Критерии периодизации психического развития ребенка краткое содержание
Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Для первой группыхарактерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Поскольку, согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов – периодизация В. Штерна– был приведен в § 2 главы 1.
Еще один пример – периодизация Рене Заззо. Вней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже – стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.
Во второй группепериодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда.
Павел Петрович Блонскийвыбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев – 2-2,5 лет), детство молочных зубов ( примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Зигмунд Фрейдсчитал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.
На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона – слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи – собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного З. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция – «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало – «Оно» – усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
В третьей группепериодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Льва Семеновича Выготскогои Даниила Борисовича Эльконина. Вних используются три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
С периодизацией Л.С. Выготского мы познакомились в предыдущем параграфе. Остановимся на периодизации Д.Б. Эльконина, который развил представления Л.С. Выготского о детском развитии.
Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами,; заключает в себе и общественно выработанные способы действий”с нею, это по сути – общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений «ребенок – общественный взрослый» или, шире, «человек – человек».
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста – математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но, по существу, и то и другое – освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок – общественный предмет» или «человек – вещь».
В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек – человек» и «человек-вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает, и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д. (см. рис. 1.2).
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.
Периодизация Д.Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии. Она легла в основу и той характеристики возрастных периодов, которая будет дана во втором разделе этого учебного пособия.
Рис. 1.2. Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину
– развитие мотивационно-потребностной сферы; – развитие интеллектуально-познавательной сферы; – переходы от эпохи к эпохе; – переходы от периода к периоду.
Источник
Среди многообразия научных школ в психологии можно выделить две группы психологических теорий в зависимости от их взгляда на онтогенез.
Представители первой из них рассматривают развитие в его целостности и неделимости, не выделяя в нем отдельных периодов или этапов (Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) (см. п. 2.4).
В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности. Далее предметом исследования становятся характеристики этой целостности, ее внутренняя структура, условия происхождения. Даже признавая прижизненную динамику изменений данной целостности, изучая условия ее происхождения, исследователи не связывают жестко эти изменения с каким-то определенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае признается фоном изучаемых изменений.
Вторую группу психологических теорий образуют те, которые рассматривают онтогенез как чередование, смену определенных периодов развития (З. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Для обоснованного деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе.
Таким образом, в зависимости от исходных теоретических представлений онтогенез рассмат-ривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная череда микроизменений или, напротив, как последовательность относительно устойчивых и отгра-ниченных стадий, в принципе единых для всех представителей данной культуры. Если онтогенез рассматривается как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков, это означает, что введено представление о периодизации психического развития.
Периодизация психического развития – принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся стадий развития по некоторому устойчивому критерию.
Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по внутреннему критерию, по нескольким признакам детского развития.
Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества (периодизация В. Штерна).
Еще один пример – периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3–6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6–12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12–16 лет), когда он получает общее образование; и позже – стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.
Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей в периодизации П.П. Блонского, развитие детской сексуальности у З. Фрейда.
Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (8 месяцев – 2–2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина, которые будут рассмотрены ниже.
В различных теориях периодизаций используются представления о возрасте. В каждой из теорий основанием периодизации является та исходная модель или схема, которая описывает возраст (научное понятие, соответствующее эмпирическому понятию возраста).
Возрасты могут быть однопорядковыми. Это означает, что все возрасты описываются одной и той же моделью. Так, в периодизации Л.С. Выготского стадии развития однопорядковы, они названы возрастами (хотя возрасты бывают двух типов – стабильные и критические). Могут они быть и разнопорядковыми: тогда вводятся разные модели для описания разных возрастов. Например, в периодизации Д.Б. Эльконина выделяются три типа стадий развития – эпохи, периоды и фазы, в периодизации Ж. Пиаже вводится модель двух порядков – стадии и периоды. Переход от одной стадии к другой может вообще не быть предметом особого анализа, как, например, в периодизации Э. Эриксона, где онтогенез состоит из восьми периодов, но вопрос о природе и содержании перехода от одного периода к другому не рассматривается. Но, тем не менее, в теориях периодизации существует вопрос смены стадий развития, анализ перехода с одной стадии на другую. Таким образом, представление о возрастном переходе является производным, вторичным относительно общей теории развития в онтогенезе.
Отечественные психологи опираются на положение Л.С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Как указывалось выше, развитие ребенка – это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения. Исходя из этого, выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип развития в деятельности.
Эти принципы были выдвинуты и раскрыты отечественными психологами Л.С. Выготским,
П.П. Блонским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, М.А. Лисиной и др.
Источник
Разделение
жизненного пути ребенка на периоды
позволяет лучше понять закономерности
детского развития, специфику отдельных
возрастных этапов. Содержание (и название)
периодов,
их временные границы
определяются представлениями автора
периодизации о наиболее важных,
существенных сторонах развития.
Л.С.
Выготский различал три группы периодизации:
по
внешнему критерию,по
одному инескольким
признакам детского развития.
Для
первой группы характерно построение
периодизации на основе внешнего, но
связанного с самим процессом развития
критерия. Примером
могут
служить периодизации, созданные по
биогенетическому принципу. Поскольку,
согласно этой позиции, онтогенез в
кратком и сжатом виде повторяет филогенез,
процесс индивидуального развития
ребенка выстраивается в соответствии
с основными периодами биологической
эволюции и исторического развития
человечества. Один из вариантов
–
периодизация В. Штерна
—
был приведен в
§ 2
главы
1.
Еще
один пример
—
периодизация Рене Заззо. В ней этапы
детства совпадают со ступенями системы
воспитания и обучения детей. После
стадии раннего детства (до
3
лет) начинается стадия
дошкольного
возраста
(3-6
лет), основное содержание которой
составляет воспитание в семье или
дошкольном учреждении. Далее следуют
стадия начального школьного образования
(6-12
лет), на
которой ребенок приобретает
основные интеллектуальные навыки;
стадия обучения в средней школе
(12-16
лет), когда он получает общее образование;
и позже
—
стадия высшего или университетского
образования. Так как развитие и воспитание
взаимосвязаны, и структура образования
создана на базе большого практического
опыта, границы периодов, установленных
по педагогическому принципу, почти
совпадают с переломными моментами в
детском развитии.
Во
второй группе периодизаций используется
не внешний, а внутренний критерий. Этим
критерием становится какая-либо одна
сторона развития, например, развитие
костных тканей у
П.П. Блонского и
развитие детской сексуальности у
3.
Фрейда.
Павел
Петрович Блонский выбрал объективный,
легко доступный наблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
растущего организма признак
—
появление и смену
зубов. Детство
делится поэтому на три эпохи: беззубое
детство (до 8
месяцев
— 2-2,5
лет), детство молочных зубов
(
примерно до
6,5
лет) и детство постоянных зубов (до
появления зубов мудрости).
Зигмунд
Фрейд считал главным источником,
двигателем человеческого поведения
бессознательное, насыщенное сексуальной
энергией. Сексуальное развитие,
следовательно, определяет развитие
всех сторон личности и может служить
критерием возрастной периодизации.
Детская сексуальность понимается
3.
Фрейдом широко, как все, приносящее
телесное удовольствие,
—
поглаживания, сосание, освобождение
кишечника и
т.д.
Стадии развития связаны со смещением
эрогенных зон
—
тех областей тела, стимуляция которых
вызывает удовольствие.
На
оральной стадии (до
1
года) эрогенная зона
—
слизистая рта и губ. Ребенок получает
удовольствие, когда сосет молоко, а в
отсутствие пищи
—
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немедленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного
3.
Фрейдом «Оно», развивается вторая
инстанция
—
«Я». Формируются такие черты личности,
как ненасытность, жадность, требовательность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.
На
анальной стадии
(1-3
года) эрогенная зона смещается в слизистую
оболочку кишечника. Ребенка в это время
приучают к опрятности, возникает много
требований и запретов, в результате
чего
в личности ребенка начинает формироваться
последняя, третья инстанция
—
«Сверх-Я» как воплощение социальных
норм, внутренняя цензура, совесть.
Развиваются аккуратность, пунктуальность,
упрямство, агрессивность, скрытность,
накопительство и некоторые другие
черты.
Фаллическая
стадия
(3-5
лет) характеризует высшую ступень
детской сексуальности. Ведущей эрогенной
зоной становятся гениталии. Если до сих
пор детская сексуальность была направлена
на себя, то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привязанность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс),
девочки к отцу (комплекс Электры). Это
время наиболее
строгих запретов и
интенсивного формирования «Сверх-Я».
Зарождаются новые черты личности
—
самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная
стадия
(5-12
лет) как бы временно прерывает сексуальное
развитие ребенка. Влечения, исходящие
из «Оно», хорошо контролируются. Детские
сексуальные переживания вытесняются,
и интересы ребенка направляются на
общение с друзьями, школьное обучение
и
т.д.
Генитальная
стадия
(12-18
лет) соответствует собственно половому
развитию ребенка. Объединяются все
эрогенные зоны, появляется стремление
к нормальному сексуальному общению.
Биологическое начало
—
«Оно»
—
усиливает свою активность, и личности
подростка приходится бороться с его
агрессивными импульсами, используя
механизмы психологической защиты.
Периодизации,
основанные на одном признаке, субъективны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон развития. Кроме того,
в них не учитывается изменение роли
выбранного признака в общем развитии
ребенка на протяжении детства, а значение
любого признака меняется при переходе
от возраста к возрасту.
В
третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей этого развития. Это
периодизация Льва Семеновича Выготского
и Даниила Борисовича Эльконина. В них
используются три критерия
—
социальная ситуация развития, ведущая
деятельность и центральное возрастное
новообразование.
С
периодизацией Л.С. Выготского мы
познакомились в предыдущем параграфе.
Остановимся на периодизации Д.Б.
Эльконина, который развил представления
Л.С. Выготского о детском развитии.
Д.Б.
Эльконин рассматривает ребенка как
целостную личность, активно познающую
окружающий мир
—
мир предметов и человеческих отношений,
включая его при этом в две системы
отношений: «ребенок
—
вещь» и «ребенок
—
взрослый». Но вещь, обладая определенными
физическими свойствами, заключает в
себе и общественно выработанные способы
действий с нею, это по сути
—
общественный предмет, действовать с
которым ребенок должен научиться.
Взрослый тоже не только человек, имеющий
конкретные индивидуальные качества,
но и представитель какой-то профессии,
носитель других видов общественной
деятельности, с их специфическими
задачами и мотивами, нормами отношений,
т.е. общественный взрослый. Деятельность
ребенка внутри систем «ребенок
—
общественный предмет» и «ребенок
—
общественный взрослый» представляет
единый процесс, в котором формируется
его личность.
В
то же время эти системы отношений
осваиваются ребенком в деятельностях
разного типа. Среди видов ведущей
деятельности, оказывающей наиболее
сильное влияние на развитие ребенка,
Д.Б. Эльконин выделяет две группы.
В
первую группу входят деятельности,
которые ориентируют ребенка на нормы
отношений между людьми. Это
непосредственно-эмоциональное общение
младенца, ролевая игра дошкольника и
интимно-личностное общение подростка.
Они значительно отличаются друг от
друга по содержанию и глубине, но
представляют собой деятельности одного
типа, имеющие дело, главным образом, с
системой отношений «ребенок
—
общественный взрослый» или, шире,
«человек
—
человек».
Вторую
группу составляют ведущие деятельности,
благодаря которым усваиваются общественно
выработанные способы действий с
предметами и различные эталоны:
предметно-манипулятивная деятельность
ребенка раннего возраста, учебная
деятельность младшего школьника и
учебно-профессиональная деятельность
старшеклассника. Маленький ребенок
овладевает предметными действиями с
ложкой или стаканом, ребенок старшего
возраста
– математикой
и грамматикой, их деятельность мало
похожа внешне но, по существу, и то и
другое
—
освоение элементов человеческой
культуры. Деятельности второго типа
имеют дело с системой отношений «ребенок
—
общественный предмет» или «человек
—
вещь».
Рис.
1.2.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА ПО
Д.Б.
ЭЛЬКОНИНУ
–
развитие мотивационно-потребностной
сферы;
– развитие интеллектуально-познавательной
сферы; —
переходы от эпохи к эпохе;
—
переходы от
периода к периоду.
В
деятельности первого типа, главным
образом, развивается мотивационно-потребностная
сфера, в деятельности второго типа
формируются операционно-технические
возможности ребенка, т.е.
интеллектуально-познавательная сфера.
Эти две линии образуют единый процесс
развития личности, но на каждом возрастном
этапе получает преимущественное развитие
одна из них. Так
как
ребенок поочередно осваивает системы
отношений «человек
—
человек» и «человек
—
вещь», происходит закономерное чередование
и сфер, наиболее интенсивно развивающихся:
в младенчестве развитие мотивационной
сферы опережает развитие сферы
интеллектуальной, в следующем, раннем
возрасте мотивационная сфера отстает,
и более быстрыми темпами развивается
интеллект и
т.д.
(см. рис.
1.2).
Д.Б.
Эльконин так формулирует закон
периодичности3.
«К каждой точке своего развития ребенок
подходит с известным расхождением между
тем, что он усвоил из системы отношений
человек
—
человек, и тем, что он усвоил из системы
отношений человек
—
предмет. Как раз моменты, когда это
расхождение принимает наибольшую
величину, и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны,
которая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».
Таким
образом, каждый возраст характеризуется
своей социальной ситуацией развития;
ведущей деятельностью, в которой
преимущественно развивается
мотивационно-потребностная
или
интеллектуальная сфера личности;
возрастными новообразованиями,
формирующимися в конце периода, среди
них выделяется центральное, наиболее
значимое для последующего развития.
Границами возрастов служат кризисы
—
переломные моменты в развитии ребенка.
Соседние файлы в папке общая психология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник