Коррекционное обучение как основа развития аномального ребенка
Отрасли психологии | В коллективной монографии обобщены результаты исследований, направленных на разработку важнейших путей, условий и форм коррекционного обучения дошкольников с недостатками слуха и интеллекта Обоснована необходимость, создания целостной системы дошкольного воспитания аномальных детей и более полной реализации ее принципов для обеспечения разностороннего личностного развития и подготовки дошкольников к школе. ОглавлениеПредисловие Глава I. Коррекция нарушений в развитии как один из важнейших путей формирования личности аномального ребенка Глава II. Роль системы обучения языку в личностном развитии глухих дошкольников Глава III. Работа над значением слова в системе коррекционного обучения языку глухих дошкольников Глава IV. Дифференциация обучения слабослышащих дошкольников как условие оптимизации их развития Глава V. Речевое общение как условие личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Глава VI. Нравственное воспитание умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельности Глава VII. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей Заключение Литература ПредисловиеВ предлагаемой вниманию читателей работе содержатся материалы, касающиеся ключевых вопросов коррекционного обучения и воспитания дошкольников с недостатками слуха и интеллекта. Дошкольное воспитание аномальных детей в настоящее время — первоначальное звено в единой системе непрерывного специального образования для лиц с недостатками умственного и физического развития. Повышение требований к уровню и Качеству образовательно-воспитательной работы в специальных школах, к трудовой подготовке учащихся с различными аномалиями в развитии, к коррекции их дефекта, вызванное достижениями дефектологической науки и осуществлением в стране реформы общеобразовательной и профессиональной школы, заставляет по-новому ставить и решать вопросы совершенствования дошкольного воспитания аномальных детей. Интенсивный рост сети специальных дошкольных учреждений, чему способствовали раннее выявление детей с отклонениями в развитии, совершенствование методов диагностики дефектов, стремление родителей найти для аномального ребенка адекватные его возможностям условия воспитания, улучшение подготовки специалистов для работы с аномальными детьми, потребовал научной разработки всех вопросов, относящихся к организации коррекционно-воспитательной работы и условиях специального обучения. Основной задачей специальной дошкольной педагогики на современном этапе становится приведение содержания, методов, организационных форм воспитательной работы в соответствие с научными достижениями дефектологии и смежных наук, с представлениями о возможностях развития детей в различных педагогических условиях. В 1983 г в практику всех дошкольных учреждений для глухих, слабослышащих и умственно отсталых детей были внедрены новые программы воспитания и обучения, разработанные на основе единых теоретических принципов. Переход дошкольных учреждений на работу по этим программам в свою очередь ознаменовал собой новый этап в развитии соответствующих разделов дефектологии. Систематические и стабильные программы позволили обеспечить работу по разностороннему воспитанию аномальных детей, проследить динамику становления личностных качеств дошкольников под воздействием коррекционного воспитания, теоретически осмыслить существующие и намечаемые подходы к обучению, а также оценить полученные результаты. Данные об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта уже нашли частичное отражение в различных, методических материалах к программам, научных статьях, сборниках научных трудов, в монографическом сборнике (Особенности развития и воспитания…, 1984). Дальнейшая разработка вопросов воспитания и обучения детей с недостатками слуха и интеллекта ведется1 в направлении обобщения и систематизации научных представлений о влиянии совокупности факторов на процессы коррекции и компенсацию дефекта, а также па-линии конкретизации и теоретического обоснования принципиально новых подходов к обучению в специальных дошкольных учреждениях. Включив в монографию материалы, раскрывающие принципы коррекционного обучения и воспитания, реализации некоторых подходов к речевому, умственному, нравственному, эстетическому развитию детей с разными дефектами, мы стремились не только осветить определенные достижения в развитии детей, получаемые при использовании некоторых моделей обучения, но и объяснить их единым уровнем обобщений в изложении каждой части. Основанием для представления излагаемого материала в качестве коллективной монографий служит направленность всех исследований на решение в конечном счете одного главного вопроса — разработку путей коррекционного воспитания, обеспечивающего создание предпосылок разностороннего личностного развития детей с недостатками слуха и интеллекта. Формирование личности — одна из сложнейших проблем психологии и педагогики. Не случайно многие авторы вынуждены повторять слова Л. С. Выготского о том, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема всей психологии — проблема личности и ее развития» (1983, т. 3, с. 41). Разрабатывая пути специального, направленного обучения дошкольников с недостатками слуха и интеллекта, анализируя влияние коррекционной работы на формирование и развитие разных сторон психики аномального ребенка, мы признаем несовпадение понятий «развитие личности» и «развитие психики», но вместе с тем считаем, что вполне правомерно ставить и решать вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника через своевременную, т. е. раннюю, коррекцию отклонений психического развития. В работе «Формирование личности» со всей определенностью сказано: «Воспитательную деятельность можно характеризовать как управление развитием личности в общественно необходимом направлении» (1983, с. 25). Факты убеждают, что обученного и необученного глухого, слабослышащего или умственно отсталого ребенка можно различить не только по уровню развития психических процессов, но главным образом по сформированности или несформированности личностных качеств. Результатом правильно организованной коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми становится, как правило, принципиальное изменение отношений ребенка к окружающим, к миру, к себе. В этом и состоит формирование основ личности, так как, по определению Л. И. Анцыферовой, «личность — это способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений» (1981, с. 3—4). Факторы, способствующие ускорению развития социальных связей и их осознанию у детей с недостатками слуха и интеллекта, и раскрываются в книге, написанной следующими авторами: предисловие, главы I, II и заключение —Л. П. Носковой, главы III и IV — Л. А. Головчиц; главы V и VII — О. П. Гаврилушкиной, глава VI — Н. Д. Соколовой. Формирующие воздействия должны одновременно учитывать включение двигательного, зрительного, слухового анализаторов, развивать их слаженную деятельность. Полученные нами результаты дают основание говорить о положительном влиянии предложенного обучения на характер и содержание различных видов деятельности, речи, поведения умственно отсталого дошкольника, на состояние его эмоционально-волевой сферы. И хотя возможности детей с органическим поражением ЦНС по сравнению с нормально развивающимися сверстниками в овладении ими чувством ритма чрезвычайно скромны и их успехи значительно меньше, проведение такой специальной работы необходимо ввиду ее особой коррекционной значимости. Обогащение программы позволит сделать более целостным коррекционно-образовательный процесс и усилить работу по формированию личности умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте. ЗаключениеОсновная направленность исследований, представленных в настоящей монографии, — постановка проблемы личностного развития дошкольников с нарушениями слуха и интеллекта, раскрытие некоторых путей ее решения. По всем исходным позициям и сложившимся взглядам наши исследования наиболее близки системно-генетической концепции личности, которая позволяет объединить в общую теоретическую платформу разрозненные представления о путях формирования у аномального ребенка тех свойств и качеств, умений и способностей, которые делают его существом общественным. В рамках данной концепции постулируется положение, что иерархическая организация личности порождается пройденными ею ступенями развития, каждая из которых характеризуется своими особыми психическими новообразованиями, знаменующими крепнущие связи человека с различными областями действительности, приобщение его к социальной культуре — материальной, интеллектуальной, эмоциональной, соционормативной, языковой. Эти новообразования не исчезают бесследно, а видоизменяются, обогащаются, перестраиваются под влиянием решаемых личностью все более усложняющихся задач, способов деятельности и общения. Такое представление о структурной организации личности, как о своеобразном отражении пройденной жизни, позволяет по-новому оценить значение комплексного подхода к организации всей воспитательно-образовательной и коррекционной работы специального детского сада для управления процессом формирования личности ребенка. С позиций системно-генетической концепции личности содержательная и методическая разработка путей коррекционного воспитания и обучения аномальных детей и стремление сделать каждую фазу развития еще более насыщенной и адекватной возрастным возможностям ребенка и есть наиболее правильная педагогическая стратегия. Согласно названной концепции, «человек может участвовать в обществе только в качестве личности», а «основным способом бытия личности является развитие» (Л. И. Анцыферова, 1981, с. 3—5). Тем самым, во-первых, подтверждается правомерность самого приложения понятия «личность» к явлениям, которыми- характеризуется процесс социального развития на столь ранней возрастной ступени жизни и при наличии у ребенка либо сенсорного, либо интеллектуального дефекта. До недавнего времени с высокой личностной меркой к аномальным детям дошкольного возраста подходить остерегались. Во-вторых, оказалось возможным (именно при понимании динамической природы личности) искать основные рычаги развития в содержании, способах, организационных формах коррекционного обучения, т. е. в самом процессе, а не только в результатах этого воздействия. Коррекционное обучение, как показали наши исследования,— это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности дошкольника, имеющего то или иное отклонение в развитии. Использование обходных путей и способов сигнификации поведения, применение в обучении разных систем знаков, в первую очередь языка, вспомогательных средств ускоряют процесс культурного развития аномального ребенка и тем самым обеспечивают его «очеловечивание». В этом мы видим прогрессивную роль дефектологического подхода к воспитанию аномальных детей, при котором максимально полно учитываются нарушенные звенья в системной организации личности. Опираясь на разное содержание специального коррекционного обучения дошкольников с нарушениями слуха и интеллекта, мы изучали действие некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме и содержании коррекционного воздействия, формирующем в ребенка нравственные, эстетические, творческие способности, динамика личностного развития оказывается более заметной, чем результат развития психических функций. Последнее лимитируется возрастными возможностями дошкольника и в большей степени тормозится тяжестью биологического нарушения, которое в полной мере не может быть преодолено. В то же время если какое-то направление коррекционного воспитания оказывает существенное влияние на формирование личностных свойств и качеств, то этого влияния нельзя не заметить на развитии всех психических функций. Важным фактором в формировании личности аномального ребенка мы считаем не просто комплексное воспитание, а организацию педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде интегративного личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью. Дальнейшие исследования личностного развития аномальных детей намечено проводить на этапе старшего дошкольного возраста, чтобы определить пути формирования тех свойств и качеств, которые необходимы в учебной деятельности, коллективе школьного типа. Мы предполагаем также исследовать вопрос о тормозящих факторах в развитии дошкольника, вызывающих деформацию его личности в последующие возрастные периоды. Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде. Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки. Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях. | Новости психологии20.11.2020 Стали известны детали концепции Школы 800 – крупнейшего образовательного комплекса России 18.11.2020 КУЛЬТУРА.INC – проект Центра толерантности для обучения в области корректной коммуникации с людьми с инвалидностью 03.11.2020 О лучших практиках работы с детством в «Вестнике практической психологии образования» ПартнерыИнформационные партнеры |
Источник
Коррекционное обучение и воспитание как основа личностного развития аномального ребенка
Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, то такие дети, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выполняют учебных заданий, вступают в конфликты с товарищами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убегают из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.
Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодолевать препятствий.
Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недоразвитии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личности. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.
В коррекционно-педагогической работе с такими детьми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят начатой работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, самое главное при обучении детей с органической психопатией — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно давать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.
В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существенно затруднит дальнейшую работу с такими детьми- Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения анализировать и правильно оценивать свои поступки. Учитывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведением, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко попадают под негативное влияние, педагогу необходимо постоянно ставить их в условия строго организованного режима и не выпускать из поля зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и доходят до аффективной вспышки по самому незначительному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую – либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.
В ходе коррекционно-педагогической работы с психопатическими детьми педагогу очень важно поддерживать тесную связь с родителями школьников, чтобы обеспечить единый подход к их обучению и воспитанию. Кроме того, родители могут оказать существенную помощь педагогу в его работе.
Важен также контакт с врачом-психоневрологом для использования в случае необходимости лечебных мероприятий.
Недоверчивость и раздражительность, повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враждебного отношения не только к товарищам, но и к педагогу. Поэтому очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.
Коррекционно-воспитательную работу необходимо строить с учетом их полноценного интеллекта и положительных качеств личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить его склонности и способности, поддерживать их и на этой основе строить работу по перевоспитанию личности ребенка. Необходимо помочь такому ребенку, опираясь на его положительные черты, занять определенное положение в детском коллективе, сформировать положительное отношение к нему со стороны товарищей.
Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.
Основные требования к родителям такие:
– не изнеживать ребенка;
– не воевать с ребенком;
– не капитулировать перед ребенком.
Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.
5. Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения.
Принципы, которыми руководствуются в настоящее время при обследовании детей с отклонениями в развитии с целью отбора их в специальные учреждения, были заложены еще в официальном документе «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения», изданном 26 октября 1926 г.
Принципы: гуманности, комплексного изучения детей, всестороннего и целостного изучения ребенка, динамического изучения детей, качественный и количественный подход к проверке работ ребенка.
Во всех случаях при консультировании определяется уровень и характер умственного развития детей, поэтому больший объем работы приходится на олигофренопедагога и психолога. Также необходима консультация детского врача-невропатолога. В связи с этим в постоянном штате сотрудников ПМПК должны быть следующие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие специалисты— сурдопедагог, тифлопедагог, врачи (офтальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) привлекаются к работе в ПМПК в качестве консультантов по мере необходимости на условиях почасовой оплаты. Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми.
Основными задачами ПМПК являются:
– обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психического развития,
– диагностика этих отклонений;
– определение специальных образовательных потребностей ребенка;
– комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
– консультирование родителей по вопросам физической и / или психической недостаточности ребенка;
– формирование банка данных о детях, имеющих отклонения в развитии, структуре детской патологии.
В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя — 4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7—8 лет.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.
Отсюда вытекает задача организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса и составления индивидуальной программы развития ребенка.
Основной принцип, которым должны руководствоваться все работники детских учреждений, — принцип гуманности.Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, прикоторых тот сможет; максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательноизучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразова тельных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.
Обязательным является принцип комплексного изучения детей.Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребенка.
Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребенке, как усиливающаяся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т. д. В свою очередь врач поможет уста новить причины этих изменений и рекомендовать не обходимые средства для их устранения.
Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка.Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоциональ но-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей.
Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не складывается из простой суммы развития отдельных, изолированных спо собностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических про цессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.
Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивиду ализированы с учетом их возрастных и характерологи ческих особенностей. Члены комиссии должны устано вить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить всекачества личности.
Самым специфическим для отечественной дефектологии является принцип динамического изучения детей,согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С.Выготского о «зоне ближайшего развития» детей, их потенци альных возможностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится вы полнять то или иное задание, переносит полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состо ит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обра щать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняетаналогичное за дание. Все обследование детей рекомендуется строить с учетом принципа обучающего эксперимента.
Важно учитывать принцип качественно-количествен ного подходапри оценке выполненного ребенком задания, т. е. учитывать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операций, настойчи вость в достижении цели и т. п.
Таковы принципы, которыми следует руководство ваться при комплектовании учреждений для умственно отсталых детей.
Дефектологами разработан такой порядок обследо вания детей в ПМПК, при котором обеспечивается ихвсестороннее и глубокое исследование. Оно включает:
-проверку сохранности слуховой функции;
-проверку состояния вибрационной чувствительности;
-проверку сохранности зрительного анализатора;
-проверку состояния речи;
-проверку двигательной сферы;
-проверку уровня развития сенсорных и интеллек туальных процессов;
-наблюдение за поведением.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 76.
Источник