Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский thumbnail

Тема: Периодизация психического развития

План.

1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии.

2. Периодизация психического развития Л. С. Выготского

Понятие о кризисе. Стабильные и кризисные периоды.

3. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Терминологический тезаурус: возраст, возрастная периодизация, кризисный период развития, критерии периодизации, принцип ведущей деятельности, принцип историзма, ведущий вид деятельности.

1. Подходы к периодизации психического развития ребёнка

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом.

Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.

В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций.

1. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия, но связанного с самим процессом развития. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

К. Бюлер,в своей периодизации,считал, что стадии развития ребенка – это инстинкт, дрессура, интеллект, ребёнок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста..

В периодизации Рене Заззосистемы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.

П. П. Блонский предлагал строить периодизацию по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.

2. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

3. Фрейдрассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания.

Периодизация Л. Колбергаоснована на изучении уровня морального развития.

В периодизации Э. Эриксонавыделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов.

Ж. Пиажепредложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков.

К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.

Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Периодизация психического развития Л. С. Выготского

Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменениевозраста и перехода ребенка на новый этап развития. Онввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития»(характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период).

Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготкого, и составляет главное содержание критических возрастов.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

1)предкритический – отказ от прежних форм отношений и поведения;

2) критический – идет поиск новых форм поведения;

3) посткритический – отработка усвоенных форм поведения.

Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми.

Кризисы – краткие, бурные стадии, в течении которых происходят значительные сдвиги в развитии.

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.

Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому

Кризис новорожденности.Младший возраст (2 месяца – 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.

Кризис 1 года.Раннее детство (1-3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.

Кризис 3 лет.Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».

Кризис 7 лет.Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис 13 лет.Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости – ощущение своей личности, развитие самосознания.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский
Мы поможем в написании ваших работ!

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский
Мы поможем в написании ваших работ!

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский
Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский

Мы поможем в написании ваших работ!

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский

Мы поможем в написании ваших работ!

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. С. Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутрен­них закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о струк­туре и динамике возраста). Структура возраста — социальная си­туация развития и возрастные новообразования. Динамика — че­редование кризисов и стабильных периодов. Критериями психи­ческого развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социаль­ной ситуации развития; формирование психологических новообра­зований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов). В связи с этим возникает новое позитив­ное понимание кризисов.

Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:

Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца – 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.

Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность “серьезная игра”, предметно-орудийная. Появляются жест,ходьба, речь.

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение “Я сам”.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости – ощущение своей личности, развитие самосознания.

А. Н. Леонтьев полагал, что периодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений и ведущая деятельность. Исходя из этого, исследователь предложил следующую периодизацию:

· младенчество (0-1 год);

· преддошкольный возраст (2-3 года), ведущая деятельность — овла­дение элементарными предметными действиями;

· дошкольное дет­ство (3-7 лет), ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра;

· школьное детство (7-17 лет) с учебной деятельностью как ведущей, включающее младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (12-15 лет), юношеский (15-17 лет).

Говоря о кризисах, ав­тор использует отличающуюся от принятой в школе Выготского терминологию, различая кризисы и переломы в развитии. Отожде­ствляя форму проявления кризисов и сами кризисы, он отвергает неизбежность кризисов, которых при правильном, разумно управ­ляемом воспитании может и не быть. Необходимы переломы, каче­ственные сдвиги в развитии, а кризис является свидетельством не совершившегося вовремя перелома.

Л. И. Божович в основу периодизации положила два осно­вания: социальную ситуацию развития и личностные новообразо­вания. Кризисы рассматривала как разрешение противоречия, возникающего в ходе психического развития ребенка.

33. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

План:

1. Стадии в периодизации – эпохи, фазы, периоды

2. Критерии периодизации Эльконина

3. Структура психологического возраста

4. Периодизация Эльконина

5. Периодизация Божович

П.п.р. представляет собой смену ведущих типов деятельности. В ней выделяются разные по содержанию стадии — эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.

В трудах Эльконина, Леонтьева и Л.И. Божович получили развитие идеи Выготского.

Д.Б. Эльконин в основу периодизации положил три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Психологический возраст – единица анализа развития, представляющая собой целостную динамическую структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частной линии развития.

Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие “ведущая деятельность” было введено Леонтьевым: это деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Ограничения:

· в периодизацию не включен период пренатального развития, тк в нём действуют другие закономерности развития

· нет зрелых возрастов, тк есть предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте

Эпоха периоды Социальная ситуация Ведущая деятельность Кризисы Новообразование кризиса Сфера
развития
Р
А
Н
Н
Е
Е
 
Д
Е
Т
С
Т
В
О
Младенчество
(2-12 месяцев)
 
«Мы» – ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни)
 
Возникновение индивидуальной психичесой жизни, перестройка физиологических механизмов существования. Мотивационоо-потребностная 
        1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра-Мы) Ходьба, возикновение мотивированный представлений  
  Ранний возраст (1-3 года) Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития Кризис «я сам» (3 года).
Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка
Ребенок называет себя, используя местоимение «я» – становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.
 
 
Познавательно-умственная
Д
Е
Т
С
Т
В
О
 
Дошкольный (3-7 лет) Распад совместной деятельности с взрослым Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование – наглядно-образное мышление.
 
Кризис 6-7 лет.
Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.
Суть кризиса:формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру
Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность. Мотивационно-потребностная
  Младший школьный (7-11 лет) «Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый» Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация. Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости Возникновене представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлиннной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими. Познавательная
сфера, интеллект
П
О
Д
Р
О
С
Т
Н
И
Ч
Е
С
Т
В
О
Младший подростковый возраст (12-15 лет) Господство детского общества над взрослым Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения. Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности. Мотивационно-потребностная,
усвоение моральных норм
  Старший подростковый возраст (15-17 лет) Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться Учебно-профессиональная Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование
             
               

Л.И. Божович в основу периодизации положила два основания: ССР и личностные новообразования. Кризисы рассматриваются как разрешение противоречия, возникающего в ходе психического развития.

Периодизация Л. И. Божович

^Возрастные ^v. стадии Критерии^^ Младенчество
0-1год
Раннее детство
1-3 года
Дошкольное детство
3-7 лет
Младший школьный возраст
7-12лет
Кризис подросткового возраста
1фаза 2 фаза
Социальная ситуация развития Внутренние процессы Беспомощ­ность Самостоя­тельность   Осознание социаль­ного Я Эмансипа­ция от взрослых Определе­ние места в жизни
Внешние условия Деятельность, опосредован­ная взрослым Требования взрослых   Новая система требований Переход в среднюю школу  
Новообразование личности Центральное новообразо­вание Аффективные заряженные представления Система Я Внутренняя позиция   Способность к целепола-ганию Формирова­ние жизненных планов
Потребность   Самоутвер­ждение В новой жизненной позиции      

Источник

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский

Мы поможем в написании ваших работ!

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский

Мы поможем в написании ваших работ!

Критерии периодизации психического развития ребенка л с выготский

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любая возрастная периодизация, в том числе и психического развития, предполагает выделение критериев для разделения онтогенеза на отдельные, количественно и качественно различные по своему содержанию стадии.

Прежде всего, рассмотрим понятие собственно критерия. Анализ словарей показывает следующее.

Читайте также:  Развитие внимания и памяти ребенка

Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

Критерий — это признак, на основании которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо.

Таким образом, оба определения показывают, что критерием выступает некий признак, на основании которого и становится возможным сравнение и последующее разделение (классификация) изучаемого феномена на соответствующие группы, классы, стадии и т.п.

Следовательно, применительно к процессу психического развития критерием возрастной периодизации может выступать такой признак, который отражает существенные особенности самого процесса развития, является показателем возрастных изменений.

В настоящее время единого подхода к выделению критериев возрастной периодизации психического развития человека нет. Вместе с тем, еще Л.С. Выготский, осознавая значимость этой проблемы, сделал попытку (в известной работе «Проблема возраста») проанализировать, обобщить и оценить существовавшие на тот момент теоретические подходы к выделению критериев периодизации. Кроме того, Л.С. Выготский предложил и свое видение данной проблемы, определив в рамках разрабатываемой им теории признаки (критерии), характеризующие возраст и позволяющие разделить детское развитие на ряд возрастных стадий.

По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы в зависимости от того, какие критерии используются для классификации возрастов.

Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, так или иначе связанного с процессом развития.

К ней можно отнести периодизации, созданные на основании использования биогенетического принципа (периодизации Э. Гетченсона, В. Штерна, К. Бюлера). Однако периодизации сторонников биогенетического принципа Л.С. Выготский критиковал.

Еще один пример — периодизация Рене Заззо, который построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.

Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии и по мнению Л.С. Выготского этот критерий (ступени системы воспитания и обучения) более удачный, чем критерий биогенетического принципа.

Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.

Л.С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» (Выготский Л.С., 1991). Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психологические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

Эта проблема интересовала и А.Н. Леонтьева, который в статье «К теории развития психики ребенка» ввел понятие «ведущий тип деятельности». Он указал, что с возрастом меняется место ребенка в системе общественных отношений, что сопровождается деятельностью ребенка, которая является определяющей в его развитии.

Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили основой для создания Д.Б. Элькониным возрастной периодизации развития ребенка, которая сейчас считается общепринятой в отечественной возрастной психологии.

2.3.2 Характеристика критериев возрастной периодизации, принятых в советской психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологическое новообразование, кризис развития

Первым критерием возрастной периодизации психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, можно выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми,присущее младенцу с первых недель жизни и до года.

2. Предметно-манипулятивная деятельностьребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).

3. Сюжетно-ролевая игра,присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

4. Учебная деятельностьмладших школьников от 6 до 10-11 лет.

5. Общениеподростков со сверстниками в возрасте от 10-11 до 15 лет.

6. Учебно-профессиональная деятельностьюношей в возрасте от 15 до 18-20 лет, центральной линией развития которых выступает самоопределение.

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития. (Реан, с. 60-66)

Читайте также:  Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Понятие ведущей деятельности, как известно, разрабатывалось А.Н. Леонтьевым, который выделил ее основные признаки. «Ведущесть» деятельности не определяется чисто количественно числом часов, посвященных ей. Ведущей называют ту деятельность, которая характеризуется следующими тремя признаками:

во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности;

во-вторых, это деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы;

в-третьих, это деятельность, от которой сильно зависят наблюдаемые в данный период развития основные изменения личности ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Анализ теории деятельности Д.Б Элькониным позволил ему обнаружить два основных типа ведущих видов деятельности и регулярность смены деятельности первого типа деятельностью второго типа и затем наоборот. В деятельности первого типа развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера, сфера смыслов и значений, а в деятельности второго типа — операционально-техническая сфера, сфера деятельности человека, направленная на усвоение способов действий с предметами, соответствующих знаний о предметах. (Марцинковская, с. 269-271)

Именно в определенной социальной ситуации развития и в процессе осуществления ведущего вида деятельности, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование — это:

во-первых,психические и социальные изменения,возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

— во-вторых,новообразование — обобщенный результат этих изменений,всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984).

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты» (Выготский Л. С, 1984, с. 254). Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, самооценка в подростковом возрасте).

Значимость понятия «психологическое новообразование» состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию взрослых. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства или капризов.

Кризис развития — это следующий критерий периодизации развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» (Выготский Л. С, 1984, с. 384). Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Таким образом, развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они являются основным результатом ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка, и действительно, с их появлением завершается один период развития и открывается следующий.

Наконец, новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит перелом в психическом развитии. (Реан, с. 61-66)

Стабильные и критические периоды развития. Проблема кризисов развития в исследованиях советских психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова и др.). Структура возрастного кризиса

Сущностью каждого кризиса, отмечал Л.С. Выготский, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка (Божович Л. И., 1979). Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания.Позднее был открыт кризис трех лет.Еще позднее был изучен кризис семи лет.Наряду с ними выделяют кризис новорожденностии кризис одного года.Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

Любой кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития ребенка.

Первая из них — разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса — это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. «Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода»,— подчеркивает В. В. Давыдов (Давыдов В. В., 1986, с. 76). Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях.

В заключение несколько слов об особенностях протекания кризиса развития.

Во-первых,для него характерна неотчетливость границ,отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие свой отпечаток на протекание кризиса.

Во-вторых,мы сталкиваемся с трудновоспитуемостьюдетей в этот момент вследствие того, «что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Выготский Л. С, 1984, с. 252-253). Конфликты со взрослыми в это время возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания. Трехлетний ребенок на какое-то время становится упрямым, капризным, строптивым и своевольным. Семилетний ребенок в это время становится неуравновешенным, нес?