Коррекционная работа с ребенком с отклоняющемся в развитии

Слайд 1

Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.

Слайд 2

Главной особенностью коррекционной работы является : диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу; обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка ; взаимодействие с врачами-специалистами; построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых зада в рамках одного занятия;

Слайд 3

индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки; построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; использование игровой мотивации на всех занятиях; продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день; необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.

Слайд 4

Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков развивать позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п.); нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной; побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен;

Слайд 5

В плане общей моторики формировать более сложные навыки: учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.п.; развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью; при выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, зрительно-моторную координацию; учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой « Каляки-маляки », «Клубок», «Тучка», «барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно; развивать позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);

Слайд 6

закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором); развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»); учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях); учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики); развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, «липучек») и шнуровки; учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»).

Слайд 7

Развитие зрительного восприятия Развитие сенсорно-перцептивной деятельности на первой ступени предполагает решение следующих задач: стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию; развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай игрушку», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);

Слайд 8

развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка; учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребенку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», – в – учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой – маленький); учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию , сличению; учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие; учить восприятию предметов по количественным признакам: один-много, один-два; упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами; формировать пространственные ориентировки в координатах вверху – внизу.

Слайд 9

Развитие слуховых функций Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушке; развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит?» развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу» – что это едет?», « Би-би » – а это что?», «Кто тебя зовет – «мяу»?» развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;

Слайд 10

развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх; учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький: «Ау?»; учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука; учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).

Слайд 11

Формирование предметной деятельности. развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно); более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой; учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена , матрицы);

Читайте также:  Гипофиз влияние на рост и развитие ребенка

Слайд 12

учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета; учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель; совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем; учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их; учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата; развивать конструктивные способности: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу; обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.

Слайд 13

Формирование коммуникативных навыков. установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»; развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком); учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы; закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);

Слайд 14

упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями; объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко); побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п. использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек ), совершенствовать навыки выразительных движений; объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.; Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Слайд 15

Развитие речи. ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями; учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету; учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;

Слайд 16

в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него; повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ; пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными; учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка; учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»); учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.

Слайд 17

Проведенная работа показала, что своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий способствовало снижению уровня девиаций, определило тактику психолога как специалиста. Профилактическая и коррекционная работа должна продолжается. В результате этого должны появится промежуточные результаты: стабилизируется эмоциональное состояние подростков, снижается уровень раздражительности, тревожности, агрессивности; подростки становятся более контактными, активными, принимают участие в обсуждении, задают вопросы.

Слайд 18

Спасибо за внимание

Источник

 Государственное автономное общеобразовательное учреждение

                                 Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №5

                для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                                           п.г.т.Новобурейский»                                              

                                  Семинар на тему:

«Социально–педагогическая профилактика девиантного  поведения у подростков школ-интернатов VIII вида »

                                       Доклад

«Основные направления воспитательно- коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.»

                                                               Выполнила  :Акимова Л.В.,воспитател

                                                                              1 квалификационной категории

                                    п.Новобурейский ,   май 2017г

Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Читайте также:  Комаровский видео о развитии ребенка

Известно, что все воспитанники школ-интернатов изначально, имеют негативный опыт общения со взрослыми  и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а в последствии и взрослого человека.

С каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизации, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа подростков с девиантным и аддиктивным поведением.

   Вся   воспитательно –  коррекционная  работа  

школы – интерната с детьми, имеющими отклонения в поведении, должна иметь превентивный характер, т.е.

* предупреждение отклонений как таковых

                          и

*создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей детей и развития их способностей с учетом их индивидуальных и возрастных интересов, какими бы особенностями (недостатками) он ни  обладал.

Педагогические условия школы-интерната как раз и представляют собой компонент воспитания, отражающий наличие взаимосвязанных материальных и духовных вещей, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей с доброжелательных позиций.

Важнейшим направлением в воспитательно- коррекционной и реабилитационной работе выступает созданная и организованная педагогами воспитывающая среда при тесном контакте со специалистами школы- интерната, от которой зависит эффективность воспитательного процесса в  целом. И выделяет ряд направлений.

Социально-педагогическое направление – это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. И опирается на принципы:

-индивидуально-личностный подход к ребенку;

-опора на положительные стороны личности ребенка;

-объективность подхода к ребенку;

-конфиденциальность.

Социально-педагогическое направление реализуется в виде комплекса профилактических мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Профилактическое направление – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода девиантные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в воспитательной работе необходимо понимать  прежде всего своевременно предпринятые действия, направленные    на

*предотвращение возможных физических, психологических, социокультурных обстоятельств у отдельного несовершеннолетнего, входящего в группу социального риска,

*сохранения, поддержания и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

        *содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии следующих составляющих:

 – направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

 – обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

– решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

В профилактических технологиях в первую очередь выделяется информационный подход, который направлен на информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством, обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это осуществляется посредством  массовой информации (печать, телевидение), кино, театр, художественную литературу, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышение его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные поведенческие явления. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов и является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития.. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики подростковых девиаций.

   Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально-значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. Кроме того, с учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.

Социокультурное направление

Актуальной для школы-интерната является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, так как, дети живут там постоянно. Стимулирование последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально-досуговой деятельности.

С целью организации коррекционной деятельности в досуговой сфере, а именно организации досуговой деятельности детей предлагаются различные методы и методики:

-метод, преследующий цель вызвать заинтересованность и приобщить к действию;

-метод репродуцирования;

-метод закрепления и обогащения;

-метод содействия и творчества.

При помощи этих методов воспитания, используемых последовательно и параллельно, достигается непрерывность в развитии личности подростка.

***Дадим основную характеристику основным методам, названным выше:

– Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение. Он применяется для того, чтобы вызвать у подростков установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели, сформированной педагогом. При этом методе воспитание осуществляется на эмоционально-рациональном уровне. Заинтересованность вызывается педагогом при помощи таких приемов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра и пр. Она направляет внимание, эмоции, мысли подростков на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств. Главный результат этого уровня воспитания – возникновение у подростков установки на определенную социально ценную деятельность и цели, связанные с такой деятельностью.

– Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности, организованной педагогом на том же уровне. При помощи этого метода достигается практически воспроизводящий уровень процесса воспитания, нацеливание подростка на выполнение действия определенным образом и на установление определенных межличностных отношений. Направленность деятельности в этом случае достигается, прежде всего, специфическими приемами, имеющимися в арсенале педагога (упражнения, поручения, “взрыв”, режим, традиция, поощрения, требования и др.). С их помощью конкретизируются действия подростков, определяется их последовательность, выясняются связь между всеми участниками, требования к деятельности, ее характер. Репродуцирование со стороны подростка действии, отношений происходит благодаря использованию применявшихся и раньше приемов (слушания, наблюдения, записывания). В социально-педагогической практике в сфере досуга посредством этого метода педагог помогает подростку приобретать минимум знании и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои социальные проблемы.

Читайте также:  Классическая музыка для развития ребенка

– Метод закрепления и обогащения воздействует на дальнейшее формирование у подростков необходимых социальных качеств. При помощи этого метода активизируются самостоятельные усилия подростков, стимулируется их самоорганизация. Закрепление у подростков необходимых социальных качеств в целях усиления их самостоятельности осуществляется педагогом с помощью прежних приемов, но соотнесенных с новыми задачами и новым уровнем воспитания. Из новых приемов используются прежде всего такие, как личный пример, критика и самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.п.).

Главный результат этого метода – дальнейшее совершенствование социальных качеств личности подростка.

– Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня – осознанности и осуществления его подростками.

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг подростков  существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Подростков влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для подростков формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры-зрелища.

Как формы организации досуга могут стать  кружки по интересам, любительские объединения, кружки художественного и технического творчества, дискотеки.

Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе, на интересе к общению и творчеству.

Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях учреждений “интернатного” типа от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят добровольный характер.

Поэтому важно способствовать включенности подростков в социально значимую деятельность: привлечение их к участию в общественной жизни детского дома, занятости в кружковой деятельности, в различных социально важных проектах и акциях.

Однако задача педагога не только в том, чтобы подготовить воспитанников к взрослой  жизни. Необходимо сделать их жизнь «здесь», «сейчас», «сегодня» достойной, наполненной смыслом, как залог полноценного развития детей.       

Дополнительное образование в школах –интернатах

     в  профилактике девиантного поведения подростков,

 как особая образовательная сфера, имеет собственные приоритетные направления. Работа педагогов дополнительного образования восполняет проблемы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ориентирует их на овладение социальным и духовным опытом.

Через обучение осуществляется профессиональное и социальное воспитание наших детей, происходит становление личности, идет подготовка к самостоятельной жизни, направленная на адаптацию наших ребят в современном обществе. Можно предложить широкий спектр кружков и секций: кружок шитья и кройки «Домовенок Кузя», кружок художественно-прикладного искусства «Умелочка», хореографический кружок «Юность», кружок технического творчества «Самоделкин», салон красоты «Фея»,театрализованный кружок «Теремок».

   Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье детей, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для «трудного» ребенка досуга заключается в том, что он может раскрыть и  помочь реализовать то лучшее, что в нем есть.

       Трудовое воспитание как направление

 становится для наших воспитанников средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств:  точности, аккуратности, терпения, усидчивости, уверенности в себе и в своих силах, уважения ко всякому труду (что очень важно!). Это, в свою очередь, также помогает решить одну из проблем социализации – занятость детей с девиантным поведением. В кружках получают не только элементарные знания и умения работы с иглой, на швейной и вязальной машине, необходимые каждой будущей хозяйке, но и развивают свое творческое воображение.

   В летний период времени целесообразно организовать работу  трудовых бригад: работы  на сельскохозяйственном участке с выращиванием  овощных культур, уход за  цветниками, активное  участие в благоустройстве и оформлении территории школы –интерната.

Волонтерское движение как одно из  направлений  работы с детьми с девиантным поведением и вовлечение их в социально значимую деятельность,  способствует повышению самооценки подростков, дает почувствовать каждому из них себя востребованным.

Воспитывающая деятельность педагога -*познавательная

*трудовая,

*художественно-творческая,

*физкультурно-оздровительная,

*игровая

становится таковой при нравственном аспекте мотивации(благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво….) 

Давно известно, что девиантное поведение формируется в условиях «пустого» времени,

времени, не заполненного трудом и другими социально значимыми занятиями. Вовлечение  ребят в трудовую, учебную деятельность, активные досуговые дела способствует формированию и развитию позитивной мотивации правомерного поведения, положительных качеств личности, конструктивных отношений с окружающими. Активная деятельность  детей «группы риска »способствует  изменению системы их отношений, укреплению и развитию позитивных жизненных позиций.

Таким образом, существующие направления воспитательной работы по коррекции девиантного поведения у подростков направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в обшественно-одобряемое либо нейтральное русло.

Источник