Критерии психического развития ребенка 3 лет

Критерии психического развития ребенка 3 лет thumbnail

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(критерии результативности)

К 3 годам

Восприятие

Цвета

Красный, синий, зеленый, желтый.

Узнавание, называние, соотнесение

Формы

 Круг,  квадрат, треугольник

Узнавание, называние, соотнесение

Величины

Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий.

Узнавание, называние, соотнесение

Пространства

Далеко — близко, высоко — низко.

Узнавание, называние, соотнесение

Эмоционального состояния

Радость, грусть, гнев.

Узнавание, называние, соотнесение

Память

Зрительная образная: объем — 4 – 5 предметов.

Слуховая образная: объем — 3 – 4 звука.

Слуховая вербальная: объем — 4 слова.

Тактильная: объем — 3 – 4 предмета.

Внимание

Объем — 4 предмета.

Устойчивость — 5-8минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при сла­бой штриховке.

Воображение

Репродуктивное

Раскрашивание или рисование по представле­нию (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик — взрослый не показывает).

С элементами творческого

Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живёт в стране кружочков), лепка предметов или жи­вых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей

Развитые интеллектуальной сферы

Анализ (с помощью взрослого)

  • Описание предмета по известным признакам.
  • Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез

Из 2 частей без опоры на образец и из 3 частей — со зрительной опо­рой или наложением на образец.

Сравнение предметов (с помощью взрослого)

По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.

При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.

Обобщение

  • по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
  • животные, игрушки, фрукты, овощи.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) – ребенок должен уметь самостоятельно показать или называть 2 – 3 предмета (напри­мер, животные: кошка, собака,мишка, волк).

Сериация

  • по цвету — 2 оттенка;
  • по величине — 3 предметов;
  • по расположению в пространстве — 2 положения;
  • серия последовательных картинок к известной сказке — 3 картинки.

Классификация

На основе имеющихся обобщений по одному признаку – самостоятельно.

Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: ра­дость, грусть, гнев.

Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состоя­ний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и вырази­тельных движений).

Коммуникативная сфера

Умение с помощью взрослого обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.

Волевая сфера

Принимать и удерживать с помощью взрослого 2 правила в игровой ситуации.

Психофизиологическая сфера

Умение закрашивать предметы внутри контура.

Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на леску.

Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные пред­меты.

Умение изображать различные эмоциональные состояния при помо­щи мимики и жестов.

Human0788

Умение изображать различные эмоциональные состояния при помо­щи мимики и жестов.

Источник

Малыш уже совсем взрослый, ему исполнилось 3 года.

Как будет развиваться его психика в этот период?

Как справиться с кризисом 3 лет?

Какие игрушки стоит подобрать своему чаду?

На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.

Содержание:

  • Развитие психики детей в 3-4 года
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевая сфера
    • Эмоционально-волевая сфера
    • Игровая деятельность
    • Коммуникативная сфера
  • Трудности возраста
  • Советы для родителей

Развитие психики детей в 3-4 года

Возраст 3-4 года — очень важный для развития психики ребенка.

Именно сейчас закладывается основа его личности и формируются нравственные понятия. 

Также этот возрастной период знаменуется кризисом 3 лет. Главный его результат — самосознание ребенка, отделение себя от родителей.

Происходит значительный скачок и в развитии организма в целом.

Трехлетний ребенок уже настолько хорошо развит, что может контролировать свое тело и делать несколько действий одновременно. А те навыки, которые он освоит за этот период, останутся с ним на всю жизнь. 

Сейчас у него хорошо развивается крупная и мелкая моторика. Он продолжает активно изучать окружающий мир, интересуется явлениями, названиями, предназначением предметов и т.д.

В 3 года детям очень нравится активно двигаться. Развивается их координация, выносливость, гибкость, ловкость.

В целом, трехлетний ребенок находится в приподнятом настроении и стремится познавать мир.

Интеллектуальная сфера

Интеллект ребенка активно совершенствуется.

В 3-4 года ребенок знает наизусть отрывки из любимых произведений. 

У него активно формируются представления о предметах и их деталях. Ребенок учится изображать их с помощью рисунка или лепки. В поделке или рисунке пока что могут отсутствовать некоторые детали — это нормально. Ребенок начинает пользоваться разными цветами при раскрашивании. 

В 3-4 года в норме ребята уже понимают, к какому полу относятся они и окружающие люди.

Внимание

В этом возрасте внимание все еще непроизвольное. 

Детям сложно удерживать свое внимание на одном предмете. Зачастую они переключаются на что-то новое — то, что  их заинтересовало сию секунду.

В среднем, ребенок способен удерживать внимание не больше 10-15 минут. 

Но, если он увлечется игрой, то может не отвлекаться и полчаса, и даже час.

Память

Память сейчас также непроизвольная, как и многие другие психические познавательные процессы. 

Ребенок, в основном, хорошо и надолго запоминает то, что его заинтересовало, удивило или даже испугало. 

Трехлетние дети хорошо узнает предметы, но целенаправленно запомнить их пока не могут.

Мышление

В 3-4 года у ребенка все еще может преобладать наглядно-действенное мышление. Некоторым детям бывает нужен конкретный предмет, чтобы производить с ним действия. Это вовсе не говорит о задержке развития. Такой вариант — особенность нервной системы, которая не требует коррекции.

При этом в 3-4 года весьма активно формируется наглядно-образное мышление. Ребенок все чаще пробует не привязывать свои действия к конкретному предмету. Он учится переносить их в воображаемую ситуацию — например, играть понарошку.

Также трехлетние дети умеют анализировать, сравнивать, находить отличия и делать простейшие выводы.

Они уже понимают обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные, птицы и т.д.)

Восприятие

В 3-4 года ребята умеют различать:

  • 7 и более цветов;
  • 5 и более форм;
  • предметы по величине, весу, расположению в пространстве;
  • эмоции людей;
  • временные понятия (поздно, потом, сейчас, завтра).

Воображение

Трехлетние дети уже могут воссоздавать в своем воображении образы из сказок и рассказов взрослого. 

Часто они смешивают сказочное и реальное. При этом придуманные образы настолько насыщенные, что дети всерьез верят в их реальность.

В своих играх в 3-4 года ребята стараются играть предметами-заменителями. Например, они могут “варить” суп в ведерке из камешков и песка.

Развитию воображения хорошо способствует чтение сказок и посещение новых интересных мест и мероприятий.

Речевая сфера

В 3-4 года речь продолжает активно развиваться. 

Ребенок интересуется значением незнакомых слов и пополняет свой словарный запас.

Он уже хорошо говорит целыми фразами, выражая свои желания, чувства и мысли. Ребенок правильно употребляет существительные с предлогами,согласовывает их с прилагательными в числе, роде и падеже.

Трехлетка знает и называет свое имя и возраст; использует такие слова, как: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.

Детям в этом возрасте нравится повторять за взрослым наизусть стихи и куплеты песен, небольшие отрывки из сказок.

Они понимают короткие рассказы без опоры на картинки. А по картинкам могут рассказать, что на них изображено.

Ребята 3-4 лет узнают отрывки из знакомых произведений. 

Они могут инсценировать сказку с помощью кукол или фигурок.

Эмоционально-волевая сфера

Целеустремленный и настойчивый ребенок

Ребенок становится целеустремленным и настойчивым

В целом, ребенок находится в приподнятом настроении. Он активен и любознателен. 

Но в этот возрастной период часто возникают и перепады настроения.

Эмоции зависят от физического состояния ребенка, степени его комфорта. Также перепады возникают во время возрастного кризиса. 

Трехлетний ребенок становится целеустремленным и настойчивым, а также, временами, упрямым и деспотичным.

Игровая деятельность

Игра — основной вид деятельности в этом возрасте.

Дети играют в простые сюжетно-ролевые игры с предметами — заменителями. 

На первых порах может быть нужно, чтобы взрослый показал, научил, как можно “заменить” игровой предмет.

Также детям в 3-4 года нравится играть с более старшими детьми. Они начинают учиться играть по правилам.

У детей в этом возрасте обычно есть любимые игрушки и игры.

Игры и игрушки для детей 3-4 лет

Ребенку 3-4 лет необходимы игрушки, которые помогут ему в развитии речи, а также физических, умственных и творческих способностей.

В целом, стоит подобрать такие игрушки:

  • для активного отдыха: самокаты, кегли, скакалки, мячи, коврики для танцев и т.д.;
  • для развития слуха: музыкальные инструменты, интерактивные книги, говорящие игрушки;
  • для спокойных игр: пазлы, лото, мозаика, шнуровки;
  • для творчества: краски, мольберты, карандаши, пластилин, цветная бумага, детские ножницы и т.д.;
  • для сюжетно-ролевых игр: игрушечная мебель, набор доктора или полицейского, машина, в которую можно сесть и т.д.;
  • для мальчиков: набор инструментов, солдатики, роботы, радиоуправляемые игрушки;
  • для девочек: куклы, детская кухня или парикмахерская, коляски, посуда;
  • для развития интеллекта: настольно-печатные игры типа: “Собери фигуры”, “Где чей домик?”, “Сравни”, “Где половинка?” и т.д.

Коммуникативная сфера

Трехлетнему ребенку нравится общаться с окружающими. Чаще всего это происходит на уровне поручений от взрослого (спроси, предложи и т.д.).

Дети с удовольствием играют со сверстниками. Это нужно им, скорее, для того, чтобы показать себя и свои игрушки, и чтобы в игре был напарник. Например, затем, чтобы убежать от него или подползти к нему и т.п. 

При этом ребята часто ссорятся из-за игрушек.

Трудности возраста

Трудности возраста 3-4 года

Трудности возраста

3 года — возраст, когда возникает серьезный скачок в развитии психики ребенка.

Он начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими желаниями и возможностями. 

При этом ребенок становится строптивым, упрямым и непослушным. Он хочет все делать сам, но часто не может справится без помощи взрослых.

Эти признаки говорят, что наступает кризис 3 лет.

Психологи считают, что возраст возникновения кризиса — условный. Он может начаться как в 2,5, так и в 3,5 года. Часто этот период совпадает с началом привыкания к детскому саду.

У кризиса 3 лет такие симптомы:

  • негативизм. Ребенок стремится делать все наперекор родителям, иногда даже вопреки своим желаниям. Например, он может отказаться идти гулять на любимую площадку.
  • упрямство. Ребенок во что бы то ни стало стремится настоять на своем.  К примеру, надеть шапку жарким летним днем. 
  • строптивость. Трехлетка недоволен всем тем, что взрослые предлагают ему сделать. Поэтому на все родительские требования он говорит твердое: “Нет!”.
  • своеволие. К примеру, ребенок отчаянно борется за право самому завязать шнурки, которые пока не умеет завязывать.
  • бунтарство. Некоторые дети могут проявлять агрессию, прогонять окружающих, бросать игрушки.
  • обесценивание. Ребята отказывается играть с любимыми игрушками или обзывают любимых людей.
  • деспотичность. Дети требуют постоянного внимания к себе и выполнения только их желаний.

В этот непростой период ребенок становится ранимым и раздражительным. Ему весьма необходимы поддержка и внимание взрослого, а также тактильный контакт с ним.

Важно помнить, что кризис 3 лет — это нормальный этап взросления. Ребенку необходимо его пройти, чтобы обрести уверенность в себе и самостоятельность.

Благоприятное развитие: советы для родителей

В 3-4 года ребенку важно, чтобы с ним общались на равных, как с  маленьким взрослым.

Его самооценка формируется под влиянием и оценкой родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал: даже если он совершил плохой поступок, для мамы и папы он все равно остается хорошим и любимым.

Нужно поощрять самостоятельность ребенка, не пресекать его инициативу.

Не надо критиковать пока еще неумелые действия ребенка. Ему важно чувствовать, что взрослый верит в него.

Во время кризиса родителям нужно сохранять спокойствие и не идти на поводу у ребенка. Нельзя отказываться от своих неукоснительных требований. Но, в то же время, можно уступить чаду в не самых принципиальных вопросах, чтобы он почувствовал, что с ним считаются.

Нужно, чтобы ребенок понимал различие между понятиями “можно”, “нужно” и “нельзя”.

В 3-4 года человеку нужно часто бывать на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Не надо ограничивать его двигательную активность.

Нужно как можно чаще обогащать словарный запас ребенка, знакомить с новыми предметами, явлениями, обучать новым навыкам.

Надо стараться почаще беседовать с трехлеткой, объяснять чувства и эмоции его и окружающих, а также рассказывать о последствиях его поведения.

Ребенку важно общаться со сверстниками, заниматься в кружках, самостоятельно выполнять посильную домашнюю работу и обслуживать себя.

Возраст 3-4 года — непростой и очень важный период для развития психики ребенка. У него активно развиваются речь, мышление, воображение. Ребенок становится более общительным. В то же время он учится отделять себя от родителей и стремится, чтобы с ним считались, как со взрослым. Родителям важно оказывать поддержку своему чаду и предоставлять условия для благоприятного развития его психики.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет.

В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.

Возраст с 3 до 4 лет – один из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз). В этом возрасте, как и в последующие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам.

Отмечаются также внутренняя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к депривации (потери, лишение), вызывающей фрустрацию (разочарование, тревога, раздражение, отчаяние).

В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к аутизму (замкнутость), речевым расстройствам (задержка развития речи, отказы от общения, речевого контакта).

Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, появляются новые успехи, желание стать лидером.

Взрослые на этом этапе, сами того не желая, могут порождать трудности в воспитании и своими неумелыми действиями тормозить развитие личности ребёнка. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие.

Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко. Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку. Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Возрастные нормы психического развития детей 3-4 лет.

К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто».

В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.

К 4 годам дети могут воспринимать:

до 7 и более цветов,

до 5 и более форм предметов,

способны различать предметы по величине,

ориентироваться в пространстве.

различать эмоциональные состояния.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

группировка предметов одного цвета, формы, размера;

сравнение по цвету, форме, размеру, весу;

по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас)

выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

координация движений рук и зрения;

формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также большие отрывки из любимых произведений.

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

В возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Позвольте своему ребёнку рисовать, не отмахивайтесь от него, если он просит карандаши или фломастеры. Рисование связано, по мнению ученых, с развитием речи. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. 

3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.

Обо всём этом стоит систематически беседовать с воспитателями.

Важным моментом в воспитании ребенка четвертого года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них.

Все эти глубокие изменения психики ребёнка  происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.

Родители должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Нельзя забывать, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

Источник