Креативный ребенок диагностика и развитие творческих способностей скачать

В ходе исследования решались следующие задачи:

Выбор диагностических методик для исследования особенностей творческого мышления старших дошкольников;

Подбор и организация групп испытуемых;

Проведение диагностического исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников;

Разработка и апробация развивающей программы, для развития творческих способностей старших дошкольников;

Проверка эффективности разработанной программы;

Само исследование особенностей творческих способностей старших дошкольников проводилось в несколько этапов.

На подготовительном этапе мы изучали психологическую литературу, подбирали методы исследования, выбирали группы испытуемых.

На основном этапе исследования мы провели констатирующее диагностическое изучение особенностей творческих способностей старших дошкольников до проведения развивающей программы в экспериментальной группе.

На этапе эксперимента в экспериментальной группе детей была проведена специальная работа.

На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности развивающей программы, разработанной для развития творческих способностей старших дошкольников.

На заключительном этапе проводили обработку данных, формулирование выводов.

Для исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников было необходимо подобрать диагностические методики, которые могли бы выявить определенные творческие способности, с учетом тех его возрастных изменений, которые происходят в старшем дошкольном возрасте.

Для уровня выявления развития творческих способностей будут использованы диагностические методики, ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.

При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики, предложенные автором Э. П. Торренсом, а также В. Синельниковым, В. Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно.

Тест № 1: «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).

Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш

Испытуемому предлагалось:

Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов:

При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.

Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, – 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест №2: «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).

Для исследования образной креативности использовался данный тест. Он позволит изучить параметры творческого мышления

Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).

3. Методика «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Показывается ребенку картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: “Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания (не знаю, как исправить, картинку исправлять не нужно) – 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – солнышко на улице) -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок – сделать из солнышка лампу) – 4 балла.

4. Конструктивный ответ, т. е. отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации (картинку сделать, нарисовать окно, посадить солнышко в рамку и т. д.) -5 баллов.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет занятия дома

4. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).

Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов.

Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?

После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.

Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.

Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить, любят выполнять различные творческие работы, но отдают предпочтение двум видам деятельности: изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству. Следует сказать о тех детях, которые предпочитают не специально заданные творческие занятия, а творческую самостоятельную деятельность в течение дня в детском саду. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.

Все это говорит о том, что воспитатель в своей работе должен уделять больше внимания тем видам деятельности. Педагог должен создать для выполнения с детьми специфических работ (рисования, лепки, аппликации) атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей участвовать в специфических детских деятельностях, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе педагогического эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности: низкий, средний, высокий.

Источник

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросы:

  1. Одаренность, признаки, виды одаренности и их специфика (по В.И. Панову)
  2. Виды одаренности у детей дошкольного возраста
  3. Степени одаренности у дошкольников
  4. Психолого-педагогическая характеристика и методики мониторинга одаренности у дошкольников

Вопрос 1.

Одаренность, признаки, виды одаренности и их специфика (по В.И. Панову)

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность – это индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения.

Одаренность (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Признаки одаренности

Выделяются три основных уровня успешной деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

1. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения.

2. Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации.

3. Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.

Вопрос 2.

Виды одаренности у детей дошкольного возраста

1) По критерию «степень одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются на более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет определенные психические возможности(потенциал) для высоких достижений в том или ином видах деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент.

2) По критерию «форма проявления одаренности» можно говорить о явной и скрытой одаренности

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе») в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

3) По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»

Общая одаренность, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.

Специальную одаренность, которая создает возможность успеха в определенной деятельности.

4) По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность.

Примером ранней одаренностиявляются дети, которые получили название «вундеркинды» (вундеркинд – буквально «чудесный ребенок»). В ранней одаренности особое место среди детей занимают интеллектуальные вундеркинды.Это не по годам развиты дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.

Поздняя одаренностьсвязана с возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства. В науке достижения значимых результатов в виде выдающихся открытий происходят обычно позднее.

Читайте также:  Стадии развития ребенка до года в картинках

Вопрос 3.

Степени одаренности у дошкольников

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40, а к семнадцати – только 15-20%.

Степени одаренности

  • Первая – сверходаренные дети (гении). Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
  • Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3%.
  • Третья – собственно одаренные (15-25%).
  • Остальные дети входят в пределы нормы (70%) и 2-5% относят к умственно отсталым.

Вопрос 4.

Психолого-педагогическая характеристика и методики мониторинга одаренности у дошкольников

Воспитатель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный вид одаренности.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  3. Устойчивость внимания.
  4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  6. Богатство активного словаря.
  1. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  2. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  3. Развитость творческого мышления и воображения.
  4. Владение основными компонентами умения учиться.
  5. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
  6. Возможность предвосхищения результата деятельности.

Методики для определения интеллектуального вида одаренности:

  • Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Н.И. Гуткиной)
  • Методика В.С. Юркевича «Дерево желаний», целью которой является изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
  • Прогрессивные матрицы Равенна.

Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно-образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.

  • Рисуночный тест на интеллект (French).

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3-х до 8 лет. Он состоит из заданий 6 типов: определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. Полученные результаты преобразуются в показатель умственного возраста.

  • Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. Многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого и IQ;
  • Индивидуальный тест Д. Векслера.

Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) включающий следующие задания:

Субтест общей осведомленности – исследует запас относительно простых сведений и знаний.

Субтест общей понятливости – оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.

Арифметический субтест – оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

Субтест установления сходства – оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.

Словарный субтест – направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).

Субтест повторения цифровых рядов – направлен на исследование оперативной памяти и внимания.

Несколько отличается от интеллектуального тот вид одаренности, который принято называть академическим.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно.
  6. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой.
  7. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  8. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  9. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  10. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Методики для определения академического вида одаренности:

Диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением

Диагностика способности к анализу ситуации детей 5-10 лет. «Рассказ по серии сюжетных картинок»

Диагностика уровня развития тонкой моторики и умения работать по образцу

Исследование способности к умозаключению детей 6-8 лет

Методика исследования мышления детей 5-7 лет. «Времена года»

Тест на объём и концентрацию внимания детей 6-10 лет. «Корректурная проба»

Тест на умение ребенка устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Еще один вид одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для воспитателей, – художественный.

Он, как правило, проявляется в высоких достижениях художественной сферы: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Воспитатель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с ним.

1) Литературные способности

Психолого – педагогическая характеристика ребенка:

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в тоже время не упускает основной сюжетной линии.
  7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

2) Артистические способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «незацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
Читайте также:  Таблица развития ребенка по категориям

3) Музыкальные способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.        
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

4) Технические способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Хорошо выполняет разные виды задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  6. Любит рисовать чертежи механизмов.

5) Двигательные способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

6) Сфера художественных способностей

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  4. Серьезно относится к произведениям искусства.
  5. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру.
  6. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
  7. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  8. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для мамы, дома и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

Методики для определения художественного вида одаренности:

Анкета А. де Кафа – Г. Хаана

Фигурный тест Е. Торренса

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.)

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

Глубина интереса (автор Блащук Л.П.)

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С)

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй»:

  • Тест «Незаконченный рисунок».
  • Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
  • Тесты для выявления одаренных детей.
  • Дорисуй рисунок
  • Методика проведения мониторинга для выявления художественных способностей детей Тест по определению склонности воспитателя к работе с одаренными детьми

Главная особенность творческой одаренности – в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на другие взгляде на мир.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Высокая продуктивность в разнообразных видах деятельности, требующая от ребенка креативности.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  5. Любит рисовать.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора.
  7. Не боится быть таким, как все.
  8. Склонен к фантазиям, к игре.

Методики для определения творческого вида одаренности:

Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой.

Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Опросник Ф. Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Еще один вид одаренности, который воспитателю сравнительно легко увидеть, но нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. 

Синонимом к этим словам будет понятие «организаторские способности».

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  3. Высокая общительность с окружающими.
  4. Стремится к доминированию среди сверстников.
  5. Сверстники обращаются за советом.

Методики для определения организаторского вида одаренности:

Схема наблюдения за общением детей (разработана Бейлзом).

«Методика одномоментных срезов» (разработана Т.А. Репиной).

Социометрический эксперимент «Игра в почтальона» (Л. Кантат).

Методика «Краски в подарок на день рождения», разработанная на основе социометрического эксперимент Е.А. Панько и М. Кашляй.

Детский рисунок может быть применен и в варианте социометрической методики «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько). В этом случае детям предлагается нарисовать подарок товарищам по группе.

Методика «Три желания».

Методики «Цветик-семицветик».

Методика «Если бы ты поймал золотую рыбку».

В заключение отметим, что эффективность работы с одаренными детьми определяется соблюдением следующих условий:

осознание важности работы всеми членами педагогического коллектива;

создание и постоянное совершенствование методической работы с одаренными детьми.

При этом необходимо:

сместить акцент с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка;

сместить акцент с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей;

сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки одаренного ребенка.

Источник