Коррекционное занятие на развитие эмоциональной сферы ребенка
Индивидуально коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания и эмоционально – волевой сферы.
Задачи:
- Развивать и корректировать произвольное внимание, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения.
- Повышать уровень самоконтроля в поведении.
- Коррекция основных свойств внимания.
- Повышение познавательного интереса.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развивать умение анализировать эмоции.
Содержание занятий: упражнения на развитие внимания и эмоционально-волевой сферы.
Результаты:
- Увеличение выносливости, ребенок активно включен в занятие длительное время.
- Улучшение внимания, контроля.
- Улучшился эмоциональный фон.
Занятие 1
- Вводная часть.
На столе находится предметы, накрытые салфеткой.
– Как узнать, что находится под салфеткой?
Выслушав ответы ребенка, обобщить:
– Нужно снять салфетку, чтобы увидеть предметы.
2. Основная часть
Упражнение. (Учить акцентировать внимание на нескольких объектах одновременно)
Предложить в течение 1-2 минут рассмотреть предъявленные игрушки, затем попросить ребенка отвернуться и в это время убрать одну из игрушек, после этого дается инструкция повернуться и сказать, какой игрушки не хватает.
Упражнение. «Найди 5 отличий» (развитие произвольного внимания и переключения внимания)
Игра «Что слышно» (развитие быстрого сосредоточения)
Ребенок слушает и запоминает то, что происходит за дверью. Затем рассказывает, что он слышал.
Этюд «Сколько звуков?» (развитие активного внимания)
Стучать по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.
Знакомство с основными эмоциями («ГРУСТЬ»)
Рассматривание пиктограмм
– Выбери карточку, на которой изображено грустное лицо.
– Как ты догадалась, что оно грустное? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
– «Покажи, какой ты, когда грустный».
– Посмотри в зеркало на свое грустное лицо и сравни с другими.
Рисование грустного лица.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 2
- Вводная часть.
Раздать ребенку картинки, на которых хаотично изображено много предметов, необходимо увидеть как можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойства данных предметов.
2. Основная часть
Упражнение. (формировать способность охватывать вниманием как можно больше предметов)
Дать ребенку задание осмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одного и того же цвета (формы, величины).
Упражнение. «Что где лежит?» (развитие произвольного внимания)
Необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур.
Упражнение. (упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах)
Перед ребенком раскладываются таблицы, с нарисованными на них яблоками, грушей, огурцом, помидором, и геометрические фигуры (овал, треугольник, круг, квадрат) и просят их установить сходство между ними.
Упражнение. «Найди 5 отличий» (развитие произвольного внимания и переключения внимания)
Знакомство с основными эмоциями («РАДОСТЬ»)
Рассматривание пиктограмм
– Выбери карточку с изображением радости на лице.
– Как ты догадалась, что оно радостное? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
– «Покажи, какой ты, когда радостный».
– Посмотри в зеркало на свое радостное лицо и сравни с другими.
Рисование радостного лица.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 3
- Вводная часть.
Упражнение «Будь внимательным» (развитие слухового внимания).
Ребенок должен изобразить различные движения животных.
Команды (Движения):
«Зайчик» (Прыгать как зайчик)
«Лошадки» (Скакать как лошадь)
«Раки» (Пятиться назад)
«Птица» (Махать руками)
- Основная часть.
Упражнение. «Лабиринты» или «Найди дорожку» (развитие произвольного внимания)
Упражнение. (упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности).
Первая серия. Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются снова и ребенок называет, что находится под бумагой.
Вторая серия. Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, спросить ребенка, в какой последовательности они расположены.
Третья серия. Методика проведения: поменять местами два- три предмета, показать все их ребенку, спросить, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.
Четвертая серия. Методика проведения: спросить, какого цвета они видели предметы.
Пятая серия. Методика проведения: полагается семь предметов друг на друга. Показать их в течение 10-20 секунд, попросить перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.
Шестая серия. Методика проведения: полагается пять-шесть предметов в разные положения: на бок, прислонив друг к другу и т.п., показать в течение 1-10 секунд, спросить, в каком положении находится каждый предмет.
Упражнение «Бывает – не бывает»
Зачитываются фразы: «Зима закончилась в июне. Подснежник ярко краснеет. Девочка упала в яму. Коля проснулся только в обед. Суп из мухоморов. Яблоки растут на дереве». Если это бывает – ребенок хлопает в ладоши, не бывает – топает ногами.
Знакомство с основными эмоциями («УДИВЛЕНИЕ»)
Рассматривание пиктограмм
– Выбери удивленное лицо.
– Как ты догадалась, что оно удивленное? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
– «Покажи, как ты удивляешься».
– Посмотри в зеркало на свое удивленное лицо и сравни с другими.
Рисование удивленного лица.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 4
- Вводная часть
Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур» (развитие произвольного внимания, памяти, мышления).
Предлагается рассмотреть разные геометрические фигуры, запомни их расположение. На листе бумаги должна будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив их так, как было на образце.
Упражнение (сформировать способность охватывать вниманием как можно больше предметов).
Ребенку предлагается сложить квадрат сначала из пяти, а потом из шести частей и при этом следить за пересыпанием песка в песочных часах. В случае затруднения ребенок может попробовать выполнить данное задание несколько раз, пока не добьется успеха.
Упражнение «Что изменилось».
На наборное полотно выставляют предметные картинки (6-7 штук). На наборном полотне поменять картинки местами (сначала одну, потом две, затем три картинки, в заключение ни одной). Ребенок отмечает изменения в расположении картинок.
Игра «Это правда или нет» (развитие слухового внимания).
Внимательно послушай стихотворения, попытайся заметить неточности, ошибки.
1. Теплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу –
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
2. Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку.
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там…
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
Знакомство с основными эмоциями («СТРАХ»)
Рассматривание пиктограмм
– Выбери карточку с изображением испуга на лице.
– Как ты догадалась, что это страх? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
– «Покажи себя, когда тебе страшно».
– Посмотри в зеркало на свое лицо и сравни с другими.
Рисование испуганных лиц.
Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).
– Почему Наф – Наф не боялся страшного волка?
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 5
- Вводная часть.
Упражнение «Разрезные картинки» ( развитие пространственных представлений, внимания, учить восприятию целостного образа).
- Основная часть.
Упражнение (упражнять в сосредоточении внимания).
Ребенку предлагается прослушать загадки и найти отгадки на картинках.
Упражнение (учить концентрировать внимание на нескольких фигурах).
Перед ребенком выкладываются карточки с изображением различных фигур, закрашенных и не закрашенных. Ребенок должен закрасить не закрашенные фигуры по принципу идентификации по цвету и форме.
Упражнение «Лото» (развитие внимания)
Задание «Выложи из мозаики» (развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки).
Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен.
Знакомство с основными эмоциями («ГНЕВ»)
Рассматривание пиктограмм
– Выбери карточку , на которой изображено лицо с сердитым выражением.
– Как ты догадалась, что оно сердитое? (Чем отличается от других лиц?)
Упражнение. «Зеркало»
– Изобрази перед зеркалом свой гнев.
– Посмотри в зеркало на свое лицо и сравни с другими.
Чтение отрывков из произведения К. И. Чуковского «Мой – додыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.
– Почему рассердились Умывальник и Крокодил?
Рисование гневного лица.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 6
- Вводная часть.
Упражнение «Ищи безостановочно»
Ребенку предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ребенок начинает перечислять.
2.Основная часть.
Упражнение (упражнять переключать внимание).
Описать один- два раза пять различных движений, не показывая их. Затем предложить ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были названы.
Упражнение «Найди такой же» (упражнять в сосредоточении внимания).
Ребенку предлагается выбрать из 4-6 предметов, например, домиков, точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который в руках у педагога.
Заключительная часть.
Упражнение «Лабиринты» (развитие зрительного внимания)
Задание «Выкладывание предложенного узора из палочек» (развитие произвольного внимания)
Задание «Найди двух одинаковых животных» (развитие произвольного внимания)
Анализ эмоций
Упражнение «Разные эмоции»
Из многочисленных карточек с изображением различных эмоций ребенок по очереди выбирает «картинки радости», «картинки горя» и т.д. После этого объясняет, почему выбраны именно эти карточки.
Анализ ситуации.
Ребенку предлагается обсудить следующую ситуацию: Мама сидит на корточках возле постройки и что-то говорит сыну.
Вопросы:
Как ты думаешь, мама ругает или хвалит мальчика?
- Если мама ругает мальчика, то:
– Какое у мальчика лицо? А у мамы? (ребенок показывает)
– Каким голосом говорит мама? (ребенок показывает).
– Как отвечает ей мальчик?
– Почему сердится мама?
– Что нужно сделать мальчику, чтобы мама не сердилась?
2. Если мама хвалит мальчика, то:
– Какое у мальчика лицо? А у мамы? (ребенок показывает)
– Каким голосом говорит мама? (ребенок показывает).
– Как отвечает ей мальчик?
– За что мама хвалит мальчика?
– Что нужно делать мальчику, чтобы мама его хвалила?
Упражнение «Облака» (развитие воображения, выразительности движений)
Читать стихотворение, а ребенок изображает облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 7
- Вводная часть.
Упражнение «Ищи безостановочно»
Ребенку предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ребенок начинает перечислять.
- Основная часть
Упражнение «Угадай» (упражнять в сосредоточении внимания).
Ребенку показать картинки с изображением различных предметов, которые он должен узнать по описанию:
– длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске.
– белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит.
– белое, жидкое, холодное или теплое, полезное.
Упражнение «Четыре стихии» (формирование переключения внимания).
Объяснить ребенку, что есть в природе четыре стихии: земля, огонь, вода, воздух. По команде ребенок должен будет делать определенные движения руками.
Команда (Движение рук):
Земля (Руки вниз)
Вода (Руки вперед)
Воздух (Руки вверх)
Огонь (Вращение руками)
Упражнение «Зеваки» (развитие произвольного внимания).
Идти с ребенком по кругу. По хлопку остановится, топнуть одной нагой, повернуться кругом и продолжить движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала.
Задание «Найди два одинаковых предмета» (Развитие сенсорного внимания, объема внимания).
Задание «Найди пять отличий» (развитие произвольного внимания и переключение внимания)
Анализ эмоций
Анализ ситуации.
Взрослый мальчик замахнулся на ребенка табуретом. Ребенок убегает от него.
Вопросы:
– Можно ли бить человека? Почему?
– Как можно помирить мальчиков?
– Какие еще ты знаешь способы, чтобы помириться?
– Что лучше: играть дружно или быть в ссоре? Почему?
Два мальчика делят машинку.
Вопросы:
– Что происходит на картинке?
– Почему мальчики ссорятся? Из-за чего могут возникнуть ссоры?
– Из-за чего у тебя с детьми бывают ссоры?
– Ты дерёшься?
Упражнение «Снежинки»
1-й вариант. Ребенку дать снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть снежинки и рассказать, что они чувствуют.
2-й вариант. Ребёнку дать снежинки, вырезанные из бумаги, и предложить схематически изобразить любую эмоцию на снежинке; затем рассказать, что снежинка чувствует.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон».
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Занятие 8
- Вводная часть.
Упражнение «Ищи безостановочно»
Ребенку предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ребенок начинает перечислять.
- Основная часть
Упражнение «Кто летает?» (развитие переключения внимания).
Называть разные предметы, животных. Если они летают, то ребенок должен поднять руку, если не летает – не поднимать.
Слова: голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, стол, божья коровка, ракета, облака и т.д.
Упражнение. «Лабиринты» или «Найди дорожку» (развитие произвольного внимания)
Упражнение «Четыре стихии» (формирование переключения внимания). (смотреть занятие 7)
Игра «Что слышно» (развитие быстрого сосредоточения)
Ребенок слушает и запоминает то, что происходит за дверью. Затем рассказывает, что он слышал.
Задание «Найди пять отличий» (развитие произвольного внимания и переключение внимания)
Анализ эмоций
Задание «Выбери картинку» (развитие произвольности, наблюдательности, воображения)
Выбрать из предложенных карточек с изображением веселого, грустного, испуганного, злого лица наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.
- зайку бросила хозяйка, –
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
- Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
- Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
4. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
3.Заключительная часть
Релаксационное упражнение «Волшебный сон»
Ребенок закрывает глаза. Звучит тихая спокойная музыка. Ребенок видит волшебный сон, в котором педагог рассказывает обо всем, что он узнал на занятии.
Источник
В процессе взросления у каждого ребенка накапливается свой эмоциональный опыт, который помогает ему ориентироваться как в собственных чувствах и эмоциях, так и эмоциональных состояниях окружающих его людей. Так создается индивидуальный «словарь» чувств — тот набор жестов, поз, мимики, голосовых интонаций, с помощью которых выражается эмоциональное состояние. Ребенок пользуется этим «словарем» и для того, чтобы понять другого, и для того, чтобы выразить свои чувства и эмоции.
песочная и сказкотерапия.и др.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста эффективно проходит и с помощью песочной терапии. К. Д. Ушинский утверждал, что самой лучшей игрушкой для ребенка является кучка песка. И это так. Игры с песком известны ни одному поколению. Песочная игра — это просто, доступно, удобно и многообразно.
1. Познакомить дошкольника с эмоциями и способами их выражать.
2. Обучение навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Упражнение . Психолог предлагает рассмотреть пиктограммы четырех чувств и назвать их. С помощью наводящих вопросов выясняется, в каких ситуациях ребенок испытывает каждое из названных чувств.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение Психолог предлагает ребенку множество цветных ленточек. Ребенок подбирает к каждой пиктограмме соответствующий своему мировосприятию цвет.
Материалы: бумага; краски; пиктограммы «радость», «страх», «обида», «злость».
Упражнение 3. На листе бумаги нарисован круг. Психолог предлагает ребенку раскрасить этот круг теми цветами, которые соответствуют его настроению. Можно обсудить с ним выбор цвет.
Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки»
Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.
Ход упражнения: Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.
«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командам(«кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- «Довольный слон».
- Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство.
- «Пиктограммы».
- Необходимо заранее заготовить два набора карточек (разрезанный и целый). Разрезанные пиктограммы перемешиваются в общей массе, цель ребенка — собрать целый шаблон.
Упражнение «Групповое рисование по кругу»
Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал: Бумага, карандаши.
Проведение: На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».
Данная техника может вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому психолог
«Как дела?».
Наиболее простая игра, позволяющая определить настроение и эмоции детей с аффективным поведением. Нужно предложить ребенку из стопки карточек с изображением эмоций выбрать ту, которая соответствует его настроению (сейчас, час назад, вчера).
«Угадай эмоцию»
Основная деятельность в игре направлена на активное изучение жестов и мимики, возникающих при проявлении той или иной эмоции. Благодаря ей ребенок учится распознавать чувства и настроение окружающих.
Для игры потребуются маски, изображающие различные эмоции. В возрасте 5-6 лет дети уже могут принять участие в изготовлении. Обязательно нужно изобразить восторг, грусть, удивление, радость, безразличие, испуг.
Игра «Кукольный театр»
Цель: для работы с тревожными, застенчивыми, агрессивными, гиперактивными детьми.
Данный метод похож по своей концепции на метод психодрамы, он позволяет спроектировать любую терапевтическую ситуацию, при этом у ребенка есть своеобразная защита – ширма, что позволяет добиться гораздо большего эффекта, проблемы облекаются в иносказательную, метафорическую форму.
Ребенок сам выбирает героев для своей сказки. Смоделировав под руководством психолога проблемную ситуацию и найдя выход из нее, «пережив» эту ситуацию, ребенок приобретает опыт, который может быть использован в реальной жизни.
Игра «Мишки и шишки»
Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.
Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п.
Упражнение «Выбор траектории»
Вы чувствуете себя уверенней? Теперь вы знаете какие хорошие качества заложены в вас. И, чтобы закрепить эту уверенность, сейчас вы будете искать положительные качества у своих товарищей.
состояние. Думаю, пришла пора отдохнуть
Тест «Кляксы»
Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им больше всего нравится, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась и на второй половине листа. Лист развернуть и объяснить на что или кого похожа полученная «клякса».
Обработка:
- Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Видят в ней агрессивные сюжеты.
- Черную и красную краску выбирают дети склонные к гневу.
- Лиловые и сиреневые – дети с пониженным настроением.
- Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми.
Теперь вы наглядно увидели свое внутреннее
«Автопортрет»
Расслабление:
Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобней, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».
По окончании упражнения дети встают в круг, держаться за руки, каждый говорит соседу «до свиданья», назвав его «взрослым» именем.
Цель: Двигательная и эмоциональная разминка.
Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и –стали бегать по лужам.
В игре используется народная музыка, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караваева «Сцена грозы».
Игра «Переходы»
Цель: Развитие навыков кооперации, снятие психологической нагрузки.
Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.
«Мое настроение»
Цель: Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить.
Воспитатель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили
Упражнение
«Тренируем эмоции»
Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Ведущий предлагает детям:
а) нахмурится как:
- осенняя туча;
- рассерженный человек;
б) позлиться, как:
- злая волшебница;
- два барана на мосту;
- голодный волк;
- ребёнок, у которого отняли мяч;
в) испугаться, как:
- заяц, увидевший волка;
- котёнок, на которого лает злая собака;
г) улыбнуться, как:
- кот на солнышке;
- само солнце;
- хитрая лиса;
- будто ты увидел чудо.
Упражнение «Танец»
Цель: Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.
В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцуй радость, страх, горе, веселье, удивление, счастье, жалость.
Релаксация «Улыбка»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель предлагает сесть удобнее, оперется на спинку стула. Включается медленная приятная музыка.
«Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя… Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби все, что есть на Земле – это чудо! И каждый человек – тоже чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!.
Источник