Критерии оценки развития ребенка первого года жизни
Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господь одарил вас ребенком, и вы в ответе за него перед Творцом и природой.
Критерии и нормы психологического развития ребенка
первого года жизни.
Младенец взмахивает ручками, радостно улыбается, увидев мать. Поворачивает голову на звук ее голоса… Вот он тянется к яркому шарику, пытается схватить игрушку, которая привлекла его внимание…
Психологическая жизнь ребенка рождается буквально на наших глазах – она в самом деле вся как на ладони, вся выплеснута наружу, вся прочитывается в милых и простых проявлениях, понятных любому взрослому – а тем более любящим и внимательным родителям.
И все-таки этих источников недостаточно для понимания собственного ребенка. Сердце- порой оказывается чересчур пристрастным, интуиция – бессильной, а традиционные взгляды – полными противоречий.
Необходим научный подход к воспитанию ребенка. Почему малыш развивается так, а не иначе? По каким законам складывается его психологическая жизнь? Какие же критерии нормы психологического развития ребенка?
Разумеется, я не призываю вас, дорогие родители, к тому, чтобы вы превратили свою семью в лабораторию «семейного воспитания» и растили ребенка на основе безоговорочных формул и предписаний.
Речь идет лишь о том, что знание норм психологического развития ребенка первого года жизни, может дать вам ключ к пониманию важных изменений, которые непрерывно совершаются в вашем малыше, а значит, поможет вам предвидеть, предупредить и своевременно преодолеть возможные трудности в дальнейшем развитии малыша.
Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен! Первоклассник, стоящий на пороге школы, столь отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа! Тем не менее, они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются новые приобретения, превращающие беспомощный комочек в человеческую личность:
к 1 месяцу: ребенок пытается, лежа на животе, оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может. На короткое время сосредотачивает взор на игрушке. Начинается локализация звуков в пространстве. На голос взрослого притормаживает двигательные реакции. В ответ на разговор с ним – голосовые реакции. К 1,5 мес.: Лежа на животе, приподнимает голову под углом 45 градусов, удерживает ее 10—20 секунд, ноги при этом напряжены. Прослеживает взглядом движения по горизонтали, на 40-50 см вправо и влево от средней линии. Улыбается, когда слышит голос взрослого. После «заигрывания» с ним появляется ответная улыбка, «ротовое внимание». К 2 мес.:В положение на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами. Удерживает голову и находясь в вертикальном положении, но недолго. Длительно сосредотачивает взгляд. Замирает при появлении нового звука на фоне других. Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит. На эмоциональный контакт отвечает активной улыбкой. Смеется в голос. Понимает: если кричать, тебя возьмут на руки. Некоторые дети начинают ожидать кормления через определенные интервалы времени. К 2,5 месяцам: Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут). Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. Узнает голос матери. К 3месяцам: Ребенок чаще поднимает руки выше горизонтального уровня. Иногда захватывает предмет кистью руки. Рассматривает собственные руки, начинается дифференциации движений пальцев. После звуковой стимуляции издает гласные звуки. Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций. Появляется интонационная выразительность голосовых реакций. Начинает узнавать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей. Рассматривает вложенную в руку игрушку. Активизирует руки при попадании игрушки в поле зрения. К 3,5месяцам: Тянется к игрушке, хватает ее. К 4 месяцам: Опирается на ноги. Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии. Активно прислушивается к источнику звука, поворачивает голову в его сторону. Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации. Активно гулит. Похлопывает рукой по подушке, одеялу. К 4,5 месяцам: Активно поднимает голову из положения на спине. Переворачивается на бок. Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает. Игрушку подносит к глазам, рассматривает. Плач модулирован, с чередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плаче отмечаются паузы для восприятия реакции взрослого. К 5 месяцам: Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову. Внимательно изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах. Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков. Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку она загремит. Реакция на новизну: любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка. Плач прекращается, когда внимание переключается на новый яркий стимул. Появляется улыбка при виде взрослых. Различает их мимику и жесты. Может есть с ложки. Подолгу играет с подвешенными игрушками. К 5,5месяцам: Начинает захватывать мелкие предметы .Перекладывает игрушку из руки в руку. Прочно опирается на ноги при стоянии с поддержкой. Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными). Следит откуда и куда падает предмет. Реагирует на строгие и ласковые интонации. Щупает, царапает, тянет, гремит погремушками, стучит, бросает. К 6 месяцам: Лежа на животе, может вытягивать одну руку. Сидит при пассивно приданной позе. Рассматривает крупные картинки. Начинает по-разному реагировать на свое и чужоеимя. После исследования игрушки начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой). Активно выражает отношение к «близким» и «чужим», эмоции дифференцированы. Держит бутылочку, из которой сосет. К 6,5 месяцам: Переворачивается со спины на живот. Начинает понимать команды с жестовым подкреплением. Разнообразный активный лепет. Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет. К 7месяцам: Переворачивается с живота на спину. Ползает без включения тазового пояса. Активно манипулирует предметами, захватывает игрушку из любых положений. Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие. Понимает речевые команды с жестовым подкреплением. Начинает ожидать кормления или игры. Может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть. Пьет из чашки, которую держит взрослый. К 7,5месяцам: Синхронно ползает по-пластунски. Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок. Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого. Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба». Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки. Тянет руки, чтобы взяли на руки. К 8месяцам: Стоит на четвереньках. Для захвата использует большой палец. Стучит игрушкой об игрушку. Дифференцированно воспринимает близких и знакомых. Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы. Ищет наполовину спрятанную игрушку. Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Помогает одевать себя (подает руку, ногу). К 8,5 месяцам: Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно. Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2—3 колец (снимает, сбрасывает). Плясовые движения под веселую музыку. Понимает речевые команды без жестового подкрепления. Снимает, сбрасывает кольцо со стержня пирамидки. К 9 месяцам: Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно. Пытается ставить кубик на кубик. Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку. По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте. Подражая взрослому, учит новые слоги. Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой». Ребенок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях. Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан). К 9,5 месяцам: Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого. Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает. К 10 месяцам: Встает самостоятельно. Стоит у опоры. Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы. Узнает себя и близких в зеркале. Начинает узнавать предметы на одно-предметных картинках. Называет людей и предметы слогами. Пользуется «указательным» жестом. Разнообразны мимические, двигательные, голосовые эмоциональные реакции. К 10,5 месяцам: По указанию взрослых выполняет действия с игрушками. К 11 месяцам: Стоит самостоятельно. Понимает команду «нельзя». Машет рукой на прощание. Играет с несколькими игрушками. К 11,5 месяцам: Ходит с поддержкой. Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения. В состоянии определить высоту и края предметов. К 1 году:Ходит самостоятельно. Может перелистывать страницы у картонной книжки. Опускает мелкие предметы в узкое отверстие. Показывает отдельные предметы в быту. Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого. Выполняет много команд по просьбе. Говорит около 5 слов (мама, дада). Узнает значение слов, коротких фраз. Различает несколько предметов по названиям. По просьбе обнимает родителей. Самостоятельно ест. Играет с мячом.
Теперь, дорогие родители, вы сами можете оценить развитие своего ребенка и ,в случае необходимости, своевременно обратиться к нужным специалистам за консультацией.
А я надеюсь ,что большинство из вас сможет сказать главные слова для каждого папы и мамы «Мой ребенок развивается нормально!!!».
Директор МОУ Центр диагностики и консультирования,
педагог-психолог Киреенко О.В.
Источник
Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае – не пугаться.
- Причины такого отставания могут быть различными:
- – если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в развитии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
- – малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
- – если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
- – задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в порядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
Важно помнить, что “скорость” развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
Можно выделить некие нормы развития ребенка до года
10 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Слуховые ориентировочные реакции:
вздрагивает и моргает при резком звуке.
20 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховые ориентировочные реакции:
плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
1 месяц жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
Слуховые ориентировочные реакции:
появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Эмоции и социальное поведение:
вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Движения общие:
лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
Активная речь:
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
Слуховые ориентировочные реакции:
Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Движения общие:
лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
удерживает всей кистью вложенную погремушку.
Активная речь:
повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
Зри тельные ориентировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение:
отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами:
случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
Движения общие:
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
4 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
узнает маму или близкого человека (радуется).
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами:
рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Движения общие:
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Речь активная:
гулит.
Навыки и умения:
во время кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку.
5 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами:
берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
Движения общие:
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Речь активная:
подолгу певуче гулит.
Навыки и умения:
ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
по разному реагирует на свое и чужое.
Движения руки и действия с предметами:
уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
Движения общие:
переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Речь активная:
произносит отдельные слоги (начало лепета).
Навыки и умения:
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев
Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
Движения общие:
хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
Речь активная:
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
Навыки и умения:
пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Движения руки и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
Движения общие:
сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
Речь активная:
громко, четко и повторно произносит различные : слоги.
Навыки и умения:
ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
Слуховые ориентировочные реакции:
совершает плясовые движения под музыку.
Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
Движения общие:
переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
Речь активная:
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
Навыки и умения:
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами:
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
Движения общие:
идет вперед с поддержкой за обе руки.
Понимание речи:
по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
Речь активная:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
11 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
Движения руки и действия с предметами:
овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
Движения общие:
стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
12 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
Эмоции и социальное поведение:
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
Движения общие:
ходит самостоятельно (без опоры).
Понимание речи:
понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
Речь активная:
подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения:
самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
Источник