Коррекционная работа в центре развития ребенка
«Развитие партнерства, активности, самостоятельности дошкольников на занятиях с использованием коллективного способа обучения»
«ОБУЧЕНИЕ – это общение человека с человечеством» А.Петровский
Основная идея технологии Коллективного Способа Обучения (КСО)
заключается в организации занятий на основе взаимодействия детей. Идея обучения ребенка самим ребенком берет свое начало из древности.
Впервые технологию КСО использовал на Украине в 1918 году талантливый инженер педагог Александр Григорьевич Ривин.
С 1984г и до сих пор во главе движения КСО-шников стоит его теоретик Виталий Кузьмич Дьяченко, профессор, член-корреспондент Академии социальных и педагогических наук, и Манук Ашотович Мкртчян, доцент, кандидат физико-математических наук.
В книге Г.К.Селевко «Педагогические технологии» дается такое определение КСО: «Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого».
В настоящее время господствующим способом обучения является групповой, который в XVI веке сменил индивидуальный способ обучения. В групповом способе обучения используется групповая организационная форма, она же является ведущей. А в коллективном способе обучения оптимально сочетаются уже четыре организационные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Именно коллективная организационная форма является принципиально новой.
Главная проблема КСО – освоить эту новую организационную форму и сделать ее ведущей,
Новая педагогическая технология профессора В. К. Дьяченко осваивается в школах учителями предметниками. Проводятся многочисленные открытые коллективные занятия, семинары, курсы. Разработаны для учителей – предметников доступные пособия. Для педагогов дошкольников эта технология принципиально новая, нет разработок по ее внедрению в воспитание и обучение детей дошкольного возраста. А между тем, используя элементы технологии КСО, можно разнообразить проведение занятий в детском саду, повысить их эффективность.
Ознакомившись и изучив технологию В.К.Дьяченко, мы попробовали использовать ее элементы на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
На первых порах детям предлагалась игра. Например, «Найди лишний» Цель игры: На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен в таблице, и обосновать выбор. При обычном способе обучения мы всем детям даем одинаковые карточки. Дети выполняют одно и то же задание одновременно. Но дети индивидуальны: кто-то выполняет задание быстро, а кто-то долго не может с ним справиться. Когда с заданием справилась основная масса детей мы, как правило, разбираем данное задание. Отвечают чаще всего наиболее смелые, способные дети. А те, у кого способности ниже, они наверняка еще и не успели справиться с заданием. И выходит, что удел этих детей: всегда получать готовую информацию. Возможно, что они к этому привыкнут, и не будут стремиться закончить работу быстрее. Вот поэтому мы стали давать детям разные, но подобные задания. Теперь ребенку обязательно надо выполнить все самому. Тем детям, у которых способности выше, предлагались более сложные задания, а тем, кто послабее – наоборот, легкие. Дети, которые быстро справляются с заданием, получают дополнительное задание, и снова работают. Поэтому праздно сидящих детей на занятии нет.
Теперь уже каждый ребенок включается в работу, он в принципе не может «отсидеться» как на обычных занятиях. Мы пришли к выводу, что только на коллективных занятиях возможна подлинно индивидуальная работа с детьми. Работа в паре делает помощь воспитателя адресной и своевременной, что не всегда удается при обычной организации занятия.
На следующем этапе внедрения элементов КСО в обучение детей дошкольного возраста математике мы использовали такой прием: дети выполняют каждый свое задание, например, в игре «Закрой коробку подходящей крышкой» Цель игры: упражнять детей в количественном счете до 10, уметь соотносить количество с нужной цифрой.
Выполнив свою работу, ребенок проверяет ее, затем меняется заданием со своим товарищем, выполняет и это задание. Если кому-то из детей необходима помощь воспитателя он поднимает сигнал – светофор.
На третьем этапе мы усложнили работу. Предложив детям не только меняться заданием с соседом, но и закончив выполнять свои задания, поменяться заданиями с другой парой. Вот тут у нас возникла непредвиденная ситуация. В силу того, что темп работы у каждой пары свой, он разный, случалось так. что дети, закончив работу, не находили пару, которая тоже закончила работу и им приходилось «простаивать», дожидаясь других. Тогда мы поставили дополнительный, свободный стол, за который садилась выполнять задания, та пара, которая уже закончила свою работу. Проблема исчезла. Дети стали выполнять подобных заданий на 1-2 больше.
На следующем этапе введения элементов КСО в обучение дошкольников математике мы внесли стенд учета выполненных заданий. У каждого ребенка на стенде фотография. Выполнив задание, ребенок подходит к стенду и ставит в свою ячейку значок (капельку), который символизирует выполнение одного задания. В конце занятия каждый ребенок видит свой результат. Он может посчитать капельки и узнать, сколько заданий он успел сделать.
В последующем ввели еще одно новшество: если ребенок выполнил задание сам, без помощи товарища или воспитателя, то он выставляет себе один значок (например, сердечко), но если ребенку была оказана помощь, он сам затруднялся в выполнении задания, то выставляет себе уже другой значок (например, цветок). И также в конце занятия подводит итог своей работы. Каждый из детей стремится выполнять задание сам и на помощь зовет в крайних случаях.
Активность детей на таких занятиях -100%, нет праздно сидящих детей, все работают.
Работают в том темпе, в каком могут оба. Развивается речь детей, т.к. информацию передают товарищу. На обычных занятиях, если у ребенка плохие знания, он старается молчать, а в парах волнение проходит, и ребенок говорит и работает в режиме, подходящем для него. В течение определенного времени каждая пара выполняет столько заданий, сколько им под силу.
Некоторым детям рассказать воспитателю перед группой страшнее, чем своему же товарищу. Например, Алеша Б. никогда на обычном занятии по математике, не отвечал ни на какие вопросы, часто плакал оттого, что не может справиться с тем или иным заданием, очень переживал свои неудачи. После того, как мы начали применять элементы технологии КСО, Алеша стал более уверенным в себе. В пару он всегда выбирает своего товарища Кирилла. При необходимости Кирилл помогает Алеше, объясняет ему, советует как лучше, рациональнее выполнить задание. Дети учатся общаться, договариваться, формируется чувство взаимопомощи.
При подобном подходе у детей возникает ощущение радости победы над поставленной задачей и над собой, радости творчества. Это позволяет ребенку подняться на более высокую ступеньку развития своих возможностей, где его развитие идет более успешно. Приятно наблюдать, как дети активно работают. Дети учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, анализировать, сопоставлять. Коллективный способ обучения (в парах, группах) способствует приобретению не только специальных учебных навыков, но и навыков социального общения, самостоятельности.
Оценив применение технологии КСО на занятиях по математике, мы решили попробовать ее на познавательных занятиях и занятиях по развитию речи. Дети с увлечением пересказывают друг другу тексты, составляют рассказы по модулям, по картине, заучивают стихи и т.д., потому, что рассказать, например, стихотворение товарищу совсем не страшно, по сравнению со всей группой. И на обычном занятии, например, рассказать составленный рассказ успевают 4-5 человек, обычно самых активных, а остальные только слушают, А на занятиях с использованием КСО каждый должен составить рассказ и рассказать его своему партнеру, а может, даже еще и перейти к другому ребенку и успеть рассказать свой рассказ и послушать рассказ партнера.
Первый удачный опыт при заучивании стихотворения «Осенний клад» И.Пивоваровой: Воспитатель Безденежных В.П. распределила детей в пары так, чтобы один из них был с более лучше развитой памятью. Прочитав стихотворение и поговорив о его содержании, как на обычном занятии, воспитатель предложила детям заучивать стихотворение в паре. Дети по очереди рассказывали друг другу и в результате, стихотворение было на занятии заучено всеми детьми, а не 5-6, как обычно.
Воспитатель Дронина Н.А. при обучении детей пересказыванию сказки «Лиса и рак» тоже использовала элементы технологии КСО, Дети, прослушав и поговорив о содержании сказки, стали пересказывать ее друг другу. В результате сказку пересказал даже Ваня И., который никогда не рассказывал на занятии ничего, хотя речь его развита в соответствии с возрастом. Сказку он пересказал девочке Саше С, с которой был в паре. Пусть первый раз неуверенно, не смело, еле слышно, но на лицо был положительный результат.
Теперь уже, спустя год, мальчик рассказал стихотворение на утреннике, рассказал очень хорошо, громко, выразительно. Мы рады, что проходит его скованность, стеснение, он стал увереннее в себе. Думаем, что положительный результат дает использование нами технологии КСО.
Хороший, положительный результат виден и при составлении рассказов по модулям, например, составление рассказа «Весна» в старшей группе. Составление рассказа «Кормушка» по фабульным картинкам.
На познавательном занятии «Береги свои игрушки» дети в конце занятия составляют небольшой рассказ в паре (по модулям) «Моя любимая игрушка» При обычном способе организации занятия такой рассказ успели бы рассказать 3-4 человека из самых способных детей, а в нашем случае рассказ рассказал каждый ребенок.
Мы считаем, что это самое главное – активное участие в занятии.
На занятии «Если хочешь быть здоров» дети в конце занятия составляют правила безопасности и меры профилактики в дидактической игре «Если в доме больной»; классифицируют предметы гигиены личного и общественного пользования в дидактической игре «Кому что?».
На занятии «Птицы – наши друзья» дети разгадывают ребусы о птицах. За определенное время каждая пара разгадывает столько ребусов, сколько им под силу. Кто-то успеет разгадать один ребус, а некоторые 3-4.
Эффективность таких занятий превзошла все ожидания. В результате: стихотворение заучено всеми детьми, а не 5-10 самыми способными. Выполнено на занятии от 10 до 16 заданий. Структура занятий по технологии КСО достаточно разнообразна, но подчинена двум принципам – сочетанию активной мыслительной деятельности с практическими действиями.
Мы увидели, что при таком способе организации дети все работают, им некогда отвлекаться, они зависят не только от того, как работают сами, но и от работы товарища. Им приходится помогать друг другу, считаться с мнением напарника. Дети научились доказывать свою точку зрения, рассуждать, если надо, убеждать.
Работой этой мы заинтересовались, показали открытые занятия для педагогов нашего детского сада, многим понравился такой способ организации детей на занятии. Впоследствии мы сделали по этой теме сообщение на педсовете. В апреле 1999 года на базе нашего МОУ было проведено методическое объединение воспитателей города по математике на тему: «Развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста». Мы составили занятие на эту тему с использованием технологии КСО. Занятие прошло очень хорошо, всем присутствующим понравилось, также, как и понравились все наши пособия, которые мы придумали сами. Например, игра «Построй дом». Детям предлагалось по алгоритму, например: провести линию от заданной точки. Ребенок делал свое задание, проверял его, проверял выполнение задания у товарища (у каждого свой алгоритм) и шел за другой стол выполнять такое же задание, но совсем по другим алгоритмам. За короткое время дети выполняют 5 – 6 подобных заданий.
Или другая игра: «Помоги белочке набрать грибов». По алгоритму дети закрашивают столько грибочков, сколько обозначено на карточке, например, слева от елочки 3 грибочка, а справа – 4. У каждого свой алгоритм.
Материала на занятия с такой организацией требуется много, надо хорошо продумывать, как сам материал, так и его расположение.
Мы не хотим сказать, что теперь все занятия проводим только так, конечно нет. Но стараемся использовать эту технологию на многих своих занятиях.
Хочется сказать еще об одной технологии. В своем детском саду мы изучаем и внедряем гуманно-личностную технологию Ш.А.Амонашвили. В своей работе мы стараемся следовать его принципам, и считаем, что наш опыт по внедрению технологии КСО перекликаются с технологией Ш.А.Амонашвили.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КСО
- ИДТИ ОТ РЕБЕНКА, НЕ НАВЯЗЫВАЯ ЕМУ ТЕМП И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЕГО РАБОТЫ
- ПООЩРЯТЬ НЕ СТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТ, СКОЛЬКО СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ.
- СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОПОМОЩИ
w w
- непрерывной и безотлагательной передачи полученных
знаний друг другу
- обучение по способностям ребенка
ОСОБЕННОСТИ КСО
Дидактические:
А/ обучают дети друг друга Б/ сотрудничество – основа обучения В/ полная самостоятельность Г/ разные темпы и материал
Организационные:
А/ нет четкости и упорядоченности Б/ говорят все, общаются В/ рабочий шум Г/ смена рабочего места
Развивающие:
А/ в соответствии с индивидуальными особенностями Б/ учатся выступать, рассуждать, доказывать. В/ развитие педагогических способностей
Воспитательные:
А/ работают на себя и на других Б/ отношения ответственной зависимости
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ КСО:
Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль воспитателя
Одним из преимуществ КСО является высвобождение воспитателя от значительной доли фронтальной работы с группой и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи детям.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по развитию речи
Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Продолжать учить детей самостоятельно, без повторов, последовательно передавать содержание текстов.
Совершенствовать умение составлять рассказы (по плану, по картине, по модулям и т.п.), сказки, заучивать стихи.
Воспитывать умение радоваться вместе с товарищем своей и его удаче.
По ФЭМП
Углублять представления детей о составе числа. Совершенствовать знания о геометрических фигурах, цифрах и знаках. Совершенствовать умение решать задачи, задачи – шутки. Закреплять умение работать по схемам, модулям, алгоритмам.
Развивать пространственное воображение, творческое мышление, сообразительность. Воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ
СЕНТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1. Игра «Закрой коробку» (переход в паре сменного состава) Игра «Проведи лягушонка» (переход в паре сменного состава)
ЗАНЯТИЕ 2. Ориентировка на листе бумаги (в паре постоянного состава)
ЗАНЯТИЕ 3. Головоломки с палочками (в паре)
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1. Измерение условной меркой (в паре) Головоломки с палочками
ЗАНЯТИЕ 2. Состав числа 6 «Примеров много, ответ один» Составление задач.
Ориентировка на листе бумаги, Зрительный диктант. Игра «Найди лишнюю».
НОЯБРЬ
Игра «Помоги белочке набрать грибов» (алгоритмы) Составление и решение задач (в паре).
Прямой и обратный счет «Проводи лягушонка» Ориентировка на листе бумаги
Разложение числа 8. «Примеров много, ответ один» Игра « Построй дом» (по схеме)
ДЕКАБРЬ
Прямой и обратный счет «Проводи жучков» Головоломки «Колумбово яйцо» (в паре)
Геометрические фигуры «Найди паспорт каждой фигуры» Дни недели, месяцы года.
Сравнение двух чисел Головоломки с палочками
ЯНВАРЬ
Состав числа «Подбери пару» Задачи
Прямой и обратный счет «Покажи стрелками» Деление на 2, 4, 8 частей
ЗАНЯТИЕ 3.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2,
ЗАНЯТИЕ 3,
Цифры и знаки «Сравни и заполни» Головоломки «Пифагор»
ФЕВРАЛЬ
Знаки, цифры. Игра «Нарисуй стрелки и запиши ответ» Продолжи ряд
Нарисуй предметы так, чтобы они увеличились. Подбери к каждому кубику недостающий кусочек Головоломки «Танграм»
МАРТ
Цифры, знаки. Игра «Цепочки»
Состав числа 9. «Разбей на части разными способами» Игра «Найди лишнюю»
Состав числа. «Строим домики» Равенства «Сравни и допиши» Дни недели, части суток
«Который час»
АПРЕЛЬ
Ориентировка на листе (алгоритмы) Головоломки «Собери квадрат»
Геометрические фигуры, ориентировка на листе «Магазин ковров» Задачи – шутки.
Прямой и обратный счет. «Проводи черепаху» Игра «Нарисуй следующую»
МАЙ
Игра «Нарисуй пропущенную» Игра «Что сначала, что потом»
Игра «Продолжи ряд» Игра « Найди лишнюю»
Игра «Проводи жучков»
ЗАНЯТИЕ 1
ЗАНЯТИЕ 1
ЗАНЯТИЕ 2.
ЗАНЯТИЕ 3. ЗАНЯТИЕ 1.
ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3.
ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3
Игра «Помоги белочке набрать грибов» (алгоритмы)
Воспитатель: Зверева И.А.
Источник
Анна Тюрк
Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Емельянова Н. В. – учитель –логопед,
Тюрк А. В. – учитель –логопед
МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок»
Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Мы живeм в эпоху перемeн. Глобальныe перeмены происходят в настоящeе время в систeме дошкольного образования. Прeжде всeго, они связаны с тeм, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантируeт единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, прeeмственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.
Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО,следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Программа коррекционной работы содержит:
• перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
• описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;
• планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работыв ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностическое направление включает:
• своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
• раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
•комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающеенаправление включает:
• выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик,методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
• коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Информацинно-просветительское направление предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;
• консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.
Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Источник