Критерии оценки социального развития ребенка
Показатели социального развития ребенка
и современные требования дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Извлечение из ФГОС ДО
Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме. А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:
– у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);
– развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);
– воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим
(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);
– развивается понимание окружающих (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).
В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия);
2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);
3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).
Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:
– педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;
– педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;
– педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.
Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
– эмоционально откликается на переживания другого;
– эмоционально благополучен;
– проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен;
– владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
– главным образом положительно оценивает и принимает других;
– принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
– владеет способами социокультурного поведения и общения;
– достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
– социально готов к школе и др.
Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.
Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.
Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (автор А.М.Щетинина):
– умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;
– сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;
– доброжелателен по отношению к другим;
– пытается решить конфликты сам;
– оказывает помощь другому;
– согласовывает свои действия с действиями других;
– сдерживает свои негативные проявлении
– подчиняет свои интересы интересам других детей
– уступает другому
– принимает социальные нормы и правила поведения и следует им
Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.
Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.
Источник
Ирина Маяцкая
Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста
Критерии оценки социального поведения
детей дошкольного возраста.
В современном обществе деятельность людей основана на коллективном сотрудничестве, поэтому,начиная с детских лет необходимо воспитывать у будущих граждан умение жить в коллективе: вместе играть, трудиться совместно, ответственно относится к делу. Воспитание навыков и привычек к совместной деятельности с другими, выполнение обязанностей по отношению к коллективу не могут быть сформированны в процессе индивидуальных контактов воспитателя с детьми или индивидуальных взаимодействий детей, эти качества личности могут быть воспитаны только в совместной деятельности, в которой детьми решаются общие задачи и общие усилия направляются к единой цели. В процессе деятельности, которая объединяет детей общим замыслом, общими переживаниями, возникает потребность в распределении поручений, согласовании действий, в необходимости подчинять собственные желания требованиям других. Совместная деятельность, вызывая согласование действий, общие чувства и переживания, тем самым организует детей и формирует навыки социального поведения.
Воспитание устойчивости поведения, складывание характера и волевых качеств на ступени дошкольного возраста служит предпосылкой последующего, более эффективного развития организованных форм поведения. Упустить этот возраст – значит, многое перевоспитывать в дальнейшем.
Рассматривая организованное поведение в плане взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, мы подчеркиваем значение этого качества в складывании начал коллективизма.
Организованность поведения является важной стороной морального поведения детей и проявляется в знании правил и умении их выполнять, подчинятся общим требованиям, в готовности совместными усилиями достигать поставленной цели, согласовывая между собой действия.
Мы убеждены, что рассматривать какую-то одну сторону социального поведения невозможно: оно проявляется и формируется в тесной связи с другими нравственными качествами. Развитие их на более ранней ступени дошкольного возраста, является основой воспитания социального поведения.
На ступени дошкольного возраста дети приучаются действовать заодно с другими детьми – играть вдвоем, в небольшом коллективе, вместе убирать игрушки, что-то строить, направлять действия к единой цели, подчиняться правилам игры.
Дети усваивают важные для развития социального поведения культурно-гигиенические навыки, некоторые правила поведения в обществе сверстников, которые, прежде всего, предполагают развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей. Осваивая нормы опыта социального поведения, принятые в группе, дети непременно проявляют активность; она выступает в умении сдерживать себя, управлять своими чувствами, желаниями, порой мешающими выполнять свои обязанности по отношению к другим детям.
Освоение и присвоение ребенком старшего дошкольного возраста норм морали предполагает знание и понимание ребенком сущности нравственных правил и способов поведения в процессе взаимодействия.
Правила, определяющие организованное поведение ребенка и являющиеся основанием положительных взаимодействий его с окружающими, можно представить следующим образом.
Знание и понимание детьми сущности правил взаимодействия :
• что значит быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;
• почему надо быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;
• что значит играть дружно, быть справедливым;
• почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл;
• что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре;
• что значит учитывать настроение сверстника в общении с ним;
• что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища;
• что такое несправедливость по отношению к слабому;
• почему недопустимо проявлять такие отношения;
• возможных негативных последствий для других своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем, песком).
Знание и понимание способов положительного взаимодействия:
• конкретных способов и приемов распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, общая договоренность);
• способов исправления своей неловкости и неосторожности;
• способов улаживания конфликтов;
• способов знакомства;
•способов налаживания отношений в разных ситуациях: как включиться в любую коллективную деятельность, как принять в нее сверстника, как тактично отказать в чем-либо и др.
Основными показателями нравственного поведения, которые служат критериями непосредственного опыта социального поведения являются умения:
• с улыбкой обращаться с предложениями, вопросами, просьбами;
• внимательно выслушивать ответ;
• в вежливой форме отвечать на вопросы;
• доброжелательно, достойно предлагать свою помощь при затруднениях;
• научить другого тому, что умеешь сам;
• согласовывать свои действия с действиями сверстников;
• спокойно высказывать свое мнение, вносить предложения;
• соблюдать установленный порядок поведения в группе;
•регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей;
• пользоваться способами мирного разрешения конфликтов.
Активность в игре проявляется и в самоконтроле. Этот акт растущего детского самосознания в большей мере, чем что-либо, содействует развитию опыта социального поведения.
Анализируя условия формирования поведения детей, мы видим, что при выполнении четких, точных и всегда посильно трудных требований усиливается роль самоконтроля, именно это побуждает ребенка к постоянному активному усилию, к необходимости организованно вести себя.
Организованность поведения тесно связана с волей. Причины того, что у ребенка не сложился опыт социального поведения можно усматривать, прежде всего, в недостаточном волевом развитии.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в волевом развитии ребенка, особенно эти изменения заметны на седьмом году жизни. Проявление воли есть проявление активности личности. А. С. Макаренко подчеркивал «Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание, и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли. Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли».
Итак, мы приходим к выводу, что поведение, направленное на достижение поставленной цели, на утверждение порядков, правил, традиций, принятых в данном обществе и помогающее устанавливать слаженные взаимоотношения, является организованным, в нем мы отчетливо видим тенденцию к совпадению морального требования и характера поступков детей. И, наоборот, хаотичность детской деятельности, отсутствие в ней целенаправленности, неумение согласовывать свои действия с другими детьми, считаться с ними, поведение, противоречащее принятым в детском саду устоям, порядкам, будет неорганизованным.
Организованным мы называем такое поведение, при котором ребенок постепенно становится не только исполнителем требований воспитателя, обращенных к нему персонально или к коллективу в целом, но и начинает предъявлять требования к самому себе, к другим детям.
Воспитание опыта социального поведения представляет собой сложный процесс. В этом процессе активно взаимодействуют компоненты, представляющие собой обобщенный опыт, который передается детям от взрослых в виде готовых правил, режима, традиций, порядка жизни учреждения или отдельной группы, с другой стороны, это собственная детская жизнь, разнообразная деятельность, в которой складываются взаимоотношения между детьми, требующие ответственности, умение выполнять общее дело к установленному сроку, согласовывать действия, направляя их к общей цели.
Д. Б.Эльконин подчеркивал: «Лишь активное усвоение ребенком практических умений, научных знаний, норм поведения в процессе определенным образом организованной деятельности может превратить усвоенное в подлинное достояние детской личности и тем самым поднять ее на более высокую ступень развития».
В общей характеристике морального облика ребенка организован-ность поведения имеет большое значение, она помогает ребенку найти свое место и определить свою роль в общественном порядке, в жизни формирующегося коллектива. Формирование личности – это целостный процесс, в котором осуществляется одновременно развитие многих качеств, умственных и физических сил, моральных привычек, чувств, отношений.
В анализе организованности дошкольников мы постоянно обращались к роли совместной деятельности детей, значению правил в формировании опыта социального поведения, и здесь мы видим очень тесную связь в развитии игровой деятельности, как ведущей деятельности, ребенка дошкольника и формировании опыта социального поведения.
Таким образом, можно утверждать, что в игре, как ни в какой другой деятельности, происходит более естественное формирование опыта социального поведения и положительных взаимодействий, становление нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.
Список используемой литературы:
1. Урунтаева Г. А.Детская психология: учебник для студ. Сред. Уч. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. -368 с.
2. А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – М., 1958г. [электронный ресурс]. –Режим доступа : https://elib.gnpbu.ru/text/makarenko_pedagogicheskie-sochineniya/ (дата обращения 25.12.2017)
3. Эльконин Д. Б Психология игры. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 360 с. [электронный ресурс]. –Режим доступа: (дата обращения 20.01.2018)
Источник
Библиографическое описание:
Масягина, О. Ю. Критерии оценки развития социального интеллекта старших дошкольников / О. Ю. Масягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1285/ (дата обращения: 03.02.2021).
Дискуссии, длившиеся на протяжении многих лет – попытки определения сущности и природы интеллекта – в конечном итоге привели к парадоксальному результату: сторонники идеи общего интеллекта в своих попытках измерить его как единую интеллектуальную способность вынужденно убеждались, что по отношению к множеству различных проявлений интеллектуальной деятельности общий интеллект – не более чем формально-абстрактное понятие.
С другой стороны, представители идеи интеллекта как совокупности способностей также приходили к выводу о наличии некоего объединяющего начала в различных видах интеллектуальной деятельности.
Социальный интеллект, рассматриваемый нами в рамках возрастного подхода, является самодостаточным феноменом, представляющим собой целостную систему по накоплению, систематизации, анализу человеком собственного опыта, опыта других людей, служащую качественной основой развития успешной личности.
С 2007 года на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества» и ДОУ №197 г.Омска разработана и введена в практику учреждений авторская образовательная программа «Я успешен!»для старших дошкольников. Освоение программы идёт через развитие компонентов социального интеллекта (работа над самооценкой, саморегуляцией, осознанием ребёнка себя как объекта и субъекта социальных отношений) средствами ролевых игр, элементов психогимнастики, анализа ситуаций, коллективных творческих проектов, психологической диагностики и коррекции (в т.ч. – сказкотерапии, арттерапии).
Методологической основой построения программы являются:
1. Показатели социального и интеллектуального развития детей 6-7лет (М.М.Безруких);
2. Структурные компоненты социального интеллекта [2];
3. Новообразования дошкольного возраста – воображение, идеальные ориентирующие образцы, первичные этические инстанции, рефлексия, самооценка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже).
Научную основу программы составляет концепция Эрика Эриксона о развитии личности. Развитые люди, с позиции Э.Эриксона, обладают отчётливой картиной мира, принимают свою внутреннюю сущность и ту культуру, в которой они живут. Поэтому процесс развития предстаёт в виде описания внутренних и внешних конфликтов, которые человек должен преодолеть в течение своей жизни. По мере преодоления этих конфликтов у него нарастает чувство внутреннего единства и развивается способность поступать правильно, в соответствии с собственными принципами и реальными обстоятельствами
В частности, в шестилетнем возрасте у ребёнка развивается чувство достижения (стремление получить социально значимый результат). Ребёнок в этом возрасте хочет заслужить признание окружающих взрослых и сверстников через создание чего-либо значимого. При этом для ребёнка важно, что нечто значимое было получено в результате упорной, настойчивой деятельности.
Если взрослый ставит перед ребёнком решаемые, социально значимые и привлекательные задачи и создаёт условия, необходимые для их решения, то ребёнок, скорее всего, пройдёт этот период благополучно. Если же он оказался неподготовленным к школе, не разрешил конфликтов на предыдущих стадиях развития, то этот период может сформировать у него чувство неполноценности. Оно может возникнуть и в том случае, если ребёнок делает хорошо то, что неважно ни для педагогов, ни для сверстников (Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса) [1].
Отличительными особенностями авторской образовательной программы «Я успешен!» (от ряда изученных нами программ схожей тематики) является комплексный подход к развитию социального интеллекта. Под комплексным подходом мы подразумеваем комплексное построение занятий – разнообразие форм и методов, объединённых педагогической целесообразностью в рамках изучаемых разделов (в отличие от рассмотренных нами программ, представляющих собой подборку упражнений и игр, направленных преимущественно на развитие эмоциональной сферы дошкольников) – виды деятельности чередуются, следуя познавательному или сказочному сюжету. Программу отличает также ориентированность на зону ближайшего развития (Л.С.Выготский) – наличие в творческих заданиях, исследовательских проектах двух уровней: на первом ребёнок легко может справиться с заданием самостоятельно, на втором – при небольшой помощи взрослого.
Программа состоит из трёх тематических разделов. Раздел «Самооценка» направлен на развитие когнитивного компонента социального интеллекта. Критериями развития в данном случае выступают: адекватная оценка ребёнком своих способностей, адекватная оценка своей внешности, адекватное позиционирование себя в среде сверстников. Показатели поуровневого развития:
1. Высокий: адекватно оценивает себя, свои возможности и способности; может самостоятельно (критически) оценить результаты своего труда, свои поступки;
2. Средний: затрудняется в оценке результатов своего труда, своих поступков, однако, способен проанализировать их при помощи взрослого, испытывает затруднения в определении своего положения в группе и отношении к себе сверстников;
3. Низкий: недооценка/ переоценка своих возможностей, способностей; ярко выраженное сознание своей значимости / «неполноценности» в группе сверстников, заведомое нивелирование / «восхваление» результатов своего труда; зависимость от мнения взрослых.
Раздел «Саморегуляция» направлен на развитие эмоционального компонента социального интеллекта. Критериями развития здесь выступают: адекватные эмоциональные реакции, простейшие навыки организационной деятельности, действие по образцу/следование инструкции. Показатели поуровневого развития:
1. Высокий: умеет организовать свою деятельность в соответствии с целью, умеет сопоставить результаты своих действий с поставленной целью; гибко и адекватно реагирует на изменение ситуации; эмоционально устойчив;
2. Средний: стремится к организации своей деятельности, способен следовать инструкциям, требующим внимания и сосредоточенности; может объяснить проявление собственных эмоций в определённых ситуациях;
3. Низкий: не способен гибко и адекватно реагировать на изменение ситуации, обладает высоким уровнем тревожности.
Раздел «Межличностное взаимодействие» направлен на развитие поведенческого компонента социального интеллекта. В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, умение устанавливать причинно-следственные связи между поведением и поступками, конструктивность взаимодействия. Показатели поуровневого развития:
1. Высокий: инициирует взаимодействие, ведет себя адекватно в соответствии с ситуацией взаимодействия, взаимодействие носит конструктивный характер; поддерживает положительный эмоциональный фон;
2. Средний: чувствует себя неуверенно при необходимости инициировать взаимодействие; легко идёт на контакт по инициативе другого ребёнка; при возникновении ситуации выбора склонен соглашаться с мнением другого в ущерб своим желаниям и предложениям; стремится поддерживать положительный эмоциональный фон;
3. Низкий: взаимодействие носит деструктивный характер, «тянет одеяло на себя», преобладание желания настоять на своём; неприятие особенностей личности других.
Таким образом, мониторинг развития компонентов социального интеллекта старших дошкольников направлен на выявление как текущего уровня развития, так и положительной динамики в соответствии с комплексом критериев, представленных в программе.
Литература
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144с
2. Савенков А. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников // Дошкольное воспитание.-1998.-№2
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, развитие, авторская образовательная программа, адекватная оценка, изменение ситуации, интеллектуальная деятельность, комплексный подход, критерий развития, общий интеллект, положительный эмоциональный фон.
Источник