Критерии музыкального развития ребенка по радыновой
МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
(Автор методики: Радынова О.П.)
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
Цель: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
– ладового чувства,
– музыкально – слуховых представлений,
– чувства ритма,
– организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Метод:
Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство
1.Внимание
3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 – Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 – Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2.Просьба повторить
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. Наличие любимых произведений
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. Эмоциональность
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
5. Высказывания о музыке с контрастными частями
3 – Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 – Затрудняется с выполнением задания.
7. Определение окончания мелодии
3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 – Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других
3 – Очень чувствителен к точности интонации
2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.
1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
1. Пение знакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
2. Пение знакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.
4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 – Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 – Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
6. Подбор по слуху малознакомой попевки
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 – Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 – Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Источник
Автор методики: Радынова О.П.
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
1. Внимание
Ладовое чувство
3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено. 2 – Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 – Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2. Просьба повторить
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. Наличие любимых произведений
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. Эмоциональность
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания
(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
5. Высказывания о музыке с контрастными частями
3 – Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму. 2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
- – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки. 1 – Затрудняется с выполнением задания.
7. Определение окончания мелодии
- – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 – Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других
3 – Очень чувствителен к точности интонации
- – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
1. Пение знакомой мелодии с сопровождением
- – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
2. Пение знакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.
4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
- – Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 – Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
6. Подбор по слуху малознакомой попевки
- – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 – Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 – Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
- Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
- Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
- Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Параметры Ф. И. ребёнка | Внимание | Просьба повторить | Любимые произ ведения | Внешние проявления (эмоциональные) | Высказывания о характере музыки (двухчастная форма) | Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | Определение окончания мелодии | Определение правильности интонации в пении у себя и у других. | Итог | ||||||||||||||||||
Вывод: Высокий –
Средний Низкий
Определение уровня развития музыкально – слуховых представлений
Параметры Ф. И. ребёнка | Пение знакомой мелодии с сопровождением | Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) | Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне | Итог | ||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
Вывод: Высокий –
Средний Низкий
Определение уровня развития чувства ритма
Ф. И. ребёнка | Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка мелодии из 3-4 звуков | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки. | Соответствие ритма движений ритму музыки | Итог | ||||||||
Вывод: Высокий –
Средний Низкий
Сводная таблица по уровням музыкальных способностей детей
Ф. И. ребёнка | Ладовое чувство | Музыкально – слуховые представления | Чувство ритма | Итог | ||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
Вывод: Высокий
Средний Низкий
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задачи программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность. | |
Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости, как основы развития музыкальности. Задачи: Содействовать развитию интереса к музыке, умение реагировать на общее настроение и характер музыки. Способствовать возникновению желания заниматься музыкальной деятельностью. Развивать музыкально- сенсорные и двигательные способности детей. | Развивать способность яркого эстетического переживания ситуации художественного общения; Развивать слуховое восприятие, внимание, память, умение дослушивать произведения до конца. Учить различать звуки по высоте в пределах октавы. Учить различать 2-х частную музыку контрастного характера. | Формирование умения петь с музыкальным сопровождением и голосом взрослого. Содействовать развитию певческой интонации. Учить петь без напряжения, не кричать. Развивать правильную дикцию. Добиваться умения коллективного исполнения песни. | Формировать чувство ритма через сочетание ориентировки в пространстве, жести и движения. Различать характер музыки (марш, пляска) и согласовывать свои движения в соответствии с ним. Учить ориентироваться в пространстве зала. Учить отмечать начало и конец музыки. Обогащать разнообразные плясовые и образные движения. | Вызвать интерес к данному виду деятельности. Учить детей передавать метрическую пульсацию на ударно-шумовых инструментах. | Поощрять попытки детей к простейшей импровизации во всех видах музыкальной деятельности. | Сообщить сведения о жанрах (колыбельная- плясовая). Познакомить со средствами музыкальной выразительности (темп и динамика). Познакомить с детскими музыкальными инструментами. Способствовать усвоению понятий (высоко-низко), (долго – коротко). |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность. | |
Цель: Формировать основы музыкально- эстетического сознания детей. Задачи: Развивать основы музыкального вкуса дошкольников. Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей. Содействовать проявлению склонности к музицированию. Продолжать развивать музыкальные способности детей. | Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека. Побуждать самостоятельно определять жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства музыкальной выразительности. Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен. | Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии. Совершенствовать навыки правильного дыхания. Добиваться правильной дикции и артикуляции. Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него. | Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, ориентируясь в пространстве зала. Обогащать запас новых танцевальных движений. Совершенствовать технику ритмичности движений. | Формировать простейшие ансамблевые навыки. Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах. Способствовать развитию умения согласовывать действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и динамикой пьесы. | Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной деятельности. Развивать творческое воображение. Побуждать давать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем. Побуждать к импровизации с предметами в движении. | Сообщить детям сведения о музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная). Уточнять представления о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов. Познакомить с понятием «Народная музыка» Расширять словарь эмоционально- образного содержания музыки. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность | |
Цель: | Добиваться понимания детьми ключевого понятия «Жанр». Способствовать развитию умения адекватного определения средств выразительности. | Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без. Совершенствовать выразительное пение. Содействовать навыку оценивания пения других детей. | Отрабатывать технику основных видов движений, добиваться легкости, пружинности танцевальных движений. Учить классическому выражению музыкальных образов. | Совершенствовать умения владеть основными приемами игры на музыкальных инструментах. Способствовать переносу способов действия на другие музыкальные инструменты. Побуждать передавать в игре на музыкальных инструментах средства музыкальной выразительности. | Способствовать продуктивному музыкальному творчеству. Продолжать развивать музыкально- творческое воображение. | Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, жанрами и композиторами. Познакомить с понятиями «Вокальная музыка» «Инструментальная музыка». Расширять эмоционально- образный словарь. |
Формировать | ||||||
основы | ||||||
музыкальной | ||||||
культуры детей. | ||||||
Задачи: | ||||||
Продолжать | ||||||
накапливать | ||||||
интонационно- | ||||||
слуховой и | ||||||
интонационно- | ||||||
пластический опыт. | ||||||
Углублять развитие | ||||||
музыкальности, | ||||||
пластичности, как | ||||||
компонент муз. | ||||||
культуры. | ||||||
Расширять | ||||||
использование | ||||||
инструментального | ||||||
музицирования, для | ||||||
выполнения детьми | ||||||
творческих заданий. | ||||||
Развивать основы | ||||||
худож.-муз. вкуса. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкально- образовательная деятельность | |
Цель: | Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему. Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную) Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом и содержанием. Продолжать развивать музыкально- сенсорные способности. Совершенствовать целостное и | Продолжать учить детей выразительному исполнению песен. Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком. Продолжать развивать умение брать правильно дыхание Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции. Закреплять навык коллективного исполнения. Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения. | Продолжать формировать выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки. Способствовать более активной реакции на музыку (эмоциональность, образность в передаче движений в сюжете игры и действиях персонажей). Развивать пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой. | Способствовать обобщению понятия –«Форма» Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения. Содействовать умению -подбирать мелодию на фортепиано. Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицирования. Развивать координированность, согласованность движений рук в игре на музыкальных инструментах. | Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия. Поощрять придумывание нескольких композиций танцев, комбинировать элементы танцевальных движений. Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и жанра. Поощрять проявления фантазии при выборе интонации на | Продолжать знакомить с музыкальной терминологией. Знакомить с приемами и характером исполнения (стаккато, легато). Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств. Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, форма, части и т.д.) Расширять понятие о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами. |
Формировать | ||||||
основы | ||||||
музыкальной | ||||||
культуры. | ||||||
Задачи: | ||||||
Формировать | ||||||
музыкально- | ||||||
эстетическое | ||||||
восприятие, | ||||||
сознание, | ||||||
оценку, | ||||||
потребности, | ||||||
интересы. | ||||||
Развивать | ||||||
творческую | ||||||
активность в | ||||||
различных | ||||||
видах | ||||||
музыкальной | ||||||
деятельности. | ||||||
Формировать | ||||||
эмоционально- | ||||||
положительное | ||||||
отношение к | ||||||
произведениям | ||||||
музыкального | ||||||
искусства. |
дифференцированное музыкальное восприятие. | заданный текст и на свой текст. Развивать способности творческого воображения при восприятии музыки. |
Автор:
Радынова О.П.
Источник