Критерии готовности ребенка к школе по развитию речи

Михайлова Наталья
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению

Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению

Подготовила: учитель-логопед Михайлова Наталья

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении будут во многом зависеть от качества знаний и умений, сформированных ещё до школы.

По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это уровень развития речи ребенка.

Доказано: именно речь является средством получения и выражения знаний, основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.

И от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.

С процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о речевой готовности дошкольника к учебной деятельности.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? –

Под речевой готовностью понимается:

1. Сформированностьпроизносительной стороны речи.

2. Сформированность фонематических процессов.

3. Сформированность достаточного объема и качества словарного запаса.

4. Сформированность грамматического строя речи.

5. Владение связной речью.

Анализируя раздел речевого развития «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, можно определить критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе. Рассмотрим их подробно.

1. Звуковая сторона (звукопроизношение).

У дошкольника должно быть четкое, правильное произношение всех звуков родного языка (а для билингвов – русского языка). Речь внятна, отчетлива и интонационно выразительна.

2. Фонематические процессы

Это подразумевает:

• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы – умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка)

• различает и называет слова с определенным звуком;

•А также навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: умеет выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука (начало, середина, конец слова, а также их количество и последовательность звуков в простых словах.

Определяет количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (нашаМаша, малина, бе-реза) на части; составлять слова из слогов (устно).

Это исключительно важные умения, особенно необходимые ребенку в период обучения грамоте.

3. Словарный запас

Словарь ребенка должен соответствовать возрасту – до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам. Владеть бытовым, природоведческим, обществоведческим словарём.

Использует разные части речи в точном соответствии с их значением. Дети должны интересоваться смыслом слова.

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий, остроклювый, пользоваться эпитетами. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен подбирать необходимые антонимы и синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений (белый, как снег).

4. Грамматический строй речи.

Иметь грамматически правильно оформленную речь. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, существительные и прилагательные в роде и числе, употребляют падежные окончания существительных и прилагательных.

Они на практическом уровне осваивают различные способы образования новых слов.

Умеют образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

• Умеют пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер – коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).

• Умеют образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо – уши, лист – листья, много карандашей, пней лис);

• Согласовывают имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);

• Умеют употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева).

Правильно строят сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

5. Связная речь

• Умеют связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

• Владеют навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. При помощи составляют план рассказа, и придерживаться его.

• Владеют нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Все перечисленные навыки и умения формируются не только через непосредственно образовательную деятельность, но и через создание развивающей речевой среды:

• Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

• Совершенствовать речь как средство общения.

• Выяснять, что дети хотели бы увидеть, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.

• Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

• Уточнять высказывания детей, помогать им, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

• Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

• Помогать осваивать формы речевого этикета.

• Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

• Приучать детей к самостоятельности суждений.

Анализ результатов мониторинга развития речи дошкольников подготовительных групп и письменных работ по русскому языку учеников начальных классов позволил выявить возможные причины, следствия, трудности в письменной речи. А также необходимую работу по профилактики нарушений при чтении и письме.

1.Причина: Неправильное произношение звуков.

Следствие

Пропуски, замены и смешения дефектно произносимых звуков (пример)

Артикуляторно-акустическая дисграфия, дислексия

«Косноязычие в письме»

Необходимая работа

Коррекция нарушений звукопроизношения до поступления в школу.

2.Причина:Нарушение фонематических процессов: слуховой дифференциации, распознавания звуков речи.

Следствие:

Замены и смешения акустически близких букв, обозначающих акустически сходные звуки в письменной речи. Затруднения в звуко-буквенном анализе, не может усвоить правил грамматики и правописания. Ошибки в чтении, как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замены и т. д., что приводит к искажению прочитанного, к неправильному пониманию и обусловливает замедленный темп чтения.

Акустическая дисграфия и дислексия, дисграфия и дислексия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Необходимая работа

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Умение определять

• наличие и место заданного звука в слове,

• первый и последний звук в слове,

• последовательность и количество звуков в слове.

Умение различать:

• различать гласные и согласные

• твёрдые и мягкие согласные

• слова, отличающиеся одним звуком

• понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»

3.Причина: Недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Следствие:

• изменение падежных окончаний

• неправильное употребление предлогов, рода, числа

• нарушение порядка слов, ошибки в построении предложений.

• Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями

Аграмматическая дислексия и дисграфия

Необходимая работа

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Образование

• множественного числа имен существительных (ухо – уши, яйцо – яйца).

• родительного падежа множественного числа существительных (есть уши – нет ушей, есть стулья – нет стульев).

• творительного падежа существительных (Чем режут ткань – ножницами; чем пилят бревно – пилой; а рубят чем – топором).

• приставочных глаголов (Девочка шла по дороге, перешла улицу, подошла к дому).

• относительных прилагательных (Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая).

• сложных слов (Голубые глаза – голубоглазый).

• уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных с помощью упражнения «Назови ласково»: Дом – домик, лист – листик, кошка – кошечка и т. д. Зелёный – зелёненький, сладкий – сладенький, узкий – узенький и т. д.

• Согласование прилагательных с существительными (Мяч зеленого цвета. Какой мяч? Зеленый, Трава – зелёная, платье – зелёное, листья – зелёные).

• Сочетание существительных с числительными (одна кукла, две куклы. пять кукол, один стол, два стола, пять столов).

• Предложно-падежные формы (Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике. Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла).

• Названия детёнышей животных (Как называется детеныш коровы? Лошади? Курицы? Свиньи? Козы? Овцы)

Расширение словарного запаса

•подбор глаголов и прилагательных к существительным: Что делает кошка? – Бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т. д. Мяч – какой? – Резиновый, цветной, красивый, круглый, большой и т. д.

•подбор предмета к действиям:

Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т. д.

•обобщения:

Посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние, птицы (домашние, зимующие, перелетные, транспорт, профессии и т. д.

•подбор антонимов: весёлый – грустный, узкий – широкий, лёгкий – тяжёлый

•подбор синонимов: весёлый, радостный; храбрый, смелый, отважный.

• назвать предметы, о которых можно сказать

«он», «мой» (мяч, карандаш, лист, цветок, и т. д.);

«она», «моя» (кукла, машина, книга и т. д.)

•образование притяжательных прилагательных: Хвост лисы (чей) – лисий, берлога медведя (чья) – медвежья, кольцо мамы (чьё) – мамино и т. д.

• образование названий предметов,служащих для хранения чего-либо: Игла – игольница, соль – солонка, хлеб – хлебница и т. д.

•образование названий профессий: Камень – каменщик, музыка – музыкант, учит – учитель…

Развитие связной речи

1. Рассказ по картинке.

• рассмотреть

• ответить на вопросы (кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий)

• самостоятельно составить небольшой рассказ.

2. Рассказ по серии сюжетных картин

•определить последовательность событий: начало, середина и конец,

• установить причинно-следственные связи.

• рассмотреть каждую картинку и составить рассказ.

3. Пересказ сказки

• подберите произведения, доступные для понимания

• прочитайте текст,

• задайте вопросы, касающиеся его содержания

• прочитав ещё раз, попросите малыша рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности.

Пересказ – это не заучивание наизусть! Ребёнок должен своими словами передать основное содержание прочитанного.

4.Причина:Несформированность зрительно-пространственных функций:

Зрительного узнавания

Зрительной памяти

Зрительного анализа и синтеза

Пространственных представлений.

Следствие:

Трудности запоминания и воспроизведения зрительного образа буквы, замены графически сходных букв (и –ш, п – т, т –ш, в –д, б – д, л –м, э – с)

«Зеркальное» письмо

Оптическая дисграфия, дислексия

Необходимая работа

• Ориентация в собственном теле (право-лево)

• Ориентация в пространстве (право-лево, верх-низ, над – под – на, в–из, выше – ниже)

• Ориентация на плоскости

«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», «Сделай, как было»

• Штриховка в разных направлениях, обводка

• Орнамент по памяти

• Лепка

• Мозаика, пазлы

•Лабиринт:нарисовать лабиринт на бумаге в клеточку под диктовку: «Одна клеточка вниз, две налево, одна вверх, три клеточки вниз и т. д.».

5.Причина: Развитие мелкой моторики

Следствие:

Смешения и замены букв, схожих по написанию

Плохой, «корявый» почерк

Соскальзывание со строки

Необходимая работа

• Лепка из пластилина.

• Спички и палочки.

• Нитки, верёвочки, шнурки

«Ниткография».

«Узелки»

«Маленький портной».

• Пуговицы

• Шарики, бусинки

• Бумага

• Ножницы

«Фасоль и горох»

• Пробки, камешки, прищепки.

ВЫВОД: Исходя из этого, следует отметить необходимость и важность более тщательной и глубокой подготовки детей к школе ещё в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению, т. е. организовать профилактические мероприятия, чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся дефектов и возникающих нарушений чтений и письма.

Источник

«Речевая готовность ребёнка к школе».

Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дощкольном периоде:

  -хорошее физическое развитие ребёнка;

  -развитый физический слух;

  -развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

  -нормальное функционирование ЦНС;

  -владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции);

 -произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

-познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

-коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми, сотрудничеству, взаимопомощи.

    На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

    Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

    Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.

   2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

   3.  Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный в составе слова; анализ гласных из трёх звуков; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой, меховое; образовывать прилагательные от существительных.

  5. Сформированность грамматического строя речи:

 -умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,

-умение работать с предложением: правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами,

 -работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и исправлять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам,

    -владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказы – описания.

    Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

    Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

    Для воспитания полноценной речи нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

    Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают ошибок в письменных работах, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

    Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие, звонкие – глухие, мягкие – твёрдые, «р – л»). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии).

    У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (ОНР). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

    Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше будет результат.

Источник