Критические периоды психофизического развития ребенка
Администрация сайта viline.tv (ООО “ВилайнТв” ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и
соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при
заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.
Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или
услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций,
проведения опросов в целях повышения качества услуг.
Персональные данные – это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к
потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон,
адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О
персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.
Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия
(операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с
соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем
подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных
данных».
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем
соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail)
info@viline.tv
В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные
данные в срок не позднее 3 рабочих дней.
Безопасность и конфиденциальность платежа
При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически
перенаправлены на платежную
форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью
защищены в соответствии
с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о
совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено
сообщение об авторизации
платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт.
Информация о вашем платеже
может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению
произошла задержка в
обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800
500-65-37
Личные данные покупателя.
При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия,
Имя, адрес электронной
почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом.
Продавец обязуется не
разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление
Продавцом информации
агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для
исполнения обязательств перед
Клиентом.
Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с
обоснованными и применимыми
требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные
Клиентом на Сайте в
общедоступной форме.
После оплаты войдите в ваш “Личный кабинет” и выберите “Мои курсы”
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте
ViLine.tv
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо
написать в службу поддержки
info@viline.tv
Правила возврата денежных средств
Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать
возврата денежных средств в
следующих случаях:
1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий
курс, шаблоны и
вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен
быть направлен с адреса
электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя
в течение 7 (семи) дней
с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и
денежные средства не
возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно
предоставление копии документа,
удостоверяющего личность (паспорт).
2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег
должен быть направлен с
адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу
поддержки Исполнителя до
14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении
указанного времени
претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о
возврате денежных
средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность
(паспорт).
Источник
ОЛЬГА АНАШКИНА
Периоды онтогенеза. Критические периоды развития и их особенности
В процессе индивидуального развития человеческого организма (онтогенез) выделяются 2 больших периода:
1 период
Внутриутробный (перинатальный) когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери. Этот период длится от момента зарождения эмбриона до рождения ребенка.
2 период
Внеутробный, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Этот период длится от момента рождения ребенка до самой смерти человека
В первый триместр
происходит интенсивное развитиечувствительности и нервной системы ребенка:
5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;
6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;
6 – 8 недель – закладывается центральная и периферическая нервные системы;
8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;
с 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки. Появляется основа для положительных эмоций;
11 – 12 недель – формируется хватательный рефлекс;
13 неделя – формируется сосательный рефлекс.
Второй триместр –
период развития чувствительности (сенсорный период):
с 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимым речевое общение родителей с ребенком;
к 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система.
Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка, что влияет на эмоциональное состояние матери;
18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук,
дотрагивается до лица
и закрывает его руками;
с 20 недели можно
начинать обучение ребенка;
26 – 28 недель – ребенок
начинает
выражать основные эмоции.
Третий триместр –
чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, становление психики, способностей и интеллекта.
Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи.
Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.
Наиболее опасными периодами являются:
1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;
2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;
3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);
4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);
6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя перинатального периода);
7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация.
15—25 недель внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга.
28 недель — закладке структур коры головного мозга.
30—40 недель — психологически характеризуется как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.
Предродовой период (3—5 дней перед родами) предполагают гибернацию или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.
Период новорожденности( 28 дней)
— феномен «запечатления».
Возраст 3-4 недели
Он называется периодом первичного
социального поведения в виде зрительного
контакта с окружающим миром.
6—8 месяцев — определяется началом
дифференциации чувства Я,
индивидуализации, а также началом
формирования первичной привязанности,
избирательной улыбки и элементарных социальных предпочтений.
15—17 месяцев — определяется появлением
первичной мотивации поведения.
2,5—3,5 лет — определяется как период
формирования самосознания, полного
обособления Я и индивидуальности
В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:
наследственные (генные и хромосомные заболевания);
гипоксические (внутриутробная гипоксия-кислородное голодание, что может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия, а при условии выраженной гипоксии может способствовать замедлению созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития).
травматические (внутричерепные кровоизлияния);
биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших);
заболевания матери во время беременности (острые и хронические);
химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотические препаратов, неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов) –поражается ЦНС.
радиоактивное облучение;
иммунологическая несовместимость;
социально-психологические – затяжные стрессы могут привести в будущем к психосоматической ослабленности ребенка.
В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:
асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);
травматические (родовая травма-повреждение новорожденного, возникают при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии размеров плода и таза роженицы, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое, акушерско-гинекологическая патология.
В постнатальный период:
наследственные — проявляющиеся в период становления речи;
травматические (открытые и закрытые ЧМТ) — произошедшие до трехлетнего возраста, при которых пострадали клетки КГМ, могут быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия;
биологические — вызванные проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Наиболее распространенными причинами недоразвития речевой функциональной системы является нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи;
химические — вызванные при комплексном взаимодействии с ослабленным соматическим состоянием ребенка может привести к отставанию психоречевого развития;
социально-психологические — возникающие
в результате неправильного воспитания в семье.
В условиях несемейного воспитания у детей
наблюдается психическая депривация,
следствием которых может быть речевой
негативизм и нарушение коммуникативной
функции речи.
Профилактика психофизиологических отклонений на этапе перинатальной стадии жизни
Оптимальные условия для развития плода:
рациональный комплекс питания с преобладанием молочных
и растительных компонентов, обогащенных витаминами и минералами;
установление нервно-эндокринного баланса с удалением всех
неблагоприятных факторов, которые могут влиять на развитие плода (внутриутробная гипотрофия, инфекционные болезни.
хронические болезни, отравления);
прогулки на свежем воздухе;
женщине необходимо как можно больше радоваться
и переживать положительных эмоций и впечатлений;
предупреждение патологии родов
с удалением факторов, которые могут
привести к травмам лицевой области
(применение акушерского инструмента);
генетический контроль в семьях
с наследственной патологией.
Источник
Понятие «интеллект» по Р. Стернбергу, структура интеллекта.
Интеллект(от латинского intellektus — понимание, познание, постижение, разумение) в широком смысле — это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле — мышление.
«Интеллект» по Р. Стернбергу (R. Sternberg, цит. по S. Barret, 1997) – это проявление (показатель) интегративной деятельности высших мозговых функций(структура интеллекта): речи, мышления, гнозиса (предметное восприятие), праксиса (действия с предметами), памяти, сознания и стенического психодинамического состояния (управляемое социальное поведение – навыки общения, эмоции, чувства).
Выпадение одного из семи звеньев «цепи» сопровождается различной степенью и уровнем снижения интеллектуальной деятельности в виде клинических проявлений ее нарушений. Нарушение интеллектуальной деятельности является результатом нарушения структуры интеллекта,обусловленного выпадением одной, или ряда межфункциональных связей.
Интегративные уровни корковой деятельности. Основные структурно-функциональные блоки, обеспечивающие интегративную деятельность головного мозга. Регуляция интеллектуальной деятельности.
В функциональном отношении выделяются несколько интегративных уровней корковой деятельности:
1. первая сигнальная система;
2. вторая сигнальная система;
3. высший уровень интеграции.
Первая сигнальная система связана с деятельностью отдельных анализаторов (зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и др.) и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса.
Вторая сигнальная система — более сложный функциональный уровень корковой деятельности. Этот уровень интеграции связан с речевой деятельностью — пониманием речи (речевой гнозис) и использованием речи (речевой праксис).
Высший уровень интеграции формируется у человека при его социальном развитии и в результате процесса обучения — овладения навыками и знаниями. Этот уровень включает в себя также высшие познавательные процессы личности — мышление и память. Весь этот сложный механизм интегративной деятельности осуществляется различными отделами нервной системы.
А.Р. Лурия выделил три основных структурно-функциональных блока, обеспечивающих интегративную деятельность головного мозга (рис. 1.):
1. Энергетический блок, или блок регуляции тонуса активности
головного мозга
2. Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации.
3. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трех блоков головного мозга.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга,
предложенная А.Р. Лурия
А — первый блок (энергетический) регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга, включающий ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга:
1 – мозолистое тело;
2 – средний мозг;
3 – теменно-затылочная борозда;
4 – мозжечок;
5 – ретикулярная формация ствола;
6 – крючок;
7 – гипоталамус;
8 – таламус.
Первый блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола, подкорковые отделы (стриопаллидарная система), лимбическую систему, а также медиобазальные отделы лобной и височной коры головного мозга.
Блок регуляции тонуса и бодрствования обеспечивает активность и тонус коры больших полушарий; он необходим для осуществления планов, перспектив, программ целенаправленной деятельности человека. Поражение этого блока приводит к резкому снижению активности тех или иных отделов коры головного мозга, что проявляется в изменении психического состояния в виде апатии, адинамии, безразличия.
Б — второй блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, включающий основные анализаторные системы (зрительную, кож но-кинестетическую, слуховую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий:
1 – теменная область (общечувствительная кора);
2 – затылочная область (зрительная кора);
3 – височная область (слуховая кора);
4 – центральная извилина.
Второй блок включает основные анализаторные системы: слуховую, кожно-кинестетическую и зрительную, корковые зоны которых расположены в задних отделах (височная, теменная и затылочная доли) больших полушарий головного мозга.
Указанные отделы мозга принимают, анализируют и синтезируют импульсы, поступающие от рецепторов (нервные окончания), воспринимающих слуховые, чувствительные и зрительные раздражения. Этот блок выполняет основную функцию приема, переработки и хранения информации.
Основу анализаторных систем образуют так называемые первичные или проекционные зоны коры больших полушарий. Эти зоны ответственны только за свою специфическую модальность — слуховую, кинестетическую либо зрительную. По мере удаления от первичных зон образуются вторичные и третичные зоны второго функционального блока, которые утрачивают свою специфичность. Основная их функция — анализ и синтез звуковых, слуховых и артикулярных комплексов, которые входят в слог, слово, предложение и осуществление познавательной деятельности. Таким образом, эти зоны осуществляют вербальную функцию и ответственны за переработку и хранение информации, т.е. за память, мышление и сложные интеграционные процессы.
В — третий блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, включающий моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двусторонними связями:
1 – префронтальная область;
2 – премоторная область;
3 – моторная область;
4 – центральная извилина;
5 – прецентральная извилина. (По Хомской.)
Третий блок включает моторные, премоторные и префронталъные отделы коры лобных долей головного мозга. Этот функциональный блок организует активную, сознательную и целенаправленную деятельность человека, формируя планы и программы действий, контролируя их выполнение. В процессе функционирования этого блока осуществляется серийная организация речевого акта, письма, а также сложных форм поведения человека. Лобные доли мозга, обеспечивающие функционирование третьего гностического блока, обладают самой мощной системой восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией, направляющей в нее мощные энергетические, тонизирующие импульсы. Третичные зоны лобных долей фактически надстроены над всеми зонами коры головного мозга.
Таким образом, именно эти три основных структурно-функциональных блока, обеспечивают интегративную, включающую в себя и интеллектуальную деятельность головного мозга и являются ответственными за осуществление каждой отдельно взятой высшей психической (мозговой) функции, что еще раз убеждает в правильности данного выше определения интеллекта.
На основе данной научной концепции разработана схема регуляции интеллектуальной деятельности структурно-функциональными блоками головного мозга (схема 5).
Критические периоды онтогенеза. Этапы психофизического развития и его критические периоды.
Онтогенез — постепенные, протекающие этапами от зачатия до смерти количественные и качественные морфологические и функциональные изменения организма индивида. Онтогенез по существу этого понятия должен включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения.
Критические периоды онтогенеза. В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Наиболее опасными периодами являются:
1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;
2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;
3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);
4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);
6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя пренатального периода);
7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8) период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет). Одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.
Психический онтогенез, развитие психики человека происходит также поэтапно, включая морфологические и функциональные изменения нервной системы: деление, рост, развитие, созревание (гетерохронное) через дифференциацию и интеграцию нервной деятельности. В организме происходит постепенная (эволюционная) дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое. Каждый период развития человека составляет переход от одного качественного состояния организма к другому (скачкообразно), более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа. В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности.
Темпы формирования отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологическую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий входят и индивидуальные колебания.
Этапы психофизического развития
У «детей» (от рождения до 14 лет) выделены 4 основных этапа психофизического развития:
первый этап — ранний детский (от 0 до 3,5 лет),
В психогенезе раннего возраста были дополнительно выделены следующие этапы:
новорожденность (возраст 1—1,5 мес);
младенчество (infancy) — до 1 года;
период (toddlery) — 2-й и 3-й годы жизни.
второй — дошкольный (от 4 до 6 лет),
третий — школьный (от 7 до 10 лет),
четвертый — пубертатный (pubertus – ребёнок, дитя), точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет).
В медицинской литературе часто используется понятие «дети» и «подростки». К подростковому возрасту относят период жизни от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют — 11—17 лет.
Критические периоды психического онтогенеза
В пренатальном, периоде новорожденности, в грудном возрасте и раннем детстве (ранний онтогенез) (до 3,5 лет)определены следующие критические периоды психического развития:
1. 15—25 нед внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга, 28 нед — закладке структур коры головного мозга.
2. III триместр беременности (30—40 нед) психологически характеризуют как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.
3. Предродовой период (3—5 дней перед родами) роды соединяют в себе гибернацию, или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.
4. Период новорожденности (1—1,5 мес), соотносится с началом недифференцированного восприятия своего Я.
Особое значение имеют первые дни жизни ребенка, которые характеризуются феноменом импринтинга Конрада Лоренца, или феноменом «запечатления». Речь идет о первом контакте новорожденного, зрительном контакте (eye-contact) с человеческим лицом, в первую очередь с матерью. Считается, что этот контакт является фактором, во многом определяющим все дальнейшее психическое развитие ребенка.
Следующий сенситивный этап периода новорожденности — возраст 3—4 нед. Он называется также периодом первичного социального поведения в виде зрительного контакта с окружающим миром (early-eye-contact baby). Этот период характеризуется выработкой первичных положительных и отрицательных ощущений и представлений об окружающем мире.
5. 6—8 мес, определяется началом дифференциации чувства Я, индивидуализации Я, а также началом формирования первичной привязанности, избирательной «улыбки» и элементарных социальных предпочтений.
6. 15—17 мес, определяется появлением первичной мотивации поведения, обусловленным преимущественно витальными потребностями организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся ориентировкой на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией положительного поведенческого опыта с одобрением его близкими ребенку людьми. В рассматриваемый критический период появляются описанные особенности, но их формирование в его пределах, естественно, не заканчивается и их развитие продолжается и в более старшем возрасте. Необходимо также отметить, что в 15—17 мес происходит интенсивное созревание клеток коры головного мозга (оно начинается с 28 нед беременности и продолжается до юношеского возраста— 18—20 лет). Этому соответствуют и существенные перестройки биологических мозговых ритмов, что отражается на электроэнцефалографических характеристиках.
7. 2,5—3,5 лет, определяется как период формирования самосознания, полного обособления Я и индивидуальности. На этом этапе ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного настроения. Но наиболее знаменательным для этого периода являются изменения, связанные с переходом от полной и частичной симбиотической связи с матерью до ощущения самостоятельности. Не случайно этот период иногда называют «революционным» и «первым пубертатным кризом».
Вдетском возрасте (поздний онтогенез) принято выделять 3 критических периода психического развития:
I — от 2 до 4 лет,
II — с 7 до 8 лет и
III — пубертатный — 12—14 лет.
Источник