Корректировка индивидуального пути развития ребенка
Хотим
мы того или не хотим, в учебно-воспитательном
процессе необходимо
совместить две, казалось бы, несовместимые
вещи — достижение цели
и задач воспитания в условиях массового
коллективного воздействия и учета,
корректировки
индивидуального пути развития каждого
воспитан-
6.6.
Развитие индивидуальности и
самоактуализация личности 405
ника.
Задача не из легких, но реально
осуществимая. Что
же
для этого надо? Думается, есть несколько
аспектов
внимания
и специальной заботы классного
руководителя
(воспитателя).
О
Умение увидеть в каждом воспитаннике
индивидуальность,
уникальность и неповторимость каждой
личности
и принять ее такой, какая она есть.
О
Глубокое, на научной основе изучение
личности воспитанника, его положения,
статуса в воспитательном процессе.
О
Установление индивидуально-личностных
отношений с
каждым воспитанником.
О
Организация личностно ориентированной
воспитывающей деятельности в классном
коллективе на основе индивидуальных
особенностей учащихся.
О
Инструментовка воспитания как
самопознания и саморазвития
личности, ее самоактуализации.
О
Индивидуальный корректив в воспитании
некоторых школьников.
Преодоление «сопротивления воспитанию».
Возможная типология индивидуальностей
С.Д.
Поляков предлагает для практического
использования при индивидуальном
подходе к учащимся такую типологию
индивидуальных
различий*, в
которой несколько подходов.
1. На
основании склонностей учащихся
к развитию в тойили
иной личностной сфере:’
>*
школьники с доминантой интересов в
интеллектуальной
сфере;
:*-
школьники, ориентирующиеся на
художественную сферу;
>-
воспитанники, для которых привлекательна
сфера практических
задач и действий;
>•
воспитанники с доминантой интересов
в сфере отношений
людей.
2. На
основании установления взаимосвязи
между
формами
деятельности и общения учащихся и
процессом развития
его индивидуальности:
*
Поляков
С.Д. Психопедагогика
воспитания. М., 1996. С. 57—58.
406
Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
6.6.
Развитие индивидуальности и
самоактуализация личности
407
>~
склонные к индивидуальной деятельности;
>•
склонные к совместной, групповой,
коллективной деятельности;
>•
с приоритетностью межличностного
общения; >~
акцентированные на групповом общении;
>-
склонные к ситуациям публичности —
действиям, выступлениям
перед «массой».
3.
С
точки зрения решения специфических
воспитательных задач
при
различных
отношениях школьников к себе, своим
проблемам, возможностям их решения: >-
школьники, которым достаточно
подтверждения их мнения
о себе и своих действиях; >•
воспитанники, которым требуется активное
участие педагога
в их отношениях с собой, активное
подталкивание
в самопонимании и самореализации; >*
воспитанники, которым нужно весьма
жесткое руководство
их действиями и энергичное стимулирование
их обращенности на себя.
МЕТОДИКА
И
ТЕХНИКА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПОДХОДА В
ВОСПИТАНИИ
Установление
индивидуально-личностных
контактов педагога
и воспитанника
складывается постепенно. При этом
воспитатель поначалу сознательно,
целеустремленно
использует особые
приемы,
проецирует
специальное вхождение в контакт:
ритуал уважительного знакомства (с
улыбкой, доброжелательным рукопожатием,
специальными выражениями:
«Я так рад с тобой познакомиться…», «Я
ждал этой встречи…»,
«Прекрасно’, ну вот мы и знакомы…»;
более выигрышное
употребление имени и фамилии воспитанника,
обращение на «Вы» или с разрешения (!)
на «ты» по
праву старшинства и более близких
контактов по сравнению
с учителями-предметниками…). Это
выражение доверия
(даже с «авансом») в порученных делах,
это благожелательный,
добродушный тон общения, это частое
употребление «вежливых слов», это
«контакт понимающих глаз». Это, может
быть, и взывание к силе физической
и духовной воспитанника, типа: «Я
женщина, мне не
дано.., а ты ведь мужчина». Это и наличие
общих тайн: «знаю
о тебе что-то плохое, но… это наша тайна,
и она останется
между нами, и я тебя никогда не упрекну
и не
буду
уважать меньше». Это может быть и серия
«особых» просьб: «Ты ведь сделаешь это
лучше меня (лучше других)…», «У тебя
это прекрасно получается». Это и особая
техника
поощрения — наказания либо их отсутствие
в знак
глубокого уважения. Это и посещение
ученика дома, а
значит, маленькие и большие семейные
тайны, это нередко
откровения самого ученика или его
родителей… И умение
прощать…(как мама). И многое.-многое
другое.
Индивидуально-личностный
контакт педагога с воспитанником
облегчает процесс введения
каждого воспитанника
в коллективную творческую деятельность
всего ученического
коллектива, превращение
общеклассных дел в
личностно-ориентированные дела*.
Индивидуальный
подход к воспитанникам предполагает
еще три важных момента. Первый — научение
тому,
что выполняет. Тогда классный руководитель
(воспитатель)
выступает по отношению к воспитаннику
в качестве
методиста, наставника. Формы научения
самые
различные: и школа актива, и индивидуальное
научение,
и передача опыта, и письменно оформленная
«организаторская
задача», и разного рода «памятки»,
и.краткий
инструктаж. Второй, связанный с первым,
-организация
«ситуации
успеха», т.е.
помощь в высококачественном
исполнении порученного дела на виду у
всех
с последующей позитивной
оценкой (это
третий момент),
когда позитивная оценка педагога
постепенно становится
позитивной оценкой классного коллектива,
а
потом и самооценкой.
Важный
момент работы классного руководителя
— забота
о том, как
«вписывается» каждый
школьник в
жизнь и
деятельность классного коллектива.
Современный
школьник
— член многих коллективов: не только
класса, но и семьи,
неформальных объединений в школе и за
ее пределам, круга друзей и
единомышленников, группы, где «тусуется»
от нечего делать… С возрастом число
групп и коллективов
увеличивается, отношения с ними и в них
обогащаются,
усложняются.
*
Подробнее об этом в книге: Поляков
С.Д., Ясшщкая В.Р., Зилин Э.С. Цели
современного воспитания. Личностно
ориентированное коллективное
творческое дело. Ульяновск, 1996.
408
Глава
VI,
Организация воспитательного процесса
в школе
Вот
почему так важно использовать специальные
приемы
с целью обеспечения каждому ученику
комфортного
состояния в классном коллективе:
специальные классные
часы «Интересный человек рядом» (о
каждом с интересом:
его хобби, о деятельности вне школы, о
его путешествиях
и поездках, коллекционировании, о
родителях
и бабушках-дедушках…), серия «ситуаций
успеха», празднование
в классе дней рождения и дней именинника,
публичное награждение за успехи,
различные психологические тренинговые
упражнения (типа «учимся говорить
комплименты», «учимся дарить подарки»
и т.п.)… Все
это позволяет создать в классе
благоприятный эмоциональный
климат, сделать позицию каждого радостной
и
защищенной. Этому способствуют еще и
специальные-правила,
традиционно вводимые в общение: «Живи
для улыбки
друга», «Развивай в себе чувство локтя»,
«Никому
не позволено обижать другого» и т.п.,
которые неукоснительно
соблюдаются.
Современное
решение проблемы индивидуального
подхода
— это еще максимальное способствование
развитию индивидуальности
ученика,
его самопроявлению и саморазвитию.
Это
происходит через включение детей в
разнообразные
виды классной и школьной деятельности
на основе способностей
и интересов, через участие их в различных
учреждениях
системы дополнительного образования.
Ценно
использование различных многопрофильных
детско-юношеских
объединений, где каждый может попробовать
себя
в разнообразных видах и формах
деятельности.
Классный
руководитель использует возможности
детей, занимающихся
в сфере дополнительного образования
(играет
на музыкальных инструментах, танцует,
поет, рисует, делает что-то мастерски
своими руками…), для обогащения
содержания воспитательной работы с
классом, повышая
уровень мастерства и качества. И…
поднимая престиж этого ученика,
обеспечивает его самоактуализацию
среди сверстников и педагогов.
Говоря
об индивидуальном подходе в воспитании,
нельзя
забыть о детях, требующих особого
внимания классного
руководителя, — так называемых трудных
(трудновоспитуемых)
детях и подростках: имеющих отклонения
в
развитии, различную степень недоразвитости
отдельный
6.6.
Развитие
индивидуальности и самоактуализация
личности 409
функций,
детях с различными заболеваниями,
педагогически
запущенных и даже… одаренных в какой-то
области…
Все они трудно «вписываются» в общую
систему воспитательной
работы, проявляя «сопротивление
воспитанию».
Здесь нужен индивидуальный
корректив. Именно
об этом
писал в свое время еще Ж.-Ж. Руссо:
«…прежде чем воспитывать
характер, нужно его изучить, спокойно
ждать, когда
он проявится, предоставлять ему случаи
проявить себя. Лучше воздержаться от
всяких действий, чем действовать
некстати. Один талант следует окрылить,
а на другой
накинуть путы; одного нужно подталкивать,
а другого
сдерживать; одного необходимо приласкать,
а другого
приструнить; приходится то просвещать,
то притуплять остроту умов. Ведь
иной создан для того, чтобы вести
познания человеческие до последнего
их предела, а для
другого даже умение читать и то окажется
пагубным».
В
настоящее время в современной школе
массовым явлением
стало появление классов
педагогической коррекции.
К
сожалению, б
педагогической
практике бытует извращенное к ним
отношение: называют «классами дурачков»
и… снижают и уровень образования, и
содержание воспитания,
махнув на все рукой. А суть-то в том,
чтобы организовать
их развитие на их собственном уровне.
И это благородно.
Обратимся к размышлениям В. Леви:
«…Олигофрен
ли? Олигофрен — малоумный. А малоумие
— понятие
растяжимое. Сколько ума надо для жизни,
никому не известно. Не пережимайте.
Ощутил немножко такую опасность
— в Вашей страстности, в стремлении к
преодолению
«сопротивления материала»… Главное:
Ваша любовь, которую Вы подарили
воспитаннику. И… подарили
ему «себя самого, принятого, любимого.
Пусть же это
не заслоняется частностями, даже такими
важными, как
нормальная речь, усвоение понятий,
доступных другим.
Не верите в наследственность?.. Правильно,
верить в нее
не надо. Но трезво иметь ввиду…
И
второе главное: общение и уверенность…
Нахождение
СВОИХ интересов, СВОЕГО дела… Не
«тянуть», а дать
выявиться. Рисовать, строить, мастерить,
собирать. Общаться
с животными, с растениями»*.
*
Леей
В. Исповедь
гипнотизера. М., 1994. С. 296. Кн.2. Кот в мешке.
410
Глава VI.
Организация воспитательного процесса
в школе
дифференциро-
I
Внеурочная работа классного руково-ванный
подход
дителя
имеет еще и аспект
дифферен-в
воспитании
дарованного
подхода, т.е.
работа с группами
учащихся, созданными по самым разнообразным
признакам: девочек и мальчиков, актива
и пассива, по группам интересов и
склонностей, одаренные дети
и слабоуспевающие, трудные подростки,
дети с отклонениями
в физическом и психическом развитии,
дети с
ослабленным здоровьем, дети из
неблагополучных семей. Это может быть
работа специально с ними: беседа с малой
группой,
чтение книг и статей, посещение театра
или музея, прогулка, «девичник» или
«мальчишник» и т.д. И тем не-менее
главное назначение всей этой работы —
достижение
общей цели воспитания, включение разных
категорий детей
в общую жизнедеятельность, в систему
запланированных отношений на основе
их индивидуального своеобразия.
Источник
Адаптивная программа индивидуального маршрута развития ребенка.
Пояснительная записка.
Содержание работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- в освоении основной программы дошкольного образования,
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
- их социальную адаптацию.
В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Таким образом, программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи в освоении Образовательной программы.
Цели программы:
- создание системы комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии , их социальной адаптации.
- создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного бразования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Ожидаемый результат:
- создана система комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии , их социальной адаптации.
- созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Диагностическая работа включает:
№ п.п. | Задачи | Содержание деятельности в ДОУ | Ответственные | Сроки проведения |
1 | Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. | Изучение особых образовательных потребностей воспитанников, анализ «Карт индивидуального развития». | Специалисты ДОУ Педагоги | Май |
2 | Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. | Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников. Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой. | Психолог Педагоги | Сентябрь Октябрь |
3 | Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. | Проведение углубленного диагностического обследования | Специалисты Педагоги | Октябрь Январь |
4 | Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанника. | Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей. | Педагоги Психолог | В течение учебного года Октябрь Май |
5 | Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. | Диагностика семейной и социальной ситуации развития. | Психолог Педагоги | В течение учебного года |
6. | Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка. | Динамическое наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк | Специалисты Педагоги | В течение учебного года |
7. | Анализ успешности коррекционно-развивающей работы. | Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся. | Психолог педагоги | Апрель Май |
Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ:
- соблюдение режима дня,
- мероприятия по физическому и психическому закаливанию,
- специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением,
- особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании,
- использование здоровьесберегающих технологий
Хроническое заболевание | Фамилия, имя ребенка | Проявления | Причины | Работа с ребенком | Планируемый результат |
Фенилкетонурия | Беляев Даниил | Вялость ребенка; отсутствие интереса к окружающему; иногда повышенная раздражительность; беспокойство; срыгивания; нарушения мышечного тонуса (чаще мышечная гипотония); судороги; признаки аллергического дерматита; появляется характерный «мышиный» запах мочи. | Фенилкетонурия представляет собой достаточно тяжелое наследственное заболевание, основная тяжесть проявлений которого сосредоточена, прежде всего, на нервной системе. Возникает по причине нарушения обмена аминокислот, учитывая же поражение при этом ЦНС, ее проявления сводятся к нарушению умственного развития | Строжайшая диета соблюдается на протяжении, как минимум, пяти лет. В обязательном порядке детям назначается курс лечебной физкультуры и массажа. Дополни-тельно назначаются занятия, способствующие развитию логики. | Улучшения в состоянии здоровья. |
Источник