Коррекционная работа с ребенком на развитие внимания

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Тавдинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

(ГКОУ СО «Тавдинская СКОШИ»)

Методические рекомендации

«Развитие и корркция внимания»

Автор: Кремлева Инна Владимировна, учитель-дефектолог

             ГКОУ СО «Тавдинская СКОШИ»

г. Тавда,  2014 г.

   РАЗВИТИЕ  ВНИМАНИЯ  

Краткие сведения о внимании

        Виды внимания. Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным. Непроизвольным ( непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Оно возникает без особых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.               Произвольное внимание служит для достижения поставленной цели. Послепроизвольное внимание  – это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. Оно возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

Свойства внимания

 «Объём» – это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.                                                                                                    

 «Концентрация», т.е. создание в восприятии яркой фигуры на обед ненном фоне, может быт хорошей (легко и быстро обращается внимание на объект), средней и плохой (внимание ребенка привлечь сложно).

«Устойчивость» определяется временем удержания объекта в поле внимания, хорошая – свыше нескольких минут, средняя – дольше одной минуты, плохая – менее минуты.

«Переключение»- способность переводить внимание с одного
объекта на другой, может быть хорошим (происходит практически   мгно венно), средним, плохим (ребенок «залипает» на объекте, отвлечь его
крайне сложно).

«Распределение» – способность удерживать в центре внимания определённое число объектов одновременно (возможность одновременного  успешного выполнения двух и более различных видов деятельности).          

Коррекционно-развивающие занятия с детьми начинают с формирования внимания, так как от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы. Внимание — это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвое нию нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдатель ными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.) Для любой деятельности особенно ценным качеством явля ется быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэто му у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, ус тойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятель ности

Описание заданий и рекомендации к работе

Задание 1. «Расставь точки»  

Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из ко торых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чис тый вариант таблицы.

Вариант 2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точ ки в положенные клеточки пустой таблицы.

В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.

Задание 2. Модификация методики «Корректурные пробы»  

Ребенку предлагается таблица 2.А с изображением знакомых ему предметов (методика С. Лиепинь).

На первых этапах работы ребёнку предлагается 2-3 строки (не бо лее 24 знаков). При этом на начальных этапах предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий с детьми увеличивается количество предлагаемых для работы строк, следовательно, и количество предметов, которые ребенок должен за черкнуть.

На следующем этапе работа с данной таблицей усложняется: ребенку предлагают зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Тем самым формируется распределенность внимания в процессе деятельности.

Для предотвращения у ребенка пресыщения данным видом за нятий рекомендуется менять внешнюю сторону деятельности (на пример, предлагать раскрасить один предмет в зеленый, а другой — в синий цвет; подчеркивать заданный предмет синим, а зачеркивать красным цветом и т. д.).

При проведении занятий с использованием заданий данного вида необходимо соблюдать ряд условий. Во-пер вых, данная работа должна проводиться регулярно. Во-вторых, на первых этапах формирования внимания скорость работы не учиты вается, но постепенно, по мере формирования необходимых качеств, темп самостоятельной деятельности ребенка должен наращиваться. Для этого можно вводить в подобные занятия элементы заниматель ности, игровые формы, использовать работу с секундомером и др.

Данные указания относятся к проведению работы с таблица ми 2.Б (методика Пьерона-Рузера), 2.В (методика Бурдона) и др.

При работе с таблицей 2.В постепенное нарастание сложно сти заключается в характере предъявляемого ребенку для работы ма териала. Сначала предлагают таблички с крупно написанными и раз деленными большими интервалами буквами (таблица 2.В), затем буквы пишутся более мелким шрифтом и расстояние между ними сокращается, затем может быть предложен стандартный бланк теста.

Задание 3. Модификация методики «Таблицы Шульте»  

Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые враз нобой представлены в таблице.

Читайте также:  Методика психического развития ребенка младенческого возраста

Вариант 1. Для детей, владеющих счетом в пределах 10, предла гается таблица 3.А и допустимо одновременное называние и пока зывание цифр (указкой, пальцем). Таким образом, задание выпол няется наглядно-действенным соотнесением.

Вариант 2. Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе, зрительного нахождения последовательности цифр.

Для детей, владеющих счетом в пределах 25, может быть предло жена таблица 3.Б. Принцип работы — тот же (на основе наглядно-действенного, а затем только зрительного соотнесения).

Данное задание способствует формированию таких качеств, как концентрация, объем, переключение внимания.

Задание 4. Модификация методики Рыбакова  

Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом в пределах десяти.

Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей разно го размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребен ка, ему предлагают посчитать все мячи одного размера (например, все большие или все маленькие). Счет построчный.

Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пере считывать мячи каждого размера (например, один большой, один ма ленький, два больших, два маленьких, три больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т. д.).

При выполнении данного задания осуществляется формирова ние распределения внимания и способность к переключению, а так же формируется кратковременная память.

Задание 5. «Найди различия»

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и то го же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимо сти от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассмат ривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т. д.

Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.

Задание 6. «Найди сходства»  

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа — четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.

В приложении задания даны по возрастанию сложности (Табли ца 6.А «Груши», Таблица 6.Б «Собачки», Таблица 6.В «Вертолет»).

Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении фор мируются не только основные качества внимания, но и наблюдатель ность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные опера ции, и в первую очередь — анализ, синтез и сравнение.

Задание 7. «Дорисуй»

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать.

  Это задание направлено на формирование внимания, воображе ния, изобразительной деятельности.

Задание 8. Модификация методики «Лабиринты»

Мы предлагаем использовать это задание на первых этапах ра боты с ребенком, так как оно направлено на формирование необхо димых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчиво сти внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль — в данном случае — не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают ин терес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка советуем сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внеш нему оформлению.  

    Задание 9. «Послушай и воспроизведи»

Задание проводится в игровой форме.

Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, за даваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно ле вой, затем правой рукой.

Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные рит мичные удары одновременно двумя руками.

Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновре менно подсчитывать удары палочкой по столу, которые воспроизво дит взрослый.

При проведении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределенность), также кратковременная память.

Задание 10. Игра «Скажи наоборот»

(модификация методики В. М. Когана и Э. А. Коробковой)

Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструк ция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправиль но — «Нет»).

   Примерные фразы «Платье одевает девочка» — «Да». «Зубы чистят щеткой» — «Да». «У волка три хвоста» — «Нет» и т. д.

Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные — «Да».

Примерные фразы «На елке выросли яблоки» — «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» — «Нет». «Перед летом бывает весна» — «Нет» и т. д.

Вариант 3. Для детей старшего школьного возраста предлагает ся задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением го ловы. При этом, если ответ утвердительный, делается отрицательное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвердитель ное движение головой.

Это игровое задание может использоваться только на завершаю щем этапе по формированию внимания, так как его выполнение тре бует максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.

Задание 11. «Найди ошибки»

Вариант 1. Предлагается текст с пропущенными словами и текст-образец. Ребенок должен, пользуясь образцом, найти ошибки в за данном тексте.

Вариант 2. Ребенку предлагается проделать ту же работу с тек стом, в котором пропущены предлоги, имена прилагательные, наре чия, но при этом текст-образец не дается.

Вариант 3. Предлагается текст, в котором есть ошибочное напи сание отдельных слов, отсутствие синтаксических знаков. При рабо те с этим вариантом задания мы рекомендуем на начальных этапах работы не предлагать ребенку для исправления ошибки орфографи ческого характера, предотвращая тем самым их закрепление. Посте пенно, по мере усвоения программного учебного материала можно предлагать для коррекционно-развивающей работы и ошибочные на писания, но обязательно учитывать степень владения ребенком изу ченного орфографического правила.

Читайте также:  Национальный институт здоровья ребенка и развития человека

Примерный текст-образец

Вьюга (по В. Сухомлинскому)

Утром Толя вышел из дому. На дворе выла вьюга, гроз но шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно…»

Тут он увидел Сашу, который стоял под деревом. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они по бежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

Предлагаемый ребенку текст (первый вариант):

Утром Толя… из дому. На дворе выла…, грозно шуме ли … Испугался …, стал под тополем и думает: «… в школу. Страшно…»

Тут он увидел Сашу, который … поддеревом. Саша … рядом. Он тоже собрался в … и тоже …

Мальчики увидели … друга. Им стало … Они … на встречу, взялись за… и … пошли в …

Вьюга выла, свистела, но она уже была не …

Текст для второго варианта работы:

Утром Толя вышел … дому…. дворе выла вьюга,… шу мели деревья. Испугался мальчик, стал… тополем и дума ет: «Не пойду … школу….»

Тут он увидел Сашу,… стоял … деревом. Саша жил … Он тоже собрался … школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало … Они побе жали …, взялись … руки и … пошли …школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не ..

Текст для третьего варианта работы:

Утрол Тола вышел из дому. На воре выла вьюга, гром-но шумели делевья, Испугался мальчик, стал над тополем и думает: «Не пойду на школу. Радостно…»

Тут он увидел Сашу, который бежал под деревом, саша шил рядом. Он тоже собрался к школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало печально. Они по бежали навстречу, взялись за ноги и вместе пошли в школу.

Вьюга пела, свистела, но она уже была не старой.

Список литературы

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн., Кн.3: Психодиагностика – ВЛАДОС, 2002.

3. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания.- М.: ТЦ Сфера, 2002.

Источник

Наталья Андряшина
Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями

Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем проводить, используя различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания, так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста.

Мы предлагаем использовать комплекс игр, направленный на развитие концентрации, объема, распределения, переключения внимания.

На наш взгляд, только через систему игр, игровых упражнений и заданий удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию.

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата.

На наш взгляд, использование всех вышеперечисленных игр и игровых упражнений активизирует внимание дошкольников с нарушениями речи, а также повышает эффективность коррекционно-педагогической работы в целом.

2.1. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ, ПРОДУКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ.

Данные упражнения направлены на развитие продуктивности, концентрации и устойчивости внимания, тренировку избирательности внимания, тренировку зрительного внимания, тренировку длительного удержания внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.

Упражнение «Найдите 10 отличий»

Цель: развитие концентрации внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются картинки, в которых он должен найти сходства и различия. Педагог «Я предлагаю тебе рассмотреть картинки и найти в них сходства и различия. Будь внимателен»

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие концентрации, устойчивости, продуктивности внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается две картинки. На первой изображены растения. Рассмотрев картинку № 1, ребенок должен отыскать два одинаковых растения и объяснить своё решение. Аналогичная работа проводится с картинкой №2.Педагог: «Посмотри (имя ребенка, пожалуйста, на первую картинку, что на ней нарисовано (ответ ребенка? А теперь найди два одинаковых растения и скажи мне, почему ты так думаешь».

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: формирование умения определять изменения, перестановки, произошедшие на картинке, развитие устойчивости внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Педагог предлагает внимательно рассмотреть сначала первую, а затем вторую картинку и объяснить,что изменилось: «Как ты думаешь, какая игрушка пропала с полки, а какая появилась?»

Упражнение «Найди фигурку, спрятанную в картинке»

Цель: развитие концентрации, устойчивости, внимания, формирование умения находить различные геометрические фигурки, «спрятанные» на картинке.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка с нарушением интеллекта в семье

Порядок выполнения и инструкция.Ребенку предлагается найти на картинке спрятанные геометрические фигуры: круги, прямоугольники, треугольники.Педагог: «Посмотри внимательно на картинку и найди на ней изображения, которые тебе по форме напоминают круг (тоже прямоугольник, треугольник)»

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие концентрации, продуктивности и устойчивости внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются всевозможные лабиринты, которые ребенок должен пройти внимательно сосредоточившись.Педагог: «Перед тобой лабиринт, ты должен пройти его. Внимательно сосредоточься и помоги кролику найти морковку».

Упражнение «Умная картинка»

Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания, памяти.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется картинка с изображением различных предметов. После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы,которые касаются показанных ему изображений: «Какие предметы нарисованы на картинке?», «Сколько вишен ты видел на картинке?», «Что ты видел, ручку или карандаш?», «Сколько конфет на картинке?»

Упражнение «Буквы и цифры»

Цель: тренировка избирательности внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены буквы и цифры.Педагог: «Найди и раскрась сначала все буквы, а затем все цифры».

Упражнение «Следы птиц, зверей и цифры»

Цель: тренировка зрительного внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены следы птиц, зверей и цифры.Педагог: «Здесь мы видим с тобой следы птиц и зверей, а еще цифры. Давай отыщем эти цифры по порядку, начиная с одного. Теперь их нужно показать в обратном порядке, но сначала нам нужно потренироваться. Вот тебе карточки с цифрами, разложи их в обратном порядке. В таком же порядке обведи цифры на странице. А теперь как можно быстрее и без ошибок покажи их. В каком порядке ты хочешь показывать? Хорошо. А теперь в другом порядке».

Упражнение «Соревнование зверей»

Цель: тренировка длительного удержания внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены медведь, еж, белка, заяц и цифры.Педагог: «Звери соревнуются, кто скорее найдет цифры по порядку и ни разу не ошибется. Ты кому будешь помогать?. А я Мишке. Вот секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь. Главное — не ошибаться». Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки фиксируются.Педагог: «Теперь мы с Мишкой начнем искать, а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы». Педагог намеренно делает ошибку (пропускает цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и 9). Ребенок, заметив ошибку, сообщает об этом воспитателю.

Аналогично строится работа в группе. Дети могут меняться таблицами и переходить к следующим.

2.2 КОМПЛЕКС ИГР НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ, ОБЪЁМА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Данный комплекс игр направлен на развитие концентрации, распределения, объема внимания, переключение и устойчивость внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.

Игра “Какой игрушки нет?”

Цель: совершенствование концентрации внимания, его распределения, объема.

Оборудование: две машины, куклы, матрешка, юлы, собаки, кошки; два мишки, зайки, самолета и др.

Содержание. Перед детьми выставляются три игрушки. Такие же игрушки ставятся на другом столе, которой находится на близком расстоянии от детей. Используется указательный жест для привлечения внимания детей к каждой игрушке. Затем за экраном одна игрушка убирается, после чего убирается экран и внимание детей привлекается к оставшимся игрушкам. Взрослый своим поведением выражает удивление по поводу исчезнувшей игрушки, обращает внимание на игрушки на втором столе и предлагает выбрать ту игрушку, которая была ранее непосредственно перед детьми. Игра повторяется несколько раз с разными вариантами набора игрушек и с их увеличением до четырех.

Игра “Сделай верно”

Игра может проводиться как на невербальной основе, так и вербальной, в зависимости от готовности детей; важное условие – ориентировка детей в геометрических формах.

Цель: упражнять детей в распределении и переключении внимания.

Оборудование: набор карточек с изображенными геометрическими фигурами. Количество разных геометрических форм постепенно увеличивается от двух до четырех-пяти).

Содержание. Каждому ребенку предлагается рассмотреть свою карточку, назвать или найти одинаковые фигуры. Затем дается какую геометрическую фигуру надо зачеркнуть. После выполнения задания его результаты анализируются. Игра может иметь разные варианты в зависимости от количества геометрических фигур. Фигуры могут быть и разного цвета. В этом варианте ребенок должен учитывать два признака – форму и цвет.

Игра “Догони и поймай разные буквы”

Цель – развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.

Оборудование: таблицы с небольшим текстом, написанным крупными буквами (текст состоит из нескольких строк).

Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть текст, а затем зачеркнуть в тексте карандашом определенную букву (например, букву “М”). В следующий раз может быть другая буква или другой вариант задания (например, подчеркнуть определенную букву или обвести кружочком и т. д.); вместо букв могут быть цифры, геометрические формы, одна и та же геометрическая форма, но разных цветов.

Игра “Кто за кем стоит”

Цель: развитие объема внимания, его распределения

Содержание. Четверо детей выстраиваются в шеренгу. Пятому ребенку, водящему, предлагается рассмотреть и запомнить, кто за кем стоит, а затем повернуться спиной к шеренге. Взрослый переставляет кого-либо из детей в шеренге. Затем водящему предлагается повернуться лицом к шеренге и сказать или показать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз. В ходе игры меняются и водящие.

Источник