Краткая характеристика особенностей и трудностей развития ребенка

Педагоги и психологи сходятся во мнении, что в первые 6—7 лет ребенок проходит гораздо больший путь, чем за всю остальную жизнь. То, что будет сформировано в эти годы, будет базой для всей жизни.

В развитии детей-дошкольников, помимо правильного хода событий возможны некоторые отклонения, которые подвергаются коррекции при адекватной оценке со стороны взрослых окружающих. В данной консультации будут кратко рассмотрены часто встречающиеся трудности и проблемы в развитии детей дошкольного возраста, но основное внимание будет уделено рассмотрению вопроса детского онанизма и «трудных вопросов», которые дети в силу своего возраста могут задавать окружающим их взрослым.

Итак, что же можно указать как трудности в развитии дошкольников?

1. Вербализм.

2. Воровство.

3. Лживость.

4. Уход от деятельности.

5. Онанизм.

Кратко рассмотрим каждый из перечисленных моментов.

Вербализм. Дети, характеризующиеся вербализмом, выделяются на фоне сверстников. Они легко и безбоязненно вступают в контакт с незнакомыми, демонстрируя недетскую осведомленность в различных сферах жизни. Но в процессе беседы становится ясно, что мыслят они «штампами». Обладая высоким уровнем развития активной речи, мышление таких детей развито плохо. Их познавательные интересы поверхностны и неустойчивы. Они запоминают только то, что может пригодиться в беседах. Часто они привлекают к себе внимание, используя в речи сложные словесные конструкции и рассуждая на «недетские» темы. В качестве собеседников дети предпочитают взрослых, которые по достоинству могут оценить их «эрудицию». Со сверстниками они малообщительны, в основном те сами их избегают, так как у детей, характеризующихся вербализмом, интересы узконаправленны, а специфические детские виды деятельности развиты плохо. Другими словами, им неинтересно с обычными детьми.

Самооценка таких детей, как и уровень притязаний, достаточно высоки. Они охотно берутся за дело, но чаще всего благие намерения заканчиваются пространными рассуждениями.

Их общение носит формальный характер, так как их не интересует собеседник как человек с высокими чувствами и переживаниями. Такие дети ищут лишь объект, который мог бы по достоинству их оценить, которому они могли бы продемонстрировать свое превосходство.

В этом случае задача специалиста – показать родителям истинную картину развития ребенка, возможные варианты его дальнейшего развития, последствия воспитания в стиле «мой ребенок сверхталантлив!». В случае если родители согласятся с необходимостью изменения стиля взаимоотношений с ребенком, им важно объяснить роль игры в развитии ребенка, ее возможности и потенциал. Они должны понять, что ребенку необходимо дать возможность быть ребенком. Параллельно нужно развивать навыки продуктивных видов деятельности, стимулировать интерес к сверстникам. Эта работа требует последовательности действий самих родителей. Важно постепенно переориентировать ребенка, учить его ценить в людях доброту, честность, а не умение красиво говорить. Естественно, начинать взрослые должны с собственных оценок.

Воровство.Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются, прежде всего, мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые «кражи престижа», когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, «на спор». Так же для детей-дошкольников нехарактерны групповые кражи.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:

1. желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);

2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;

3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;

4. желание отомстить кому-либо.

Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.

Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?» – удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями являются:

− импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;

− неразвитость прогностической функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;

− узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;

− осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Что же можно порекомендовать родителям?

Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула «воровать нельзя, воровство – это плохо» должна быть хорошо понята и принята ребенком.

Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.

Лживость.Жизнь каждого ребенка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир фантазий от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7—8 годам. Но если в 4—5 лет фантазии ребенка невинны, то в 5—6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом легком – лжи. Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.

Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребенка на ложь. Мотивами ко лжи могут быть следующие:

1. ревность, соперничество в семье;

2. большое количество запретов в семье;

3. завышенные требования к ребенку от родителей, соответственно – страх потерять любовь родителя, его расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным;

4. пример родителей.

Что же здесь можно сделать?

Начинать работу с лживыми детьми следует с выяснения особенностей семейных отношений, особенностей личностей самих родителей. Далее можно проанализировать реальные возможности и способности ребенка, а также его взгляд на отношения в семье.

Важно объяснить родителям, что их задача – не поймать ребенка на лжи, а разобраться в мотивах такого поведения. Лучше использовать косвенные методы воздействия: сказки, рассказы, проблемные ситуации, в ходе обсуждения которых можно, во-первых, выявить особенности сложившейся системы ценностей, а во-вторых, безболезненно и тактично повлиять на нее.

Уход от деятельности.Жалобы родителей детей с синдромом «ухода от деятельности» касаются их невнимательности, рассеянности, отсутствия интереса к окружающему, безудержного вранья, не преследующего корыстных целей. При взгляде на такого ребенка создается впечатление его безучастности к происходящему вокруг него, он не слышит адресованных ему вопросов, не выполняет задания, предложенные на занятиях.

Внутренний механизм развития «ухода от деятельности» заключается в парадоксальном сочетании демонстративности и тревожности в личности таких детей. Испытывая высокую потребность во внимании, проявиться которой мешает тревожность, дети интуитивно начинают удовлетворять ее во внутреннем плане благодаря гипертрофированному воображению. Именно фантазирование для этих детей выступает психологической защитой, которая помогает удовлетворить чувство собственной значимости, наполнить внутреннюю жизнь событиями.

В реальной жизни дети с этим синдромом маловосприимчивы к неудачам на занятиях, это им просто неинтересно. Порицание на них не оказывает должного воздействия.

В этом случае начать работу с такими детьми нужно с поиска той сферы творческой деятельности, в которой ребенок мог бы удовлетворить фрустрированную потребность во внимании к себе, что обязательно должно выразиться в конкретном продукте деятельности. Наиболее доступными в этом случае являются рисование и лепка. Это будет способствовать решению основной коррекционной задачи: переориентации воображения ребенка на решение конкретных задач, его развертывание во внешней форме продукта творческой деятельности. А безусловно позитивная поддержка взрослых, помощь в начинаниях будет способствовать повышению собственной личностной ценности и ценности продуктов деятельности в глазах ребенка.

Источник

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт,  имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики,  общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается  несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.  Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не  устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________

Речевое развитие

а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий).  Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены.  Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

Источник

Слайд 1

Характеристика основных трудностей развития ребенка (система профилактики девиантного поведения и употребления ПАВ в образовательном учреждении). Выполнила: Педагог – психолог Гришанина Н. В

Слайд 2

Первичная профилактика. Охватывает всех учащихся детей и их родительские семьи, но в первую очередь — здоровых, нормативно развивающихся и не имеющих выраженных факторов риска. Цель первичной профилактики — обеспечивать нормативное развитие личности ребенка, формировать нравственные установки и в их рамках установки на здоровый образ жизни.

Слайд 3

Вторичная профилактика . Представляет собой систему работы с детьми «группы риска».

Слайд 4

Третичная профилактика. Это психокоррекционная и реабилитационная работа с детьми, у которых уже выявлено социально девиантное поведение и развивающаяся зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, никотина, наркотиков, одурманивающих).

Слайд 5

Особенности развития личности в младшем школьном возрасте Факторы школьной дезадаптации, психофизиологические факторы связанная с неготовностью ребенка к сложной социальной роли ученика Коммуникативная неготовность Группа эмоциональных факторов: 1. Д ети с высокой тревогой, невротическими расстройствами и инфантилизмом 2. Дети с синдромом гипервозбудимости (моторной расторможенности) и патологией активного внимания (дети с минимальной мозговой дисфункцией)

Слайд 6

Средняя школа 5-й класс (10—11 лет) Психофизиологическая адаптация к школе: Развитие учебной деятельности как самостоятельной в рамках многопредметного обучения Развиваются вне учебная деятельности Развивается сфера общения по интересам и происходит дифференциация класса на малые группы Завершается этап «латентного» либидо, или этап полоролевого развития личности формируется вторичная самооценка В течение 5-го класса должны быть решены следующие задачи возрастного развития.

Слайд 7

Приведем краткий перечень типичных кризисов развития детей в 5-м классе, развитие которых необходимо предупредить первичной профилактикой: Кризисы психофизиологической адаптации к школе Кризис, неготовности ребенка к переходу на многопредметное обучение Кризисы фрустрации потребности в самореализации Кризисы отношений дружбы, общения, «личность —группа» Психологический инфантилизм и психологически зависимое поведение Кризисы формирования самооценки

Слайд 8

Объекты вторичной профилактики в 5 классе. Дети не готовые к переходу на многопредметное обучение. Дети с синдромом раннего детского воровства

Слайд 9

6 класс (11-12 лет) Начинаются предподростковые процессы группирования в 5 классе У девочек и у половины мальчиков начинается платоническая (романтическая) фаза психосексуального развития.

Слайд 10

Вторичная профилактика в 6-м классе 1. Дети с прогрессирующей (начиная с 5-го класса) педагогической запущенностью и с признаками ее перехода в социальную запущенностью. 2. Дети с эмоциональными расстройствами и стойкими нарушениями самооценки (неврозами, депрессиями). 3. Дети с патохарактерологическими нарушениями (формирующимися психопатиями) и агрессивным поведением. 4. Дети с синдромом «детей отцов-алкоголиков». 5. Дети с инфантилизмом и психологически зависимым поведением от группы, лидеров-сверстников и взрослых.

Слайд 11

7-й класс (12—13 лет) В данном возрасте развивается кризис тринадцати лет. Представим основные типы детей «группы риска»: 1 Дети с невротическим или патохарактерологическим развитием личности. 2 Дети с синдромом уходов (уходы из школы, уходы и побеги из дома). 3. Дети с агрессивным подростковым девиантным поведением — хулиганством, воровством (и вымогательством), в том числе в составе антисоциальной группы 4. Дети с эмоциональными расстройствами в связи с предразводным состоянием в семье и после развода родителей. 4. Дети с зависимостью от поп-культуры.

Слайд 12

8-9 класс (13-15 лет). К типичным особенностям развития детей «группы риска» в 8-9 классе относится: невротическое развития личности, патохарактелогические реакции, социально – психологический инфантилизм и неготовность к выбору профессии и дальнейшей учебе, ранняя зависимость от ПАВ или азартных игр, раннее начало сексуальной жизни.

Источник