Критические периоды развития ребенка функциональных ансамблеи

Лекция 5. РАЗВИТИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИИ

Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе нарушаются при различных заболеваниях НС и проявляются в форме задержки темпа ее развития, выпаде¬ния функций анализаторов. Для научного обоснования лечебных и лечебно-педагогических мероприятий, направленных на улуч¬шение состояния больных, коррекцию и компенсацию нарушен¬ных функций, необходим прежде всего неврологический и педа¬гогический анализ структуры дефекта и причин, вызвавших забо¬левание, выяснение его патофизиологических механизмов, вре¬мени образования дефекта, степени его тяжести, характера тече¬ния заболевания и особенностей развития ребенка. Такой подход возможен при комплексном участии в лечении ребенка невропа¬толога, психиатра, психолога, педагога-дефектолога.

Уточнению характера патологического процесса или состояния помогают широко используемые в неврологической клинике дополнитель¬ные методы исследования: электроэнцефалография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, рентгеногра¬фия черепа, компьютерная томография. Кроме того, используются рентгеноконтрастные, биохимические и цитогенетические методы исследования.

Многие заболевания НС возникают вследствие неблагоприятных факторов во внутриутробном периоде развития или в раннем детстве. Причинами патологии НС плода и ребенка раннего возраста могут быть:
– инфекционные агенты (различные бактерии, вирусы, паразиты),
– физические факторы (ионизирующая радиация, высокочастотное излучение, повышен¬ная вибрация и др.),
– различные химические вещества,
– заболева¬ния матери,
– несовместимость крови матери и плода по группам крови и резус-фактору,
– неблагоприятное течение беременности (в т.ч. воздействие алкоголя, курения и другие факторы).

Таким образом можно выделить 3 группы причин патологии:
1. Неблагоприятные воздействия внешней среды (инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания – т.е. физиологические и социальные факторы).
2. Наличие генных мутаций (наследственность).
3. Патология внутриутробного развития.

Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным воздействиям в критические периоды своего развития, когда фор¬мируются наиболее важные «функциональные ансамбли», выра¬жена напряженность обменных процессов, наблюдается интен¬сивный рост отдельных элементов НС. Наиболее вы¬раженные и диффузные изменения НС и других органов возникают в случае воздействия вредных факторов на ран¬нем этапе развития плода.

Неблагоприятные воздействия на плод на 3-10-й неделе его развития могут быть причиной формирования таких грубых пороков развития НС, как:
– анэнцефалия – отсутствие больших полушарий головного мозга,
– микроцефалия – уменьшение объема и массы мозга,
– гидроцефалия – водянка головного мозга.

Эти неблагоприятные воздействия нередко приводят к гибели плода или рождению нежизнеспособного новорожденного. В том случае, когда нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варь¬ировать в различной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.

Неврологические заболевания у детей раннего возраста неред¬ко приводят к своеобразному аномальному развитию функций, в результате искажении программы развития. Каждая функция в своем развитии проходит определенные стадии, между которыми существует закономерная преемственность. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием первоначальных примитив¬ных реакций. Чрезмерная выраженность последних может блоки¬ровать и искажать дальнейшее формирование функций. Например, детский церебральный паралич.

Многие заболевания, протекающие с нарушением зрения, слу¬ха, отставанием в психическом развитии, проявляются не сразу после рождения. Они характеризуются длительным скрытым тече¬нием с последующим внезапным клиническим проявлением на определенном этапе онтогенеза. Эти заболевания обусловлены ген¬ными мутациями, и для их лечения кроме средств, корригирую¬щих и стимулирующих нормальное развитие функции, необходи¬мо возмещение недостающих продуктов обмена веществ.

Кроме органических заболеваний НС, т. е. забо¬леваний, протекающих с изменениями в структуре мозга, у детей могут наблюдаться нарушения, обусловленные вариациями тем¬па созревания функциональных систем.

В определенные периоды онтогенеза, например во время миелинизации НС (т.е. созревания оболочек, покрыва¬ющих нервные проводники), а также в периоды возрастных кризов неравномерность темпа развития и созревания морфофункциональных систем значительно возрастает. В условиях повышенной эмоциональной нагрузки на относительно незрелые структуры по¬следние могут становиться источником разнообразных, чаще пре¬ходящих, патологических состояний. Под влиянием разнообраз¬ных неблагоприятных воздействий внешней среды (инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания), а также при наличии генных мутаций или патологии внутриут¬робного развития и т.д., относительная возрастная незрелость и диспропорция созревания могут становиться основой таких нару¬шений, как ретардации (задержки темпа развития). При соответ¬ствующей организации медико-педагогических мероприятий та¬кие формы задержки развития, как правило, ликвидируются.

Однако очень глубокие и стойкие задержки темпа развития морфофункциональных систем не всегда поддаются необходимой коррекции. В некоторых случаях активные медико-педагогические воздействия могут лишь временно компенсировать дефицит функ¬ции. В дальнейшем, с возрастанием предъявляемых к ребенку тре¬бований, нередко все более отчетливо проявляется функциональ¬ная недостаточность.

В детском возрасте нередко наблюдаются также случаи времен¬ного ускорения развития функций, которое затем сменяется за¬метным замедлением темпов развития. Такое замедление зачастую обусловлено чрезмерной «эксплуатацией» познавательных способностей ребенка, приводящей к своеобразным истощениям внутренних резервов НС.

Перечисленные выше отклонения в развитии НС не исчерпывают всех возможных вариантов. Следует помнить, что развитие ребенка не всегда идет строго по схеме. Становление функций может как отставать, так и опережать, указанные сроки. Это зависит от особенностей внутриутробного развития ребенка, течения родов и периода новорожденности. В каждом случае важно установить причину имеющегося дефекта: связан ли он с первичным поражением НС, является ли результатом других заболеваний или так называемой педагогической запу¬щенности.

Под термином «педагогическая запущенность» понимают задер¬жку развития, обусловленную недостаточностью целенаправлен¬ного развития функций и педагогического воздействия в целом.

Читайте также:  План работы с ребенком имеющим трудности в развитии

Педагогическая запущенность развивается на определенных этапах развития, а именно в период интенсивного развития функций. Например, в момент развития речи пребывание ребенка в неречевой среде, малое общение с матерью могут привести к задержке развития речи. Недостаточность зрительных, слуховых, эмоцио¬нальных и других раздражителей, т. е. так называемый «информа¬ционный голод», приводит к задержке психического развития.

Таким образом, при анализе нарушений нервно-психического развития следует учитывать не только особенности состояния НС ребенка, но и то окружение, в котором он растет и развивается.

Источник

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте 5 — 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить “срывы” нервной деятельности. Результатом таких “срывов” может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12 — 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Читайте также:  Ребенок 9 недель беременности развитие плода

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия.

Есть основание полагать, что к 18—20 годам формирование нервной системы завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

Источник

Лекция 2. КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОЗГА

В тех случаях, когда имеется «поломка» какого-либо механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. «Поломка» может произойти на разном уровне: могут быть нарушены ввод инфор¬мации, ее прием, переработка и т.д.
Например, поражение внут¬реннего уха с развитием тугоухости обусловливает снижение по¬тока звуковой информации. Это приводит, с одной стороны, к функциональному, а затем и к структурному недоразвитию цент¬рального (коркового) отдела слухового анализатора, с другой — к недоразвитию связей между слуховой зоной коры и двигательной зоной речевой мускулатуры, между слуховым и другими анализа¬торами. В этих условиях оказываются нарушенными фонематичес¬кий слух и фонетическое оформление речи. Нарушается не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка.
Недоразвитие или нарушение одной из функ¬ций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными компенсаторными воз¬можностями, т.к. имеются неограниченные возможно¬сти ассоциативных связей в НС, отсутствует узкая специализация нейронов КБП ГМ, формируются сложные «ансамбли нейронов».
Такие резервные возможности НС использу¬ются в процессе реабилитации лиц с теми или иными отклонени¬ями в развитии. При помощи специальных приемов дефектолог может компенсировать нарушенные функции за счет сохранных.
Например, в случае врожденной глухоты или тугоухости ребенка можно обучить зрительному восприятию устной речи, т. е. считыванию с губ. В качестве временного заместителя устной речи может быть использована дактильная речь. При повреждении левой височной области человек теряет способность понимать обращенную к нему речь. Эта способность может быть постепенно восстановлена за счет использования зрительного, тактильного и других видов восприятия компонентов речи.
Таким образом, дефектология строит свои методы работы по абилитации и реабилитации больных с поражениями НС на использовании огромных резервных возможностей мозга.
Абилитация (abilitatio – удобный, приспособительный) – лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию к жизни.

Лекция 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ, ОБУЧЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ
Процессы обучения и воспитания неразрывно связаны с процессами развития. Развитие – непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Имеет неравномерный характер (неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития). Во внутриутробном периоде созревают в основном те функциональные системы мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание и т. п. Созревание функциональных систем как бы оставлено на послеродовый период, причем длительность этого периода — самая большая во всем эволюционном ряду.
Чрезвычайная неприспособленность новорожденного – основа гибкого, дифференцированного приспособления к условиям среды, основа для безграничного обучения не только в детстве, но и в течение всей жизни. Можно сказать, что новорожденный от рождения не способен ни к чему, кроме как всему научиться.
Наибольшее значение для педагога-дефектолога имеют два уровня развития:
1. Актуальный уровень развития – в процессе обучения ребенок может выполнить предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки.
2. Зона ближайшего развития (ЗБР) – если ребенок самостоятельно не справляется с каким-либо заданием, то может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительное объяснение, показ, наводящий вопрос.
Смысл обучения состоит в переходе ЗБР в актуальное развитие. В этом же заключена внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием.
В случаях, когда созревание тех или иных структур мозга задерживается или нарушается, процесс обучения затруднен.
Например, снижение слуха и недоразвитие фонематического восприятия, мешающих ребенку усвоить звуковой анализ слова, на определенном этапе развития начинает затруднять процесс овладения письмом. У детей с параличом речедвигательной мускулатуры нарушается звукопроизносительная сторона речи, что в свою очередь нередко приводит к недоразвитию и других компо¬нентов речи. В результате затрудняется не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка.
При обучении аномального ребенка нормальный переход ЗБР в актуальный уровень развития значитель¬но затрудняется => в процессе обучения педагогу-дефектологу при¬ходится уделять огромное внимание ЗБР.

Лекция 4. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
В развитии ребенка различают несколько имеющих специфи¬ческие особенности периодов. Эти периоды называют критичес¬кими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости НС и повышенного риска возникновения наруше¬ний ее функций.
Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закла¬дываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие раз¬личных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые слу¬жат фундаментом для более сложных форм обучения. Период пер¬вичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.
К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передви¬жения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и от¬клонения в виде диссоциации развития указанных функций. Не¬посредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведений его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению
В возрасте 5—7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.
При поступлении в школу могут возникнуть различные откло¬нения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выпол¬нении предложенного задания или на объясняемом учителем ма¬териале. На первых порах все это может напоминать картину ум¬ственной недостаточности, слабой сообразительности, снижен¬ной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обсле¬дование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить «срывы» нервной деятельности. Результатом таких «срывов» может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психо¬патологические состояния, корни которых уходят в период ран¬него детства.
В возрасте 12 —16 лет подросток вступает в третий, так называ¬емый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются пол¬люции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновиде¬ниями эротического характера.
Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому ра¬зумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.
Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоот¬ношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.
Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подро¬стков с теми или иными нарушениями НС.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в семье консультация логопеда

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание НС, то эти изменения могут приводить к нарушениям пси¬хического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (за¬держанное или опережающее развитие тех или иных функцио¬нальных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо про¬являются именно в периоды возрастных кризов.
Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особен¬ности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время кри¬тических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные меди¬цинские и коррекционно-воспитательные воздействия.
Есть основание полагать, что к 18—20 годам формирование НС завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

Источник