Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития

Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития thumbnail

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Презентация “Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах”

«Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах». Пр...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах». Пр

Описание слайда:

«Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах». Презентацию подготовила педагог-психолог МКОУ СОШ №4 Кузьминская Галина Александровна

2 слайд

Психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического

Описание слайда:

Психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического комфорта. А психологи под этим термином понимают совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме. 

3 слайд

Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический

Описание слайда:

Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический климат в его семье. Если в ней нет места скандалам, обидам, ссорам, то кроха вырастет воспитанным, свободным и раскрепощенным.

4 слайд

Психологические особенности детей раннего возраста В раннем возрасте происход

Описание слайда:

Психологические особенности детей раннего возраста В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитие детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

5 слайд

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает в

Описание слайда:

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Центральное новообразование возраста – кризис 3 лет. Кризис характеризуется негативизмом, строптивостью, своеволием, деспотизмом, бунтом-протестом в отношениях с родителями.

6 слайд

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общени

Описание слайда:

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Родителям не следует: постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность. Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка.

7 слайд

К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет, для этого возраста характерны

Описание слайда:

К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет, для этого возраста характерны: Новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах: мышление развивается от наглядно-действенного к образному; происходит осознание собственного «Я»; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; Формируется готовность к обучению в школе. Психологические особенности детей дошкольного возраста

8 слайд

Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от

Описание слайда:

Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от внутрисемейного климата. Взрослым, желающим вырастить здоровую во всех отношениях и адаптированную личность, рекомендуется: Быть доброжелательными к ребенку Уважать его чувства и желания Постоянно проявлять интерес к делам ребенка, давать ему возможность высказаться Подавать пример собственным поведением Не оскорблять и не унижать ребенка даже в шутку Не нагружать ребенка секциями и кружками Чаще уделять ребенку внимание, играть с ним, при этом поощряя его обособленную игру Поддерживать успехи ребенка Справедливо разрешать конфликты Правильно организовывать режим дня Контролировать питание. Поддерживать успехи ребенка

9 слайд

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет: Основным вид

Описание слайда:

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет: Основным видом деятельности у детей в этом возрасте становится учебная деятельность; мышление, перестает быть наглядно-образным и становится словесно-логическим; благодаря процессу обучения у младших школьников начинают формироваться первоначальные научные понятия; закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения; восприятие становится синтезирующим, воображение остается хорошо развитым, память развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности; появляется еще больше страхов, чем было раньше. Доминирующими становятся школьные страхи.

Читайте также:  Оценка развития ребенка по векслеру

10 слайд

О.В. Хухлаева формулирует педагогические условия становления психологическог

Описание слайда:

О.В. Хухлаева формулирует педагогические условия становления психологического здоровья младшего школьника: наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей: такие ситуации ( не превышающие индивидуальный порог адаптации) способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию; наличие положительного фона настроения – способность к самостоятельному сохранению душевного равновесия; обучение детей умению быть счастливым – следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей

11 слайд

Подростковый период, это возраст от 10 – 11 до 14 – 15 лет, характеризуется

Описание слайда:

Подростковый период, это возраст от 10 – 11 до 14 – 15 лет, характеризуется как переломный, тяжелый, критический… Ведущий вид деятельности : общение со сверстниками / интимно-личностное общение. Новообразования: чувство взрослости, развитие самосознания формирование нравственной сферы. Проблема возраста – склонность к асоциальному поведению

12 слайд

Особенности подросткового возраста: крайняя самонадеянность и безапелляционн

Описание слайда:

Особенности подросткового возраста: крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих. чувствительность к оценке посторонних своей внешности. внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.

13 слайд

Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчиво

Описание слайда:

Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость и импульсивность; Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать; Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

14 слайд

Что делать, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье? Кон

Описание слайда:

Что делать, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье? Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, не нужно их избегать, необходимо правильно их разрешать. Когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать – даже если вы сто раз правы. Испугайтесь! В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял к вам, может обернуться против него самого. Не кричите, не распускайтесь. Ведь ребенок может действительно подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите. Климат собственной семьи в вашей власти. Вы воздействуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить и сделать его благоприятным – благоприятным не вообще, а для своих близких, для таких, какие они есть. Даже если они далеки от идеала.

15 слайд

Период ранней юности – это возраст от 15 до 18 лет. Психологические особеннос

Описание слайда:

Период ранней юности – это возраст от 15 до 18 лет. Психологические особенности ранней юности: 1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения; 2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков; 3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я»; 4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное; 5. Возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» – со сверстниками.

Читайте также:  Анкета значение развития речи в полноценном развитии ребенка

16 слайд

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ. Взаимоотношения с девушками и юношам

Описание слайда:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ. Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше, если: а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма. б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми. г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости. д) Вы не критикуете ребёнка в присутствии других. е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки. ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности.

17 слайд

з) Пытаетесь поставить себя на место ребёнка –это позволит избежать удара по

Описание слайда:

з) Пытаетесь поставить себя на место ребёнка –это позволит избежать удара по его самоуважению. и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает. к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках). л) Вы контроль преподносите как заботу, а иногда просите совета как у равного или старшего. м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом («ты – подлец!», «ты– лентяй»).

18 слайд

Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспит

Описание слайда:

Помните, что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.

19 слайд

 Спасибо за внимание! До новой встречи!

Описание слайда:

Спасибо за внимание! До новой встречи!

Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития

Курс повышения квалификации

Критерии психического здоровья ребенка на различных этапах развития

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-216088

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Автор: Виригина Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии, географии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 23
Населённый пункт: пос. Золотинка Нерюнгринского района
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах
Дата публикации: 19.11.2019
Раздел: полное образование

Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных

возрастных этапах.

Здоровье

это

состояние

полного

физического,

духовного

и

социального

благополучия. Оно является условием успешного функционирования жизнедеятельности

человеческого

организма.

В

психологии

здоровье

изучается

на

уровне

личности

психологическое здоровье. Это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.

Многие

авторы,

такие

как

А.В.

Шувалов,

В.Э.

Пахальян,

И.В.

Дубровина,

изучая

психологическое здоровье детей на разных этапах развития, особое внимание уделяли

показателям

психологического

здоровья

личности.

К

ним

относятся:

тревожность;

характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка. Это говорит о

том, что основным критерием психологического здоровья ребенка является его адаптация

к социуму.

Рассмотрим в чем проявляются особенности психологического здоровья детей на

разных возрастных этапах.

Первый

этап

развития

ранний

возраст

(от

1

года

до

3-х).

В

этом

периоде

происходят

изменения

в

психическом

развитие

детей:

формируется

мышление

и

развивается двигательная сфера. Эмоциональная сфера ребенка неустойчивая. С ним

необходимо говорить мягким, спокойным тоном. Предметная деятельность в этом возрасте

играет ведущую роль, так как она оказывает влияние на все сферы психики детей. Если

говорить о кризисе 3-х лет, то здесь происходит существенное изменение поведения

ребенка и его отношения с окружающими. Он характеризуется упрямством, негативизмом,

Читайте также:  Триз и развитие связной речи ребенка

протестом,

своеволием,

стпроптивостью,

желанием

продемонстрировать

успехи

взрослому и получить одобрение.

Второй

этап

дошкольный

возраст

(3-7

лет).

Для

этих

детей

ведущей

деятельностью

является

игра,

во

время

которой

они

овладевают

другими

видами

деятельности.

Эмоциональное

здоровье

этих

детей

главным

образом

зависит

от

взаимоотношений в семье. В этом периоде так же выделяют кризис 6 лет. У ребенка

происходят следующие изменения в поведении: кривлянье, манерничанье, ребенок хочет

что-то показать своим поведением демонстрируя то, чего нет. Дети чаще всего перестают

следовать первичным нормам поведения, становятся трудновоспитуемыми.

Третий этап – младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущей деятельностью

становится

учеба.

Это

влияет

на

его

психологическое

здоровье

и

поведение.

Каким

образом?

У

него

изменяется

характер

мышления,

память

и

внимание.

Происходят

изменения в отношениях с другими людьми, в самооценке. Межличностные отношения

строятся на эмоциональной основе. Иными словами – он учиться учится. О.В. Хухлаев

выделял необходимость создавать педагогические условия становления психологического

здоровья детей этого периода:

1) наличие трудных ситуаций (они способствуют развитию воли и мотивируют к

саморазвитию);

2) обучение детей умению быть счастливыми (установка на позитив);

3) наличие положительного фона настроения (душевное равновесие)

Четвертый этап – подростковый возраст (11-15,16 лет). Он характеризуется как

кризисный, переломный и тяжелый возраст. Ведущей деятельностью является общение со

сверстниками. Кризис этого периода проявляется в основном в следующем:

Происходит резкие изменения в поведении, перепад настроения без достаточных на

то причин.

Особое

внимание

уделяется

мнению

окружающих

что

они

скажут

о

твоей

внешности, способностях и умениях.

Л.С.

Выготский

полагал,

что

кризис

переходного

возраста

связан

с

двумя

факторами:

возникновением

новообразования

в

сознании

подростка

и

перестройкой

отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание

кризиса. По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с возникновением нового

уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков

способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей

присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению,

самовыражению и самовоспитанию.

Пятый

этап

ранняя

юность

(15-17

лет).

Это

возраст,

когда

формируются

собственные взгляды, отношения, происходит поиск самоопределения в выборе будущей

профессии. Сюда можно отнести и потребность в общении и в деятельности. Но можно

так

же

и

отметить,

что

наряду

с

потребностью

в

общении

в

юношеском

возрасте

отчетливо проявляется потребность в обособлении или уединении.

Рассматривая психологическое здоровье

детей на разных возрастных этапах,

можно выделить, что оно ухудшается при переходе из дошкольного возраста в младший

школьный возраст. Чем можно это объяснить? Современные образовательные программы

перегружены предметами, которые не привязаны к проблемам повседневной жизни и дети,

иногда даже не могут осознать для чего они необходимы.

У них

теряется интерес к

обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь,

может

вырасти

в

разные

варианты:

от

соматической

слабости

(перенапряжение,

переутомление

деятельностью,

несоблюдение

основных

психолого-педагогических

условий при обучении) до социальных проблем (нежелание учиться, конфликты и пр.).

Эти проблемы могут усиливаться от стиля педагогического общения, состояния самих

педагогов,

их

компетентности.

Это

и

приводит

к

поведенческим

нарушениям

и

эмоциональным расстройствам. В этом случае необходима помощь родителей и педагогов,

а так же психологов и социальных работников.

Профессиональная

забота

взрослых

и

специально

организованная

здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье

детей дошкольного возраста и учащихся в младшем школьном возрасте.

Источник