Критические этапы роста и развития ребенка

Критические этапы роста и развития ребенка thumbnail

ОЛЬГА АНАШКИНА
Периоды онтогенеза. Критические периоды развития и их особенности

В процессе индивидуального развития человеческого организма (онтогенез) выделяются 2 больших периода:

1 период

Внутриутробный (перинатальный) когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери. Этот период длится от момента зарождения эмбриона до рождения ребенка.

2 период

Внеутробный, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Этот период длится от момента рождения ребенка до самой смерти человека

В первый триместр

происходит интенсивное развитиечувствительности и нервной системы ребенка:

5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;

6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;

6 – 8 недель – закладывается центральная и периферическая нервные системы;

8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;

с 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки. Появляется основа для положительных эмоций;

11 – 12 недель – формируется хватательный рефлекс;

13 неделя – формируется сосательный рефлекс.

Второй триместр –

период развития чувствительности (сенсорный период):

с 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимым речевое общение родителей с ребенком;

к 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система.

Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка, что влияет на эмоциональное состояние матери;

18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук,

дотрагивается до лица

и закрывает его руками;

с 20 недели можно

начинать обучение ребенка;

26 – 28 недель – ребенок

начинает

выражать основные эмоции.

Третий триместр –

чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, становление психики, способностей и интеллекта.

Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи.

Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.

Наиболее опасными периодами являются:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя перинатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация.

15—25 недель  внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга.

28 недель — закладке структур коры головного мозга.

30—40 недель — психологически характеризуется как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.

Предродовой период (3—5 дней перед родами) предполагают гибернацию или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.

Период новорожденности( 28 дней)

— феномен «запечатления».

Возраст 3-4 недели

Он называется периодом первичного

социального поведения в виде зрительного

контакта с окружающим миром.

6—8 месяцев — определяется началом

дифференциации чувства Я,

индивидуализации, а также началом

формирования первичной привязанности,

избирательной улыбки и элементарных социальных предпочтений.

15—17 месяцев — определяется появлением

первичной мотивации поведения.

2,5—3,5 лет — определяется как период

формирования самосознания, полного

обособления Я и индивидуальности

В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:

наследственные (генные и хромосомные заболевания);

гипоксические (внутриутробная гипоксия-кислородное голодание, что может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия, а при условии выраженной гипоксии может способствовать замедлению созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития).

травматические (внутричерепные кровоизлияния)

биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших)

заболевания матери во время беременности (острые и хронические);

химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотические препаратов, неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов) –поражается ЦНС.

радиоактивное облучение;

иммунологическая несовместимость;

социально-психологические – затяжные стрессы могут привести в будущем к психосоматической ослабленности ребенка.

В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:

асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);

травматические (родовая травма-повреждение новорожденного, возникают при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии размеров плода и таза роженицы, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое, акушерско-гинекологическая патология.

В постнатальный период:

наследственные — проявляющиеся в период становления речи;

травматические (открытые и закрытые ЧМТ)  — произошедшие до трехлетнего возраста, при которых пострадали клетки КГМ, могут быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия;

биологические  — вызванные проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Наиболее распространенными причинами недоразвития речевой функциональной системы является нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи;

Читайте также:  Детский сад 1645 центр развития ребенка

химические — вызванные при комплексном взаимодействии с ослабленным соматическим состоянием ребенка может привести к отставанию психоречевого развития;

социально-психологические  — возникающие

в результате неправильного воспитания в семье.

В условиях несемейного воспитания у детей

наблюдается психическая депривация,

следствием которых может быть речевой

негативизм и нарушение коммуникативной

функции речи.

Профилактика психофизиологических отклонений на этапе перинатальной стадии жизни

Оптимальные условия для развития плода:

рациональный комплекс питания с преобладанием молочных

и растительных компонентов, обогащенных витаминами и минералами;

установление нервно-эндокринного баланса с удалением всех

неблагоприятных факторов, которые могут влиять на развитие плода (внутриутробная гипотрофия, инфекционные болезни.

хронические болезни, отравления);

прогулки на свежем воздухе;

женщине необходимо как можно больше радоваться

и переживать положительных эмоций и впечатлений;

предупреждение патологии родов

с удалением факторов, которые могут

привести к травмам лицевой области

(применение акушерского инструмента);

генетический контроль в семьях

с наследственной патологией.

Источник

Возрастная
периодизация

Наиболее
полная возрастная периодизация,
отражающая этапы роста и развития и
основанная на морфологических и
антропологических признаках, была
предложена В. В. Бунаком. Согласно этой
периодизации выделяют следующие периоды:

младенческий,
охватывающий первый год жизни ребенка;

первого детства
(1— 7 лет);

второго детства
(8—13 лет — мальчики, 8—12 лет — девочки);

подростковый
(14—17 лет — мальчики, 13—16 лет — девочки);

юношеский (18—21
год — мальчики, 17—20 лет — девочки);

с 21—22 лет начинается
взрослый период.

Ю.Е. Вельтищев
выделяет следующие периоды (1998):

  • Период
    внутриутробного развития

    – антенатальный период, включает:

I фаза –
эмбрионального развития (период 3
месяца);

      • II фаза – фетального
        периода развития (развитие плода).

  • Период
    новорожденности

    – неонатальный (первые 4 недели жизни).

  • Период
    грудного возраста

    – младенческий (1мес. – 12 мес.).

  • Период
    раннего детства

    — молочных зубов (1 – 3 года).

  • Период
    первого детства

    – дошкольный возраст (4 – 7 (6) лет).

  • Период
    второго детства

    – младший школьный возраст (8 – 11 лет
    для мальчиков, 7 – 10 лет для девочек);

  • Подростковый
    (препубертатный)

    – (12-14 лет для мальчиков, 11-13 для девочек).

  • Период
    юношеский

    (пубертатный)
    старший школьный возраст, период
    полового созревания (15-20 лет юноши,
    13-19 лет девушки).

  • Период зрелого
    возраста.

Рост и развитие детей в возрастном аспекте

На каждом возрастном этапе должна быть
достигнута своя цель, связанная с
определенными структурными и
функциональными перестройками в
организме. Без этого не может быть
полноценно реализован следующий этап.
Нарушения и отклонения в динамике
развития, препятствующие достижению
таких промежуточных, этапных целей,
могут служить причиной самых тяжелых
болезней развития. Поэтому так важно
поддерживать на каждом этапе развития
ребенка условия, адекватные его
морфофункциональным возможностям и
способствующие росту и развитию, а не
тормозить или искусственно стимулировать
естественный ход этих процессов.

На
первом году

жизни ребенка решается одна из важнейших
задач развития – подготовка к реализации
антигравитационных реакций. Именно на
это направлены ростовые процессы, в
ходе которых укрепляются кости и мышцы,
образуется подкожный жировой запас,
служащий механической защитой скелета
и тканей внутренних органов от
многочисленных ударов в результате
падений в процессе освоения навыка
самостоятельного передвижения, а также
тепловой защитой.

Возраст
от 1 года до 5-6 лет.

В этом возрасте меняется структура и
функциональные возможности скелетных
мышц, в результате резко повышается
двигательная активность. Излишний
подкожный жир исчезает, так как он уже
не нужен в качестве механической защиты
и его роль в качестве тепловой защиты
также снижается. Ребенок достаточно
крепко стоит на ногах. Завершается
переход на обычную для взрослого человека
пищу. В этот же период формируются многие
свойства личности, ребенок приобретает
черты индивидуальности. Изменяется
общий план строения тела, его пропорции.
В результате более зрелыми становятся
движения. Так, в возрасте 4 лет бегущий
ребенок фактически просто очень быстро
идет, так как у него отсутствует важный
элемент бега – фаза полета. И только к
возрасту 6 лет начинает проявляться
фаза полета в беге. Кроме того, изменения
возникают в мелких движениях – в возрасте
3 – 4-х лет – благодаря созреванию нервных
и мышечных структур, ребенок может
рисовать, а затем – в 5 – 6 лет — и писать.

Период
от
6-7
до 10-11 лет

часто называют “периодом
второго детства”
,
но его можно назвать этапом первичной
социализации. В этот период интенсивно
развиваются свойства, обеспечивающие
взаимодействие ребенка с другими детьми
и взрослыми. Иногда этот период еще
называют “игровым”, поскольку игра
занимает центральное место в развитии
высших психических функций на данном
этапе. Структурные особенности органов
и тканей подчинены этой задаче,
приспособлены к интенсивной двигательной
активности, с которой обычно связаны
коллективные игры. Скелетные мышцы
детей этого возраста состоят преимущественно
из аэробных волокон, отличающихся
высокой активностью окислительных
систем, малоутомляемых и хорошо
приспособленных к длительным нагрузкам.
Большой относительный размер сердца,
повышенная диффузионная способность
легких, структура сосудистого русла
как бы предназначены для осуществления
этапной целевой функции. В этом возрасте
все функции организма достигают
своеобразного расцвета. Следовательно,
к возрасту 10-11 лет ребенок представляет
собой образец оптимальной организации
структур и функций человеческого
организма, которые работают с очень
высокой эффективностью. В определенном
смысле можно считать, что на этом
планомерное онтогенетическое развитие
могло бы быть завершено, организм
способен не менее успешно, чем взрослый,
выполнять все функции, кроме одной – не
готов к размножению.

Читайте также:  Развитие ребенка в царской россии

Период
от 10-11 до 13-14 лет

обычно называется “препубертатом”,
то есть предшествующим половому
созреванию. Пожалуй, это наиболее сложный
и противоречивый этап постнатального
онтогенеза. Именно в этом возрасте в
организме, причем практически во всех
его тканях, органах и системах, происходят
драматические события, связанные с
резкой активацией генома и началом
бурных дифференцировочных процессов.
Асинхронность таких изменений в различных
тканях приводит к разбалансировке
большинства функций. Резкая активация
гипофизарно-гонадной активности
обусловливает существенное изменение
гормонального фона, что неизбежно
сказывается на деятельности всех клеток
организма. Морфологические изменения
в этот период выражены обычно еще слабо.
Появляются лишь отдельные вторичные
половые признаки. Однако у девочек
начинает меняться характер жироотложения
и формируются молочные железы. Меняются
(нередко в худшую сторону) стереотипы
двигательных реакций. Функциональная
неустойчивость сочетается в этот период
с психологической неустойчивостью. В
этот период происходит переоценка
ценностей, изменение социальных
ориентиров.

В
разгар пубертатных перестроек
(от 13-14 до 15-16 лет)
во
многих системах организма продолжается
настоящая ломка. В этом возрасте
регистрируется пубертатный скачок
роста. Значительно возрастает роль и
доля мышечных волокон, ответственных
за проявление силы и быстроты. Формируется
взрослый тип нервной и эндокринной
регуляции функций. Строение тела
приобретает четко выраженные половые
черты – с сильно развитой грудной клеткой
и узким тазом у юношей и с четко выраженной
талией и развитым тазом у девушек.
Вторичные половые признаки достигают
уровня развития взрослых.

Конец
полового созревания (15-16
лет)
еще не
означает полного завершения биологического
развития организма. Достижение возможности
реализации детородной функции происходит
раньше, чем все органы и системы организма
приходят в полную гармонию на новом
уровне организации, что происходит у
юношей в 25, а у девушек – в 21 год.

Если сравнить
физиологические особенности детей и
пожилых людей, то можно выделить следующие
физиологические особенности пожилого
возраста, связанные с естественным
старением организма:

– Замедление обмена
веществ;

– Снижение
функциональных резервов организма;

– Снижение
адаптационных возможностей;

– Снижение иммунитета;

– Более тяжелое
течение многих заболеваний.


Атипичное течение многих заболеваний
(в частности, отмечается снижение
температурной реакции при инфекции и
повышается болевой порог, в результате
может меняться клиническая картина
множества заболеваний, сопровождающихся
обычно болью и лихорадкой, основными
симптомами которых становятся
возбуждение, тревожность, спутанность
сознания или слабость).

Таким образом,
необходимо изучать биологические
закономерности и механизмы роста и
развития человека, специфику
функционирования физиологических
систем на различных этапах онтогенеза.

Критические
периоды онтогенеза.

В
каждом возрастном периоде можно выделить
особо значимые переломные или критические
фазы, когда изменяется генетическая
программа развития и резко возрастает
чувствительность организма к воздействию
неблагоприятных факторов внешней среды.
Например, критическим периодом развития
является возраст начала обучения, когда
качественные перестройки морфофункционального
созревания базовых мозговых процессов
приходятся на период резкой смены
социальных условий.

Критические фазы
роста и развития детей разработаны Ю.Е.
Вельтищевым.

Для
практического врача можно выделить
основные
критические периоды:

  • 3-4
    месяца жизни

    – иммунологическое и метаболическое
    напряжение при попытке включить
    собственные системы защиты (падает
    защита матери или «пассивный иммунитет»,
    перестройка фосфорно-кальциевого
    обмена);

  • С
    12 до 24 месяцев жизни

    – критический период, связанный с
    вертикальным положением, активацией
    возможностей развития, но на фоне
    изменения положения органов, минимального
    уровня иммунной защиты, приводящие к
    частой заболеваемости и сенсибилизации;

  • Критический
    период в 2-4 года
    связан
    со сменой лидирующего положения гормонов
    щитовидной железы, обуславливающих
    рост и развитие в раннем детстве на
    нарастание роли АКТГ и глюкокортикоидов,
    что характеризуется мощным
    мембранопротекторным эффектом, снижением
    проницаемости сосудов, снижением острой
    заболеваемости, быстрым интеллектуальным
    скачком, но и возможностью быстро
    сформировать хроническую патологию.

  • Пре-
    и пубертатный
    ,
    как критический период еще недостаточно
    изучен, но становится понятным, что все
    «допубертатное» подчинено пубертату,
    подчинено основному инстинкту продолжения
    рода. В этот период возникает максимальное
    напряжение всех систем, всех
    защитно-адаптационных механизмов, всех
    функций организма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад солнечный круг

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2-3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение.

Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков.

До 2-2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается достаточно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте 5-7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время еще не достаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить «срывы» нервной деятельности. Результатом таких «срывов» может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой.

Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия.

Есть основание полагать, что к 18-20 годам формирование нервной системы завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник