Креативный ребенок диагностика и развитие творческих способностей барышева
Барышева Тамара Александровна, р. 22.06.1947
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Член Совета факультета. Член диссертационных советов при РГПУ им. А.И.Герцена и СПбГУ.
В 1971 г. окончила Московский государственный институт культуры.
В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным текстам», в 2005 г. – докторскую диссертацию на тему «Психологическая структура и развитие креативности у взрослых».
С 1978 г. работает в РГПУ им. А.И. Герцена: концертмейстер, ассистент, старший преподватель, доцент, заведующая (1995-2013) кафедрой эстетического воспитания (с 2006 г. – кафедра художественного образования ребенка), профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка.
Руководитель образовательных программ «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде» (магистратура) и «Дополнительное художественно-эстетическое образование детей» (бакалавриат).
Участвовала в инновационной образовательной программе «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» (УМК «Технологии гармонизации межвозрастных отношений», «Творчество: теория, диагностика, технологии» – словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере).
Участвовала в организации и работе открытой площадки для дискуссий «Обучение одаренных детей» на Педагогической ассамблее, посвященной Году учителя.
Область профессиональных интересов:
- психология искусства
- психология креативности
- педагогическая психология
- психология развития
- художественное образование
Теоретически и экспериментально обосновала авторскую концепцию психологической структуры креативности как системного психического образования и возможности развития креативности средствами современных электронно-коммуникативных и арт-технологий. Изучая генезис идей в отечественной и зарубежной психологии в ретроспективной проекции проследила эволюцию понятия «креативность» в психологии творчества. Систематизировала основные социально-психологические (макро-мезо-микро) факторы и особенности развития креативности в онтогенезе. Разработала систему диагностики креативности и авторскую технологию рефлексивной самоорганизации как совокупности способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания и саморазвития субъектов в условиях информационной среды. На основе эмпирического исследования выявила возрастные, гендерные, индивидуальные различия в психологической структуре креативности, эвристические свойства искусства и художественной деятельности, акмеологические условия творческой продуктивности личности.
Читает курсы:
- Психология развития художественного интеллекта ребенка
- Арт-технологии в развитии ребенка в поликультурной образовательной среде
- Организация образовательной и научной деятельности магистра
- Психология креативности
- Психолого-педагогические основы развития креативности ребенка
- Арт-технологии развития креативности ребенка
- Технологии развития визуальной креативности ребенка
- Художественно-творческое развитие ребенка в музейной среде
- Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка
- Психология художественного интеллекта
- Психология искусства и художественной деятельности
- Диагностика художественно-творческого развития ребенка
Основные публикации: более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе
- Art-IQ структура и диагностика художественного интеллекта ребенка // Музыкальное искусство и образование в течении всей жизни. – М.: МГПУ 2012.
- Введение в музей: учебный курс для второго года обучения / Б.А. Столяров, Т.А Барышева, О.Р. Лузе, Л.А. Гольтякова. – СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2017. – 119 с.
- Гендерные различия в структуре креативности / Т.А.Барышева // Психология образования в поликультурном пространстве. – Елец: Изд-во ЕГУ, 2014.
- Диагностика эстетического развития личности: Учеб.-метод. пособие / Т.А. Барышева. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 140 с.
- Дошкольник и младший школьник в системе образования: Герценовские чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апр. 2004 г. / редкол.: Т.А. Барышева и др. – СПб: Изд-во РГПУ, 2004. – 568 с.
- Институт детства Герценовского университета: коллективная монография: к 220-летию Герценовского университета / О.В. Акулова, Е.Е. Алексеева, Т.А. Барышева и др.. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – 430 с.
- Креативный ребенок: диагностика и развитие творч. способностей / сост.: Т.А. Барышева и др. – Ростов Н/Д : Феникс, 2004. – 414 с.
- Креативность. Диагностика и развитие: Монография / Т.А. Барышева. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 205 с.
- Креативность. Опыт самопознания – технология рефлексивной самоорганизации (self-examination-development) студентов в информационной образовательной среде // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Психолого- педагогические науки. 2013. №158.
- Моделирование и диагностика художественного интеллекта ребенка / Т.А.Барышева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Психолого-педагогические науки. 2014. №167.
- Модель мира в психологической структуре креативности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2012. №3(27).
- Научно-практическая конференция «Социальное творчество детей и подростков в контексте реализации социокультурной миссии дополнительного образования», 8 декабря 2017 года / ред. колл. Т. А. Барышева и др. – СПб: Изд-во ВВМ, 2018. – 242 с.
- От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде: Учебно-методическое пособие. – СПб: ГРМ, 2011.
- Психология развития креативности: теория, диагностика, технологии: Монография / Т.А.Барышева. – СПб: Изд-во ВВМ, 2016.
- Психолого-педагогические основы развития креативности: Учебное пособие. – СПб: СПГУТД, 2006.– 267 с. (в соавт.).
- Развитие социальной креативности ребенка: Методическое пособие для специалистов дополнительного образования детей и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. – СПб: Антарион, 2015.
- Творчество: теория, диагностика, технологии: словарь-справочник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования и научно-педагогических работников высших учебных заведений / под общ. ред. Т.А. Барышевой. – СПб: Книжный Дом, 2008. – 293 с.
Награды:
- проект «Развитие креативных свойств личности средствами дистанционных технологий в системе открытого образования», разработанный Т.А. Барышевой, получил грант Министерства образования Российской Федерации
- электронно-коммуникативная версия элективного курса «Креативность. Опыт самопознания» награжден на 6-ой Университетской выставке научных достижений дипломом второй степени в номинации «Информационно-техническое обеспечение образования»
- комплект пособий «Креативный ребенок» и «Как воспитать в ребенке творческую личность» награжден на 9-ой Университетской выставке научных достижений дипломом первой степени в номинации «Лучший учебный комплекс для школы»
Источник
Таким
образом, можно сказать, что выделенные
нами в теоретическом анализе
критерии психического здоровья и разработанная
нами программа по развитию креативности
способствуют сохранению здоровья
младших школьников.
Эти
факты подтверждают предложенную нами
гипотезу.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев
В.А. Психология здоровья [Текст]
/ В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Барышева,
Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и
развитие творческих способностей [Текст]
/ Т.А. Барышева. – М.: Феникс, 2004. – 414
с.
3. Беспанская,
Е. Развейте творческие способности своего
ребенка [Текст] / Е. Безпанская. – М.: Союз,
2004. – 32 с.
4. Высилевский
А.К. Искусство и школа [Текст]: книга для
учителя / А.К. Василевский. – М.: Просвещение,
1981. – 288с.
5. Воронин,
А.Н. Интеллект и креативность в межличностном
взаимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. –
М.: Институт психологии РАН, 2004. – 273 с.
6. Горюнова,
Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество
[Текст] // Искусство в школе. – 1993. – № 1.
– С. 12-22.
7. Гуревич,
К. Лабиринты развития таланта [Текст]
/ К. Гуревич // Искусство в школе. – 1993.
– № 1. – С. 12-18.
8. Давыдов,
В.В. Психологические проблемы процесса
обучения младших школьников [Текст] /
В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1991. – 216
с.
9. Дорфман,
Л.Я. Исследование креативности в науке
и искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман // Вопросы
психологии. – 1999. – № 2. – С. 5 – 13.
10. Дружинин,
В. Н. Психология общих способностей [Текст]
/ В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 326 с.
11. Жердева,
Е.В. Ребенок в школе [Текст] / Е.В. Жердева.
– Изд. 3-е / Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 186
с.
12. Калвейт,
Р. Резерв успеха – творчество [Текст]
/ Р. Колвейт. – М.: Педагогика, 1989. – 152с.
13. Колесов,
Д.В. О психологии творчества [Текст] / Д.В.
Колесников. // Психологический журнал.
– 1992. – № 6. – С. 12-21.
14. Котельников,
В. Творчество и креативность [Текст] /
В. Котельников – М. Союз, 2004. – 186 с.
15. Крылов
А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов.
– СПБ.: Питер, 2006. – 416 с.
16. Кудрявцев,
С. Творческая природа психологии человека
[Текст] / С. Кудрявцев // Вопросы психологии.
– 1990. – № 3. – С. 16 – 24.
17. Маслоу,
А. Мотивация и личность [Текст] / А.
Маслоу – СПб.: Евразия, 1999. – 480 с.
18. Матюшкин,
А. М. Проблемные ситуации в мышлении и
обучении [Текст]. М.: Просвещение, 1992. –
144 с.
19. Медведева,
О.М. Творчество учителя на уроках английского
языка [Текст] / О. М. Медведева – М.: Просвещение,
1992.- 112 с.
20. Мелик-Пашаев,
А. Трансформация детской игры в художественное
творчество [Текст] / А. Мелик-Пашаев, А.
Новлянская // Искусство в школе. – 1994.
– № 2. – С. 9 -18.
21. Михайлова,
М.А. Развитие музыкальных способностей
детей [Текст] / М.А. Михайлова – Ярославль:
Академия развития, 1996, – 240с.
22. Московская,
С. Педагогика будущего. Синтез искусств.
Звук и цвет [Текст] / С. Московская – СПб.:
Питер, 2005. – 96с.
23. Неменский
Б.М. Изобразительное искусство и художественный
труд [Текст] / Б.М. Неменская – М.: Просвещение,
1991. – 192с.
24. Немов,
Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов – М.:
Просвещение, 1994. – 496с.
25. Никифоров
Г.С. Психология здоровья [Текст]
/ Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002.
– 252 с.
26. Нозадзе,
М.В. Высокое назначение человеческого
голоса [Текст] / М.В. Нозадзе // Искусство
в школе. – 1997. – № 5. – С. 6 – 14.
27. Ожегов,
С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И.
Ожегов. – М.: Рус. Яз., 1990. – 921 с.
28. Пасынкова
,Н.Б. Влияние музыкального движения на
эмоциональную сферу личности [Текст]
// Психологический журнал. – 1995. – № 4. –
С. 12-25.
29. Пономарев,
Я. А. Психология творчества [Текст] / Я.А.
Понамарев. – М.: Психология, 1988. – 146 с.
30. Петровский
А.М. Психология [Текст] / А.М. Петровский
– М.: Политиздат, 1990. – 448с.
31. Подласный,
И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов
высших учебных заведений / И.П. Подласный
– М.: ВЛАДОС, 2005. – 574 с.
32. Роджерс,
К. Творчество как усиление себя [Текст]
/ К. Роджерс // Вопросы психологии. – 1990.
– № 1.- С. 8 – 17.
33. Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубенштейн СПб.: Питер, 2000. – 516 с.
34. Туник,
Е.Е. Диагностика творчества [Текст] / Е.Е.
Туник – М.: Психология, 1998. – 170 С.
35. Туник
Е. Диагностика творчества [Текст]
/ Е. Туник.// Школьный психолог. – 2000. – №
47. – С.14-28.
36. Стоянова,
М.В. Комплексное использование искусств
в эстетическом воспитании [Текст] /
М. В. Стоянова. – М.: Педагогика, 1984. – 98с.
37. Чепуров,
В.Н. Театр в школе [Текст]: кн. для учителя
– 2-е изд. / В.Н. Чепуров – М.: Просвещение,
1983. – 112с.
38. Чухман,
Е.К. Роль искусства в развитии способностей
школьников [Текст] / Е.К. Чухман – М.: Педагогика,
1985. – 144с.
39. Шерер
И. Техника креативности [Текст] / И. шерер
– М.: Смартбук, 2009. – 93 с.
40. Щуркова,
Н.Е. Духовная культура школы [Текст] / Н.Е.
Щуркова – Петрозаводск: НКЦ, 1992. – 90 с.
41. Юркевич,
В. С. О «наивной» и «культурной» креативности
[Текст] / В.С. Юркевич – М.: Педагогика, 1997.
– 94 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 в отдельном
документе «приложение 1»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тематический
план программы по
развитию креативности.
Раздел | Трудоемкость | Ожидаемый продукт |
I. Мониторинг | 2 ч. | Ребёнок определяет степень своей готовности к работе в программе по развитию креативности. |
II.Интеллектуальная игра «Зри в корень» 2-1 Презентация 2-2 «Наш 2-3 Презентация 2-4 «Математика 2-5 Презентация 2-6 Вопросы 2-7 Проверка | 1,5 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 0,5 ч. 3 ч. 1 ч. | Ребёнок учится самооценке возможностей продвижения в программе; тренирует свои волевые усилия в преодолении трудностей; совершенствует базовые знания. Ребёнок |
III. РТВ средствами ТРИЗ Презентация | 2,5 ч. | Ребёнок учится – выделять – формулировать – разрешать |
IV. Интеллектуально-творческий марафон «Эрудит». 4-1 Творческая 4-2 Работа – – – – – – «Компьютерный – «Маленький 4-3 Работа – – – 4-4 Проверка | 1 ч. 1 ч. 0,5 ч. 1ч. 1 ч. 0,5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Ребёнок расширяет свой кругозор, создаёт свои тексты на основе переработки информации. |
V. Модульная программа «Наречие». | 3 ч. | Ребёнок приобретает навык самообучения. |
VI. Синтетическая деятельность как способ познания мира. 6-1Презентация 6-2 Проект 6-3 Проект | 0,5 ч. 3 ч. 3 ч. | – Ребёнок приобретает умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию. – Ребёнок учится творчески перерабатывать информацию и использовать её для практического применения. – Ребёнок – Ребёнок |
VII. Тестирование. | 1 ч. | Определение уровня прироста креативности ребёнка. |
Источник
Аннотация книги
В данном пособии систематизированы и обоснованы методы диагностики и развития, которые могут быть применены в практике эстетического воспитания в системе начального образования. Представлены апробированные в экспериментальной практике методические разработки занятий, эвристические технологии, оригинальные авторские методики. Особое внимание уделяется диагностике и развитию креативных свойств личности средствами искусства и арттехнологий.
Для студентов педагогических, гуманитарных и художественных вузов, колледжей, учителей начальных классов, преподавателей эстетических дисциплин, педагогов дополнительного образования.
Подробная информация о книге
Книги из той же серии «Мир вашего ребенка»
Все
0,00
Ульева Елена Александровна
0,00
Субботина Елена Александровна
0,00
Черницкий Александр Михайлович
0,00
Субботина Елена Александровна
0,00
Диченскова Анна Михайловна
0,00
Пронин Валерий Геннадьевич
Книги автора Барышева Т.А.
Все
Источник