Коррекционного занятия по физическому развитию ребенка

Ольга Жало
Коррекционная направленность физкультурных занятий

Коррекционная направленность физкультурных занятий.

В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.

Известно, что дети с задержкой имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.

Все это и определяет актуальность разработки содержания и методики проведения физкультурных занятий с данной категорией детей.

Педагогические методы и приемы работы носят коррекционно – развивающий характер и направлены на максимальное преодоление нарушений в развитии с ориентировкой на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации недостатков является двигательная активность.

Учитывая психофизические особенности детей с ЗПР, длительность физкультурных занятий не превышает 15 – 25 минут в зависимости от возраста. Физкультурные занятия с детьми данной категории включают в себя специальные коррекционные упражнения для развития памяти, внимания, речи, также упражнения для развития общей и тонкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно – опорной координации движений.

В процессе коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ту или иную форму ЗПР, на физкультурных занятиях мы используем подвижные игры и спортивные упражнения, упражнения с речетативами (логоритмика, данстерапию, ритмопластику, психогимнастику, релаксацию, пальчиковую гимнастику, упражнения с коррекционными мячами, упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на развитие равновесия.

Для детей с ЗПР рекомендуют интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в д /у (математическое развитие, познавательное развитие, сенсорное развитие, развитие речи).

Подвижные игры.

Для выполнения коррекционных задач очень важно использовать подвижные игры. Характер игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра или игра – инсценировка. Возможно проведение бессюжетных игр, игр с предметами. Нормализуя моторную функцию ребенка, игра помогает решить и ряд других коррекционно –воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует речь, поощряет творческую активность детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. В подвижных играх используется согласование речи с движением.

Например:подвижные игры: «Медведь», «Разноцветный мячик», «Ловишка с рыбками», «Мой веселый звонкий мяч», «Тучка» (с обручем).

Упражнения с речетативами (логоритмика).

При коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов – слуховой, зрительный, кинестетический, рече – двигательный (С. Г. Шевченко, 1998). Соответствующие условия мы создаем и на физкультурных занятиях. В процессе выполнения различных разновидностей ходьбы и бега, общеразвивающих упржнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речетатив.

Например: Во время выполнения ходьбы с высоким подниманием колена (дети – лошадки)можно использовать речетатив:

«Цок – цок! Конь живой, с настоящей головой,

С настоящей гривой. Вот какой красивый!».

Во время бега речетатив «Самолет»: «Самолет летит, летит. смелый летчик в нем сидит».

В упражнении для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, груди, живота,ног – речетатив: «Мячик».

«Чтоб на спинке покачаться,

Буду в мячик превращаться».

В подвижных играх при выборе водящих используются считалки.

Занятия с элементами логоритмики осуществляются в контакте с логопедом.

Данстерапия.

Данстерапия для дошкольников с ЗПР предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.

Однако, следует учитывать, чем меньше двигательный опыт у детей, чем меньшим запасом они обладают, тем сложнее им выполнить задание «Двигайся, как хочешь», поэтому следует проводить предварительную подготовку, объясняя и показывая детям варианты движений, которые они в дальнейшем могут творчески преобразовывать.

Например: упражнения с ленточками, султанчиками. Для повышения эффективности работы можно предлагать игровые сюжеты свободного танца, например: «Лягушата», «Зайчата», «Насекомые».

Данстерапию можно использовать в заключительной части занятия.

Ритмопластика.

Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций и развития умственной сферы дошкольников с ЗПР.

Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, активизируются память и внимание, нормализуются эмоционально – волевые процессы.

На физкультурных занятиях с элементами ритмопластики мы проводим комплексы ОРУ, выполняемые поточно в соответствии с темпом и ритмом музыки. Для развития у детей интереса и восприятия как законченного «художественно – смыслового образа», комплексы носят сюжетно –игровой характер: «Русский лирический» с платочком, «Ламбада» с султанчиками, «Улыбка» с мячом и др.

Психогимнастика.

При использовании элементов психогимнастики на физкультурных занятиях осуществляется эмоциональный, коммуникативный и поведенческий тренинг детей.

Используются игры на развитие внимания: «Будь внимателен», «Четыре стихии», памяти «Найди свое место», игры на преодоление двигательного автоматизма «Замри», подвижные игры «Лисонька, ты где?», «Белые медведи», этюды на тренировку отдельных групп мышц «Шалтай – болтай», «Насос» и др.

Центральным звеном этой формы является создание образа («Гномики», «Водители», «Циркачи», находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение. Такие упражнения помогают формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить свои мысли и чувства, желания и возможности, способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния.

Релаксация – позволяет успокоить, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Во время релаксации дети учатся напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, чувствовать разницу между напряжением и расслаблением, произвольно управлять своим телом и эмоциями. Релаксацию можно проводить как вводной части занятия, так и в заключительной. Например: «Корабль и ветер»– цель этой игры: настроить группу на рабочий лад. «Винт»– цель: снятие мышечного зажима в области плечевого пояса. «Зоопарк»– цель: помогает снять напряжение.

Пальчиковая гимнастика.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисовании. а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Например: «Лепешки», «Слива» – с мячом ежиком.

Упражнения с коррекцирнными мячами (фитболами).

Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами – это прежде всего воздействие колебаний мяча на позвоночник.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют навыки правильной осанки.

Упражнения с фитболами можно использовать в разных частях занятия. Например: Упражнение «Медвежонок» – укрепляет внутренний продольный свод стоп, межлопаточную область, формирует правильную осанку.

«Медвежонок косолап,

Ходит вперевалочку,

От его когтистых лап

Ульи все вповалку.

Медвежонку снится сон

Сладкий и душистый,

Черный нос свой видит он

Липким, золотистым».

Профилактика плоскостопия.

Под плоскостопием понимают деформацию стопы,сопровождающуюся опусканием ее сводов: продольного, поперечного или продольно – поперечного.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы.

В основе профилактики плоскостопия лежит укрепление мышц, поддерживающих свод. Для укрепления сводов стопы,мышц нижних конечностей можно использовать:движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках «цыплята»,имитационная ходьба: «лисички», «медведи», подскоки, упражнения с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка, «шнурочек», скакалка, мешочек, кубик и др., массажную дорожку, ребристую доску, дорожку из полумячей, пособия (лестницы, скамейки и т. д., мелкие предметы (шишки, карандаши, фломастеры, скомканные бумажки и т. д.

Упражнения для профилактики плоскостопия можно включать в разные части занятия.

Упражнения на развитие равновесия.

Для формирования качественных основных движений важное значение имеет чувство равновесия, которое у детей с ЗПР нарушено. Поэтому мы уделяем большое внимание упражнениям на развитие равновесия.

Интегрированные физкультурные занятия.

Такие занятия проводятся по традиционной схеме, но включают в себя задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам программы (математическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность).

В содержание интегрированных физкультурных занятий можно вводить дидактические игры с движением («Вызов номеров», «Дни недели» – математика; «Раз, два, три – к дереву беги!», «Вершки и корешки» – экология; «Собери букет» – рисование, экология и т. д., игровые занятия «Измерь, кто дальше прыгнул», «Собери из лучиков такую же картинку» и др., имитационные действия («Ходим, как мишка, петушок. лисичка», «Подул ветер, деревья качаются», «Ползем, как кошечки» и т. д.).

Источник

Людмила Борисенко
Коррекционная работа по физическому развитию для детей с нарушением зрения

Коррекционная работа по физическому воспитанию

для детей с нарушением зрения.

Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья. – Это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Воспитанники групп с нарушением зрения – дети с особыми образовательными потребностями. Опыт работы с детьми, имеющими различные нарушения в состоянии здоровья, убеждает нас в том, что реализация комплексной образовательной программы возможна при условии приоритетного решения вопросов индивидуальной коррекции и компенсации аномального развития ребенка.

Доказано, что нарушение зрения отрицательно сказывается на общем физическом и психическом развитии детей. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей и общее функциональное состояние здоровья.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с нарушением зрения позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения являются

• гипер- или гиподинамия;

• мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

• нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

• нарушение ручной моторики;

• общая скованность и замедленность выполнения движений;

• нарушение координации движений;

• трудности при выполнении движений на равновесие.

• недостаточное развитие чувства ритма;

• нарушение ориентировки в пространстве;

• замедленность процесса освоения новых движений;

• нарушение осанки, плоскостопие;

• заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Учитывая имеющие у детей нарушения двигательной сферы в нашем ДОУ определили организацию физического воспитания со специальной коррекционной направленностью, основная цель которой –помочь детям воспринимать предметы окружающей действительности с учетом низкой остроты зрения, преодолевать неуверенность в движениях.

Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются:

• развитие детей посредством движения;

• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

• управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных играх, эстафетах, соревнований;

• формирование и развитие компенсаторных навыков.

В работе с детьми компенсирующих групп руководствуюсь «Программой 4 вида для детей с нарушением зрения» под редакцией Л. И. Плаксиной, разработанной Московским Институтом Дефектологии.

При планировании работы с ОВЗ по физическому воспитанию, обязательно учитываются основные факторы, влияющие на состояние здоровья ребёнка:

– физическую нагрузку;

– показания и противопоказания при нарушениях;

– дефект зрения;

– игры и упражнения для развития зрительных функций;

– охранительный режим;

В определении физической нагрузки подходим индивидуально к каждому ребёнку в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога:

• Инвалиды по зрению занимаются индивидуально с воспитателем или тифлопедагогом.

• У слабовидящих детей не надо требовать ограничения во времени; задания и упражнения дети выполняют в силу своих физических возможностей;

• На спортивных снарядах (гимнастическая скамейка, шведская стенка) – индивидуальная работа со взрослым.

Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания к занятиям. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, афакия, заболевания сетчатки и др.) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками, кувырки через голову и др.

Детям после операции, применяем охранительный режим: заменяем занятия физкультурой индивидуальной работой со специалистами.

Занятия по физкультуре компенсирующих групп проходят в спортивном зале и на улице. Их построение и продолжительность такие же, как в обще развивающих группах, но есть и отличительные особенности, поэтому в отличие от обычных групп, включаю дополнительные задания, игры, упражнения на:

• Координацию движений

• Снятие зрительного утомления

• Зрительно- двигательную ориентировку

• Равновесие

• Профилактику вялой осанки и плоскостопия

• темп выполнения упражнений и заданий снижен;

• Уменьшается дозировка физических упражнений;

• Обязательное использование музыкального сопровождения для выработки согласованности движений, чувства ритма;

На занятиях закрепляется определенное место для каждого ребенка, в зависимости от зрительной патологии: слабовидящие дети в вводной части находятся в конце колонны, а при выполнении упражнений – впереди, рядом с воспитателем, если у ребенка окклюзия (заслонка) левого глаза, его располагают справа от воспитателя; правого глаза – слева от воспитателя; детей с парезами глазных мышц – по центру с учетом остроты зрения; с расходящимся косоглазием – по центру во второй и третий ряды.

Подбор основных видов движений осуществляются согласно группе здоровья.

Например, если с детьми основной группы проводим прыжки на двух ногах через предметы положенные на пол, то детям подготовительной группы предусматриваем их выполнение на мягкой основе: матах и поролоновых ковриках. Детям специальной группы, заменяем прыжки на ходьбу с перешагиванием предметов, так как прыжки детям этой группы противопоказаны.

Предусматриваем индивидуальный подход при выполнении ОВД на спортивных снарядах, требующих зрительного контроля. Обеспечиваем страховку слабовидящих детей, используя зрительные ориентиры.

В работе для оказания помощи детям с нарушениями зрения введена пропедевтическая работа. Основой этой работы являются упражнения, подготавливающие детей к основным видам движений.

Пропедевтические занятия эффективны в преодолении двигательных пространственных нарушений, так как создают условия для усвоения целостного двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений.

Пропедевтическая работа включает в себя индивидуальные игры-задания, на развитие

определенного движения. Проводится индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека 2-3 задания в виде упражнений или игр. Продолжительность не более 6-7 мин.

С целью преодоления нарушений пространственной ориентировки включаем:

• Строевые упражнения, построения и перестроения;

• Ходьба и бег между предметами,

• Ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке по зрительным ориентирам; («Порядок, беспорядок»)

• Ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора;

• игры и упражнения по типу схематического рисунка, содержание которых связано с движениями (прокатить, пробежать, проползти).

• Нахождение спрятанных предметов по словесному описанию («Найди и промолчи»)

Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.

Обязательно в работе со слабовидящими детьми, включаем упражнения на развитие зрительного восприятия.

Специальные упражнения для глаз включены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физ минуток на других занятиях. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взгляда на предмете, перевод его с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

При проведении гимнастики широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, которые дети надевают на палец руки.

Упражнения для активизации зрительных функций:

• остроты зрения,

• фиксации взора,

• локализации и прослеживания.

• Глазомера,

• Гимнастика для снятия зрительного утомления

Значимость таких упражнений в том, что в процессе зрительного анализа и контроля, формируются зрительно-двигательные связи, которые у наших детей отстают в развитии.

Для повышения активности зрения, зрительно-двигательной ориентации стандартное физкультурное оборудование (гимнастические палки, обручи, скакалки) имеет специальные метки в виде ярко окрашенной точки. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действий, его зрительного анализа (колокольчики, звуковые сигналы). На канатах, веревках, шнурах также имеются обозначения в виде полоски или бантика, на полу имеются яркие метки с помощью которых дети ориентируются при выполнении ОРУ.

На обще развивающих занятиях воспитатели используют электронные гимнастики для глаз, что детям доступно и очень интересно.

У большинства слабовидящих детей отмечаются вялая осанка искривление позвоночника, плоскостопие, поэтому применяем специальные упражнения на формирование осанки и стопы.

Пользуясь пособием «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Л. Ф. Асачева, составляю комплексы упражнений для индивидуальной работы с детьми. Также использую оборудование для формирования стопы и укрепления свода, в поддерживании тонуса мышц ног и мышечного корсета, для спины и пресса.

Зная, что зрительная патология влечет за собой отклонения в координации движений, развитии чувства ритма, в содержание коррекционно-развивающей работы ввели отдельные занятия по исправлению нарушенных функций.

С детьми, у которых нарушена координация движений, проводим индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу по методике, предложенной сотрудником НИИ дефектологии, кандидатом педагогических наук Л. С. Сековец. Эту работу осуществляет как воспитатель, так и инструктор по физкультуре.

По структуре такие занятия просты и включают следующие упражнения: коррекционные упражнения для рук, для ног и для совместной работы рук и ног. Используя такие упражнения, добиваемся усвоения детьми различного ритма и согласованности движений рук и ног. («Догонялки»)

Большое значение в работе по координации движений придаем значение развитию мелкой моторике рук, так как у детей со зрительными нарушениями они чрезмерно напряжены, либо наоборот, расслаблены, малоподвижны.

Для развития интереса к занятиям по развитию координации движений и чувства ритма в своей работе широко применяю музыкально- ритмическую гимнастику. Ритмическая гимнастика – это универсальные физические упражнения, которые способствуют развитию практически всех физических качеств, выработке чувства ритма, культуры движений, красоты походки, правильной осанки. Упражнения просты по двигательной структуре. Это обще развивающие упражнения, но выполнение их более интересно. Комплексы ритмических гимнастик составляю из хорошо усвоенных упражнений, с добавлением стилевых деталей из современных танцев. Применяя такой вариант гимнастики, обучаю детей четко и точно выполнять движения, а также согласовывать их с темпом и ритмом музыкального сопровождения («Делайте зарядку»).

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не только как средство сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации.

Специальных подвижных игр для детей с глазной патологией нет. Но нужно учитывать ряд противопоказаний по выполнению отдельных движений, упражнений, которые отмечались выше.

Учитывая трудности зрительного восприятия и нарушения движений у детей, игра должна быть хорошо организована и разъяснена.

Начинать игру необходимо по условному сигналу (свистку, хлопку, команде, удару в бубен и др., о чем дети предупреждаются заранее. В процессе игры целесообразно делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры. Осуществляется индивидуальная дозировка нагрузки (уменьшение дистанции, число повторений, время нахождения в игре, облегчение задания, ограничение движений).

В подвижных играх не допускается встречный бег, резкие остановки во время бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения.

Для организации дифференцированного подхода при обучении детей с нарушением зрения, важное значение имеет развивающая среда, в зале имеется:

• яркая разметка зала,

• Все физкультурное оборудование имеет специальные метки. Цель: помочь

детям координировать действия руки и глаза, определять направление движения.

• Стойка с яркими мячами,

• схема зрительной траектории по В. Ф. Базарному,

• зрительные ориентиры для развития и тренировки зрения,

• зрительные ориентиры в пространстве,

• цветные метки на оконных стеклах по Аветисову.

• коррекционные дорожки,

• массажные мячи.

Основные приемы в работе с детьми с нарушением зрения:

• медленный показ,

• поэтапное выполнение действия ребенком,

• словесная инструкция,

• многократные упражнения,

• зрительный анализ,

• непосредственная помощь ребенку,

• использование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориентиры,сигналы).

Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:

• Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;

• Современными подходами к организации и выбору средств и методов;

• Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;

• Признание принципа комплексного подхода ведущим.

Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств позволяет формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

Источник