Критерии готовности ребенка к школе по развитию речи
Михайлова Наталья
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению
Подготовила: учитель-логопед Михайлова Наталья
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении будут во многом зависеть от качества знаний и умений, сформированных ещё до школы.
По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это уровень развития речи ребенка.
Доказано: именно речь является средством получения и выражения знаний, основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.
И от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.
С процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о речевой готовности дошкольника к учебной деятельности.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? –
Под речевой готовностью понимается:
1. Сформированностьпроизносительной стороны речи.
2. Сформированность фонематических процессов.
3. Сформированность достаточного объема и качества словарного запаса.
4. Сформированность грамматического строя речи.
5. Владение связной речью.
Анализируя раздел речевого развития «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, можно определить критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе. Рассмотрим их подробно.
1. Звуковая сторона (звукопроизношение).
У дошкольника должно быть четкое, правильное произношение всех звуков родного языка (а для билингвов – русского языка). Речь внятна, отчетлива и интонационно выразительна.
2. Фонематические процессы
Это подразумевает:
• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы – умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка)
• различает и называет слова с определенным звуком;
•А также навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: умеет выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука (начало, середина, конец слова, а также их количество и последовательность звуков в простых словах.
Определяет количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (нашаМаша, малина, бе-реза) на части; составлять слова из слогов (устно).
Это исключительно важные умения, особенно необходимые ребенку в период обучения грамоте.
3. Словарный запас
Словарь ребенка должен соответствовать возрасту – до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам. Владеть бытовым, природоведческим, обществоведческим словарём.
Использует разные части речи в точном соответствии с их значением. Дети должны интересоваться смыслом слова.
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий, остроклювый, пользоваться эпитетами. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен подбирать необходимые антонимы и синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений (белый, как снег).
4. Грамматический строй речи.
Иметь грамматически правильно оформленную речь. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, существительные и прилагательные в роде и числе, употребляют падежные окончания существительных и прилагательных.
Они на практическом уровне осваивают различные способы образования новых слов.
Умеют образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
• Умеют пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер – коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
• Умеют образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо – уши, лист – листья, много карандашей, пней лис);
• Согласовывают имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);
• Умеют употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева).
Правильно строят сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
5. Связная речь
• Умеют связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.
• Владеют навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. При помощи составляют план рассказа, и придерживаться его.
• Владеют нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
Все перечисленные навыки и умения формируются не только через непосредственно образовательную деятельность, но и через создание развивающей речевой среды:
• Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
• Совершенствовать речь как средство общения.
• Выяснять, что дети хотели бы увидеть, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.
• Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
• Уточнять высказывания детей, помогать им, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
• Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
• Помогать осваивать формы речевого этикета.
• Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
• Приучать детей к самостоятельности суждений.
Анализ результатов мониторинга развития речи дошкольников подготовительных групп и письменных работ по русскому языку учеников начальных классов позволил выявить возможные причины, следствия, трудности в письменной речи. А также необходимую работу по профилактики нарушений при чтении и письме.
1.Причина: Неправильное произношение звуков.
Следствие
Пропуски, замены и смешения дефектно произносимых звуков (пример)
Артикуляторно-акустическая дисграфия, дислексия
«Косноязычие в письме»
Необходимая работа
Коррекция нарушений звукопроизношения до поступления в школу.
2.Причина:Нарушение фонематических процессов: слуховой дифференциации, распознавания звуков речи.
Следствие:
Замены и смешения акустически близких букв, обозначающих акустически сходные звуки в письменной речи. Затруднения в звуко-буквенном анализе, не может усвоить правил грамматики и правописания. Ошибки в чтении, как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замены и т. д., что приводит к искажению прочитанного, к неправильному пониманию и обусловливает замедленный темп чтения.
Акустическая дисграфия и дислексия, дисграфия и дислексия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Необходимая работа
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Умение определять
• наличие и место заданного звука в слове,
• первый и последний звук в слове,
• последовательность и количество звуков в слове.
Умение различать:
• различать гласные и согласные
• твёрдые и мягкие согласные
• слова, отличающиеся одним звуком
• понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»
3.Причина: Недоразвитие лексико-грамматического строя речи
Следствие:
• изменение падежных окончаний
• неправильное употребление предлогов, рода, числа
• нарушение порядка слов, ошибки в построении предложений.
• Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями
Аграмматическая дислексия и дисграфия
Необходимая работа
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Образование
• множественного числа имен существительных (ухо – уши, яйцо – яйца).
• родительного падежа множественного числа существительных (есть уши – нет ушей, есть стулья – нет стульев).
• творительного падежа существительных (Чем режут ткань – ножницами; чем пилят бревно – пилой; а рубят чем – топором).
• приставочных глаголов (Девочка шла по дороге, перешла улицу, подошла к дому).
• относительных прилагательных (Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая).
• сложных слов (Голубые глаза – голубоглазый).
• уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных с помощью упражнения «Назови ласково»: Дом – домик, лист – листик, кошка – кошечка и т. д. Зелёный – зелёненький, сладкий – сладенький, узкий – узенький и т. д.
• Согласование прилагательных с существительными (Мяч зеленого цвета. Какой мяч? Зеленый, Трава – зелёная, платье – зелёное, листья – зелёные).
• Сочетание существительных с числительными (одна кукла, две куклы. пять кукол, один стол, два стола, пять столов).
• Предложно-падежные формы (Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике. Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла).
• Названия детёнышей животных (Как называется детеныш коровы? Лошади? Курицы? Свиньи? Козы? Овцы)
Расширение словарного запаса
•подбор глаголов и прилагательных к существительным: Что делает кошка? – Бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т. д. Мяч – какой? – Резиновый, цветной, красивый, круглый, большой и т. д.
•подбор предмета к действиям:
Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т. д.
•обобщения:
Посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние, птицы (домашние, зимующие, перелетные, транспорт, профессии и т. д.
•подбор антонимов: весёлый – грустный, узкий – широкий, лёгкий – тяжёлый
•подбор синонимов: весёлый, радостный; храбрый, смелый, отважный.
• назвать предметы, о которых можно сказать
«он», «мой» (мяч, карандаш, лист, цветок, и т. д.);
«она», «моя» (кукла, машина, книга и т. д.)
•образование притяжательных прилагательных: Хвост лисы (чей) – лисий, берлога медведя (чья) – медвежья, кольцо мамы (чьё) – мамино и т. д.
• образование названий предметов,служащих для хранения чего-либо: Игла – игольница, соль – солонка, хлеб – хлебница и т. д.
•образование названий профессий: Камень – каменщик, музыка – музыкант, учит – учитель…
Развитие связной речи
1. Рассказ по картинке.
• рассмотреть
• ответить на вопросы (кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий)
• самостоятельно составить небольшой рассказ.
2. Рассказ по серии сюжетных картин
•определить последовательность событий: начало, середина и конец,
• установить причинно-следственные связи.
• рассмотреть каждую картинку и составить рассказ.
3. Пересказ сказки
• подберите произведения, доступные для понимания
• прочитайте текст,
• задайте вопросы, касающиеся его содержания
• прочитав ещё раз, попросите малыша рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности.
Пересказ – это не заучивание наизусть! Ребёнок должен своими словами передать основное содержание прочитанного.
4.Причина:Несформированность зрительно-пространственных функций:
Зрительного узнавания
Зрительной памяти
Зрительного анализа и синтеза
Пространственных представлений.
Следствие:
Трудности запоминания и воспроизведения зрительного образа буквы, замены графически сходных букв (и –ш, п – т, т –ш, в –д, б – д, л –м, э – с)
«Зеркальное» письмо
Оптическая дисграфия, дислексия
Необходимая работа
• Ориентация в собственном теле (право-лево)
• Ориентация в пространстве (право-лево, верх-низ, над – под – на, в–из, выше – ниже)
• Ориентация на плоскости
• «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», «Сделай, как было»
• Штриховка в разных направлениях, обводка
• Орнамент по памяти
• Лепка
• Мозаика, пазлы
•Лабиринт:нарисовать лабиринт на бумаге в клеточку под диктовку: «Одна клеточка вниз, две налево, одна вверх, три клеточки вниз и т. д.».
5.Причина: Развитие мелкой моторики
Следствие:
Смешения и замены букв, схожих по написанию
Плохой, «корявый» почерк
Соскальзывание со строки
Необходимая работа
• Лепка из пластилина.
• Спички и палочки.
• Нитки, верёвочки, шнурки
• «Ниткография».
• «Узелки»
• «Маленький портной».
• Пуговицы
• Шарики, бусинки
• Бумага
• Ножницы
• «Фасоль и горох»
• Пробки, камешки, прищепки.
ВЫВОД: Исходя из этого, следует отметить необходимость и важность более тщательной и глубокой подготовки детей к школе ещё в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению, т. е. организовать профилактические мероприятия, чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся дефектов и возникающих нарушений чтений и письма.
Источник
«Речевая готовность ребёнка к школе».
Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дощкольном периоде:
-хорошее физическое развитие ребёнка;
-развитый физический слух;
-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
-нормальное функционирование ЦНС;
-владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);
-произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
-познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
-коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный в составе слова; анализ гласных из трёх звуков; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой, меховое; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи:
-умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,
-умение работать с предложением: правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами,
-работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и исправлять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам,
-владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказы – описания.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают ошибок в письменных работах, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, мягкие – твёрдые, «р – л»). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии).
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (ОНР). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат.
Источник