Критические периоды развития иммунной системы ребенка

Критические периоды развития иммунной системы ребенка thumbnail

Оглавление темы “Канцерогены. Опухоли и иммунодефициты. Нарушения иммунного статуса.”:

1. Канцерогены. Канцерогенные факторы. Химические факторы образования опухоли. Тест Эймса. Промоторы. Физические онкогены. Онкогенные вирусы. ДНК-содержащие и РНК-содержащие онкогенные вирусы.

2. Опухолевые антигены ( Аг ). Пауль Эрлих. Опухолево-эмбриональные антигены ( Аг ). Антигены опухоли.

3. Противоопухолевые иммунные реакции. Иммунитет против опухоли. Влияние иммунитета на опухоль.

4. Опухоли и иммунодефициты. Иммунодефицит при опухоли. Развитие опухоли при иммунодефиците. Развитие иммунодефицита при опухоли.

5. Эффективность иммунного надзора. Иммунная толерантность при опухолях. Иммунный отбор. Антигенная модуляция при опухолях. Иммуносупрессия при злокачественных процессах.

6. Иммунодиагностика опухолей. Иммунотерапия опухолей. Методы иммунотерапии при опухолях. Адъюванты. Иммуномодуляторы. Особенности иммунотерапии опухолей.

7. Иммунный статус человека. Состояние иммунной системы. Статус имунной системы. Состояние иммунитета человека.

8. Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы у ребенка. Иммунная система в пожилом возрасте.

9. Нарушения иммунного статуса. Иммунодефициты. Транзиторные иммунодефициты. Дефекты системы комплемента. Расстройства функций фагоцитов.

10. Синдромы гуморальной недостаточности. Агаммагпобулинемия Брутона. Общий вариабельный иммунодефицит. Селективный дефицит IgA.

Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы у ребенка. Иммунная система в пожилом возрасте.

Подобно другим системам, организация защитных факторов претерпевает возрастные изменения. Полностью система защитных факторов развивается к 15-16 годам. По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают.

Иммунная система у плода

В период внутриутробного развития у плода формируется система Аг МНС, органы иммунной системы, популяции иммунокомпетентных клеток и система комплемента. Иммунная система матери толерантна к аллоантигенам плода, поскольку их число относительно невелико, а также в силу избирательной проницаемости плаценты и наличия в крови матери и плода различных иммуносупрессивных факторов (а-фетопротеина, эстрогенов, прогестерона, простагландинов и т.д.).

Иммунная система у новорожденных

У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна. Снижено содержание компонентов комплемента, IgG, IgA и основных популяций иммунокомпетентных клеток. На проникновение инфекционных агентов лимфоидные органы отвечают гиперплазией, проявляющейся лимфаденопатией.

В развитии ребёнка выделяют критические периоды, во время которых на антигенный стимул иммунная система даёт неадекватные или парадоксальные реакции.

Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы

Первый критический период имунной системы у ребенка — первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. Лимфоциты способны отвечать на Аг и митогены; гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG.

Второй критический период имунной системы у ребенка — 3-6 мес. Материнские AT исчезают из кровотока; в ответ на попадание Аг образуются преимущественно IgM. Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.). Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной системы.

Третий критический период имунной системы у ребенка — 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются значимые количества IgG, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям.

Четвёртый критический период имунной системы у ребенка — 4-6-й год жизни. Синтез AT, исключая IgA, достигает величин, характерных для взрослых; одновременно повышается содержание IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы.

Пятый критический период имунной системы у ребенка — подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции. Как следствие, возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам.

Иммунная система в пожилом возрасте

Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций. В этот период возрастает риск развития аутоиммунных и иммунодефицитных состояний, а также злокачественных опухолей.

– Также рекомендуем “Нарушения иммунного статуса. Иммунодефициты. Транзиторные иммунодефициты. Дефекты системы комплемента. Расстройства функций фагоцитов.”

Источник

1 ктитический
период-
период
новорожденности. Характерны следующие
особенности:

-низкая устойчивость
к условно-патагенной, пиогенной,грамотрицательной
микрофлоре;

-склонность к
образованию гнойно-воспалительных
процессов, возникновению септических
состояний;

-высокая
чувствительность к вирусным инфекциям;

-до 0,5% новорожденных
имеют признаки врожденной вирусной
инфекции.

2 критический
период

возрост 3-6 месяцев. В этот период наиболее
транзиторное снижение уровня
иммуноглобулинов в сыворотке крови.
Иммунный ответ носит в основном первичный
характер без сохранения иммунной памяти.
Вакцинация приводит к формированию
надежной иммунной памяти, и только
ревакцинация формирует вторичный
иммунный ответ.

Читайте также:  Влияние родительского отношения развитие ребенка

3 критический
период

2-3-й годы жизни. Значительное расширение
контактов ребенка определяет повышение
частоты инфекционных заболеваний, что
приводит к декомпенсации незрелых
имунных механизмов и манифестации
аномалий иммунитета.

4 критический
период
-4-6-й
годы жизни. Завершается период становления
адаптивного иммунитета. Характерна
склонность заболеваний дыхательных
путей к хроническому или рецидивирующему
течению в связи с недостаточностью
мукозального иммунитета у некоторых
детей.

5 критический
период
-12-13
лет. В этот период начинают активно
функционировать половые железы, поэтому
появляются половые различия в иммунном
статусе. Однако иммунология пубертатного
периода требует углубленного изучения,
поскольку в этот период окончательно
формируются многие иммунопатологии.

50.Иммунитет беременных.

Эмбрион
человека получает от отца 50% генетической
информации, которая чужеродна для
организма матери. Другая половина
генетической информации плода является
об­щей для него и матери. Таким образом,
плод всегда является генетически
«полусовмести­мым» по отношению к
организму матери.

Казалось
бы, в ответ на значительное ко­личество
новых, чужих отцовских веществ (антигенов)
должно вырабатываться огром­ное
количество антител, но при нормально
развивающейся беременности этого не
про­исходит. Это происходит благодаря
угнете­нию иммунных факторов защиты.
Некоторое угнетение иммунных сил
организма может вызвать предрасположенность
к инфекцион­ным заболеваниям во время
беременности. Об этом нужно помнить —
особенно в связи с возможностью заразиться
острыми респи­раторными заболеваниями:
организм бере­менной женщины более
подвержен этим неприятностям, чем
организм небеременной.

Специалисты
выделяют два критических периода, во
время которых будущие мамы наиболее
подвержены различным респира­торным
заболеваниям. Первый — 6—8 не­дель
беременности. В этот период организм
матери только приспосабливается к
новому состоянию. В кровь начинают
выделяться различные биологически
активные вещества, вырабатываемые
хорионом — предшествен­ником плаценты.
Они и угнетают иммунитет. Именно поэтому
на ранних сроках беремен­ности более
80% будущих мам переносят легкие простудные
заболевания. Второй кри­тический
период — 20—28 недель беремен­ности.
В этот период, когда у малыша уже за­ложены
все системы и органы, они начинают
активно расти, при этом используются
все ресурсы материнского организма, в
том чис­ле и те, что шли на обеспечение
работы сис­темы иммунитета.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Дата публикации: 23 мая 2018.

23.05.2018

Врач лабораторной диагностики
 (зав.  лабораторией)
Г.Н.  Полевечко

Бытовавшее  ранее  представления  об   ареактивности   организма  ребенка  раннего  возраста   ныне  отвергнуты,   поскольку  установлено,  что  на  любом  этапе  развития  организм   обладает  определенным  набором  иммунологических  факторов,  имеющих  ряд  особенностей, зависимых  от  возраста.

  При  этом  различают  процесс  закладки  иммунной  системы,

 реализацию  её  потенциальных  возможностей   в  развертывании  специфических   реакций   и  достижения  зрелости.

От того, как развивается иммунная система, зависит устойчивость организма ребенка или, наоборот, его подверженность различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой породы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии.

Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком.

Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода.

Иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Важнейшее биологическое значение этого состоит в предупреждении слишком бурных иммунных реакций, неизбежных при контакте новорожденного с огромным количеством антигенов (веществ, которые «узнаются» нашим организмом как чужеродные и которые могут запускать иммунную (защитную) реакцию). Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, то есть если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передаст готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен.

Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию.

Иммуноглобулин А защищает слизистые оболочки человека. Он связывает микробы и вирусы непосредственно в полости рта, в дыхательных путях, пищеварительном тракте и не дает им проникнуть во внутренние органы (легкие, сердце, печень). Однако он не запоминает вирусы и микробы, то есть не обладает иммунологической памятью, поэтому на каждое последующее поступление вирусов в организм вырабатываются свои антитела.

Иммуноглобулин М вырабатывается В-лимфоцитами в ответ на первое появление патогена и тоже не обладает иммунологической памятью. Однако при повторных встречах с одной и той же инфекцией антитела класса М способны запомнить микроб.

Иммуноглобулин G вырабатываются при появлении вирусов, микробов, аллергенов. Они запоминают эти патогены и предотвращают развитие инфекции. Причем иммуноглобулины G реагируют не только на вновь поступившие бактерии, но и на те микробы и вирусы, которые циркулируют в крови длительное время.

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем возрасте по эльконину

Иммуноглобулин Е появляются в ответ на размножение в организме паразитов (глистов) и контролируют развитие аллергических реакций.

Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов.

В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы.

Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

Второй критический период – 3-6 месяцев жизни – обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организме ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические болезни, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов (тканевых образований, в которых образуются иммунные клетки и где они приобретают иммунную специфичность). После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.

Для укрепления  защитных сил организма ребенка можно применять различные общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде,  стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в период вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, не водить ребенка на   различные массовые мероприятия во время эпидемии гриппа).

Достаточно эффективны средства народной медицины, например, чеснок и лук. Эти растения выделяют так называемые фитонциды – вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Обычно их измельчают и расставляют в стеклянных блюдцах в помещении. Нанизанный на ниточку зубчик чеснока можно повесить малышу на шею.

Когда нужно обратиться к иммунологу?

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети до 3 лет переносят 6-8 респираторных заболеваний в год. В среднем, в течение года при нормальном функционировании иммунной системы, ребенок может переболеть 1-2 раза достаточно тяжелыми вирусными инфекциями (грипп, аденовирусная инфекция); до 4-5 инфекций могут протекать легко, в виде насморка, покашливания, невысокой температуры.

В этих случаях родителям не стоит считать, что у малыша снижен иммунитет. Ведь единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний – выработать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микробом. Частые ОРВИ ни в коей мере не стоит рассматривать как проявление несостоятельности иммунной системы ребенка и говорить об иммунодефиците.

  • Серьезным поводом для обращения к врачу-иммунологу может послужить: частые простудные заболевания, протекающие с осложнениями (ОРВИ, переходящая в бронхит, пневмонию и т.п.);
  • повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет (ветряная оспа, корь, краснуха и т.д.). Однако здесь стоит учитывать, что если малыш переболел этими заболеваниями до года, то иммунитет к ним может быть не стоек, не давать пожизненной защиты;
  • длительное лечение острых или хронических заболеваний ребенка антибактериальными, противогрибковыми, гормональными препаратами, ослабляющими иммунитет.

Дети, посещающие детский сад, первое время болеют достаточно часто, так как возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается. Этот период обычно длится 6-12 месяцев. Причиной повышенной заболеваемости может стать и стрессовая ситуация, нежелание ребенка находиться в дошкольном учреждении и т.п. Однако отмечено, что дети, не посещающие детский сад, болеют реже, но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает.

Читайте также:  Развитие ребенка в игровой деятельности педсовет

Источник

Фото: LEGION-MEDIA

«Здоровый доношенный ребенок, рожденный здоровой матерью с
физиологическим течением беременности, имеет определенный иммунный статус и
соответствующий уровень факторов неспецифической антиинфекционной устойчивости.
Состояние иммунной системы ребенка с момента рождения и в первые годы жизни
характеризуется высокой динамичностью, поэтапным формированием и развитием как
врожденного естественного иммунитета, так и естественного приобретенного
(адаптивного) иммунитета. Учитывая эти особенности, назначение детям средств,
воздействующих на иммунитет, должно производиться крайне осторожно»,
— говорит Надежда Логина, врач иммунолог-аллерголог, кандидат медицинских наук и автор новой книги «Загадки иммунитета» («Эксмо»).

Особенности иммунного статуса у детей

При неправильном назначении иммунотропных средств можно
извратить естественные особенности реагирования, приняв за иммунные
расстройства физиологические изменения иммунных реакций. В жизни ребенка выделяют несколько критических периодов,
характеризующихся наибольшей ранимостью организма.

Во внутриутробном периоде
критическим принято считать возраст 8—12 недель, когда происходит
дифференцировка органов и клеток иммунной системы. После рождения ребенка в становлении иммунной системы
выделяют пять критических периодов.

Первый критический период — период новорожденности

Организм подвергается воздействию огромного числа антигенов,
иммунная система еще находится под сильным супрессорным влиянием материнского
организма, свойственным внутриутробному периоду, пассивный гуморальный
иммунитет обусловлен материнскими антителами.

Как повысить иммунитет взрослому человеку: три доступных способа

ПОДРОБНЕЕ

Для этого периода характерны
низкая устойчивость организма ребенка к условно-патогенной микрофлоре,
склонность к гнойно-воспалительным процессам, высокая чувствительность к
вирусным инфекциям. В этот период особенно важно сохранять грудное
вскармливание.

Фото: предоставлено издательством «Эксмо»

Второй критический период — в возрасте 4—6 месяцев

Он
обусловлен разрушением материнских антител. В этот период особенно важно начать
вакцинацию, с последующей ревакцинацией для формирования специфического,
активного иммунитета против определенных видов инфекций. В этом возрасте дети особенно подвержены воспалительным
процессам в органах дыхания и кишечным инфекциям, нарастает частота пищевой
аллергии.

Третий период — 1—2-й год жизни

Он связан с активным познанием ребенком окружающего мира и
ускоренным развитием функциональной активности всех систем организма. В этот
период могут проявиться различные врожденные аномалии. Для периода 1—2-го года жизни характерны случаи
возникновения атопического дерматита.

Четвертый критический период — возраст 4—6 лет

В этом
периоде у ребенка уже существует накопленный активный иммунитет,
сформировавшийся под воздействием вакцинации и перенесенных преимущественно
вирусных инфекций.

Фото: LEGION-MEDIA

В этот период средняя концентрация защитных антител и IgМ
соответствует таковой у взрослых, концентрация IgА еще не достигает
окончательных значений, естественное содержание IgЕ в крови достигает максимальной
величины.

Данный период характеризуется высокой частотой
аллергических, паразитарных заболеваний. В возрасте 4—6 лет у ребенка возможно формирование
хронических заболеваний. Для предотвращения этого необходимо своевременное и
правильное лечение острых процессов.

Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек
12-13 лет, у мальчиков с 14 до 15 лет)

Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы
лимфоидных органов. Повышение секреции половых гормонов, прежде всего мужских —
андрогенов, ведет к подавлению клеточного звена иммунитета и стимуляции его
гуморальных механизмов.

В период полового созревания — «активного взросления» —
подростки нередко впервые сталкиваются с опасными внешними факторами, такими
как курение, алкоголь, различные синтетические наркотические средства, которые
могут оказать негативное влияние на все системы организма, нарушить дальнейшее
гармоничное формирование его устойчивости к воздействиям окружающей среды и к
различным болезнетворным факторам.

Холодовая крапивница: почему эта аллергическая реакция особенно опасна летом

ПОДРОБНЕЕ

Неблагоприятные факторы, снижающие иммунитет, весьма
разнообразны.

Основные из них — это прежде всего:

  • неправильное питание, с низким содержанием белков и витаминов, что приводит к транзиторному снижению иммунитета;
  • наличие хронических очагов инфекции (кариозные зубы, тонзиллит, гайморит, пиелонефрит и пр.);
  • наличие хронических болезней органов пищеварения;
  • экологически неблагоприятная обстановка на территории проживания ребенка.

Неадекватное, бесконтрольное использование лекарств
(антибиотиков, противовирусных препаратов, иммуномодуляторов) представляет
особую опасность для иммунной системы в период ее формирования и может оказать
не только временное неблагоприятное воздействие, но и негативно повлиять на
формирование жизненно важного адаптивного иммунитета.

Источник