Креативный ребенок диагностика и развитие творческих способностей

Креативный ребенок диагностика и развитие творческих способностей thumbnail

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросы:

  1. Одаренность, признаки, виды одаренности и их специфика (по В.И. Панову)
  2. Виды одаренности у детей дошкольного возраста
  3. Степени одаренности у дошкольников
  4. Психолого-педагогическая характеристика и методики мониторинга одаренности у дошкольников

Вопрос 1.

Одаренность, признаки, виды одаренности и их специфика (по В.И. Панову)

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность – это индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения.

Одаренность (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Признаки одаренности

Выделяются три основных уровня успешной деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

1. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения.

2. Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации.

3. Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.

Вопрос 2.

Виды одаренности у детей дошкольного возраста

1) По критерию «степень одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются на более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет определенные психические возможности(потенциал) для высоких достижений в том или ином видах деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент.

2) По критерию «форма проявления одаренности» можно говорить о явной и скрытой одаренности

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе») в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

3) По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»

Общая одаренность, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.

Специальную одаренность, которая создает возможность успеха в определенной деятельности.

4) По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность.

Примером ранней одаренностиявляются дети, которые получили название «вундеркинды» (вундеркинд – буквально «чудесный ребенок»). В ранней одаренности особое место среди детей занимают интеллектуальные вундеркинды.Это не по годам развиты дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.

Поздняя одаренностьсвязана с возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства. В науке достижения значимых результатов в виде выдающихся открытий происходят обычно позднее.

Вопрос 3.

Степени одаренности у дошкольников

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40, а к семнадцати – только 15-20%.

Степени одаренности

  • Первая – сверходаренные дети (гении). Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
  • Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3%.
  • Третья – собственно одаренные (15-25%).
  • Остальные дети входят в пределы нормы (70%) и 2-5% относят к умственно отсталым.

Вопрос 4.

Психолого-педагогическая характеристика и методики мониторинга одаренности у дошкольников

Воспитатель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный вид одаренности.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  3. Устойчивость внимания.
  4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  6. Богатство активного словаря.
  1. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  2. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  3. Развитость творческого мышления и воображения.
  4. Владение основными компонентами умения учиться.
  5. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
  6. Возможность предвосхищения результата деятельности.

Методики для определения интеллектуального вида одаренности:

  • Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Н.И. Гуткиной)
  • Методика В.С. Юркевича «Дерево желаний», целью которой является изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
  • Прогрессивные матрицы Равенна.

Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно-образное мышления у детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.

  • Рисуночный тест на интеллект (French).

Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3-х до 8 лет. Он состоит из заданий 6 типов: определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. Полученные результаты преобразуются в показатель умственного возраста.

  • Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. Многие задания для младшего возраста требуют точных двигательных реакций. Этот тест позволяет определить умственный возраст испытуемого и IQ;
  • Индивидуальный тест Д. Векслера.

Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) включающий следующие задания:

Субтест общей осведомленности – исследует запас относительно простых сведений и знаний.

Субтест общей понятливости – оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.

Арифметический субтест – оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

Субтест установления сходства – оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.

Словарный субтест – направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).

Субтест повторения цифровых рядов – направлен на исследование оперативной памяти и внимания.

Несколько отличается от интеллектуального тот вид одаренности, который принято называть академическим.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно.
  6. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой.
  7. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  8. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  9. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  10. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Методики для определения академического вида одаренности:

Диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением

Диагностика способности к анализу ситуации детей 5-10 лет. «Рассказ по серии сюжетных картинок»

Диагностика уровня развития тонкой моторики и умения работать по образцу

Исследование способности к умозаключению детей 6-8 лет

Методика исследования мышления детей 5-7 лет. «Времена года»

Тест на объём и концентрацию внимания детей 6-10 лет. «Корректурная проба»

Тест на умение ребенка устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Еще один вид одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для воспитателей, – художественный.

Он, как правило, проявляется в высоких достижениях художественной сферы: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Воспитатель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с ним.

1) Литературные способности

Психолого – педагогическая характеристика ребенка:

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в тоже время не упускает основной сюжетной линии.
  7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

2) Артистические способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «незацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

3) Музыкальные способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.        
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

4) Технические способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Хорошо выполняет разные виды задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  6. Любит рисовать чертежи механизмов.

5) Двигательные способности

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

6) Сфера художественных способностей

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  4. Серьезно относится к произведениям искусства.
  5. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру.
  6. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
  7. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  8. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для мамы, дома и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

Методики для определения художественного вида одаренности:

Анкета А. де Кафа – Г. Хаана

Фигурный тест Е. Торренса

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.)

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

Глубина интереса (автор Блащук Л.П.)

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С)

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй»:

  • Тест «Незаконченный рисунок».
  • Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
  • Тесты для выявления одаренных детей.
  • Дорисуй рисунок
  • Методика проведения мониторинга для выявления художественных способностей детей Тест по определению склонности воспитателя к работе с одаренными детьми

Главная особенность творческой одаренности – в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на другие взгляде на мир.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Высокая продуктивность в разнообразных видах деятельности, требующая от ребенка креативности.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  5. Любит рисовать.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора.
  7. Не боится быть таким, как все.
  8. Склонен к фантазиям, к игре.

Методики для определения творческого вида одаренности:

Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой.

Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Опросник Ф. Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Еще один вид одаренности, который воспитателю сравнительно легко увидеть, но нелегко принять именно как вид одаренности, – это так называемая лидерская, или социальная, одаренность. 

Синонимом к этим словам будет понятие «организаторские способности».

Психолого-педагогическая характеристика ребенка:

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  3. Высокая общительность с окружающими.
  4. Стремится к доминированию среди сверстников.
  5. Сверстники обращаются за советом.

Методики для определения организаторского вида одаренности:

Схема наблюдения за общением детей (разработана Бейлзом).

«Методика одномоментных срезов» (разработана Т.А. Репиной).

Социометрический эксперимент «Игра в почтальона» (Л. Кантат).

Методика «Краски в подарок на день рождения», разработанная на основе социометрического эксперимент Е.А. Панько и М. Кашляй.

Детский рисунок может быть применен и в варианте социометрической методики «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько). В этом случае детям предлагается нарисовать подарок товарищам по группе.

Методика «Три желания».

Методики «Цветик-семицветик».

Методика «Если бы ты поймал золотую рыбку».

В заключение отметим, что эффективность работы с одаренными детьми определяется соблюдением следующих условий:

осознание важности работы всеми членами педагогического коллектива;

создание и постоянное совершенствование методической работы с одаренными детьми.

При этом необходимо:

сместить акцент с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка;

сместить акцент с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей;

сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки одаренного ребенка.

Источник

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Краснодарского Края «Ейский Полипрофильной Колледж»

Диагностики на выявление творческих способностей младших школьников

Подготовила:

Студентка Ш-31 группы

Рябенко Анастасии

Г.Ейск,2016г.

1)​ Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

2)​ Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

– продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

– гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

– оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

– разработанность (степень детализации ответов) – характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

3) Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

4) Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 – 34 балла; Средний уровень: 35 – 60 баллов; Высокий уровень: 61 – 85 баллов.

ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

Особенности ребёнка

1

2

3

4

5

1

Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

2

Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует

3

Точно, правильно использует много слов в своей речи

4

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов

5

Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми

6

Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

7

Легко справляется с загадками и может их придумывать

8

Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление

9

Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями

10

Понимает значение чисел от 1 до 10

11

Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники

12

Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции

13

Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки

14

Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники

15

Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети

16

Проявляет острую наблюдательность

17

Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

Диагностика – 5.

I задание.

Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».

-Почему их так зовут?

-Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежит?

-Какой цвет подойдёт каждой фигурке?

-Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.

-Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.

II задание.

Разворот учебника Музыка «Три подружки»

-Дай прозвище к портрету – зеркалу каждому персонажу (Например, Мямлик, Шустрик, Плакса, Трансформер и т.д.)

-Определить характеры по позе, жесту (схематично)

-Покажи походку каждого. Кто как разговаривает.

По музыкальным фрагментам определи, какой персонаж подходит к музыкальному отрывку.

-Дай имена, созвучные характеру персонажа.

III задание.

«Клее» – название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.

Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».

IV задание.

Методика Роршаха «Чернильные пятна».

Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.

Оценка в баллах:

1 балл – ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;

2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;

3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.

Диагностика – 6

Анкета для родителей

1)​ Ф. И. ребёнка

2)​ Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).

3)​ Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?

4)​ Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?

5)​ Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?

6)​ Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

7)​ Всегда ли доделывает свою работу до конца?

8)​ Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

9)​ Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

10)​ Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

7. Творческое задание «Три краски»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Луч​ше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и за​полнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему не​много дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

8. Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле “Рукавичка”, но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

9. Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 – 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

Источник