Корректировка индивидуального пути развития ребенка

Корректировка индивидуального пути развития ребенка thumbnail

Хотим
мы того или не хотим, в учеб­но-воспитательном
процессе необхо­димо
совместить две, казалось бы, несовместимые
вещи — достижение цели
и задач воспитания в условиях массового
коллективного воздействия и учета,
корректи­
ровки
индивидуального пути развития
каждого
воспитан-

6.6.
Развитие индивидуальности и
самоактуализация личности 405

ника.
Задача не из легких, но реально
осуществимая. Что

же
для этого надо? Думается, есть несколько
аспектов

внимания
и специальной заботы классного
руководителя

(воспитателя).

О
Умение увидеть в каждом воспитаннике
индивидуаль­ность,
уникальность и неповторимость каждой
лично­сти
и принять ее такой, какая она есть.

О
Глубокое, на научной основе изучение
личности вос­питанника, его положения,
статуса в воспитательном процессе.

О
Установление индивидуально-личностных
отношений с
каждым воспитанником.

О
Организация личностно ориентированной
воспитыва­ющей деятельности в классном
коллективе на основе индивидуальных
особенностей учащихся.

О
Инструментовка воспитания как
самопознания и са­моразвития
личности, ее самоактуализации.

О
Индивидуальный корректив в воспитании
некоторых школьников.
Преодоление «сопротивления воспита­нию».

Возможная типология инди­видуальностей

С.Д.
Поляков предлагает для практи­ческого
использования при индиви­дуальном
подходе к учащимся такую типологию
индивидуальных
различий*, в
которой несколько подходов.

1. На
основании склонностей
учащихся
к развитию в тойили
иной личностной сфере:’

>*
школьники с доминантой интересов в
интеллекту­альной
сфере;

:*-
школьники, ориентирующиеся на
художественную сферу;

>-
воспитанники, для которых привлекательна
сфера практических
задач и действий;

>•
воспитанники с доминантой интересов
в сфере от­ношений
людей.

2. На
основании установления взаимосвязи
между
форма­ми
деятельности и общения учащихся и
процессом раз­вития
его индивидуальности:

*
Поляков
С.Д.
Психопедагогика
воспитания. М., 1996. С. 57—58.

406

Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

6.6.
Развитие индивидуальности и
самоактуализация личности

407

>~
склонные к индивидуальной деятельности;
>•
склонные к совместной, групповой,
коллективной деятельности;

>•
с приоритетностью межличностного
общения; >~
акцентированные на групповом общении;
>-
склонные к ситуациям публичности —
действиям, выступлениям
перед «массой».

3.
С
точки зрения решения специфических
воспитательных
задач
при
различных
отношениях школьников к себе,
сво­им
проблемам, возможностям их решения: >-
школьники, которым достаточно
подтверждения их мнения
о себе и своих действиях; >•
воспитанники, которым требуется активное
участие педагога
в их отношениях с собой, активное
подтал­кивание
в самопонимании и самореализации; >*
воспитанники, которым нужно весьма
жесткое ру­ководство
их действиями и энергичное стимулирова­ние
их обращенности на себя.

МЕТОДИКА
И
ТЕХ­НИКА
ИНДИВИДУ­АЛЬНОГО
ПОДХОДА В
ВОСПИТАНИИ

Установление
индивидуально-личност­
ных
контактов
педагога
и воспитан­ника
складывается постепенно. При этом
воспитатель поначалу сознатель­но,
целеустремленно
использует осо­бые
приемы,
проецирует
специальное вхождение в кон­такт:
ритуал уважительного знакомства (с
улыбкой, доб­рожелательным рукопожатием,
специальными выражени­ями:
«Я так рад с тобой познакомиться…», «Я
ждал этой встречи…»,
«Прекрасно’, ну вот мы и знакомы…»;
более выигрышное
употребление имени и фамилии воспитан­ника,
обращение на «Вы» или с разрешения (!)
на «ты» по
праву старшинства и более близких
контактов по срав­нению
с учителями-предметниками…). Это
выражение доверия
(даже с «авансом») в порученных делах,
это бла­гожелательный,
добродушный тон общения, это частое
употребление «вежливых слов», это
«контакт понимаю­щих глаз». Это, может
быть, и взывание к силе физичес­кой
и духовной воспитанника, типа: «Я
женщина, мне не
дано.., а ты ведь мужчина». Это и наличие
общих тайн: «знаю
о тебе что-то плохое, но… это наша тайна,
и она останется
между нами, и я тебя никогда не упрекну
и не

буду
уважать меньше». Это может быть и серия
«особых» просьб: «Ты ведь сделаешь это
лучше меня (лучше дру­гих)…», «У тебя
это прекрасно получается». Это и особая
техника
поощрения — наказания либо их отсутствие
в знак
глубокого уважения. Это и посещение
ученика дома, а
значит, маленькие и большие семейные
тайны, это не­редко
откровения самого ученика или его
родителей… И умение
прощать…(как мама). И многое.-многое
другое.

Читайте также:  Развитие субъектности ребенка дошкольного возраста

Индивидуально-личностный
контакт педагога с вос­питанником
облегчает процесс введения
каждого воспи­
танника
в коллективную творческую деятельность
всего
ученического
коллектива,
превращение
общеклассных дел в
личностно-ориентированные дела*.

Индивидуальный
подход к воспитанникам предпо­лагает
еще три важных момента. Первый — научение
тому,
что выполняет. Тогда классный руководитель
(вос­питатель)
выступает по отношению к воспитаннику
в качестве
методиста, наставника. Формы научения
са­мые
различные: и школа актива, и индивидуальное
на­учение,
и передача опыта, и письменно оформленная
«организаторская
задача», и разного рода «памятки»,
и.краткий
инструктаж. Второй, связанный с первым,
-организация
«ситуации
успеха»,
т.е.
помощь в высоко­качественном
исполнении порученного дела на виду у
всех
с последующей позитивной
оценкой
(это
третий мо­мент),
когда позитивная оценка педагога
постепенно становится
позитивной оценкой классного коллектива,
а
потом и самооценкой.

Важный
момент работы классного руководителя
— за­бота
о том, как
«вписывается»
каждый
школьник в
жизнь
и
деятельность классного коллектива.
Современный
школь­ник
— член многих коллективов: не только
класса, но и семьи,
неформальных объединений в школе и за
ее пре­делам, круга друзей и
единомышленников, группы, где «тусуется»
от нечего делать… С возрастом число
групп и коллективов
увеличивается, отношения с ними и в них
обогащаются,
усложняются.

*
Подробнее об этом в книге: Поляков
С.Д., Ясшщкая В.Р., Зилин Э.С.
Цели
современного воспитания. Личностно
ориентированное коллектив­ное
творческое дело. Ульяновск, 1996.

408

Глава
VI,
Организация воспитательного процесса
в школе

Вот
почему так важно использовать специальные
при­емы
с целью обеспечения каждому ученику
комфортно­го
состояния в классном коллективе:
специальные класс­ные
часы «Интересный человек рядом» (о
каждом с ин­тересом:
его хобби, о деятельности вне школы, о
его путешествиях
и поездках, коллекционировании, о
роди­телях
и бабушках-дедушках…), серия «ситуаций
успеха», празднование
в классе дней рождения и дней именинни­ка,
публичное награждение за успехи,
различные психо­логические тренинговые
упражнения (типа «учимся го­ворить
комплименты», «учимся дарить подарки»
и т.п.)… Все
это позволяет создать в классе
благоприятный эмо­циональный
климат, сделать позицию каждого радостной
и
защищенной. Этому способствуют еще и
специальные-правила,
традиционно вводимые в общение: «Живи
для улыбки
друга», «Развивай в себе чувство локтя»,
«Нико­му
не позволено обижать другого» и т.п.,
которые неукос­нительно
соблюдаются.

Современное
решение проблемы индивидуального
подхо­да
— это еще максимальное способствование
развитию инди­
видуальности
ученика,
его самопроявлению и саморазвитию.

Это
происходит через включение детей в
разнообраз­ные
виды классной и школьной деятельности
на основе способностей
и интересов, через участие их в различных
учреждениях
системы дополнительного образования.
Цен­но
использование различных многопрофильных
детско-юношеских
объединений, где каждый может попробовать
себя
в разнообразных видах и формах
деятельности.

Классный
руководитель использует возможности
детей, занимающихся
в сфере дополнительного образования
(иг­рает
на музыкальных инструментах, танцует,
поет, рису­ет, делает что-то мастерски
своими руками…), для обо­гащения
содержания воспитательной работы с
классом, повышая
уровень мастерства и качества. И…
поднимая престиж этого ученика,
обеспечивает его самоактуализа­цию
среди сверстников и педагогов.

Говоря
об индивидуальном подходе в воспитании,
нель­зя
забыть о детях, требующих особого
внимания класс­ного
руководителя, — так называемых трудных
(трудно­воспитуемых)
детях и подростках: имеющих отклонения
в
развитии, различную степень недоразвитости
отдельный

6.6.
Развитие
индивидуальности и самоактуализация
личности 409

функций,
детях с различными заболеваниями,
педагоги­чески
запущенных и даже… одаренных в какой-то
облас­ти…
Все они трудно «вписываются» в общую
систему вос­питательной
работы, проявляя «сопротивление
воспита­нию».
Здесь нужен индивидуальный
корректив.
Именно
об этом
писал в свое время еще Ж.-Ж. Руссо:
«…прежде чем воспитывать
характер, нужно его изучить, спокойно
ждать, когда
он проявится, предоставлять ему случаи
проявить себя. Лучше воздержаться от
всяких действий, чем дей­ствовать
некстати. Один талант следует окрылить,
а на другой
накинуть путы; одного нужно подталкивать,
а дру­гого
сдерживать; одного необходимо приласкать,
а дру­гого
приструнить; приходится то просвещать,
то притуп­лять остроту умов. Ведь
иной создан для того, чтобы вес­ти
познания человеческие до последнего
их предела, а для
другого даже умение читать и то окажется
пагубным».

Читайте также:  Книги в помощь родителям по развитию ребенка

В
настоящее время в современной школе
массовым яв­лением
стало появление классов
педагогической коррек­
ции.
К
сожалению, б
педагогической
практике бытует из­вращенное к ним
отношение: называют «классами дурач­ков»
и… снижают и уровень образования, и
содержание воспитания,
махнув на все рукой. А суть-то в том,
чтобы организовать
их развитие на их собственном уровне.
И это благородно.
Обратимся к размышлениям В. Леви:
«…Оли­гофрен
ли? Олигофрен — малоумный. А малоумие
— по­нятие
растяжимое. Сколько ума надо для жизни,
никому не известно. Не пережимайте.
Ощутил немножко такую опасность
— в Вашей страстности, в стремлении к
пре­одолению
«сопротивления материала»… Главное:
Ваша любовь, которую Вы подарили
воспитаннику. И… пода­рили
ему «себя самого, принятого, любимого.
Пусть же это
не заслоняется частностями, даже такими
важными, как
нормальная речь, усвоение понятий,
доступных дру­гим.
Не верите в наследственность?.. Правильно,
верить в нее
не надо. Но трезво иметь ввиду…

И
второе главное: общение и уверенность…
Нахожде­ние
СВОИХ интересов, СВОЕГО дела… Не
«тянуть», а дать
выявиться. Рисовать, строить, мастерить,
собирать. Общаться
с животными, с растениями»*.

*
Леей
В.
Исповедь
гипнотизера. М., 1994. С. 296. Кн.2. Кот в мешке.

410
Глава VI.
Организация воспитательного процесса
в школе

дифференциро-
I
Внеурочная работа классного руково-ванный
подход
дителя
имеет еще и аспект
дифферен-
в
воспитании
дарованного
подхода,
т.е.
работа с груп­пами
учащихся, созданными по самым разнообразным
признакам: девочек и мальчиков, актива
и пассива, по группам интересов и
склонностей, одаренные дети
и слабоуспевающие, трудные подростки,
дети с от­клонениями
в физическом и психическом развитии,
дети с
ослабленным здоровьем, дети из
неблагополучных семей. Это может быть
работа специально с ними: беседа с малой
группой,
чтение книг и статей, посещение театра
или му­зея, прогулка, «девичник» или
«мальчишник» и т.д. И тем не-менее
главное назначение всей этой работы —
достиже­ние
общей цели воспитания, включение разных
категорий детей
в общую жизнедеятельность, в систему
запланирован­ных отношений на основе
их индивидуального своеобразия.

Источник

Адаптивная программа индивидуального маршрута развития ребенка.

Пояснительная записка.

   Содержание работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

  • в освоении основной программы дошкольного образования,
  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
  • их социальную адаптацию.

     В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Таким образом, программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи в освоении Образовательной  программы.

Цели программы:

  • создание системы комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ,  их социальной адаптации.
  • создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Задачи программы:

— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

Читайте также:  Роль психолого педагогической диагностики на разных этапах развития ребенка

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного бразования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

— оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Ожидаемый результат:

  • создана система комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ,  их социальной адаптации.
  • созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

 Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Диагностическая работа включает:

№ п.п.

Задачи

Содержание деятельности в ДОУ

Ответственные

Сроки проведения

1

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля.

Изучение особых образовательных потребностей воспитанников, анализ «Карт индивидуального развития».

Специалисты ДОУ

Педагоги

Май

2

Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

Проведение  психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников.

Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой.

Психолог

Педагоги

Сентябрь

Октябрь

3

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.            

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение углубленного диагностического обследования

Специалисты

Педагоги

Октябрь

Январь

4

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанника.

Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей.

Педагоги

Психолог

В течение учебного года

Октябрь

Май

5

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

Диагностика семейной и социальной ситуации развития.

Психолог

Педагоги

В течение учебного года

6.

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

Динамическое  наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк

Специалисты Педагоги

В течение учебного года

7.

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся.

Психолог

педагоги

Апрель

Май

Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ: 

  • соблюдение режима дня,
  • мероприятия по физическому и психическому закаливанию,
  • специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением,
  • особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании,
  • использование здоровьесберегающих технологий

Хроническое заболевание

Фамилия, имя ребенка

Проявления

Причины

Работа с ребенком

Планируемый результат

Фенилкетонурия

Беляев Даниил

Вялость ребенка; отсутствие интереса к окружающему; иногда повышенная раздражительность; беспокойство; срыгивания; нарушения мышечного тонуса (чаще мышечная гипотония); судороги; признаки аллергического дерматита; появляется характерный «мышиный» запах мочи.

Фенилкетонурия представляет собой достаточно тяжелое наследственное заболевание, основная тяжесть проявлений которого сосредоточена, прежде всего, на нервной системе.

  Возникает по причине нарушения обмена аминокислот, учитывая же поражение при этом ЦНС, ее проявления сводятся к нарушению умственного развития

Строжайшая диета соблюдается на протяжении, как минимум, пяти лет.  В обязательном порядке детям назначается курс лечебной физкультуры и массажа. Дополни-тельно назначаются занятия, способствующие развитию логики.
Широко использу-ется лечебная гимнастика, общий массаж и др. Комплексная реабилитация детей с фенилкетонурией предусматривает специальные методы педагоги-ческих воздействий в процессе подго-товки к школе. Больные нуждаются в помощи логопеда, педагога, в ряде случаев – дефекто-лога.

Улучшения в состоянии здоровья.

Источник