Коррекционная работа с ребенком с отклоняющемся в развитии
Слайд 1
Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.
Слайд 2
Главной особенностью коррекционной работы является : диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу; обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка ; взаимодействие с врачами-специалистами; построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых зада в рамках одного занятия;
Слайд 3
индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки; построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; использование игровой мотивации на всех занятиях; продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день; необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.
Слайд 4
Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков развивать позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п.); нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной; побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен;
Слайд 5
В плане общей моторики формировать более сложные навыки: учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.п.; развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью; при выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, зрительно-моторную координацию; учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой « Каляки-маляки », «Клубок», «Тучка», «барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно; развивать позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);
Слайд 6
закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором); развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»); учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях); учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики); развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, «липучек») и шнуровки; учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»).
Слайд 7
Развитие зрительного восприятия Развитие сенсорно-перцептивной деятельности на первой ступени предполагает решение следующих задач: стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию; развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай игрушку», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);
Слайд 8
развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка; учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребенку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», – в – учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой – маленький); учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию , сличению; учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие; учить восприятию предметов по количественным признакам: один-много, один-два; упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами; формировать пространственные ориентировки в координатах вверху – внизу.
Слайд 9
Развитие слуховых функций Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушке; развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит?» развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу» – что это едет?», « Би-би » – а это что?», «Кто тебя зовет – «мяу»?» развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;
Слайд 10
развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх; учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький: «Ау?»; учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука; учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).
Слайд 11
Формирование предметной деятельности. развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно); более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой; учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена , матрицы);
Слайд 12
учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета; учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель; совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем; учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их; учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата; развивать конструктивные способности: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу; обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.
Слайд 13
Формирование коммуникативных навыков. установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»; развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком); учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы; закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);
Слайд 14
упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями; объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко); побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п. использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек ), совершенствовать навыки выразительных движений; объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.; Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
Слайд 15
Развитие речи. ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями; учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету; учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;
Слайд 16
в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него; повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ; пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными; учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка; учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»); учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.
Слайд 17
Проведенная работа показала, что своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий способствовало снижению уровня девиаций, определило тактику психолога как специалиста. Профилактическая и коррекционная работа должна продолжается. В результате этого должны появится промежуточные результаты: стабилизируется эмоциональное состояние подростков, снижается уровень раздражительности, тревожности, агрессивности; подростки становятся более контактными, активными, принимают участие в обсуждении, задают вопросы.
Слайд 18
Спасибо за внимание
Источник
Государственное автономное общеобразовательное учреждение
Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №5
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
п.г.т.Новобурейский»
Семинар на тему:
«Социально–педагогическая профилактика девиантного поведения у подростков школ-интернатов VIII вида »
Доклад
«Основные направления воспитательно- коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.»
Выполнила :Акимова Л.В.,воспитател
1 квалификационной категории
п.Новобурейский , май 2017г
Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.
Известно, что все воспитанники школ-интернатов изначально, имеют негативный опыт общения со взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а в последствии и взрослого человека.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизации, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа подростков с девиантным и аддиктивным поведением.
Вся воспитательно – коррекционная работа
школы – интерната с детьми, имеющими отклонения в поведении, должна иметь превентивный характер, т.е.
* предупреждение отклонений как таковых
и
*создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей детей и развития их способностей с учетом их индивидуальных и возрастных интересов, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал.
Педагогические условия школы-интерната как раз и представляют собой компонент воспитания, отражающий наличие взаимосвязанных материальных и духовных вещей, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей с доброжелательных позиций.
Важнейшим направлением в воспитательно- коррекционной и реабилитационной работе выступает созданная и организованная педагогами воспитывающая среда при тесном контакте со специалистами школы- интерната, от которой зависит эффективность воспитательного процесса в целом. И выделяет ряд направлений.
Социально-педагогическое направление – это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. И опирается на принципы:
-индивидуально-личностный подход к ребенку;
-опора на положительные стороны личности ребенка;
-объективность подхода к ребенку;
-конфиденциальность.
Социально-педагогическое направление реализуется в виде комплекса профилактических мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Профилактическое направление – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода девиантные отклонения в поведении подростков.
Под профилактикой в воспитательной работе необходимо понимать прежде всего своевременно предпринятые действия, направленные на
*предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу социального риска,
*сохранения, поддержания и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
*содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии следующих составляющих:
– направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
– обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
– решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
В профилактических технологиях в первую очередь выделяется информационный подход, который направлен на информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством, обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это осуществляется посредством массовой информации (печать, телевидение), кино, театр, художественную литературу, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышение его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные поведенческие явления. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов и является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития.. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики подростковых девиаций.
Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально-значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. Кроме того, с учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.
Социокультурное направление
Актуальной для школы-интерната является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, так как, дети живут там постоянно. Стимулирование последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально-досуговой деятельности.
С целью организации коррекционной деятельности в досуговой сфере, а именно организации досуговой деятельности детей предлагаются различные методы и методики:
-метод, преследующий цель вызвать заинтересованность и приобщить к действию;
-метод репродуцирования;
-метод закрепления и обогащения;
-метод содействия и творчества.
При помощи этих методов воспитания, используемых последовательно и параллельно, достигается непрерывность в развитии личности подростка.
***Дадим основную характеристику основным методам, названным выше:
– Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение. Он применяется для того, чтобы вызвать у подростков установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели, сформированной педагогом. При этом методе воспитание осуществляется на эмоционально-рациональном уровне. Заинтересованность вызывается педагогом при помощи таких приемов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра и пр. Она направляет внимание, эмоции, мысли подростков на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств. Главный результат этого уровня воспитания – возникновение у подростков установки на определенную социально ценную деятельность и цели, связанные с такой деятельностью.
– Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности, организованной педагогом на том же уровне. При помощи этого метода достигается практически воспроизводящий уровень процесса воспитания, нацеливание подростка на выполнение действия определенным образом и на установление определенных межличностных отношений. Направленность деятельности в этом случае достигается, прежде всего, специфическими приемами, имеющимися в арсенале педагога (упражнения, поручения, “взрыв”, режим, традиция, поощрения, требования и др.). С их помощью конкретизируются действия подростков, определяется их последовательность, выясняются связь между всеми участниками, требования к деятельности, ее характер. Репродуцирование со стороны подростка действии, отношений происходит благодаря использованию применявшихся и раньше приемов (слушания, наблюдения, записывания). В социально-педагогической практике в сфере досуга посредством этого метода педагог помогает подростку приобретать минимум знании и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои социальные проблемы.
– Метод закрепления и обогащения воздействует на дальнейшее формирование у подростков необходимых социальных качеств. При помощи этого метода активизируются самостоятельные усилия подростков, стимулируется их самоорганизация. Закрепление у подростков необходимых социальных качеств в целях усиления их самостоятельности осуществляется педагогом с помощью прежних приемов, но соотнесенных с новыми задачами и новым уровнем воспитания. Из новых приемов используются прежде всего такие, как личный пример, критика и самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.п.).
Главный результат этого метода – дальнейшее совершенствование социальных качеств личности подростка.
– Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня – осознанности и осуществления его подростками.
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг подростков существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Подростков влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для подростков формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры-зрелища.
Как формы организации досуга могут стать кружки по интересам, любительские объединения, кружки художественного и технического творчества, дискотеки.
Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе, на интересе к общению и творчеству.
Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях учреждений “интернатного” типа от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят добровольный характер.
Поэтому важно способствовать включенности подростков в социально значимую деятельность: привлечение их к участию в общественной жизни детского дома, занятости в кружковой деятельности, в различных социально важных проектах и акциях.
Однако задача педагога не только в том, чтобы подготовить воспитанников к взрослой жизни. Необходимо сделать их жизнь «здесь», «сейчас», «сегодня» достойной, наполненной смыслом, как залог полноценного развития детей.
Дополнительное образование в школах –интернатах
в профилактике девиантного поведения подростков,
как особая образовательная сфера, имеет собственные приоритетные направления. Работа педагогов дополнительного образования восполняет проблемы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ориентирует их на овладение социальным и духовным опытом.
Через обучение осуществляется профессиональное и социальное воспитание наших детей, происходит становление личности, идет подготовка к самостоятельной жизни, направленная на адаптацию наших ребят в современном обществе. Можно предложить широкий спектр кружков и секций: кружок шитья и кройки «Домовенок Кузя», кружок художественно-прикладного искусства «Умелочка», хореографический кружок «Юность», кружок технического творчества «Самоделкин», салон красоты «Фея»,театрализованный кружок «Теремок».
Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье детей, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для «трудного» ребенка досуга заключается в том, что он может раскрыть и помочь реализовать то лучшее, что в нем есть.
Трудовое воспитание как направление
становится для наших воспитанников средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств: точности, аккуратности, терпения, усидчивости, уверенности в себе и в своих силах, уважения ко всякому труду (что очень важно!). Это, в свою очередь, также помогает решить одну из проблем социализации – занятость детей с девиантным поведением. В кружках получают не только элементарные знания и умения работы с иглой, на швейной и вязальной машине, необходимые каждой будущей хозяйке, но и развивают свое творческое воображение.
В летний период времени целесообразно организовать работу трудовых бригад: работы на сельскохозяйственном участке с выращиванием овощных культур, уход за цветниками, активное участие в благоустройстве и оформлении территории школы –интерната.
Волонтерское движение как одно из направлений работы с детьми с девиантным поведением и вовлечение их в социально значимую деятельность, способствует повышению самооценки подростков, дает почувствовать каждому из них себя востребованным.
Воспитывающая деятельность педагога -*познавательная
*трудовая,
*художественно-творческая,
*физкультурно-оздровительная,
*игровая
становится таковой при нравственном аспекте мотивации(благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво….)
Давно известно, что девиантное поведение формируется в условиях «пустого» времени,
времени, не заполненного трудом и другими социально значимыми занятиями. Вовлечение ребят в трудовую, учебную деятельность, активные досуговые дела способствует формированию и развитию позитивной мотивации правомерного поведения, положительных качеств личности, конструктивных отношений с окружающими. Активная деятельность детей «группы риска »способствует изменению системы их отношений, укреплению и развитию позитивных жизненных позиций.
Таким образом, существующие направления воспитательной работы по коррекции девиантного поведения у подростков направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в обшественно-одобряемое либо нейтральное русло.
Источник