Критерии психического развития ребенка в первый год жизни

- Главная
- Психическое развитие детей
- Психическое развитие ребенка до года
Для того чтобы избежать ненужных переживаний и врачебных вмешательств, родители должны быть хорошо знакомы с критериями и основными этапами нейропсихического взросления у детей.
Критерии оценки психического развития ребенка
Долгое время детские неврологи не могли сформулировать четкие параметры, которые бы стали основой для косвенной диагностики развития головного мозга. Но все-таки общие знаменатели были найдены, и теперь, согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), существуют параметры, состояние которых нужно проверять ежемесячно. Ими являются:
- крупная и мелкая моторика;
- развитие речи;
- аффективный (эмоциональный) статус.
Расскажем подробнее о каждом из них:
- Крупная моторика — это умение малыша держать головку, сидеть, переворачиваться, ходить. Её адекватное развитие говорит нам о хорошем состоянии опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
- Мелкая моторика – примерами развития по этому критерию являются координация взгляда и рук, хватание предмета, его удерживание. Раннее достижение стандартных этапов говорит о том, что велика вероятность того, что у вашего ребенка будут «золотые руки».
- Развитие речи – включает понимание и последующие попытки воспроизведение «разговора». Если малыш отстает по этому параметру, врачи рекомендуют обратить внимание на его слух или зрение — нет ли патологии на этом уровне.
- Аффективный статус – относится к взаимодействию ребенка и окружающих людей, умение улыбаться, довольно «кряхтеть». Торможение по этому критерию может также говорить о проблемах со зрением, слухом, о запаздывании эмоционального и/или интеллектуального развития.
Психическое развитие ребенка по месяцам
Далее будут приведены конкретные этапы, которые МОЖЕТ достигнуть ребенок на конкретном месяце развития. Если ваш малыш не дотянулся до какого-либо критерия, который соответствует возрасту – не паникуйте. Каждый ребенок развивается в своем ритме, и не всегда небольшое отставание от нормы (понятие, кстати, очень относительное) является признаком болезни или отставания в психическом развитии.
1 месяц
- Малыш на мгновение может поднять головку.
- Лежа на спине, поворачивает голову то в одну, то в другую сторону.
- Держит сжатые кулачки.
- Сильный хватательный рефлекс. Для его определения нужно положить свой палец в ладонь малыша, а он, в свою очередь, его схватит. Это врожденный рефлекс, который в месячном возрасте является нормальным показателем.
- Смотрит и следит за предметом, который двигается перед его личиком в диапазоне 45 градусов.
- Кричит, когда выражает недовольство.
- Внимательно смотрит на родителей, когда они с ним разговаривают.
2 месяца
- В положении лежа на спине держит головку под углом 45 градусов.
- Хватательный рефлекс ослабевает.
- Следит глазами за висящими предметами.
- Ищет взглядом источники звуков (поворачивает головку, когда слышит шум).
- Появляются несколько видов плача (в зависимости от того, что его беспокоит – голод, мокрый подгузник).
- Издает некоторые звуки.
- Улыбается, когда происходит что-то приятное (купание, взаимодействие с родителями).
3 месяца
- Когда его держат в положении стоя, малыш частично начинает переносить вес на обе ноги.
- Держит самостоятельно головку, но иногда устает и наклоняет ее вперед.
- В положении лежа на животе поднимает голову и плечи.
- Переносит вес на ручки.
- Отсутствует хватательный рефлекс.
- Держит предметы в ручке, но не в состоянии взять их самостоятельно.
- Наблюдает за предметами.
- Легко определяет источник звука.
- Пищит, визжит, лепечет, хихикает.
- Узнает лица, голоса, предметы.
- «Болтает».
- Улыбается, когда видит знакомых людей, играет с ними.
- Подозрительно относится к незнакомому окружению.
4 месяца
- Пускает слюни.
- Хорошо контролирует голову.
- Сидит, когда его придерживают.
- Переносит вес на ноги, когда его удерживают в вертикальном положении.
- Лежа на животе, поднимается на руках на 90 градусов.
- Переворачивается со спины на живот.
- Исследует свои ручки и играет с ними.
- Пытается самостоятельно дотянуться и взять предмет.
- Хватает предметы обеими руками.
- Начинает координировать взгляд и движение рук.
- Смеется.
- Нравится, когда его качают или подбрасывают.
5 месяцев
- Появляются признаки прорезывания зубов.
- Держит голову, когда сидит.
- Переворачивается с живота на спину.
- Лежа на спине, пытается взять ногу в рот.
- Самостоятельно дотягивается до предметов, хватает и удерживает их.
- Играет с пальцами ног.
- Наблюдает за падающими предметами, и сам активно бросает все.
- Говорит «агу» или подобные сочетания гласных и согласных.
- Улыбается своему отражению.
- Расстраивается, если у него забирают игрушку.
- Отличает родных от чужих людей.
- Начинает исследовать части своего (и, конечно же, маминого) тела.
6 месяцев
- Жует и кусает все, что ему попадается под руку.
- Лежа на животе, легко поднимает туловище, держась на ручках.
- Свободно держит головку в положении сидя.
- Переворачивается со спины на живот.
- Хватает и держит более мелкие предметы.
- Самостоятельно удерживает бутылочку.
- Тянет ноги ко рту.
- Частично контролирует свое тело, и может повернуться таким образом, чтоб видеть интересующий его предмет.
- Смотрит по сторонам, вверх, вниз.
- Говорит отдельные слоги «ма», «му», «да», «ди».
- Узнает родителей.
7 месяцев
- Сидит без поддержки, наклоняется вперед, опираясь на ручки.
- Полностью переносит свой вес на ноги, когда его держат в вертикальном положении.
- Передает предметы из одной ручки в другую.
- Стучит предметами по поверхностям.
- Держит мелкие предметы.
- Поворачивается, когда слышит свое имя.
- Появляется страх глубины (можно отметить при купании) и пространства (боится незнакомых помещений).
- Имеет вкусовые предпочтения.
- «Отвечает», когда с ним разговаривают.
8 месяцев
- Самостоятельно сидит без поддержки.
- Стоит на ногах, держась за мебель или поручни.
- Регулирует движения таким образом, чтобы взять нужный ему предмет.
- Берет игрушку пальцами (движения становятся аккуратнее).
- Тянет веревочку, чтобы заполучить предмет.
- Начинает понимать смысл некоторых слов: кушать, купать, гулять.
- Начинает соединять отдельные слоги, формируя слова, например «мама», «папа», но пока не придает им особого смысла.
- Понимает слово «нет».
- Не любит, когда его одевают или меняют ему подгузники.
9 месяцев
- Начинает ползать.
- Держась за что-то, становится на ноги из положения сидя.
- Может долго сидеть, играть.
- Отдает предпочтение использованию одной из рук (чаще правой).
- Использует указательный и большой пальцы для того чтоб взять предмет.
- Реагирует на простые просьбы – дай, возьми.
- Ставит ручки перед лицом, когда не хочет чтоб его умывали.
10 месяцев
- Из положения лежа на животе может перейти в сидячее.
- Легко находит баланс, когда сидит.
- Понимает, что такое «пока-пока».
- Когда стоит, придерживаясь за что-то, старается поднять одну ножку.
- Говорит еще одно слово, кроме «мама» или «папа» (нет, дай).
- Машет ручкой на прощание.
- Начинает привязываться к предметам.
- Повторяет действия, которые привлекает внимание родителей.
- Играет в «ладушки».
- С удовольствием смотрит на картинки из книг.
11 месяцев
- Ходит, придерживаясь за мебель или с помощью родителей.
- Складывает предметы в ведерко или коробку.
- Поворачивается назад, чтобы взять предмет.
- Внимательно изучает свои игрушки.
- «Пинает» мячик ногой.
- Проявляет бурный восторг, после того как чему-то научился.
- Расстраивается, когда что-то не получается.
- Качает головой, вместо того чтобы говорить «нет».
12 месяцев
- Ходит, держась за одну ручку.
- Может самостоятельно стоять, пробует ходить без поддержки.
- Самостоятельно садится, когда устает стоять.
- Наблюдает за предметами, которые быстро передвигаются.
- Говорит минимум 3 слова, помимо «мама» или «папа».
- Понимает смысл некоторых слов.
- Имитирует звуки, которые издают разные животные.
- Понимает, о чем идет речь, когда говорят название предмета.
- Показывать привязанность.
- Ищет предмет там, где его оставил.
- Обнимает родителей, когда чувствует себя незащищенным.
Задержка психического развития
Определить, отстает ли ребенок в развитии, без помощи компетентного специалиста довольно сложно, ведь, как мы подчеркнули выше, бывает, что дети «ленятся». И это вовсе не значит, что они неполноценны.
важноЕсли вы отметили, что ребенок не выполняет действий, которые, согласно таблице он уже должен был осуществлять 2 месяца назад – это повод для консультации с детским неврологом.
Заключение
Психическое развитие ребенка до года – очень активный процесс, который нуждается в постоянной родительской поддержке. Проводите как можно больше времени с вашим малышом, разговаривайте с ним, читайте, играйте, устанавливайте тактильный контакт. Все эти вещи сами собой будут стимулировать развитие ребенка и вероятность задержки сведется к минимуму.
Источник
Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.
Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.
Развитие нервной системы в раннем возрасте
Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.
При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.
Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.
Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.
Мышечное развитие начинается сверху.
- Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
- Затем появляется способность держать голову.
- Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
- Позже формируется движения тела.
Формирование детской психики
Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.
Развитие психики претерпевает 4 этапа.
- Моторный период продолжается в грудном возрасте.
- Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
- Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
- Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.
Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.
Показатели НПР ребенка до года
Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:
- сенсорное;
- двигательное;
- эмоциональное;
- речевое;
- навыки, умения.
Критерии нормального развития ребенка – в таблице:
Возраст по месяцам. | Сенсорные реакции | Эмоциональная сфера | Физическая активность | Речь | |
Зрительные | Слуховые | ||||
1 | Следит глазами за движущимися игрушками | Слушает голоса | Улыбается | ||
2 | Долго рассматривает лица людей или игрушки | Поворачивает голову в сторону говорящего человека | Улыбается при общении | В положении лежа на животике держит голову | Издает звуки |
3 | Сосредоточивает взор на лице мамы или предметах | Оживляется при общении с ним | Наталкивается руками на висящие над ним игрушки | ||
4 | Узнает маму и радуется ей | Поворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит его | Смеется во время разговора с ним | Берет и держит игрушку рукой | Издает отдельные звуки |
5 | Различает знакомых и чужих людей | Оборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людей | Радуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушку | Лежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки При поддержке мамы упирается ножками о пол. Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции | Подолгу воркует, гулит |
6 | Узнает свое имя | Сидит без поддержки. Перекладывает игрушки | Лепечет, имитирует речь | ||
7 | Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметы | На вопрос «где?» находит взглядом вещь | |||
8 | Подражает движениям взрослых с игрушками | Активно ползает. Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается | Понимает слово «нет». Жестикулирует. | ||
9. | Выполняет плясовые движения под веселую музыку | Ползает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукой | Реагирует на свое имя. Подолгу лепечет. Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па». | ||
10 | С удовольствием общается с другими детьми | Манипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослых | Называет родителей «мама» и «папа». Ищет и дает игрушки | ||
11 | Активно реагирует на других детей, радуется | Стоит без поддержки. Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги. Складывает кубики | Произносит отдельные новые слова | ||
12 | Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушку | Самостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки. | Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов |
В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.
Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.
Наблюдение за ребенком до года
Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:
- безусловные рефлексы – глотание, сосание;
- слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
- эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.
Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.
Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.
Критерии развития деток 1–2 лет
На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.
Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.
Возраст | 1 год и 3 мес. | 1 год и 4–6 мес. | 1 год и 7–9 мес. | 1 год и 10 месяцев – 2 года |
Сенсорное развитие | Различает кубики по размеру | Различает формы – шар, кубик, кирпич | Ориентируется в размерах предметов | По просьбе находит 3 цвета |
Понимание речи | Запоминает больше слов | Объединяет карандаши по цвету, размеру | Понимает сказку по картинкам | Понимает рассказ на словах |
Активная речь | Лепечет и говорит короткими слогами: «би-би» | Произносит простые слова | Объясняет действия словами | Разговаривает фразами из 2–3 слов |
Движение | Ест густую еду | Ест жидкие блюда ложкой | Снимает обувь, шапку | Одевается при помощи взрослых |
Навыки | Долго ходит без отдыха. Наклоняется, пятится | Перешагивает через невысокие препятствия | Ходит по бордюру | Преодолевает подряд несколько возвышенностей |
Игры | Повторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на ось | Повторяет движения, которые увидел раньше | Строит скамейки, домики | Повторяет действия последовательно |
Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.
Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.
Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.
Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».
Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?
Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.
Сфера развития | 2 года и 6 мес. | 2 года и 6 мес. – 3 г. |
Сенсорное развитие | Собирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по форме | Знает и называет 4 цвета по картинкам |
Активная речь | Составляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов. | Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов |
Двигательная активность | Бегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 см | Стоит на одной ноге. Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см |
Навыки | Одевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столу | Одевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет |
Игры | Самостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы. | Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде. |
Как помогают родители?
Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.
Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.
Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.
В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.
К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».
Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.
Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку. В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.
Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.
Наблюдение за развитием детей старше 2 лет
В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.
Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:
- дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
- отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
- с задержкой на 2 периода;
- отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.
Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.
Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.
При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.
Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.
Источник