Критерии оценки уровня развития интегративных качеств ребенка
Мониторинг уровня развития интегративного качества детей
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в ноябре и марте). В проведении мониторинга участвуют педагоги и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Данные мониторинга заносятся в таблицы. См. Приложение №1
Приложение №1
Средний дошкольный возраст
«Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками»
Дата проведения:____________________
№ | Ф.И. ребенка | Владеет соответствующими возрасту основными движениями | Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях | Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания | Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры | Имеет элементарные представления о некоторых составляющих ЗОЖ: | Итоговые результаты |
1 |
«Любознательный, активный»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения | Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре | Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию | Итоговые результаты |
«Эмоционально отзывчивый»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей | Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый) | Итоговые результаты |
1 |
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. | Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность. Появляются постоянные партнеры по играм. | Участвует в планировании действий, договаривается, распределяет материал, согласовывает действия и совместными усилиями достигать результата | Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит ситуативный характер. Содержание общения со взрослыми становиться внеситуативной | Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять | Итоговые результаты |
1 |
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Умеет планировать и разделяет последовательность действий в игровые реальные взаимодействия. | В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры. | Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу | Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова | Итоговые результаты |
1 |
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Умет играть в простейшие настольно-печатные игры Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей | Владеет элементарными навыками самообслуживания | Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств | Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. | Способен конструировать по собственному замыслу | Итоговые результаты |
«Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи | Может рассказать о своем городе назвать его | Знает некоторые государственные праздники | Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии | Итоговые результаты |
1 |
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» и
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо | Способен принять задачу на запоминание, помнить поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение | Может описать предмет, картинку, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки | Итоговые результаты |
1 |
Старший дошкольный возраст 5-6 лет
«Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками»
Дата проведения:____________________
№ | Ф.И. ребенка | Владеет соответствующими возрасту основными движениями | Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях | Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания | Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры | Имеет элементарные представления о некоторых составляющих ЗОЖ: | Итоговые результаты |
1 |
«Любознательный, активный»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения | Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре | Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию и проектированию | Итоговые результаты |
1 |
«Эмоционально отзывчивый»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Эмоционально чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей | Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения | Итоговые результаты |
1 |
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли | Использует все части речи, активно занимается словотворчеством | Сочиняет оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым | Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища | Итоговые результаты |
1 |
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Может решать спорные вопросы, улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет | Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников | Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице | В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми» словами | Итоговые результаты |
1 |
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, между, рядом, с, около и пр.) | Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта | Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра | Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. | Способен конструировать по собственно-му замыслу | Итоговые результаты |
1 |
«Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд | Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому | Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет | Имеет представление о своей стране, флаге, гербе, мелодии гимна | Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы | Итоговые результаты |
1 |
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» и
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение | Способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие | Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений стремление радовать взрослых хорошими поступками | Итоговые результаты |
1 |
Старший дошкольный возраст 6-8 лет
«Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками»
Дата проведения:____________________
№ | Ф.И. ребенка | Сформированы основные физические качества | Сформирована потребность в двигательной активности | Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры | Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни | Итоговые результаты |
1 |
«Любознательный, активный»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире | Задает вопросы взрослому | Любит экспериментировать | Способен самостоятельно действовать | В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому | Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе | Итоговые результаты | |
1 |
«Эмоционально отзывчивый»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Откликается на эмоции близких людей и друзей | Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов | Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы | Итоговые результаты |
1 |
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения | Владеет диалогической речью | Владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми | Способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками, в зависимости от ситуации | Итоговые результаты |
1 |
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Поведение определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» | Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели | Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах | Итоговые результаты |
1 |
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И.ребенка | Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим | Умеет, в зависимости от ситуации, преобразовывать способы решения задач (проблем) | Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т.д. | Итоговые результаты |
1 |
«Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу | Имеет представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; распределении семейных обязанностей, семейных традициях | Имеет представление об обществе, его культурных ценностях | Имеет представление о государстве и принадлежности к нему | Имеет представление о мире | Итоговые результаты |
1 |
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» и
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Дата проведения:_____________________
№ | Ф.И. ребенка | Уровень владения универсальными предпосылками учебной деятельности Умеет работать по правилу и образцу | Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции | Уровень владения необходимыми умениями и навыками | Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности | Итоговые результаты |
1 |
Источник
Мониторинг интегративных качеств (метапредметных и личностных результатов дошкольников, мотивационная готовность )
(автор Верещагина Н.В.)
Старшая группа
Таблицы мониторинга интегративных качеств заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей 5-6 лет.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей, округлять до десятых долей).
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, т.е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов детей данного возраста).
Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми 5-6 лет необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребенка 5-6 лет:
- 1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;
- 2 балла – ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;
- З балл – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;
- 4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;
- 5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию интегративного качества.
Личностные результаты
- ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ИМЕЮЩИЙ ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ,
ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, МИРЕ И ПРИРОДЕ»
(старшая группа 2016 – 2017 учебный год)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает свои имя и фамилию, возраст, имена, отчества родителей, места работы, значение их труда, имеет постоянные обязанности по дому | Может рассказать о своем городе (селе, деревне), называет свою улицу | Имеет представление о Российской армии, войне, Дне Победы | Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РФ, знает о Москве | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Злата М. | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2,75 | 4 |
2 | Дима Ф. | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 2 | 3 | 3, 25 | 4 |
3 | Кира Г. | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 2 | 4 | 2,5 | 4 |
4 | Саша С. | 3 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 4,75 |
5 | Ярослав А. | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3,25 | 4 |
6 | Варя П. | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,5 | 4,25 |
7 | Матвей А. | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2,75 | 4 |
8 | Настя Е. | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 3 | 2,75 | 4 |
9 | Саша А. | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3,25 | 4 |
10 | Катя У. | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,5 | 4,25 |
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | 2,7 | 3,7 | 3,4 | 4,4 | 3,5 | 4,5 | 2,6 | 3,9 | 3 | 4,1 |
Регулятивные результаты
- ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ
ПЕРВИЧНЫХ ЦЕННОСТЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СОБЛЮДАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»
(старшая группа 2016 – 2017 учебный год)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, разъясняет, показывает | Оценивает свои поступки, понимает необходимость заботы о младших | Самостоятельно использует в общении вежливые слова, соблюдает правила поведения на улице и в детском саду | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Злата М. | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3,6 | 4,6 |
2 | Дима Ф. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
3 | Кира Г. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
4 | Саша С. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
5 | Ярослав А. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
6 | Варя П. | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2,6 | 3,6 |
7 | Матвей А. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
8 | Настя Е. | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1,6 | 3 |
9 | Саша А. | 3 | 4 | 4 | 5 |