Коррекционные игры на развитие ребенка

Александра Комар
Коррекционные игры

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента

«Море волнуется» (произвольность поведения чувств).

Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два,море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

«Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.

«А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

«Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет».Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Игры для детей разного типа темперамента

ИГРА «ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

Содержание: Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

Взрослый просит каждого ребенка погладить сво его соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке.

Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

ИГРА «САМОЛЕТ ЛЕТИТ ПО НЕБУ»

Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

Содержание: Дети стоят в кругу.Взрослый говорит:

– Самолет летит по небу,

В самолете я лечу.

Дети изображают руками крылья самолета, гудят.

Взрослый говорит:

– На машине я поеду,

Если только захочу.

Дети изображают, как они едут в машине, держат ся за руль, рычат, подражая звуку мотора.

Взрослый выполняет движения вместе с детьми.

ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ»

Цель: Развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.

Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Взрослый бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ре бенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, на звать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.

Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.

Примечание: Для более старших детей, которые уже умеют говорить,можно использовать стихотворное сопровождение:

Мой хороший попугай,

Мне его скорее дай.

Он красивый, он хороший

И еще.

ребенок добавляет свое ласковое слово,например:

Он добрый очень.

ИГРА «ПАУЧКИ И КОМАРЫ»

Цель: Развитие координации движений, навыков взаимодействия, сплочение группы.

Содержание: Все дети — «комарики» — ходят, бегают по ковру.

Двое детей берутся за руки — это «паучки». Они пытаются свободными руками поймать и заманить в «па утину» как можно больше «комаров».

Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.

ИГРА «КОЛОКОЛЬЧИК»

Цель: Развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

Содержание: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центр круга — он водящий. Дети, сидя щие в кругу, передают друг другу колокольчик (он дол жен быть со звонким, отчетливым звуком). Задача во дящего — дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удастся, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.

ИГРА «ПОКАЖИ НОС»

Цель: Развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.

Содержание: Все играющие стоят напротив взрослого,который говорит им:

– Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Далее взрослый называет вслух (можно вместе с детьми и одновременно показывает на себе) какую-либо часть лица,тела:

«Уши-уши» — все показывают уши. «Глазки-глазки» — все показывают глазки. «Ручки-ручки» — все показывают ручки и т. д.

Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции,взрослый может усложнить игру: он специально путает детей — называет одну часть тела или лица, а показы вает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Взрослый может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.

ИГРА «ЛЯГУШКИ»

Цель: Развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие коорди нации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

Содержание: Все дети сидят на маленьких подушечках-думочках.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста как объект педагогики

Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:

Две лягушечки с утра

Съесть хотели комара.

Далее взрослый говорит:

Комары все улетели,

И лягушки их не съели.

Дети встают с подушек и все вместе пляшут,взявшись за руки и припевая:

Тара-ра, тара-ра,

Веселиться всем пора.

ИГРА «КЕНГУРУ»

Цель: Обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.

Содержание: Дети разбиваются на пары (совсем маленьких детей расставляет взрослый). Один ребенок — «кен гуру» — стоит, второй — «кенгуренок» — сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача — не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна.).

Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5—3 лет Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с ма мой, со старшими братом или сестрой.

ИГРА «ЧЕРЕПАХА»

Цель: Знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания.

Содержание: Дети стоят в кругу. Взрослый называет животное, дети отвечают характерным для этого животного звуком.

Например:

Собака — «Гав-гав.» Кошка — «Мяу-мяу.» Корова — «Му-му.»

Но как только взрослый говорит: «Черепаха», —

все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).

До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, взрослый многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.

Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой це лью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.

ИГРА «ИЩУ ДРУГА»

Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Содержание: Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2—3 зайчика, 2—3 мишки, 2—3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.

Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музы ка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе взрослый показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.

Когда начинает звучать музыка, дети ходят по ком нате и ищут детей с парными игрушками, то есть по дыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

ИГРА «САМОЛЕТЫ»

Цель: Развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.

Содержание: Дети находятся на одной стороне площадки (комнаты) или в кругу. Взрослый стоит перед ними и по казывает,как заводит двигатель самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит; «Р-Р-Р.» Дети повторяют движение и звук,

указанные взрослым.

Взрослый дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.

Как только взрослый дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).

ИГРА «ПОМОГИ ТАНЕ»

Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Содержание: Взрослый говорит,что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.

Полученные детали раздают детям — каждому ребенку по одной — и просят их помочь Тане починить ее игрушки.

Задача малышей — найти отдельные части игрушки и соединить их.

С совсем маленькими детьми или «особыми»деть ми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.

ИГРА «ЗАЙЧИК»

Цель: Развитие эмпатии, координации движений, умения взаимодействовать с другими детьми, подчинять ся общему ритму игры, управлять своим телом, движениями.

Содержание: Дети (5—6 человек) вместе с воспитателем держат за края небольшую скатерть или пеленку, на которой лежит игрушечный зайчик.

Сначала дети плавно качают пеленку и говорят:

Зайчик, зайчик крепко спит

И шуметь нам не велит.

Затем взрослый ускоряет ритм движения и вместе с детьми говорит:

Зайка глазки открывает,

За морковкой убегает.

Далее взрослый еще более энергично раскачивает пеленку,

даже слегка подбрасывая зайчика,и снова вместе с детьми говорит:

Он бежит от волка прочь.

Мы хотим ему помочь.

Взрослый постепенно замедляет темп,дети говорят:

Успокойся, зайчик-зайка.

Ляг в кровать и засыпай-ка.

После этих слов движения становятся совсем плавными,

и дети со взрослым как можно тише,спокойнее говорят:

Зайчик-зайчик крепко спит

И шуметь нам не велит.

Тсссссссссс.

ИГРА «КОРШУН»

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, умения следовать инструкции взрослого, обучение навыкам взаимодействия с детьми.

Содержание: Взрослый надевает шапочку курочки и говорит, что все дети — «цыплята» — живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками.

Читайте также:  План занятий развитие ребенка от 4 до 5 лет

Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате).Как только взрослый говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и по чему цыплятам следует его избегать, все дети бегут обратно в домик.

После этого взрослый выбирает другую «куроч ку» из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение взрослый предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать.

Рекомендации родителям по воспитанию детей различных типов темпера мента

Ребенку-меланхолику лучше иметь в семье очень близкого чело века, с которым он мог бы постоянно делиться своими проблемами. При общении с ребенком лучше предлагать ему такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Дети-меланхолики любят животных, которых можно приласкать и погладить. Грубое обращение с маленькими меланхоликами неприемлемо.

С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиник быстро переключается с одного занятия на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должны быть разноплановые не скучные игры.

Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуют за ниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии по сторонних, ребенку необходимо помочь научиться держать себя в руках.

Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием. Родители также могут развивать фантазию ребенка.

Игры для детей различного типа темперамента

Меланхолики – игра с лентами под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками; «Мой хороший попугай

Сангвиники – рвать бумагу и играть с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками; «Лягушки»

Холерики – игры с кеглями; «Непослушные шарики»; «Коршун»; «Кенгуру»; «Покажи нос»

Флегматики – «Помоги Тане»; игры-эксперименты; Puzzle

Источник

Наталья Сыромятникова
Игры и игровые упражнения для коррекции отклонений в поведении детей дошкольного возраста

Каждый ребёнок уникальный. Именно это и является основополагающим принципом в работе с детьми.

Современная наука рекомендует нам, взрослым, как можно чаще вставать на позицию ребёнка, попытаться увидеть мир его глазами. Возможно, тогда мы лучше смогли бы понять его потребности, интересы, а возможно и страхи. Одна из главных задач педагога – помочь ребёнку социализироваться.

В последнее время всё чаще и чаще встречаются следующие отклонения в поведении дошкольника: гиперактивность, тревожность, агрессивность. Такое поведение делает обстановку в группе напряжённой. Ребёнок испытывает дискомфорт, отчуждённость от детского коллектива. Поэтому необходимо проводить работу по выявлению и профилактике таких нарушений.

Так как игра является основным видом деятельности дошкольника, то именно через игру проще всего корректировать различные негативные проявления в поведении ребёнка.

Игры на коррекцию гиперактивности.

«Час тишины и час «можно».

Цель: Помочь ребёнку сбросить накопившуюся энергию.

Содержание: Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час тишины. Дети могут спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать. Бегать.

«Передай мяч».

Цель: Помощь в снятии излишней двигательной активности.

Содержание: Сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч соседям. Можно передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.

«Гвалт».

Цель: Игра направлена на развитие концентрации внимания.

Содержание: Один из участников становится ведущим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-нибудь фразу или строчку из известной всем песни,которую распределяют так: каждому из участников по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый своё слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку.

«Сиамские близнецы».

Цель: Игра учит детей гибкости в общении друг с другом, способствует возникновению доверия между ними.

Содержание: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, правую ногу ставят рядом с левой ногой партнёра.Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, 1 туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать.

«Зеваки».

Цель: Игра воспитывает в детях произвольное внимание, помогает развивать быстроту реакции, учит управлять своим телом и выполнять инструкции.

Содержание: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются и хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.

«Четыре стихии».

Цель: Игра развивает внимание, связанное с координацией двигательного и слухового анализаторов.

Содержание: Дети стоят или сидят в кругу. Повторяя за ведущем,они заучивают такие движения: если ведущий говорит слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» – вытягивают руки вперёд, «воздух» – поднимают руки вверх, слово «огонь» – вращают вокруг себя.

Разучив движения, дети должны в быстром темпе и без ошибок показать то слово, которое произносит ведущий. Для усложнения игры ведущий может называть слова в разном порядке или называть одно слово, а показывать другое.

«Пожалуйста».

Цель: Игра быстро учит детей умению быстро переключать своё внимание с одного вида деятельности на другой, помогает преодолеть двигательный автоматизм.

Читайте также:  Факторами развития ребенка выступают тест с ответами

Содержание: Все участники игры с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание.

«Замри».

Цель: Игра рекомендована гиперактивным детям, а так же тем, у кого снижены внимание и память.

Содержание: Дети прыгают в такт музыке. Внезапно музыка останавливается, а играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке.

Игры и упражнения на коррекцию тревожности у детей.

Упражнение «Воздушный шарик».

Цель: Снятие напряжения.

Содержание: Все играющие сидят или стоят по кругу. Ведущий даёт инструкцию: представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. А теперь покажите свои шарики друг другу.

Упражнение «Подарок под ёлкой».

Цель: Расслабление мышц лица.

Содержание: Представьте, что скоро Новый год. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко – крепко зажмуривайте глаза и делайте глубокий вдох. А когда будите выдыхать, откройте глаз. Улыбнитесь.

Упражнение «Дудочка».

Цель: Упражнение способствует расслаблению мышц вокруг губ.

Содержание: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте. Какой замечательный оркестр!

Игра «Бумажные мячики».

Цель: Игра позволяет вернуть бодрость и активность, сбросить своё беспокойство, напряжение.

Содержание: Возьмите каждый по большому листу старой газеты и сомните её в комок. Теперь, разделитесь на две команды, и пусть каждая из них, выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «стоп», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.

Игра «Слепой танец».

Цель: Эта игра воспитывает доверие друг к другу.

Содержание: Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и будет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом по группе под лёгкую музыку. Теперь поменяйтесь местами.

Игра «Головомяч».

Цель: С помощью этой игры можно развивать навыки сотрудничества в парах, научить детей доверять друг другу.

Содержание: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнёра. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы сможете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.

Игра «Дракон».

Цель: Игра поможет детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Содержание: Играющие становятся в линию держась за плечи друг друга. Первый участник – голова, последний – хвост. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» дотронулась до «хвоста» она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игры на коррекцию агрессивности у детей.

Игра «Обзывалки».

Цель: Эта игра позволяет выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Содержание: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами. Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов и т. д. Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты, морковка.» В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что –нибудь приятное,например: «А ты солнышко…».

Игра «Два барана».

Цель: Игра предоставляет ребёнку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.

Содержание: Воспитатель говорит «Рано – рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив туловище вперёд, они упираются ладонями. Задача – противостоять друг другу не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Б – е – е».

Игра «Давайте поздороваемся».

Цель: Эта игра даёт возможность ребёнку почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение.

Содержание: Дети по сигналу воспитателя хаотично двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определённым образом:

1 хлопок – здороваемся за руки

2 хлопка – здороваемся плечиками

3 хлопка – здороваемся спинками.

Игра «Да и нет».

Цель: Эта игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости.

Содержание: Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведёте воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будите ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал воспитателя, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов.

Источник