Козлова программа социального развития ребенка

РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ

(Программа социального развития ребенка)

Программа «Я – человек», С.А.Козловой,  направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т.е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями.

Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре, что предусмотрено программой, поможет развить в ребенке его творческий потенциал.

Знания о Человеке помогут развить в нем внимание к себе, понимание своей сущности. А постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что впоследствии поможет ему более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.

Решить весь этот комплекс задач под силу педагогам совместно с родителями.

Программа включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.

РАЗДЕЛ  I.

«ЧТО  Я  ЗНАЮ  О  СЕБЕ»

Цель раздела– обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным.

Этот раздел имеет следующие подразделы: Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

РАЗДЕЛ  II.

«КТО  ТАКИЕ  ВЗРОСЛЫЕ  ЛЮДИ»

Цель раздела– поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Подразделы: Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.

РАЗДЕЛ  III.

«ЧЕЛОВЕК  –  ТВОРЕЦ»

Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Подразделы: Предметы рукотворного мира. Материалы, созданные человеком. Человек создает технику. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник.

РАЗДЕЛ  IV.

«ЗЕМЛЯ  –  НАШ  ОБЩИЙ  ДОМ»

Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, своей страны.

Подразделы: Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ, твоя республика, твой город.

Источник

ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Парциальная программа социального развития ребенка

С.А. Козловой «Я – человек»

Цель программы: способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, о взаимоотношениях людей, их отношений друг к другу, к событиям и фактам. Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь детей в дошкольном учреждении.

Программа нацелена на последовательное введение ребенка в социальный мир.

Программа «Я – Человек» включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.

  1. «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.)
  2. «Кто такие взрослые люди» (Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.)
  3. «Человек – творец» (Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник.)
  4. «Земля — наш общий дом» (Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ).

Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

Читайте также:  Влияние типа родительских отношения на психическое развитие ребенка

Программа включена в образовательный процесс с младшей группы. Содержание разделов от младшей группы до подготовительной группы усложняется.

Например, раздел «Что я знаю о себе». Подраздел «Как мы живем в детском саду»:

  1. младшая группа (Я хожу в детский сад. Я знаю, где он находится, знаю, как пройти в свою группу и на наш участок. Знаю, как зовут моих воспитателей. В группе я знаю, где мы играем, где спим, где умываемся; знаю, где лежат книги, игрушки; знаю о наших растениях, которые находятся в группе и на участке. Я знаю имена детей своей группы, они мои друзья, мы вместе играем);
  2. средняя группа (В детском саду у меня много друзей. Я знаю их имена и фамилии. Я дружу с мальчиками и девочками. У нас есть правила, которые мы все выполняем в группе: не обижайте друг друга, каждой вещи – свое место, помогайте друг другу. У нас в детском саду часто бывают праздники. Мы все вместе готовимся к ним. Я люблю свой детский сад, детей в группе, своих воспитателей);
  3. старшая группа (В детском саду у меня много друзей, но есть один самый верный друг. Мы с ним живем рядом, а в детском саду сидим за одним столом во время занятий и во время еды. Все дети в нашей группе живут по правилам, которые мы сами установили: не драться; помогать друг другу; быть веселыми; беречь вещи, игрушки, растения; заниматься интересными делами и другие. Все эти правила мы обсудили и договорились их выполнять, так как они помогают нам жить дружно и интересно);
  4. подготовительная группа (Я дружу со всеми детьми нашей группы, но с Мишей и Костей особенно. Это мои верные друзья. Мы вместе играем, читаем книги, У нас в группе есть свой «Свод законов», по которому мы все живем. Это такие правила, которые мы сами себе установили, поэтому сами их и выполняем. Хорошо, что есть такие правила, которые помогают нам жить дружно.)

В заключительной части программы «Я – Человек» изложены требования к уровню усвоения каждого раздела.

Например, требования к уровню усвоения раздела «Что я знаю о себе»:

Младший дошкольный возраст.

Называть и показывать на себе, других людях, игрушках, животных:

  1. части тела (руки, ноги, голова, животик, пальцы на руках и ногах);
  2. органы чувств (глаза, уши, нос, язык);

Уметь объяснить, зачем нужны органы чувств и части тела;

Замечать ярко выраженное настроение взрослых и детей (смеется, плачет, сердится, радуется);

Знать:

  1. свои имя и фамилию, домашний адрес;
  2. имя родителей, воспитателей;
  3. родственные связи и свою социальную роль (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь).

Старший дошкольный возраст.

Знать:

  1. названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, легкие, желудок);
  2. имя и отчество родителей, полный домашний адрес и телефон;
  3. родственные связи и свою социальную роль (тетя, дядя, внук, внучка, сестра, брат, прабабушка, прадедушка), называть их;
  4. правила поведения на улице, дома, в детском саду, выполнять их;

Устанавливать связи:

  1. между органом чувств и выполняемой им функцией;
  2. между отношением к своему организму и возможными заболеваниями;

Уметь:

  1. владеть навыками самообслуживания;
  2. управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и др.);
  3. анализировать свои поступки и поступки других людей;
  4. оказать помощь другому человеку;
  5. договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками.

Планирование воспитательно-образовательной работы по программе должно соответствовать следующим рекомендациям:

  1. включать разные виды деятельности;
  2. «пронизывать» содержанием программы всю жизнедеятельность ребенка;
  3. еженедельно планировать следующие виды деятельности детей: беседы, чтение художественной литературы, изобразительную, конструктивную деятельность, музыку, экспериментирование и опыты;
  4. находить взаимосвязь разных разделов программы с другими разделами воспитательно-образовательной работы.

Раздел/

неделя

НОД

Игра

Чтение

худож.

литерат.

Труд

Развлечения

I

Эксперимент

опыт

1-ая неделя Раздел 1

2-ая неделя Раздел 2

3-ья неделя Раздел 3

4-ая неделя Раздел 4

Схема планирования может быть следующая:

Таким образом, каждую неделю планируется непосредственно образовательная деятельность и другие виды деятельности по одному из разделов.

Отдельно планируется работа с родителями. Она включает в себя консультации на разные темы:

  1. как провести прогулку с ребенком,
  2. что посмотреть в музее,
  3. как устроить дома день рождения ребенка,
  4. как составить свою родословную и рассказать о ней малышу и т.д.

Источник

Программа  «Я – Человек»  С.А.Козловой

(Программа социального развития ребенка)

Программа  направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т.е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями.

Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Роль общения в психическом развитии ребенка психология

Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре, что предусмотрено программой, поможет развить в ребенке его творческий потенциал.

Знания о Человеке помогут развить в нем внимание к себе, понимание своей сущности. А постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что впоследствии поможет ему более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.

Решить весь этот комплекс задач под силу педагогам совместно с родителями.

Программа включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.

Раздел 1. Что я знаю о себе.

Цель раздела – обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным.
Этот раздел имеет следующие подразделы:

Мой организм.

Мои чувства.

Мои мысли.

Мои поступки.

Мои умения.

Моя семья.

Моя родословная.

Как мы живем в детском саду.

Раздел 2. Кто такие взрослые люди.

Цель раздела – поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Подразделы:

Дети и взрослые.

Зачем и как работают взрослые люди.

Зачем и как люди отдыхают.

Раздел 3 «ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ»

Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Подразделы:

Предметы рукотворного мира.

Материалы, созданные человеком.

Человек создает технику.

Живая, неживая природа и человек.

Человек – художник.

Раздел 4 «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, своей страны.

Подразделы: Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ, твоя республика, твой город.

Источник

Стержнем программы ‘Я — человек’ являются знания о Человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

Автор программы: С.А. Козлова
Цели программы:

  • помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;
  • на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Назначение программы — способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Ребенок, став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности, научится анализировать их.

Структурно-содержательная характеристика

«Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.

«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.

«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.

«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.

Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:

  • интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве;
  • творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах.

Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии, автономии.

При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывалось, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Слишком сложные знания становятся барьером к их восприятию. В программу включены знания, находящиеся между высшим и низшим порогами информативности, эмоционально близкие ребенку факты и явления, которые могут быть отражены в разнообразной детской деятельности. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, событиям и фактам.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 10 кинешма

Учебно-методическое обеспечение

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить основой технологии реализации программы «Я — человек».

Результаты апробации программы

Программа может быть использована как парциальная и в сочетании с другими программами по общему развитию ребенка. Она будет полезна и учителям начальных классов для занятий с детьми в группе продленного дня, и родителям для занятий с детьми, которых интересует окружающий мир.

Программа «Я — человек» апробирована в практике работы воспитателей дошкольных учреждений городов — Москвы, Саранска, Тольятти, Шадринска и др.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009.

Источник

Александра Прокофьева
Цикл занятий по программе С. А. Козловой «Я-Человек»

подготовили воспитатели ЧУ ОО СОШ «Росинка» Прокофьева А. М., Моисеева А. М.

Цикл занятий по программе С. А. Козловой

«Я- ЧЕЛОВЕК»

Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством ученого и изобретателя И. Ньютона».

Ознакомительная беседа.

Цель: формировать у детей интерес к человеку- изобретателю, развивать внимание, любознательность, добиваться эмоционального отклика.

-Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о человеке-изобретателе! Подумайте и скажите, кого можно назвать изобретателем? Да, это люди, которые придумывают и создают что-то новое и полезное для всех. Таких людей знают, помнят и уважают. Изобретателей можно назвать по другому- ученые. Ученые живут в разных странах и своей работой прославляют свою Родину.

Послушайте рассказ об английском ученом-изобретателе Исааке Ньютоне. Рассказ…

После прочтения, воспитатель демонстрирует детям фотографии с изображением великого ученого и его работ. Обсуждают услышанное и увиденное. –Да рошло много лет с тех пор, когда жил Ньютон, но люди до сих пор помнят его имя, почему?

Подвести детей к выводу, что открытия ученого и сейчас полезны людям. – Как вы думаете,что нужно сделать человеку, чтобы имя его знали и уважали во всем мире? – нужно много работать и сознавать что- то полезное для всех!

Рисование.

«Удивительные игрушки Ньютона».

Цель: формировать умение выразительно передавать в рисунке характерные особенности игрушек, воспитывать интерес к изобретеням ученого, вызвать эмоциональный отклик к работе.

– Ребята, давайте представим, что мы перенеслись на 300 лет назад, попали в Англию и увидели один день маленького Ньютона! Мы уже много знаем о его жизни и его изобретениях. Подумайте, чтобы Ньютон мог бы нам рассказать о своих опытах, об смастеренных им игрушках?

– Давайте сейчас нарисуем то, что мы с вами могли бы увидеть, если бы Ньютон сейчас перед нами придумывал свои удивительные игрушки. Какое у него настроение, во что он одет, какая стоит погода, что его окружает? Закройте глаза и представьте перед собой эту картину…

– А теперь подумайте, что вам нужно для рисования- какая бумага и материалы (краски, мелки и пр.) Приготовьте свои рабочие места и приступвйте к рисованию.

В конце занятия все детские работы расставляются на стенде и дети рассказывают свои истории по нарисованным картинам.

– Вы замечательно справились с заданием! Давайте организуем выставку, пригласим малышей и устроим для них увлекательную экскурсию.

Наблюдение.

«А как бы сделала моя прабабушка»

Цель: развивать мышление, воображение, повышать познавательную активность, вызвать эмоциональный отклик.

-Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие, в прошлое вещей и предметов. Посмотрите, что вы видите перед собой (эл. утюг, пылесос, эл. чайник, эл. кофемолка, эл. светильник). Как эти редметы можно назвать одним словом?

-Электробытовая техника.

-Зачем нужна эта техника?

-Она облегчает труд людей.

-А всегда ли была эта техника?

-Нет, не всегда.

-Как же люди обходились без нее?

-Было что то другое.

– Да, посмотрите на эту коробку, здесь лежат веник,ручная мельница, свеча, чугунный утюг.

-Давайте найдем здесь предмет, который заменил пылесос, это веник. А теперь, давайте, почистим ковер с помощью веника и с помощью пылесоса, что лучше? Пылесос, он быстрее и чище убирает.

То же проделываем с остальными предметами, убеждаемся, что современная техника удобнее и проще и быстрее.

-Ребята, кто же придумал эту удобную технику?

-Её придумал изобрели ученые, а зачем?

-Чтобы люди быстрее успевали сделать разную работу, такая техника облегчает труд и освобождает больше времени, делаеи жизнь удобнее!

В конце занятия можно предложить детям поиграть в дид. игру «Предметы- родственники».

Источник