:  Физическое и психическое развитие ребенок 3 года

5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя перинатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация.

15—25 недель  внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга.

28 недель — закладке структур коры головного мозга.

30—40 недель — психологически характеризуется как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.

Предродовой период (3—5 дней перед родами) предполагают гибернацию или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.

Период новорожденности( 28 дней)

— феномен «запечатления».

Возраст 3-4 недели

Он называется периодом первичного

социального поведения в виде зрительного

контакта с окружающим миром.

6—8 месяцев — определяется началом

дифференциации чувства Я,

индивидуализации, а также началом

формирования первичной привязанности,

избирательной улыбки и элементарных социальных предпочтений.

15—17 месяцев — определяется появлением

первичной мотивации поведения.

2,5—3,5 лет — определяется как период

формирования самосознания, полного

обособления Я и индивидуальности

В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:

наследственные (генные и хромосомные заболевания);

гипоксические (внутриутробная гипоксия-кислородное голодание, что может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия, а при условии выраженной гипоксии может способствовать замедлению созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития).

травматические (внутричерепные кровоизлияния)

биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших)

заболевания матери во время беременности (острые и хронические);

химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотические препаратов, неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов) –поражается ЦНС.

радиоактивное облучение;

иммунологическая несовместимость;

социально-психологические – затяжные стрессы могут привести в будущем к психосоматической ослабленности ребенка.

В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:

асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);

травматические (родовая травма-повреждение новорожденного, возникают при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии размеров плода и таза роженицы, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое, акушерско-гинекологическая патология.

В постнатальный период:

наследственные — проявляющиеся в период становления речи;

травматические (открытые и закрытые ЧМТ)  — произошедшие до трехлетнего возраста, при которых пострадали клетки КГМ, могут быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия;

биологические  — вызванные проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Наиболее распространенными причинами недоразвития речевой функциональной системы является нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи;

химические — вызванные при комплексном взаимодействии с ослабленным соматическим состоянием ребенка может привести к отставанию психоречевого развития;

социально-психологические  — возникающие

в результате неправильного воспитания в семье.

В условиях несемейного воспитания у детей

наблюдается психическая депривация,

следствием которых может быть речевой

негативизм и нарушение коммуникативной

функции речи.

Профилактика психофизиологических отклонений на этапе перинатальной стадии жизни

Оптимальные условия для развития плода:

рациональный комплекс питания с преобладанием молочных

и растительных компонентов, обогащенных витаминами и минералами;

установление нервно-эндокринного баланса с удалением всех

неблагоприятных факторов, которые могут влиять на развитие плода (внутриутробная гипотрофия, инфекционные болезни.

хронические болезни, отравления);

прогулки на свежем воздухе;

женщине необходимо как можно больше радоваться

и переживать положительных эмоций и впечатлений;

предупреждение патологии родов

с удалением факторов, которые могут

привести к травмам лицевой области

(применение акушерского инструмента);

генетический контроль в семьях

с наследственной патологией.

Источник

Администрация сайта viline.tv (ООО “ВилайнТв” ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и
соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при
заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.

Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или
услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций,
проведения опросов в целях повышения качества услуг.

Персональные данные – это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к
потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон,
адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О
персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.

Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия
(операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с
соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем
подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных
данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем
соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail)
info@viline.tv

В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные
данные в срок не позднее 3 рабочих дней.

Проект Viline помогает родителям в воспитании и здоровом развитии детей, начиная с
первых дней их жизни.

Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи – здесь мамы и папы узнают все,
что нужно для развития,
оздоровления, а также психологического и интеллектуального
воспитания ребенка. На сайте публикуются материалы для родителей с детьми до 7 лет и
для будущих мам.

Читайте также:  Условия и движущие факторы развития ребенка

Мы собрали на сайте экспертов, которые с удовольствием поделятся с вами секретами
воспитания малышей в том
возрасте, когда закладывается фундамент для развития
личности.

Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для
полного раскрытия его
природного потенциала.

Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить
малыша крепким, здоровым и
талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без
психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.

Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления
иммунитета, разработки и
внедрения методик оздоровления. Они поделятся с вами опытом,
знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными
проблемами. Мы поможем
вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко
вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад,
школу, спортивную
секцию.

Авторам курсов по развитию детей:

Ваши авторские материалы приносят пользу родителям? Аудитория портала ViLine.tv –
это явно ваши
потенциальные клиенты? Тогда разместите свои курсы на нашем
проекте!

Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.

Сотрудничество с ViLine.tv – это:

  • Раскрутка ваших курсов через email-рассылки
    подписчикам ViLine. Наши письма
    читают десятки тысяч
    молодых мам!
  • Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией
    для авторских курсов и
    специальные страницы о
    вас;
  • Создание промо-материалов для продвижения курса и
    автора в нашей
    собственной видеостудии;
  • Повышение известности автора – мы расскажем
    огромной аудитории, почему ваш
    курс стоит приобрести.

Варианты сотрудничества:

  • Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем
    комиссионное вознаграждение.
    Вы получаете активный
    рост продаж и основную прибыль.
  • Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее
    мы продаем ваши
    материалы самостоятельно,
    получая 100% прибыли.

Пишите по адресу info@viline.tv, присылайте
свои курсы. Условия
размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.

Авторам статей:

У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать
полезные статьи для мам и пап?
Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством
на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.

Размещение статей на ViLine.tv – это:

  • ✓  Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной
    аудиторией;
  • ✓  Раскрутка Вашего сайта;
  • ✓  Достойное вознаграждение.

Условия:

  • –  материал должен быть уникальным;
  • –  не размещаем SEO-статьи;
  • –  можем отказать в размещении материала по усмотрению
    руководства проекта.

Для начала сотрудничества

  • ✓  Напишите письмо по адресу
    info@viline.tv,
    с примерами работ и/или
    ссылкой на
    сайт.

Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.

Безопасность и конфиденциальность платежа

При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически
перенаправлены на платежную
форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью
защищены в соответствии
с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о
совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено
сообщение об авторизации
платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт.
Информация о вашем платеже
может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению
произошла задержка в
обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800
500-65-37

Личные данные покупателя.

При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия,
Имя, адрес электронной
почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом.
Продавец обязуется не
разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление
Продавцом информации
агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для
исполнения обязательств перед
Клиентом.

Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с
обоснованными и применимыми
требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные
Клиентом на Сайте в
общедоступной форме.

После оплаты войдите в ваш “Личный кабинет” и выберите “Мои курсы”
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте
ViLine.tv
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо
написать в службу поддержки
info@viline.tv

Правила возврата денежных средств

Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать
возврата денежных средств в
следующих случаях:

1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий
курс, шаблоны и
вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен
быть направлен с адреса
электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя
в течение 7 (семи) дней
с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и
денежные средства не
возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно
предоставление копии документа,
удостоверяющего личность (паспорт).

2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег
должен быть направлен с
адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу
поддержки Исполнителя до
14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении
указанного времени
претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о
возврате денежных
средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность
(паспорт).

Источник