Критерии оценки развития ребенка раннего возраста
От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.
История развития ребенка.
Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.
1.Вес ребенка при рождении.
2.Крик.
3.Характеристики периода новорожденное, его особенности.
4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли противоречия между ухаживающими).
5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.
1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:
1.Спокойным или беспокойным был ребенок.
2.Были ли проблемы с питанием, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).
3.Определить характер реакции на мокрые пеленки.
4.Тесное пеленание или облегающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).
5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.
6.Трудности привыкания к твердой пище.
7.Болезненная реакция на изменение режима.
8. Наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия).
9.Характер реакции ребенка на другого человека.
2.Психомоторное развитие ребенка и реакция матери на достижения ребенка:
1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательность:
– наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникновения,
– отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),
Нормативная последовательность развития моторных навыков:
ВОЗРАСТ
Моторное развитие (движения, статика)
2 месяца
– В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.
– В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.
– При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-
-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.
– Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.
3 месяца
– Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.
– Хорошо держит голову в вертикальном положении.
– Переворачивается со спины на бок.
– Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.
– Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.
4 месяца
– Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.
– Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.
– Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.
– Исчезает физиологический гипертонус ног.
5 месяцев
– Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.
– Уверенно переворачивается со спины на живот.
– Берет игрушку из рук взрослого.
– Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».
– Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.
-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
6 месяцев
– Сидит без поддержки.
– Пытается ползать.
– Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.
– Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.
7 месяцев
– Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.
– При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
– Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.
8 месяцев
-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.
– Простое подражание в игре: стучит, катает.
– Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.
9 месяцев
– Ходит, держась за опору.
– Встает на колени.
– Садится из вертикального положения.
– Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.
– С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.
10 месяцев
– Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.
– Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).
– Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.
– Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).
11 месяцев
– Самостоятельно стоит, делает первые шаги.
– Хорошо ходит за одну руку.
– Нагибается при поднимании предмета без приседания.
– Приседает без опоры.
– Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.
12 месяцев
– Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).
– Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.
3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :
-наличие мышечной гипо- или гипертонии,
-частые срыгивания,
-дрожание (тремор) рук),
-беспричинные крики,
-судороги на фоне высокой температуры.
4.Характеристика психического развития:
1.Эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами),
2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),
3.Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,
4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интонации,
5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела),
6.Отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.
Нормативная последовательность нервно-психического развития (общение, умения и навыки).
ВОЗРАСТ
Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)
1 месяц
– Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.
– Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.
– Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.
– Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.
-Крик приобретает эмоциональные оттенки.
2 месяца
-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.
– Ищет источник длительного звука поворотом головы.
– При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.
– Становление речи – начинает гулить.
– Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.
3 месяца
– Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).
– Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).
– «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.
– Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.
– Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.
– Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.
– Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.
– Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.
-Положительные звуки при музыкальных звуках.
4 месяца
– Узнаёт мать, радуется при её виде.
– Находит глазами невидимый источник звука.
– Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.
– При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
– Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.
– Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
– Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
5 месяцев
-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).
– Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.
– Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.
– Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
– Не берет чужую грудь.
– Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.
6 месяцев
– По-разному реагирует на свое и чужое имя.
– Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.
– Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.
– Может пить из блюдца.
7 месяцев
– На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.
– Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
– Долго занимается игрушками.
– Тянется к своему отражению в зеркале.
– Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.
8 месяцев
– Громко, четко и повторно произносит слоги.
– Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.
– Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.
– Сам держит и ест сухарик, печенье.
9 месяцев
– Под музыку совершает плясовые движения.
– Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.
– Находит предмет, независимо от его местонахождения.
– Знает свое имя, оборачивается на зов.
– Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.
-Спокойно садится на горшок.
-Различает цвета и форму предметов.
-Ищет упавший предмет, запоминает его название.
10 месяцев
– Повторяет за взрослыми слоги.
– По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.
– Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).
– Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).
– Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».
11 месяцев
– Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».
– Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).
– По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).
12 месяцев
– Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.
– Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.
– Указывает части тела.
– Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.
– Сам без помощи пьет из чашки.
– Пытается участвовать в одевании, умывании.
5.Развитие речи.
(0 – 3 мес.)
Развитие эмоционально-выразительных реакций.
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
(3 – 6 мес.)
Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.
(6 – 10 мес.)
Начало развития понимания речи, активного лепета.
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.
Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
(10 мес. – 1 год)
Время появления первых слов.
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
6.Отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни.
7.Страхи до года.
1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.
2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.
3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.
4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.
После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.
5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.
Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.
6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.
7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.
Источник
Критерии оценки
доречевого развития детей
раннего возраста
Речь – это специфическая человеческая функция, заключающаяся в общении посредством языка.
Формирование речи в период от рождения до 1 года является очень важным в развитии ребенка, оно соотносится с этапом доречевого развития. Усвоение предпосылок экспрессивной речи ребенком происходит постепенно, проходя в своем развитии несколько стадий:
1. Крик – преобладает в период новорожденности (от рождения до 2 месяцев), характеризуется недостаточной интонационной выразительностью.
2. Гуление (от 2 до 5 месяцев) – произнесение коротких вокализаций или негромких протяжных звуков.
3. Лепетная речь (от 5 до 12 месяцев) – слогоподобные вокализации, с помощью которых ребенок выражает свои желания, выказывает недовольство или просто «играет» с собственным голосом.
В раннем возрасте дети крайне восприимчивы к различным способам и видам деятельности, в том числе и коррекционной. Поэтому своевременная диагностика отклонений в доречевом развитии и возможная последующая коррекция крайне актуальны. Чем раньше будут выявлены нарушения в речевом развитии детей, тем больше времени будет у педагогов и родителей для их коррекции, и тем эффективнее будет работа по преодолению речевых нарушений и возникновению вторичных отклонений, в связи с сензитивностью данного периода.
Целью логопедического обследования детей в возрасте до 1 года является раннее распознавание и коррегирование нарушений речевого развития, и начинается оно с первых месяцев жизни.
Результат обследования речи детей отражается в написании логопедического заключения и определении уровня развития речи испытуемых.
Критерии оценки доречевого развития детей
Традиционно выделяют четыре уровня развития речи у детей первого года жизни: нормальное развитие и легкую, умеренную и тяжелую задержку развития голосовых реакций.
В основу ниже приведенной оценки доречевого развития детей был положен комплексный анализ развития не только предпосылок экспрессивной речи, но и пассивного словаря детей на каждом месяце первого года жизни.
Следует учитывать, что оценку доречевого развития недоношенных детей надо проводить с учетом срока гестации.
Критерии оценки доречевого развития детей.
1месяц
Доречевое развитие в пределах нормы: крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Голосовые реакции мало интонированные, но в них можно выделить гласноподобные звуки.
Легкая задержка доречевого развития: крик тихий, слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом.
Умеренная задержка доречевого развития: крик болезненный, пронзительный или отдельные вскрикивания на вдохе, или тихий, слабый крик с коротким выдохом.
Тяжелая задержка доречевого развития: отсутствие крика, его замена гримасой на лице или выраженные необычные звуки.
2 месяца
Доречевое развитие в пределах нормы: крик громкий, интонированный. Появляется начальное гуление (гуканье) – произношение отдельных гортанных звуков и других рефлекторных вокализаций, таких как ворчанье, крехтенье.
Легкая задержка доречевого развития: крик мало вариабельный или отдельные редкие звуки гуления.
Умеренная задержка доречевого развития: сочетание симптомов, перечисленных в легкой задержке.
Тяжелая задержка доречевого развития: отсутствие начального гуления.
3 месяца
Доречевое развитие в пределах нормы: крик громкий, с отчетливыми интонациями. Появляется певучее гуление, как правило, в состоянии спокойного бодрствования. Оно носит спонтанный характер и проявляется в произношении негромких протяжных гласных звуков или сочетаний гласных с согласными (по типу «агу»).
Легкая задержка доречевого развития: крик характеризуется недостаточной интонационной выразительностью или наличие начального гуления вместо певучего.
Умеренная задержка доречевого развития: сочетание симптомов, перечисленных в легкой задержке.
Тяжелая задержка доречевого развития: гуление отсутствует.
4 месяца
Доречевое развитие в пределах нормы: в гулении присутствуют заднеязычные и горловые согласные, появляется смех.
Легкая задержка доречевого развития: крик интонационно выразительный, но отсутствует смех или слабо выражено певучее гуление.
Умеренная задержка доречевого развития : присутствует начальное гуление вместо певучего.
Тяжелая задержка доречевого развития: отсутствие гуления или наличие отдельных гласных звуков.
5 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: на фоне певучего гуления появляются короткие лепетные звуки, напоминающие простой слог, состоящий из согласного (как правило, губно – губного) и гласного. Появляется хныканье.
Легкая задержка доречевого развития: певучее гуление, короткие лепетные звуки не представлены.
Умеренная задержка доречевого развития: короткие лепетные звуки отсутствуют, певучее гуление выражено слабо, смех и хныканье не сформированы.
Тяжелая задержка доречевого развития: начальное гуление или отдельные короткие гласные звуки.
6 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: появляется недифференцированный лепет, характеризующийся наличием коротких слоговых цепочек, состоящих из 2 – 3 слогов. Звуковой состав лепета обычно включает произношение губно–губных согласных и гласных. Лепет носит самопроизвольный характер. Малыш вслушивается в произносимые им звуки и пытается их воспроизвести. Появляется реакция на имя.
Легкая задержка доречевого развития: гуление певучее с присутствием коротких лепетных звуков, недифференцированного лепета нет. Ребенок откликается на имя.
Умеренная задержка доречевого развития: недифференцированный лепет и короткие лепетные звуки не представлены, гуление певучее. Реакция на имя отсутствует.
Тяжелая задержка доречевого развития: отдельные короткие гласные звуки или начальное гуление. Реакция на имя отсутствует.
7 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: лепет не дифференцирован, но состоит из длинных слоговых цепочек. Звуковой состав лепета многообразен. В нем присутствует произношение как губных, так и язычно – зубных согласных. Лепет носит мелодическую окрашенность, характерную для окружения ребенка.
Легкая задержка доречевого развития: малоактивный лепет.
Умеренная задержка доречевого развития: преобладает певучее гуление и короткие лепетные звуки.
Тяжелая задержка доречевого развития: лепет и короткие лепетные звуки отсутствуют.
8 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: активный интонационно – выразительный лепет, появляется отраженный (эхолаличный) лепет. Ребенок может повторять слоговые цепочки за взрослым, имитировать кашель или щелканье языком. Формируется первичное понимание речи. Малыш знает условные имена близких, названия отдельных предметов, домашних животных.
Легкая задержка доречевого развития: первичное понимание речи сформировано, но лепет малоактивный, обедненный по звуковому составу или без четкой интонационной выразительности.
Умеренная задержка доречевого развития: первичное понимание речи не сформировано, лепет малоактивный, обедненный по звуковому составу, недостаточно интонированный.
Тяжелая задержка доречевого развития: первичное понимание речи не сформировано, лепет отсутствует.
9месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: появляется дифференцированный лепет. Он начинает напоминать песню. Появляется способность к соединению слогов. Цепочки состоят из сегментов с меняющимися шумовыми началами и стереотипным вокальным концом (ма-ма-ба-ба). Появляется мелодико – интонационная имитация знакомой фразы. Развивается понимание речи. Кроме условных имен близких и названий отдельных предметов ребенок начинает понимать названия некоторых игрушек.
Легкая задержка доречевого развития: лепет недифференцированный или дифференцированный, но обедненнный по звуковому составу. Понимание речи достаточное.
Умеренная задержка доречевого развития: лепет недифференцированный, обедненный по звуковому составу. Понимание речи отсутствует.
Тяжелая задержка доречевого развития: понимание речи не сформировано, лепет недифференцированный, малоактивный или совсем отсутствует.
10 месяцев
Доречевое развитие в пределах нормы: лепет дифференцированный, появляется лепет с меняющимся вокальным концом и стереотипным шумовым началом. Дети хорошо подражают интонации взрослого, копируют отдельные слоги, восклицания, междометия, легко выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность звучания голоса. Также они начинают ориентироваться в частях лица, выполняют простые одноступенчатые речевые инструкции.
Легкая задержка доречевого развития: лепет малоактивный, обедненный по звуковому составу. Понимание речи не нарушено.
Умеренная задержка доречевого развития: лепет рудиментарный, обедненный по звуковому составу, понимание речи обеднено.
Тяжелая задержка доречевого развития: лепет отсутствует, понимание речи не сформировано.
11 месяцев
Доречевое развитие в пределах возрастной нормы: лепет дифференцированный с разнообразными звуковыми сочетаниями. Появляются звукоподражания (ав – ав, мяу и др.).
Расширяется объем импрессивного словаря детей. Они начинают ориентироваться в частях тела, увеличивается количество предметов, понимаемых детьми.
Легкая задержка доречевого развития: лепет рудиментарный, малоактивный, с недостаточной интонационной выразительностью. Звукоподражания отсутствуют. Понимание речи достаточное.
Умеренная задержка доречевого развития: лепет малоактивный, недостаточно выразительный, звукоподражания отсутствуют. Понимание речи обеднено.
Тяжелая задержка доречевого развития: лепет не представлен, понимание речи обеднено, либо отсутствует.
12 месяцев
Этап доречевого развития заканчивается к одному году. К концу периода в случае
нормального речевого развития на фоне разнообразного дифференцированного лепета и звукоподражаний должны быть сформированы первые лепетные слова (от 2 до 10). Выражена интонация просьбы. В импрессивном словаре детей присутствуют названия многих предметов и действий. Дети показывают отдельных животных на картинках, выполняют двухступенчатые речевые инструкции.
Легкая задержка речевого развития: лепет дифференцированный с разнообразными звуковыми сочетаниями и хорошей интонационной выразительностью. Зукоподражания и слова отсутствуют. Понимание речи достаточное.
Умеренная задержка речевого развития: звукоподражания и слова не представлены. Лепет малоактивный или обедненный по звуковому составу. Понимание речи снижено.
Тяжелая задержка речевого развития: лепет представлен короткими слоговыми цепочками или короткими лепетными звуками, либо отсутствует. Понимание речи на уровне первичного или не сформировано.
Процесс овладения речью является очень значимым в раннем возрасте. Он совершенствует все виды детской деятельности и облегчает социализацию. Становление речи малыша – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Очень важно проводить диагностику речи ребенка раннего возраста, так как сензитивность данного периода позволяет скорректировать многие недостатки речевой деятельности.
Источник