Критерии оценки развития ребенка в изобразительной деятельности

Критерии оценки развития ребенка в изобразительной деятельности thumbnail

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что – то новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:

  • – отношение детей к творчеству, их интересы, способности;
  • – качество способов творческих действий;
  • – качество продукции детского художественного творчества (см. рис. 1) Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: ВЛАДОС, 2006. С.62..

Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент делается на процесс деятельности, а не на результат. Именно потому Сакулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества.

Итак, критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений будут являться:

  • – содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации);
  • – передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась);
  • – строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно);
  • – передача пропорций предмета в изображении;
  • – композиция – вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги;
  • – передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно;
  • – цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него;
  • – характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура);
  • – какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора;
  • – уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации):
    • а) Требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась?
    • б) Обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю?
    • в) Есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями?;
  • – эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:
    • а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности и других детей?
    • б) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу) предпочитает, как объясняет свое предпочтение?
    • в) Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная характеристика оценки)?;
  • – использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа;
  • – творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение, самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения.

Исходя из критериев, были выделены уровни развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень:

Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.

Средний уровень:

У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.

Высокий уровень:

У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.

Эти критерии можно использовать и для оценки детских работ воспитанников не только старших групп, но и других возрастных групп, корректируя, однако, их в зависимости от возраста детей, выпуская те из показателей, которые сложны для более младших возрастов.

Источник

Критерии оценок детских работ по изобразительной деятельности

Общие критерии:

  1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа.
  1. Индивидуальный стиль детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
  1. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Читайте также:  Общая оценка уровня развития и поведения ребенка

Специальные критерии:

Младший дошкольный возраст

  1. наличие эмоциональной невербальной реакции на продукты своего творчества;
  2. выражение отношения к действительности через работу;
  3. наличие выразительности художественных образов;
  4. разнообразие содержания художественных образов, создаваемых детьми;
  5. умение видеть, выделять цвета спектра и гармонично сочетать их в художественных образах;
  6. умение владеть элементарными формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемные (цилиндр);
  7. способность соотносить предметы по величине в художественных образах;
  8. умение строить композицию образа, соблюдая элементарные композиционные закономерности (формат, линия горизонта, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика);
  9. разнообразие техник, используемых в работе;
  10. стилистическое единство художественного образа;
  11. наличие или отсутствие стереотипов художественных образов.

Старший дошкольный возраст

  1. наличие эмоциональной невербальной реакции на продукты собственного творчества, умение критически подходить к оценке своей работы;
  2. выражение отношения к действительности через работу;
  3. наличие выразительности художественных образов;
  4. разнообразие содержания художественных образов, создаваемых детьми;
  5. умение видеть, выделять цвета и их оттенки, получать самостоятельно различные цвета, гармонично сочетать их в художественных образах;
  6. умение владеть формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, параллелограмм) и объемные (цилиндр, шар, куб, конус, призму, многогранник, полусферу, пирамиду);
  7. способность отражать зависимость предметов по величине в художественных образах;
  8. умение строить композицию образа, соблюдая законы (закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контрастов); правила и приемы композиции (формат, размер, масштабность, точка зрения, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика, свет и тень, тон, прием изоляции);
  9. владение традиционными техниками живописи и рисунка;
  10. разнообразие нетрадиционных техник, используемых в работе;
  11. стилистическое единство художественного образа;
  12. наличие или отсутствие стереотипов художественных образов.

Критерии доступности произведений детям дошкольного возраста

Интерес к произведениям изобразительного искусства как одному из условий развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста требует, с одной стороны, системного подхода, заключающегося в характеристике доступности произведений изобразительного искусства этому возрастному периоду, с другой, рассмотрения особенностей влияния этих произведений на творческое и личностное развитие ребенка дошкольника.

В этой связи представляется необходимым выделение критериев и показателей доступности восприятия и изучения произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста. Характеризуя критерии и показатели доступности произведений изобразительного искусства, важно отметить их специфику для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Критерии доступности восприятия и изучения произведений детям дошкольного возраста:

Младший дошкольный возраст:

  1. Интерес к произведениям, выраженный прежде всего в эмоциональном отклике детей.
  1. Отсутствие способности очень длительного изучения одного какого-либо произведения.
  1. Наличие интуитивного (неосознанного) подхода в анализе структуры произведения или характеристике художественно-выразительного образа.
  1. Интуитивное, но гармоничное использование художественных эталонов, их подструктурных элементов при создании собственных образов.
  1. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний испытываемых детьми при использовании художественных эталонов.

Старший дошкольный возраст:

  1. Познавательный интерес к произведениям.
  1. Способность длительно и детально изучать структуру произведения и своеобразие художественно-выразительных образов, присутствующих в произведении.
  1. Способность анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать произведения с целью выявления отдельных качеств или свойств.
  1. Сознательное использование художественных эталонов в процессе создания детьми собственных художественных образов.
  1. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний испытываемых детьми при использовании художественных эталонов.
  1. Самостоятельные поиски, выявляющие специфику и своеобразие того или иного произведения, дополнения, изменения, вариации преобразования и интерпретация художественных эталонов, используемых в полотнах.

Показатели доступности восприятия и изучения произведений изобразительного искусства детям дошкольного возраста

Любой вид изобразительного искусства непосредственно влияет как на творческое развитие ребенка, так и его личностное становление. Поэтому с целью осуществления научного подхода, выявляющего особенности эстетического влияния произведений изобразительного искусства на детей дошкольного возраста, нами были выделены следующие показатели.

Познавательно эстетическое развитие представляет собой процесс познания ребенком эстетической ценности произведений и использования этого знания при создании своих изобразительных образов.

Младший дошкольный возраст:

  1. эстетически-активное восприятие, на уровне эмоций и чувств, произведений;
  2. усвоение простых закономерностей построения произведений на основе алгоритма, представленного педагогом;
  3. способность анализировать структуру и выразительность образов при помощи педагога или по образцу;
  4. умение сопоставлять и устанавливать взаимосвязь образов произведений, выполненных в рамках одного вида, жанра, техники;
  5. наличие интереса к созданию собственных выразительных образов на основе восприятия рассмотренных произведений.

Старший дошкольный возраст:

  1. эстетически-активное, максимально объективное восприятие, на уровне осознания, произведений;
  2. установление закономерности построения выразительных образов в том или ином произведении и в собственной работе;
  3. способность анализировать, синтезировать и интегрировать образы внутри произведения;
  4. способность самостоятельно делать обобщения, умозаключения при анализе структуры, выразительных средств, используемых в произведениях и собственных изобразительных образов;
  5. умение сопоставлять, сравнивать различные по жанру, виду, технике, стилю произведения;
  6. умение создавать в сознании целостную модель произведения и использовать усвоенные модели при создании собственных образов.

Эмоционально-эстетическое развитие представляет собой гармонию чувств и эмоций при восприятии произведений изобразительного искусства.

Младший дошкольный возраст:

  1. яркость и быстрая смена эмоций при восприятии произведений изобразительного искусства;
  2. умение устанавливать эмоциональный фон произведения и элементарно давать ему характеристику;
  3. эмоционально-личностные проявления активизируемые самостоятельно или при активности педагога;
  4. наличием полярности в характеристике произведений: «красивый – некрасивый», «добрый – злой».

Старший дошкольный возраст:

  1. способность «вчувствоваться» в образы того или иного произведения, прочувствовать эмоциональный настрой произведения в целом;
  2. наличие большого диапазона чувств и эмоций, возникающих при восприятии произведений;
  3. способность устанавливать ассоциации при восприятии выразительных образов;
  4. способность передавать свои чувства и эмоции в собственных выразительных образах, самостоятельно соотносить свое эмоциональное отношение к создаваемому образу и характер самого образа;
  5. уверенность в своих силах и возможностях;
  6. внутренняя мотивация.
Читайте также:  Развитие ребенка с 4 до 6 лет на английском

Культурно-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста рассматривается как один из способов самоутверждения детей в ходе коммуникативного общения, возникающего при восприятии и анализе произведений изобразительного искусства.

Младший дошкольный возраст:

  1. потребность в коммуникации лишь при сильном эмоциональном отклике, возникшем при восприятии произведений или создании собственных образов;
  2. эмоциональная окрашенность речи носит ситуативный характер;
  3. наличие стандартных фраз при анализе произведений и собственных образов, частичная аргументация при высказывании.

Старший дошкольный возраст:

  1. подробные, полные, аргументированные высказывания детей о том или ином произведении;
  2. свободная интерпретация художественно-выразительных образов произведения;
  3. наличие потребности в речевой коммуникации со сверстниками или взрослыми по поводу своих наблюдений при восприятии произведений;
  4. эмоционально оправданная и интонационная речь при анализе содержательной и эмоциональной сторон того или иного произведения;
  5. наличие самостоятельности при выборе объекта для коммуникации по поводу обмена наблюдениями.

Изобразительно-творческое развитие заключается в самовыражении детей дошкольного возраста в процессе изучения специфики произведений изобразительного искусства и использования полученных знаний в собственном творчестве.

Младший дошкольный возраст:

  1. интуитивное использование художественных эталонов при создании художественных образов на основе изученных произведений;
  2. разнообразие цветового и композиционного решения;
  3. восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений;
  4. способность чувствовать новое при использовании прошлого опыта, находить вариативные решения при выполнении знакомых заданий;
  5. умение определять выразительные средства, необходимые для передачи образа, с помощью педагога и самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

  1. академически верное цветовое и композиционное построение художественного образа на основе изученных произведений;
  2. разнообразие художественных эталонов, используемых при создании выразительного образа;
  3. умение осознанно применять динамическую конструкцию;
  4. восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений;
  5. способность чувствовать и понимать новые возможности при использовании прошлого опыта, находить вариативные решения при выполнении знакомых заданий, при ориентации в незнакомой ситуации;
  6. умение самостоятельно преодолевать стереотипы восприятия при создании выразительных образов.

Субкультурное развитие – способность чувствовать индивидуальность своего внутреннего мира и мира другого ребенка при создании выразительных образов.

Младший дошкольный возраст:

  1. наличие позитивного представления о своем внутренне мире, но отсутствие способности четко определять индивидуальность создаваемых образов;
  2. способность адекватно, но неаргументированно дать оценку как своему, так и чужому образу, созданному в ходе творческого процесса;
  3. отсутствие глубоких представлений о сущности таких категорий как: прекрасное и безобразное, добро и зло и т.д.;

Старший дошкольный возраст:

  1. способность максимально объективно, реально и адекватно воспринимать и оценивать индивидуальность своего изобразительного образа, созданного в ходе творческого процесса и образа, созданного другим ребенком;
  2. наличие аргументации в оценке выразительности какого-либо выразительного образа;
  3. умение дифференцировать категории прекрасного и безобразного, добра и зла, трагичного и комичного;
  4. наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляцией;

Источник

Критерии оценок детских работ

Общие критерии:

  1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа.
  1. Индивидуальный стиль детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
  1. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Специальные критерии:

Младший дошкольный возраст

  1. наличие эмоциональной невербальной реакции на продукты своего творчества;
  2. выражение отношения к действительности через работу;
  3. наличие выразительности художественных образов;
  4. разнообразие содержания художественных образов, создаваемых детьми;
  5. умение видеть, выделять цвета спектра и гармонично сочетать их в художественных образах;
  6. умение владеть элементарными формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемные (цилиндр);
  7. способность соотносить предметы по величине в художественных образах;
  8. умение строить композицию образа, соблюдая элементарные композиционные закономерности (формат, линия горизонта, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика);
  9. разнообразие техник, используемых в работе;
  10. стилистическое единство художественного образа;
  11. наличие или отсутствие стереотипов художественных образов.

Старший дошкольный возраст

  1. наличие эмоциональной невербальной реакции на продукты собственного творчества, умение критически подходить к оценке своей работы;
  2. выражение отношения к действительности через работу;
  3. наличие выразительности художественных образов;
  4. разнообразие содержания художественных образов, создаваемых детьми;
  5. умение видеть, выделять цвета и их оттенки, получать самостоятельно различные цвета, гармонично сочетать их в художественных образах;
  6. умение владеть формообразующими движениями (выделять и выполнять плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, параллелограмм) и объемные (цилиндр, шар, куб, конус, призму, многогранник, полусферу, пирамиду);
  7. способность отражать зависимость предметов по величине в художественных образах;
  8. умение строить композицию образа, соблюдая законы (закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контрастов); правила и приемы композиции (формат, размер, масштабность, точка зрения, симметрия и асимметрия, композиционный центр, равновесие, ритм, динамика и статика, свет и тень, тон, прием изоляции);
  9. владение традиционными техниками живописи и рисунка;
  10. разнообразие нетрадиционных техник, используемых в работе;
  11. стилистическое единство художественного образа;
  12. наличие или отсутствие стереотипов художественных образов.

Критерии доступности произведений детям дошкольного возраста

Интерес к произведениям изобразительного искусства как одному из условий развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста требует, с одной стороны, системного подхода, заключающегося в характеристике доступности произведений изобразительного искусства этому возрастному периоду, с другой, рассмотрения особенностей влияния этих произведений на творческое и личностное развитие ребенка дошкольника.

В этой связи представляется необходимым выделение критериев и показателей доступности восприятия и изучения произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста. Характеризуя критерии и показатели доступности произведений изобразительного искусства, важно отметить их специфику для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Критерии доступности восприятия и изучения произведений детям дошкольного возраста:

Младший дошкольный возраст:

  1. Интерес к произведениям, выраженный прежде всего в эмоциональном отклике детей.
  1. Отсутствие способности очень длительного изучения одного какого-либо произведения.
  1. Наличие интуитивного (неосознанного) подхода в анализе структуры произведения или характеристике художественно-выразительного образа.
  1. Интуитивное, но гармоничное использование художественных эталонов, их подструктурных элементов при создании собственных образов.
  1. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний испытываемых детьми при использовании художественных эталонов.
Читайте также:  Тест для определения развития ребенка 5 лет

Старший дошкольный возраст:

  1. Познавательный интерес к произведениям.
  1. Способность длительно и детально изучать структуру произведения и своеобразие художественно-выразительных образов, присутствующих в произведении.
  1. Способность анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать произведения с целью выявления отдельных качеств или свойств.
  1. Сознательное использование художественных эталонов в процессе создания детьми собственных художественных образов.
  1. Искренность, правдивость, непосредственность переживаний испытываемых детьми при использовании художественных эталонов.
  1. Самостоятельные поиски, выявляющие специфику и своеобразие того или иного произведения, дополнения, изменения, вариации преобразования и интерпретация художественных эталонов, используемых в полотнах.

Показатели доступности восприятия и изучения произведений изобразительного искусства детям дошкольного возраста

Любой вид изобразительного искусства непосредственно влияет как на творческое развитие ребенка, так и его личностное становление. Поэтому с целью осуществления научного подхода, выявляющего особенности эстетического влияния произведений изобразительного искусства на детей дошкольного возраста, нами были выделены следующие показатели.

Познавательно эстетическое развитие представляет собой процесс познания ребенком эстетической ценности произведений и использования этого знания при создании своих изобразительных образов.

Младший дошкольный возраст:

  1. эстетически-активное восприятие, на уровне эмоций и чувств, произведений;
  2. усвоение простых закономерностей построения произведений на основе алгоритма, представленного педагогом;
  3. способность анализировать структуру и выразительность образов при помощи педагога или по образцу;
  4. умение сопоставлять и устанавливать взаимосвязь образов произведений, выполненных в рамках одного вида, жанра, техники;
  5. наличие интереса к созданию собственных выразительных образов на основе восприятия рассмотренных произведений.

Старший дошкольный возраст:

  1. эстетически-активное, максимально объективное восприятие, на уровне осознания, произведений;
  2. установление закономерности построения выразительных образов в том или ином произведении и в собственной работе;
  3. способность анализировать, синтезировать и интегрировать образы внутри произведения;
  4. способность самостоятельно делать обобщения, умозаключения при анализе структуры, выразительных средств, используемых в произведениях и собственных изобразительных образов;
  5. умение сопоставлять, сравнивать различные по жанру, виду, технике, стилю произведения;
  6. умение создавать в сознании целостную модель произведения и использовать усвоенные модели при создании собственных образов.

Эмоционально-эстетическое развитие представляет собой гармонию чувств и эмоций при восприятии произведений изобразительного искусства.

Младший дошкольный возраст:

  1. яркость и быстрая смена эмоций при восприятии произведений изобразительного искусства;
  2. умение устанавливать эмоциональный фон произведения и элементарно давать ему характеристику;
  3. эмоционально-личностные проявления активизируемые самостоятельно или при активности педагога;
  4. наличием полярности в характеристике произведений: «красивый – некрасивый», «добрый – злой».

Старший дошкольный возраст:

  1. способность «вчувствоваться» в образы того или иного произведения, прочувствовать эмоциональный настрой произведения в целом;
  2. наличие большого диапазона чувств и эмоций, возникающих при восприятии произведений;
  3. способность устанавливать ассоциации при восприятии выразительных образов;
  4. способность передавать свои чувства и эмоции в собственных выразительных образах, самостоятельно соотносить свое эмоциональное отношение к создаваемому образу и характер самого образа;
  5. уверенность в своих силах и возможностях;
  6. внутренняя мотивация.

Культурно-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста рассматривается как один из способов самоутверждения детей в ходе коммуникативного общения, возникающего при восприятии и анализе произведений изобразительного искусства.

Младший дошкольный возраст:

  1. потребность в коммуникации лишь при сильном эмоциональном отклике, возникшем при восприятии произведений или создании собственных образов;
  2. эмоциональная окрашенность речи носит ситуативный характер;
  3. наличие стандартных фраз при анализе произведений и собственных образов, частичная аргументация при высказывании.

Старший дошкольный возраст:

  1. подробные, полные, аргументированные высказывания детей о том или ином произведении;
  2. свободная интерпретация художественно-выразительных образов произведения;
  3. наличие потребности в речевой коммуникации со сверстниками или взрослыми по поводу своих наблюдений при восприятии произведений;
  4. эмоционально оправданная и интонационная речь при анализе содержательной и эмоциональной сторон того или иного произведения;
  5. наличие самостоятельности при выборе объекта для коммуникации по поводу обмена наблюдениями.

Изобразительно-творческое развитие заключается в самовыражении детей дошкольного возраста в процессе изучения специфики произведений изобразительного искусства и использования полученных знаний в собственном творчестве.

Младший дошкольный возраст:

  1. интуитивное использование художественных эталонов при создании художественных образов на основе изученных произведений;
  2. разнообразие цветового и композиционного решения;
  3. восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений;
  4. способность чувствовать новое при использовании прошлого опыта, находить вариативные решения при выполнении знакомых заданий;
  5. умение определять выразительные средства, необходимые для передачи образа, с помощью педагога и самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

  1. академически верное цветовое и композиционное построение художественного образа на основе изученных произведений;
  2. разнообразие художественных эталонов, используемых при создании выразительного образа;
  3. умение осознанно применять динамическую конструкцию;
  4. восприимчивость и способность увидеть необычные свойства обычных предметов и явлений;
  5. способность чувствовать и понимать новые возможности при использовании прошлого опыта, находить вариативные решения при выполнении знакомых заданий, при ориентации в незнакомой ситуации;
  6. умение самостоятельно преодолевать стереотипы восприятия при создании выразительных образов.

Субкультурное развитие – способность чувствовать индивидуальность своего внутреннего мира и мира другого ребенка при создании выразительных образов.

Младший дошкольный возраст:

  1. наличие позитивного представления о своем внутренне мире, но отсутствие способности четко определять индивидуальность создаваемых образов;
  2. способность адекватно, но неаргументированно дать оценку как своему, так и чужому образу, созданному в ходе творческого процесса;
  3. отсутствие глубоких представлений о сущности таких категорий как: прекрасное и безобразное, добро и зло и т.д.;

Старший дошкольный возраст:

  1. способность максимально объективно, реально и адекватно воспринимать и оценивать индивидуальность своего изобразительного образа, созданного в ходе творческого процесса и образа, созданного другим ребенком;
  2. наличие аргументации в оценке выразительности какого-либо выразительного образа;
  3. умение дифференцировать категории прекрасного и безобразного, добра и зла, трагичного и комичного;
  4. наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляцией;

Источник