Критерии ребенка с задержкой психического развития

Критерии ребенка с задержкой психического развития thumbnail

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике – чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка в игровой деятельности

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Читайте также:  Вариант программы индивидуального развития ребенка с множественными нарушениями

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник

Критерии оценивания дошкольников и школьников определены законодательством страны. Педагоги обязуются оценивать детей по единым показателям в зависимости от возраста ученика, его способностей, понимания и освоения программы.

Критерии оценивания дошкольников с ЗПР

От дошкольников с ЗПР специалисты требуют решения личностных задач и интеллектуальных вопросов. Проводится 1 или несколько субтестов, целью которых является выявление знаний ученика. Ребенок должен понимать особенности окружающего мира.

Несложные задания для дошкольных детей ЗПР

Несложные задания для дошкольных детей

В положении о системе оценивания дошкольников с ЗПР отмечено, что ребенку нужно показать нелепые картинки, и он должен определить, что на них изображено не так. Задаются наводящие вопросы, ответы на которые покажут, понял задание ученик или нет. Например, на картинке может быть изображен бык, живущий в дупле. Ребенок должен понять, может ли животное жить в таком месте.

Ставится 1 балл за то, что ученик понял нелепость изображения, отреагировал на нее. При указании всех глупых моментов и объяснений их педагог должен поставить 2 балла. Если вовсе не получилось понять суть упражнения, придется поставить ноль. В протоколе стоит указать, какие ситуации нашел дошкольник, и получилось ли ответить на вопросы психолога.

Система оценивания детей с ЗПР несложная, психолог должен оценить знания дошкольника:

  • по грамматике;
  • понимание происходящего вокруг;
  • словарный запас;
  • произношение сложных звуков.

Проводятся субтесты «Времена года», «Сравни картинку», «Запомни 10 вещей или предметов».

Статья в тему: Тематическое планирование для детей с ЗПР

Тест для оценивания дошкольников с задержкой психического развития

Интересным тестом психологи считают «10 предметов». С его помощью получится проанализировать умственные способности ребенка. Нужно сказать ученику, чтобы он посмотрел на изображение и постарался запомнить предметы, которые есть на нем. После этого картинка переворачивается, и ребенок называет все, что запомнил.

Критерии оценивания по тесту

Сколько предметов запомнил дошкольник?Количество баллов
0-3 предмета
4-5 предмета1
от 6 предметов2

Оценка психолога детей с ЗПР

Оценка психолога

При заполнении протокола, стоит учитывать рекомендации по критериям оценивания ЗПР. Психолог ставит плюсы и минусы, описывает реакции ребенка, его успеваемость.

Максимально проводится 10 тестов.

Низкий уровень знаний – 0-9 баллов, средний — 10-15 баллов.

Высокий уровень отмечается, если ребенок набрал от 16 до 20 баллов.

Статья в тему: Подготовка к школе детей с ЗПР

Отзывы о критериях оценивания дошкольников с ЗПР

Большинство отзывов взяты с интернет-ресурсов с соответствующей тематикой. Родители отмечают, что психологи и педагоги придерживаются протоколов и проводят тестирования на разные тематики.

Положительные откликиНегативные отклики
Проводились несколько субтестов, чтобы оценить умения Саши. Ему 5 лет сейчас. Он отлично справился с заданием «Найди семью», но остальные тесты провалил. Психолог успокоила и сказала, что нужно индивидуально позаниматься. Также порекомендовали логопеда из-за проблем с речевым аппаратом.Все тесты бесполезные, так как Белла на них не реагирует. Сказали, что нужно еще чаще заниматься, указали на проблемные темы.
Провел психолог тест «Рыбка». Получилось определить уровень мышления, умение действовать по примеру. С анализом пространства Даша справилась хорошо.Провели нам только тест «Рисунок человека». Дима не понял задание, поэтому и оценили его по очень низкому баллу.
Законом продумана градация оценивания дошкольников. Это правильный подход.Сын не справился с рисуночным тестом, потому что не умеет вовсе рисовать. Поэтому и оценка была соответствующей.
С заданием «На что это похоже?» мы справились замечательно. Дина рассказала дома, в чем суть теста и как она его проходила. Я довольна результатами и оцениванием психолога уровня развития малышки.Не справилась дочка с заданием «Рисунок человека».
В тесте «Рисунок человека» набрала дочка максимальный балл. Сейчас работает индивидуально с психологом, так как есть проблемы с восприятием окружающего мира.Проводился тест по последовательным изображениям. Не получилось понять сюжет картинок, установить то, что происходит на фото. Дима очень расстроился и расплакался.
Тесты на восприятия прошли хорошо. Поставили средний балл. Я рада результатам и критериями оценивания детей ОВЗ с ЗПР.Моего сына вовсе не оценивают. Никакие протоколы не составляются. Я возмущена.
Тесты были выданы правильные, понятные. Психолог объяснила задания, результаты хорошие. Галя начала чаще рисовать, более внятно разговаривать.Субтесты на воображение сложные для сына. Гибкость мышления вообще на нуле. Наверное программа не правильная, так как не получается улучшить умственные способности Макса.
Читайте также:  Проблема развитие образной речи ребенка

О критериях оценивания школьников с ЗПР

Критерии оценивания обучающихся с ЗПР касаются всех предметов без исключения.

Нормативы по чтению установлены законодательством. Во время оценивания берется во внимание наличие у ребенка заикания, нарушений произношения, оценивается темп речи.

КлассКоличество слов в минуту
120
235
350
470

Тест для оценивания детей с ЗПР

Тест для оценивания

Критерии оценивания по русскому языку ЗПР касаются:

  • диктантов;
  • контрольных работ;
  • грамматических заданий;
  • сочинений;
  • изложений;
  • коммуникативных умений.

Проводятся контрольные по математике, физике, химии. В одной работе в зависимости от класса, в котором обучается ребенок с задержкой психического развития, может быть от 2 до 5 заданий.

С 5 по 9 класс выдаются ученикам бланки, которые определяют знания чисел, геометрических фигур, примеров. Школьники должны уметь решать задачи на несколько действий. На выполнение дается от 30 до 45 минут.

Баллы за решение заданий в школе

Преподаватели оценивают школьников по 5-ти балльной системе.

Процент правильно выполненной работыБаллы
более 65%5
50%4
от 35%3
менее 35%2

Адаптированную программу для детей с ЗПР осваивают не все школьники, поэтому психологи и прочие специалисты должны оценивать текущий уровень знаний и понимание вопросов математического характера, русского языка.

Во время выставления баллов стоит использовать щадящий подход. В первую очередь оценивание нужно для повышения работоспособности школьников, стимуляции их активности.

Отзывы об оценивании знаний учеников с ЗПР в школах

Комментарии родителей по поводу обучения детей с ЗПР в образовательных заведениях взяты с сайта https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/488238433/.

Мамы и отцы делятся успехами и неудачами своих детей, анализируют оценивание успеваемости.

Хорошие отзывыПлохие отзывы
Программа обучения и само оценивание продуманное. Получилось многого добиться у Риты. Она начала понимать математику и другие предметы. Специалисты в одной из московских школ хорошие.Программа хоть и адаптированная, но вообще непонятная для моего сына. Я его встречаю со школы, он в 6 классе, он вообще даже рассказать не может, что они учили, что проходили.
У соседки мальчик с ЗПР. Он рассказывал, как проходят уроки, особенно ему нравится химия. Он выполняет лабораторные работы и очень впечатлен данной наукой.Критерии оценивания детей с ЗПР устаревшие, нужно их пересматривать. Дети сейчас не такие развитые, нужно снижать планку.
Оценивание отличное, программа по русскому уместная и понятная. Дома занимаюсь дополнительно с ребенком.Андрей вообще не успевает ничего понять на математике. Программа недоработанная как по мне. Оценку за год поставили плохую.
В Питере есть много инклюзивных классов, но специалист Мария замечательная. Нашла подход к детям (у нее первый класс). Объясняет все доступно, поощряет за успеваемость.Мой ребенок учиться даже не в инклюзивном классе, к нему никакого особого отношения нет. Программа обычная для него, без коррективов. Недоработка как по мне.
Программа по чтению хорошая. Дина успевает осваивать новый материал. Учимся читать правильно и быстрее.Перевела сына в другую школу, где есть инклюзивные классы, так как в старой система преподавания вообще на нуле.
Работаем не только в специализированном классе, но и на дому. Приходит логопед и помогает ребенку. Уже лучше читаем, говорим и размышляем. Программы с каждым годом улучшаются, учитываются положительные моменты и негативные.В школе нет психолога, точнее постоянно отсутствует. Это ужасно, с ребенком никто работать не хочет.
Оценивание детей с ЗПР – это сложная процедура. Справляется психолог отлично. Сдержанный специалист, умеет заинтересовать Ирочку. Девочка в 9 классе. Успехи благодаря психологу видны.Программа и критерии оценивания отвратительные. Только тормозят развитие дочери. Хотим перевести и вовсе на домашнее обучение.

Вывод
Программы адаптированы под мышление и умственные способности дошкольников и школьников с ЗПР. Если возникают трудности с обучением, стоит дополнительно заниматься, рассматривать непонятные для ребенка вопросы в игровой форме. Психолог объяснит, как улучшить уровень знаний ученика и привлечь внимание к процессу обучения.

Видео — Оценки психической нормы и патологии

Источник