Критерии оценки уровня развития интегративных качеств ребенка

Мониторинг уровня развития интегративного качества детей

 Мониторинг  детского  развития  проводится  два  раза  в  год  (в ноябре  и  марте). В проведении мониторинга участвуют педагоги и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной  программы  и  влияние  образовательного  процесса,  организуемого  в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения  в  детском  развитии,  поэтому  он  включает  в  себя  два  компонента:  мониторинг образовательного  процесса  и  мониторинг  детского  развития.  Мониторинг  образовательного процесса  осуществляется  через  отслеживание  результатов  освоения  образовательной программы,  а  мониторинг  детского  развития  проводится  на  основе  оценки  развития интегративных качеств ребенка. Мониторинг  детского  развития  включает в  себя оценку  физического развития  ребенка, состояния  его  здоровья,  а  также  развития  общих  способностей:  познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Данные мониторинга заносятся в таблицы. См. Приложение №1

                                                                          Приложение №1

Средний дошкольный возраст

 «Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками»

Дата проведения:____________________

Ф.И. ребенка

Владеет соответствующими возрасту основными движениями

Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих ЗОЖ:

Итоговые результаты

1

 «Любознательный, активный»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию

Итоговые результаты

 «Эмоционально отзывчивый»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный),  этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый)

Итоговые результаты

1

   «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» 

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом.

Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность. Появляются постоянные партнеры по играм.

Участвует в планировании действий, договаривается, распределяет материал, согласовывает действия и совместными усилиями достигать результата

Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит ситуативный характер. Содержание общения со взрослыми становиться внеситуативной

Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять

Итоговые результаты

1

 «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Умеет планировать и разделяет последовательность действий в игровые реальные взаимодействия.

В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры.

Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу

Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова

Итоговые результаты

1

 «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» 

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Умет играть в простейшие настольно-печатные игры

Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей

Владеет элементарными навыками самообслуживания

Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств

Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Способен конструировать по собственному замыслу

Итоговые результаты

 «Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи

Может рассказать о своем городе назвать его

Знает некоторые государственные праздники

Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии

Итоговые результаты

1

Читайте также:  Какие витамины для развития роста ребенку

 «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» и

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо

Способен принять задачу на запоминание, помнить поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение

Может описать предмет, картинку, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки

Итоговые результаты

1

Старший дошкольный возраст 5-6 лет 

 «Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками»

Дата проведения:____________________

Ф.И. ребенка

Владеет соответствующими возрасту основными движениями

Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих ЗОЖ:

Итоговые результаты

1

 «Любознательный, активный»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию и проектированию

Итоговые результаты

1

 «Эмоционально отзывчивый»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Эмоционально чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения

Итоговые результаты

1

 «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли

Использует все части речи, активно занимается словотворчеством

Сочиняет оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым

Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища

Итоговые результаты

1

  «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Может решать спорные вопросы, улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет

Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников

Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице

В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми» словами

Итоговые результаты

1

 «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, между, рядом, с, около и пр.)

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта

Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Способен конструировать по собственно-му замыслу

Итоговые результаты

1

 «Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе» 

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Знает и  называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд

Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому

Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет

Имеет представление о своей стране, флаге, гербе, мелодии гимна

Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы

Итоговые результаты

1

 «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» и

«Овладевший необходимыми умениями и навыками» 

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение

Способен удерживать в памяти при выполнении каких – либо действий несложное условие

Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений стремление радовать взрослых хорошими поступками

Итоговые результаты

1

Читайте также:  Педагогика индивидуальное и общее развитие ребенка

Старший дошкольный возраст 6-8 лет 

 «Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками»

Дата проведения:____________________

Ф.И. ребенка

Сформированы основные физические качества

Сформирована потребность в двигательной активности

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

Итоговые результаты

1

«Любознательный, активный»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Задает вопросы взрослому

Любит экспериментировать

Способен самостоятельно действовать

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

Итоговые результаты

1

 «Эмоционально отзывчивый»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Откликается на эмоции близких людей и друзей

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Итоговые результаты

1

 «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения

Владеет диалогической речью

Владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками, в зависимости от ситуации

Итоговые результаты

1

 «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Поведение определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах

Итоговые результаты

1

 «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Дата проведения:_____________________

Ф.И.ребенка

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим

Умеет, в зависимости от ситуации, преобразовывать способы решения задач (проблем)

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т.д.

Итоговые результаты

1

 «Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу

Имеет представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; распределении семейных обязанностей, семейных традициях

Имеет представление об обществе, его культурных ценностях

Имеет представление о государстве и принадлежности к нему

Имеет представление

о мире

Итоговые результаты

1

 «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» и

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Дата проведения:_____________________

Ф.И. ребенка

Уровень владения универсальными предпосылками учебной деятельности Умеет работать по правилу и образцу

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции

Уровень владения необходимыми умениями и навыками

Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Итоговые результаты

1

Источник

Мониторинг интегративных качеств (метапредметных и личностных результатов дошкольников, мотивационная готовность )

(автор Верещагина Н.В.)

Старшая группа

     Таблицы мониторинга интегративных качеств заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

     Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей 5-6 лет.

      Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей, округлять до десятых долей).

Читайте также:  Книги для раннего развития ребенка до года

     Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, т.е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов детей данного возраста).

     Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми 5-6 лет необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

     Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребенка 5-6 лет:

  • 1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;
  • 2 балла – ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;
  • З балл – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;
  • 4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;
  • 5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию интегративного качества.

Личностные результаты

  1. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ИМЕЮЩИЙ ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ,

ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, МИРЕ И ПРИРОДЕ»

(старшая группа 2016 –  2017 учебный год)

п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает свои имя и фамилию, возраст, имена, отчества родителей, места работы, значение их труда, имеет постоянные обязанности по дому

Может рассказать о своем городе (селе, деревне), называет свою улицу

Имеет представление о Российской армии, войне, Дне Победы

Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РФ, знает о Москве

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Злата М.

2

4

3

4

3

4

3

4

2,75

4

2

Дима Ф.

3

4

4

4

4

5

2

3

3, 25

4

3

Кира Г.

2

3

3

4

3

5

2

4

2,5

4

4

Саша С.

3

4

3

5

3

5

3

5

3

4,75

5

Ярослав А.

3

3

3

4

4

5

3

4

3,25

4

6

Варя П.

3

4

4

5

4

4

3

4

3,5

4,25

7

Матвей А.

2

4

3

4

3

4

3

4

2,75

4

8

Настя Е.

3

4

4

5

3

4

1

3

2,75

4

9

Саша А.

3

3

3

4

4

5

3

4

3,25

4

10

Катя У.

3

4

4

5

4

4

3

4

3,5

4,25

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

2,7

3,7

3,4

4,4

3,5

4,5

2,6

3,9

3

4,1

                                                                               Регулятивные результаты 

  1. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ

ПЕРВИЧНЫХ ЦЕННОСТЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СОБЛЮДАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

(старшая группа 2016 –  2017 учебный год)

п/п

Фамилия, имя ребенка

Договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, разъясняет, показывает

Оценивает свои поступки, понимает необходимость заботы о младших

Самостоятельно использует в общении вежливые слова, соблюдает правила поведения на улице и в детском саду

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Злата М.

3

4

4

5

4

5

3,6

4,6

2

Дима Ф.

3

4

3

4

3

4

3

4

3

Кира Г.

3

4

3

4

3

4

3

4

4

Саша С.

3

4

3

4

3

4

3

4

5

Ярослав А.

2

3

2

3

2

3

2

3

6

Варя П.

3

4

3

4

2

3

2,6

3,6

7

Матвей А.

2

3

2

3

2

3

2

3

8

Настя Е.

1

2

2

3

2

4

1,6

3

9

Саша А.

3

4

4

5