Критерии оценки уровня развития ребенка
Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.
Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.
В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.
https://programmamama.com
Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС
К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.
Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.
Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»
Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.
В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».
Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.
Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.
Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!
Источник
«Критерии оценки уровня развития ребенка с учетом разновозрастных показателей»
Таблица 1
Восприятие | |||||||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 |
Восприятие носит предметный характер. При восприятии ребенок видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других. Например, трава зелёная, лимон кислый. С 4-х лет ребенок собирают пирамиду с учетом величины. При этом у него наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец. В 3 года ребенок должен знать объемные фигуры: шар, куб, треугольная призма на уровне сличения и также выполнять конструктивные задания, действуя с объемными телами с учетом формы объекта. Ребенок в этом возрасте может не дифференцировать круг, овал, квадрат и треугольник, но должен узнавать 2-3 фигуры. Ребенок осваивает ориентировку на собственном теле, под руководством взрослых ребенок начинает выделять и правильно назвать правую руку, другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. | Ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. У него формируются представления об основных геометрических фигурах (на уровне сличения, узнавания и называния) и, о семи цветах спектра, о параметрах величины, о пространстве, о времени, особые свойства предметов: звук, вкус, запах, температура. Ребенок пользуются способом зрительного соотнесения. Ребенок должен знать геометрические эталоны на всех трех уровнях (сличения, узнавания, называния), геометрические объемные тела на уровне сличения и узнавания, а куб и шар на уровне называния. Ребенок должен уметь соотносить предметные изображения простой формы с геометрическим изображением. Ребенок должен уметь находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. Ребенок различает такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знает их названия. Может проводить зрительный анализ самостоятельно на основе соотнесения, исправляет неверное выполнение, при этом возможно речевое сопровождение. Ребенок начинает выделять пространственные отношения между предметами, словесно фиксируя результат. | Ребенок должен знать о разновидностях геометрических фигур (кругов разных диаметров, овалов с разным соотнесением осей) и понимать, что это одни и те же фигуры. Он понимает сложную форму, то есть должен уметь расчленять и составлять из нескольких частей целое (5-6 частей). У ребенка этого возраста появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, рассматривая предмет, он вертит его в руках, ощупывает, обращает внимание на наиболее заметные особенности. | Знания о предметах и их свойствах организуются в систему. Ребенок соотносит воспринимаемые предметы с учетом двух признаков (цвет, форма). Ребенок систематически планомерно рассматривает предметы, при этом описывая свойства предмета, пользуясь чисто зрительным восприятием. Ребенок должен уметь осуществлять при идентификации формы: зрительно-зрительный перенос, зрительно-осязательный, осязательно-зрительный, осязательно-осязательный (см Приложение 2). В 7 лет ребенок должен идентифицировать 5 геометрических фигур 3 размеров: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, неправильный четырехугольник. Из объемных геометрических тел: цилиндр, конус, четырехугольная призма, брус. У ребенка формируется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умения менять точки отсчета. | Недостаточно дифференцированно. Восприятие анализирующее. Возрастает точность различения геометрических форм, их правильное называние. Отмечается способность опредмечивания незнакомых ребенку форм (младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус (опрокинутый) – волчком или крышей, четырехгранную призму – столбиком и т. д.), что говорит трудностях в абстрагировании формы от предмета. | В периоде от 8-11 лет у ребенка совершенствуются, и достигает высокой ступени сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле. |
Таблица 2
Внимание | |||||||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 |
Внимание неустойчивое, непроизвольное, организуется с помощью словесных указаний взрослого. | Ребенок начинает овладевать произвольным вниманием, но непроизвольное остается преобладающим видом. Ребенку трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. | Внимание становится произвольное, ребенок способен после пресыщения однообразной работой доделать ее до конца. Ребенок способен удерживать внимание на действиях, которые приобретают для него интеллектуально значимый интерес. | Ребенок способен концентрировать внимание на неинтересных действиях, но остается преобладать непроизвольное внимание. Увеличивается длительность рассматривания картинки в 2 раза по сравнению с младшим дошкольным возрастом. | В связи с усложнением деятельности ребенка в период 7-11 лет внимание ребенка приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Он начинает сам управлять своим вниманием, без словесной организации взрослого, сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание, чтобы добиться нужного результата, начинает формироваться планирующая функция речи. Формируется планирующая функция речи, ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. |
Таблица 3
Память | |||||||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 |
Память непроизвольная, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить, не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы. | Начинает формироваться произвольная память, сознательное целенаправленное запоминание и припоминание появляются эпизодически, способны запомнить 3 слова с 2-3 предъявлений, а 5 слов с 3-4 предъявлений. | Появляется способность к рассуждению. Ребенок понимает условия задания, удерживает ее в памяти. Удерживает 4-6 слов | Овладевает операциями осмысленного запоминания 5-8 слов. Произвольное запоминание продолжает формироваться, к нему дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые | Формируется произвольная и осмысленная память. Хорошо развита механическая память. Совершенствуется смысловая память, ребенок овладевает приемами запоминания. | Ребенок осознает необходимость запоминать произвольно, может определить, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Осознает, что для запоминания необходимо понимать |
Таблица 4
Мышление | |||||||
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 |
Наглядно-действенное мышление, предметные действия носят обобщенный характер, то есть ребенок может переносить усвоенные действия в новую ситуацию, ребенок умеет действовать по заданному образцу, комментировать свои действия, ребенок активно использует предметы заместители в игре. Собирает разрезные картинки из 2-3 частей, разрезанные по горизонтальной и вертикальной линии. Доступно узнавание изображений – нелепиц. | Активно пользуется образцом, сопоставляет с ним свою работу, находит ошибки. Собирают картинки из 3-4 частей, разрезанные по вертикальной, горизонтальной и диагональной линии. Способны узнавать сказки по отдельным изображенным фрагментам. Устанавливает сходства и различия между воспринимаемыми изображениями, сравнивает по величине, цвету, форме, анализирует, объединяет в группу с учетом того или иного признака. | Ребенок действует в умственном плане, осознанно на основе зрительного соотнесения, при этом проявляют живой интерес к работе, испытывают радость при ее удачном выполнении. Определяет место фрагмента сказки в серии картинок с учетом ее сюжета. | Выделяют в предметах существенные признаки и делают на этой основе обобщения, что свидетельствует о категориальности мышления, то есть способности отнести к определенному виду, классу. Сформирована операция сравнения, способность находить существенные признаки, мысленно синтезировать их по принципу аналогии. | Мышление словесно-логическое, появляются логически верные рассуждения, используют операции, которые носят конкретный характер (применяются только на конкретном, наглядном материале). Дети при дорисовывании ассиметричных изображений допускают ошибки. Устанавливают причинно-следственные связи, понимают скрытый смысл сюжета в целом. Производят сравнение по основным признакам, не отклоняются от поставленной цели. Анализируют содержание рассказов, устанавливают связи между отдельными частями, устанавливают выводы. Появляется рефлексия – осознание детьми своих действий, результатов и способов своего анализа условий задачи | Способен группировать предметы на основе существенных признаков, действия обдуманные, устанавливают существенные связи. Ребенок способен классифицировать группу предметов по какому-либо признаку. У ребенка развивается способность к сериации, то есть умению располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью | Формируются научные понятия, хотя ребенок используют научные понятия, но он может это делать применительно к конкретным объектам, то есть к предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств. | Наряду с развитием способности ребенка к классификации, сериации, он уже может давать логические объяснения выполняемым им действиям и переходить с одной точки зрения на другую, постепенно обретая большую объективность в суждениях. |
Таблица 5
Речь | ||||
Раздел | Возраст детей | |||
3– 4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Словарь | Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель | Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризует стояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги | Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно, точно по смыслу | Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу |
Морфология | Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за | Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать | Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные | Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существительными |
Словообразование | Употребляют существительные в форме ед., мн. ч, существительные, обозначающие животных и их детенышей, форму мн. ч. существительных в род. п. (ленточек) | Обозначают форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют эти существительные в им., род. п. (котята-котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных (яблок) | Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова по (образцу) | Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова |
Синтаксис | Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении | Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений | Продолжают учиться составлять простые сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью | Используют предложения разных видов |
Связная речь | Дети односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослыми рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок | Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: задают вопросы правильно по форме и содержанию, отвечают на вопросы | Совершенствуются диалогическая и монологическая речь, поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на вопросы. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок, по плану, образцу, рассказы из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера | Совершенствуется умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок, по плану, образцу |
Письменная речь | ||||
7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 | |
чтение | ребенок читает небольшие тексты возможно по слогам, с ударением, без искажения, замен, перестановок букв. Во втором полугодие скорость чтения достигает 20-25 слов в минуту | плавное осознанное чтение рассказов с соблюдением интонации, пауз, соответствующим знакам препинания с постепенно увеличивающейся скоростью. Умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного. Скорость чтения достигает 30-50 слов в минуту | ребенок читает текст плавно и без ошибок целыми словами, но малоизвестные слова со сложной слоговой структурой по слогам. Делит текст на части и озаглавливает их, предает содержание прочитанного по плану, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующего отрывка Скорость чтения достигает 50-75 слов в минуту | читает бегло целыми словами с соблюдением основных норм литературного произношения. Умеет полно, кратко и выборочно пересказать текст, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц, события картины природу. Скорость чтения достигает 70-95 сов в минуту |
письмо | ребенок пишет печатными и прописными буквами слова и небольшие предложения из 3-5 слов под диктовку и самостоятельно |
Источник