Критические периоды постнатального развития ребенка

Критические периоды постнатального онтогенеза

  1. Новорождение.
  2. Половое созревание.
  3. Половое увядание.

По отношению к репродуктивной функции постнатальный онтогенез делят на периоды:

  1. Ювенильный (дорепродуктивный)
  2. Пубертатный (репродуктивный)
  3. Старость (пострепродуктивный).

Ювенильный период длится до полового созревания, он состоит из возрастных периодов, которые отражают поэтапное созревание различных систем организма.

  Идет интенсивный рост организма, ускоренные темпы нарастания мышечной массы.

—  Факторы роста

  1. Эндогенные (кейлоны – регуляторы клеточной пролиферации, соматотропин – гормон роста, гормоны щитовидной железы, половые гормоны).
  2. Экзогенные (экологические и социальные).

     Проблема акселерации.

     Акселерация – ускорение темпа роста и развития детей и подростков путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии развития.

Акселерация гармоничная и дисгармоничная.

Причины:

  1. Повышение гетерозиготности молодого поколения вследствие смешанных браков(аналог гетерозиса).
  2. Улучшение питания, снижение заболеваемости, урбанизация.
  3. Ускорение темпов жизни.

Пубертатный период начинается с полового созревания. Основной критерий темпа возрастной изменчивости – биологический возраст человека.

—  Биологический возраст.

Отражает степень морфологического и физиологического развития организма.

—  Критерии определения биологического возраста:

—  зрелость;

—  скелетная зрелость ;

—  зубная зрелость ;

—  наследственность;

—  конституция человека;

—  зрелость интеллекта .

—  Хронологический возраст.

это временной отрезок от даты рождения человека до конкретной даты его установления.

—  ВВЕДЕНИЕ

Старение — это процесс непрерывного разрушения, присущий всем объектам живой и неживой природы.

Истинной степенью старения является биологический возраст, связанный с некоторыми показателями жизнедеятельности.

—  Признаки старения:

  1. Первичные (регуляторные, гомеостатичные) – ЦНС, иммунная и эндокринная системы.
  2. Вторичные – изменения всех других систем, которые возникли на основе первичных изменений.

—  СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ СТАРЕНИЯ

Единой гипотезы старения не существует. Большинство теорий базируется на изучении отдельных физиологических процессов, происходящих при старении.

   Всего гипотез около 300.

—  Энергетическая теория старения

Теория была предложена Н. Рубнером в 1908 г

Старение — простое изнашивание клеток и тканей.

—  Нейроэндокринные и иммунные гипотезы.

Старение — результат дисфункции какой-либо конкретной железы.

—  Ведущие механизмы старения связываются с первичными сдвигами в нейроэндокринной системе, которые приводят к вторичным изменениям в тканях.

—  В 1968 г. К.Дильман выдвинул теорию о существовании «гипоталамических часов».

Старение – нарушение гомеостаза организма, являющегося результатом нарастания активности гипоталамуса.

  Итог: в пожилом возрасте резко увеличивается секреция гормонов гипоталамуса (либеринов) и гормонов гипофиза (гонадотропинов, соматотропина) и инсулина.

—  Молекулярно-генетическая теория старения

Старение — первичные изменения генетического аппарата клетки.

—  наследственно запрограммированные изменения генетического аппарата клеток.

А.Вейсман  — гипотеза о разделении функций между соматическими и половыми носителями генетического материала.

Старение становится продолжением развития, в течение которого в закрепленной в эволюции последовательности включаются и выключаются различные участки генома, т.е. старение контролируется генами.

Л. Хейфлик — установил, что нормальные соматические клетки человека имеют лимитированный митотический потенциал и определенную продолжительность жизни.

Влияние наследственных факторов не превышает 25%

«молекулярный счетчик» фиксирует количество делений соматических клеток и не дает делиться сверх установленного предела.

1971 год. Алексей Оловников предположил, что ограниченное деление клеток связано с механизмом удвоения ДНК. Теломеры хромосом с каждым делением укорачиваются и потом клетка делиться уже не может. Установлено, что длина теломеров зависит от возраста человека.

—  генорегуляторная теория была выдвинута В. Райтом.

Старение — изменения, происходящих в регуляторных генах.

—  гипотеза «старения по ошибке» была выдвинута в 1954 г. физиком М. Сцилардом.

Под воздействием радиации происходят многочисленные мутации в молекуле ДНК и инициируются некоторые симптомы старения.

Л. Оргель считал, что главная причина старения организма — это накопление с возрастом генетических повреждений в результате мутаций.

—  Свободнорадикальная теория старения

была выдвинута  Д.Харманом в середине 1950-х гг.

Старение  — результат изнашивания организма.

 Свободные радикалы — это атомы или молекулы, имеющие неспаренный электрон на внешней орбите, которые способны атаковать и повреждать любые клетки.

Сущность: в ходе жизнедеятельности клетки через нее проходит огромное количество кислорода. Он используется для клеточного дыхания. Часть кислорода уходит в АФК – активные формы, которые обладают огромной реакционной способностью. Они атакуют белки и липиды клеточных мембран, повреждая или разрушая их. Постепенно АФК накапливаются в клетках и приводят к старению.

Проблема – разработка антиоксидантов!!!

—  Теория апоптоза

Старение – запускающаяся программа апоптоза – самоубийства клеток, которую можно отменить.

Клетка в апоптозе сама себя разбирает на части, которые соседние клетки потом используют как строительный материал. Апоптоз может играть положительную роль, если клетка заражена вирусом.

Читайте также:  Психологическая характеристика ребенка с проблемами в развитии

—  Элевационная гипотеза.

Автор – Владимир Дельман.

Уменьшается порог чувствительности гипоталамуса к уровню гормонов в крови. Увеличивается концентрация циркулирующих гормонов, что приводит к развитию патологий, характерных для старческого возраста: ожирению, диабету, атеросклерозу и гипертензии.

—  Гипотеза износа.

Автор – Рубнер.

Каждый биологический вид имеет определенный энергетический фонд, истратив который, организм стареет и погибает.

—  Гормональная гипотеза.

С возрастом уменьшается продукция половых гормонов, что приводит к старости.

—  Аутоинтоксикационная гипотеза

Автор – Мечников.

Организм стареет в результате самоотравления из-за накопления азотистых продуктов обмена и процессов гниения в кишечнике.

—  Эколого-генетическая гипотеза.

Автор – Бердышев.

1. Старение – многопричинный процесс (стресс, болезни, накопление свободных радикалов, воздействие ксенобиотиков).

2. Старение – многоочаговый процесс (одновременно возникает в ядре, митохондриях, разных типах клеток).

3. Темп возрастных изменений определяется соотношением процессов старения и витаукта.

—  Механизмы витаукта

  1. Генотипические – генетически запрограммированные (система антиоксидантов, микросомального окисления, обезвреживающая токсины, система репарации ДНК, ликвидирующая повреждения).
  2. Фенотипические – возникают в течение жизни благодаря процессам саморегуляции и сохраняющие адаптационные возможности вида (появление многоядерных клеток, увеличение размера митохондрий, гипертрофия и гиперфункция отдельных частей и клеток в условиях их гибели, повышенная чувствительность к медиаторам в условиях ослабленного контроля нервной системы).

Для старения характерны:

—  гетерокинетичностьразная скорость развития возрастных изменений в различных тканях;

—   гетеротропность– неодинаковая выраженность процессов старения в различных тканях и органах;

—   гетерохронность – неодинаковые во времени проявления выраженных признаков старения в различных тканях и органах.

Геронтоло́гия— наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

—  Естественное — физиологическое, нормальное старение.

—    Преждевременное — патологическое, ускоренное старение.

Старение человека – это биологический процесс постепенной деградации частей тела человека и последствия этого процесса. Процесс старения связан со многими факторами. Это как психологические, социальные, экономические факторы, так и природные. Но биология процесса на сегодняшний день до конца не изучена. Несмотря на современную медицину, оттянуть старение удается совсем не на долго.

—  Молекулярно – генетический уровень

  1. Увеличение и накопление случайных ошибок репликаций ДНК.
  2. Снижение активности ферментов репарации.
  3. Повышение чувствительности ДНК к воздействию мутагенов.
  4. Изменения физико-химических свойств гистонов.
  5. Нарушение транскрипции.

—  Клеточный уровень

  1. Уменьшение скорости деления клеток вплоть до прекращения.
  2. Инволюция (обратное развитие) тканей и органов на основе снижения их способности к регенерации.
  3. Изменение рецепторных свойств клеточных мембран.
  4. Снижение проницаемости мембран для ионов натрия, калия и кальция.
  5. Нарушение работы ионных насосов.

—  Органный уровень

  1. Уменьшение массы сердца, мышечных волокон.
  2. Усиленное развитие соединительной ткани.
  3. Утолщение эпикарда, развитие коронарного атеросклероза.
  4. Снижение упругости сосудистых стенок.
  5. Уменьшение размеров альвеол, количества капилляров легких, ЖЕЛ, числа нефронов.

—  Организменный уровень.

  1. Поседение волос.
  2. Снижение упругости кожи.
  3. Гетерохронность – атрофия тимуса, угасание яичников.
  4. Гетеротопность – изменения структур одного органа.

Биологический смысл старения – делает неизбежной смерть. Отсюда вытекает проблема путей продления жизни.

«  Cтарение интересовало людей с незапамятных времен.

Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и

бессмертии сопутствовали человеку на протяжении

всей его истории.

«  К числу наиболее значимых явлений в индивидуальном

развитии современного человека относится увеличение

средней продолжительности жизни.

«  Разностороннее изучение долгожителей как людей с

оптимальным состоянием важнейших физиологических

функций представляет особый интерес для проблемы

старения и продолжительности жизни.

—  ВИДОВАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ.

«  Условно под ней понимается тот возраст, до которого потенциально могут дожить примерно 80% представителей вида.

«  Это диапазон значений нормальной продолжительности жизни с ее крайними вариантами – скоротечностью и долгожительством.

«  Продолжительность жизни ряда рыб (осётр, щука) составляет свыше 80 лет, земноводные до 60—70 лет (гигантская саламандра), черепахи свыше 150 лет, птицы до 70 лет (филин, кондор), слоны 60—80 (в неволе), гиббоны до 32, шимпанзе до 39 лет

«  Человек живёт дольше, чем большинство высших позвоночных. Известно, что отдельные индивидуумы доживают до 110 и более лет.

Долголетию способствуют благоприятные климатические условия; чистый (желательно, горный) воздух, экологически безвредные вода и пища; отсутствие в почве, по которой человек ходит, загрязняющих её веществ.

Долголетию помогают состояться активный физический и интеллектуальный труд, особый, традиционно сложившийся рацион: овощи, фрукты, орехи, злаковые…

—  РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ И МЕДИЦИНЫ В ДОЛГОЛЕТИИ ЧЕЛОВЕКА.

Читайте также:  Биологические теории развития психики ребенка

Особое внимание уделяется адаптации пенсионеров к своему новому социальному положению.

По многимнаблюдениям эта адаптация происходит быстрее у женщин, чем у мужчин.

Доказано, что положительное влиянии на здоровье оказывают браки, заключаемых пожилыми людьми.

Задача социальных служб состоит в том, чтобы, наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам, способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и восприятии разнообразных форм семейной жизни в пожилом возрасте.

В увеличении продолжительности жизни большая роль принадлежит профилактической медицине.

В нашей стране многие инфекционные болезни полностью ликвидированы, другие — сведены к минимуму.

Диспансеризация и профилактические осмотры населения способствуют раннему выявлению заболеваний и своевременному их лечению.

Особое внимание уделяется массовому развитию физкультуры и спорта

—  ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ.

До глубокой старости может дожить только тот, кому посчастливилось избежать тяжелых болезней.

Было отмечено также, что долгожители очень активны, жизнерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психических потрясений, не поддаются мрачным мыслям.

Учёные на Западе пишут о том, что большая часть долгожителей была ими обнаружена в малоразвитых странах, вдали от городской жизни и центров цивилизации.

Здоровая семья — одно из важных условии, благоприятствующих долголетию.

Важным условием долголетия является благоприятный климат.

В достижении долголетия играют немалую роль индивидуальные особенности организма и личности.

Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием суетливости.

Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители — люди деятельные.

Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом.

Существует известный общебиологический закон: старение меньше всего поражает и позже всего захватывает тот орган, который больше всего работает.

Источник

Индивидуальное развитие детского организма от момента оплодотворения яйцеклетки до окончания жизни называется онтогенезом. В генотипе оплодотворённой яйцеклетки закодирована информация не только обо всех свойствах и признаках будущего организма, но и потенциальная возможность реализовать весь жизненный цикл индивидуального развития. Следовательно, начало роста и развития зиготы определяется внутренним (эндогенным) фактором и энергетическими резервами (экзогенными).

Рост – это увеличение массы и линейных размеров организма, осуществляемое за счёт увеличения числа и массы клеток. Каждый организм имеет генетически предопределённый потенциал роста, но его реализация зависит от того, насколько благоприятствует этому внешняя среда. Наиболее активный рост характерен для молодого организма (до 20) лет, далее наступает фаза его стабилизации, а с 50 лет – медленное снижение ростовых процессов.

На рост человека критическое влияние оказывает эндокринная система, особенно гормон роста и производные щитовидной железы. (Карликовость, гигантизм). К числу наиболее значимых факторов, воздействующих на рост и развитие, относится двигательная активность. Она играет роль в становлении организма с момента оплодотворения и в течение всего онтогенеза. Повышенная двигательная активность сопровождается усилением процессов анаболизма, что ведёт к усилению роста и развития, недостаток движений – наоборот. Избыточное питание, высокая температура среды и другие факторы ослабляют и уменьшают функциональные резервы организма и ускоряют процессы старения.

Развитие разных органов и систем происходит неравномерно и неодновременно. В первую очередь оно затрагивает те из них, функционирование которых жизненно необходимо на данном этапе онтогенеза. Например, к моменту рождения у ребёнка достаточно хорошо развит спинной мозг, обеспечивающий регуляцию основных жизненных отправлений организма, чего нельзя сказать о головном мозге.

Индивидуальное развитие представляет собой цепь последовательно сменяющих друг друга в микро- и макромасштабах времени переходных периодов. Каждый из них характеризуется комплексом морфофункциональных особенностей: длиной и массой тела, формой, пропорциями телосложения, основными показателями физического развития, интенсивностью роста.

В индивидуальном развитии различают 2 основных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения).

В последнем выделяют три этапа: роста, зрелости и старости. В фазе роста происходит постепенное увеличение массы тела и формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма. Зрелость отличается полным развитием систем организма, а старость является инволюционным процессом и характеризуется уменьшением размеров тела, постепенным ослаблением физиологических функций, затуханием жизненных процессов.

Более дифференцированная характеристика возрастных особенностей с учётом морфологических, физиологических, биохимических показателей позволяет выделить 15 периодов жизни человека (см. табл.).

Смена одного периода последующим обозначается как переломный этап индивидуального развития. В его рамках происходит преобразование системы внутренних и внешних взаимосвязей, присущей предыдущему возрастному этапу. Формирующаяся система должна обеспечить адаптацию к новым условиям среды, с которыми организм не взаимодействовал в предыдущие возрастные периоды.

К моменту рождения рост зрелого доношенного ребёнка в среднем равен 50-55 см, масса тела 3-3,5 кг. Возможны незначительные колебания.

Читайте также:  Возрастные периоды развития организма ребенка

В течение первого года жизни происходит наибольший прирост длины тела на 20-25 см, за второй – 12-13 см, третий – 7-8 см. Затем темп роста стабилизируется и составляет 4-5 см в год. Рост ребёнка школьного возраста можно рассчитать по формуле L = 75 + 5n (n – возраст, лет).

В период полового развития наблюдается усиление роста. После 20-25 лет прирост тела в длину практически прекращается.

Масса тела является более лабильным показателем и зависит от многих причин экзо- и эндогенного характера. Она отражает развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. К году масса тела ребёнка утраивается. У детей старше года её можно рассчитать по формуле m = 10 + 2n (n – возраст от 2 до 11 лет). До 18-25 лет масса тела не растёт, а затем у здорового человека поддерживается на одном уровне до 40-46 лет.

Не менее важным показателем развития и состояния здоровья организма является окружность грудной клетки. При рождении она составляет 32-35 см. В течение первого года она увеличивается в месяц на 1,2-1,3 см, составляя к году 47-48 см. С 10 до 16 лет величину можно определить по формуле: ОГК = 63 + 3 (n – 10).

Внешним показателем развития служит и изменение пропорций тела. С возрастом относительные размеры головы уменьшаются, а длина рук и ног увеличивается. За весь период развития длина ног увеличивается примерно в 5 раз, рук – в 4, а туловища – в 3 раза.

Оценку физического развития детей производят с помощью методов антропометрии, изучая соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки. Физическое развитие детей обычно оценивают путём сопоставления их индивидуальных показателей с возрастными стандартами. У детей с отклонениями в физическом развитии, как правило, имеются нарушения деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и других систем, поэтому они подлежат особому углубленному обследованию, для них необходимы индивидуальные специальные планы оздоровления.

Психическое развитие детей происходит на фоне становления нервных структур, гуморального аппарата и представляет собой процесс усложнения психических функций, происходящий под влиянием наследственнобиологических и социальных факторов. В психическом развитии ребёнка, также как и в физическом, выделяют три критических периода: 3-4 года, 7-8 и 12-14 лет. Резкое напряжение деятельности всех физиологических систем организма в эти периоды повышает подверженность как соматическим, так и нервно-психическим заболеваниям.

Особенно сложен в этом отношении пубертатный период, характеризующийся половым созреванием, гормональной перестройкой, резкими вегетативно-сосудистыми сдвигами в организме. Поведение подростков в этот период отличается эмоциональностью, завышенными требованиями к своей внешности и порождаемыми этим комплексами неполноценности.

Существенные поправки в закономерности психического развития вносит феномен акселерации. Так в последнее время у многих детей раньше формируется речь, характер, развиваются способности к обобщению, абстрактному мышлению. Вместе с тем нередко отмечается дисгармония психического и физического развития, в результате которой зрелые в физическом, половом отношении подростки обнаруживают черты психической инфантильности (подчиняемость постороннему влиянию, внушаемость, стремление к немедленному удовлетворению желаний …).

На протяжении последнего столетия во всех частях света наблюдается значительное ускорение физического развития детей: увеличение роста, массы, окружности грудной клетки, ускорение полового созревания и т. д. Такие изменения называются акселерацией. Биологические механизмы её до сих пор окончательно не выяснены.

Акселерация

эпохальнаяиндивидуальная Причины: Причины:

повышение солнечной активности генотипическая обусловленность, и радиационного фона Земли, рациональное питание, занятия урбанизация, улучшение социальных спортом и т. д.

условий жизни, синтетические витамины

Выделяют на основании учёта соотношения антропометрических показателей гармонический и дисгармонический типы акселерации.

К гармоническому относятся дети, у которых антропометрические показатели выше средних значений. К дисгармоническому – ниже.

В то же время существует и другой взгляд на акселерацию как на результат нарушения жирового обмена во время беременности. Известно, что чем больше полнеет женщина во время беременности, тем выше вес ребёнка при рождении. Крупный плод – это и «старый» плод, т. к. вес плода соответствует его биологическому, а не хронологическому возрасту. Авторы этой гипотезы отмечают сопряжённость ускоренного развития с «современными» болезнями – атеросклерозом, сахарным диабетом, гипертонией, ожирением и т. д.

Наряду с акселерацией у отдельных детей наблюдается отставание в росте и развитии организма – ретардация. Причинами могут быть: недостаточное или несбалансированное питание, постоянное недосыпание, переутомление, хронические или инфекционные заболевания, физические недостатки.

Источник