Коррекционная программа по развитию восприятия ребенка

Коррекционная программа по развитию восприятия ребенка thumbnail

Согласовано: Утверждаю:

старший воспитатель МБДОУ заведующий МБДОУ ДС № 43 ДС № 43 «Колобок» «Колобок»

__________________________ ___________________________

/А.С.Бондаренко/ /Е.В.Бездольная/

Коррекционно-развивающая программа по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Данная программа составлена педагогом-психологом МБДОУ ДС № 43 «Колобок» Литвиновой С.И

Белая Калитва

___________

РЕБЁНОК: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество, дата рождения, форма организации работы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Как пишет Тихомирова Л.Ф. в своей книге «Развитие познавательных способностей детей» основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим, образом:

а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами — первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Цель данной программы: развитие зрительного восприятия ребёнка.

Данная программа разработана с учётом Базового компонента деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации и основана на рекомендациях и разработке Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» раздел « Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста»; Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» (5-7 лет) раздел книги «Развитие зрительного анализатора» и раздел «Основы саморегуляции».

Задачи программы:

  • Развитие восприятия ребёнка

  • Развитие зрительного анализатора

  • Профилактика зрительных нарушений

  • Обучение основам саморегуляции, релаксации.

Необходимыми условиями коррекционного процесса являются:

  • Обеспечение родителями и педагогами эмоционально нейтрального развития и обучения

  • Соблюдение режима, достаточное время для сна

  • Регулярное посещение дошкольного учреждения

Основные этапы работы:

  1. Этап сбора и анализа информации.

  2. Этап планирования

  3. Проведение коррекционно- развивающей работы.

  4. Диагностический.

  5. Оформление выводов.

  • Программа состоит из 26 занятий. При соблюдении режима проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3,5 месяца.

  • Время проведения занятия — 30 минут.

  • Оптимальное число детей группы — 2-4 человека, возраст — 4—7 лет. Занятия могут проходить и индивидуально. В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. Каждое занятие рекомендуется заканчивать упражнением с элементами саморегуляции или релаксации.

  • В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции.

  • Каждое занятие (будет указано, допустим 1-3) проводится трижды, и каждый раз на аналогичном, но новом материале.

Каждое занятие состоит из:

  • Игр и упражнений, направленных на развитие восприятия ребёнка.

  • Упражнения на развитие зрительного анализатора.

  • Упражнения на снятие мышечных зажимов в области глаз.

  • Упражнения или игры с основами саморегуляции.

УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программой предусмотрено 26 занятие, продолжительностью по 30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Темы циклов занятий:

  1. Поможем Незнайке.

  2. На стройке.

  3. Мастерская.

  4. Разведчики.

  5. Внимательный ребёнок.

  6. В цирке.

  7. Сыщик.

  8. Поможем Буратино.

  9. Поиск сокровищ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Цель и задачи каждого занятия: Развитие восприятия. Профилактика зрительных нарушений. Обучение основам саморегуляции, релаксации

занятия

Содержание занятия

Материал

Литература.

1 – 3

  1. «Собери пирамидку»

«Пирамидка» – эталон и «кольца» для сбора пирамидки по образцу на каждого ребёнка

Стр. 3. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Закрывание глаз»

Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Массаж глаз»

Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Составь Картинку»

Разрезные картинки из 2-х частей на каждого ребёнка

Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

5.«Дыхание животом», «Релаксирующее дыхание» (надуваем шарик)

Стр. 117, 110. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. « Игра «Белый лист»

Белый лист бумаги с фигурами опредёлённого цвета, вырезанные фигурки белого цвета, аналогично цветным на белом листе.

Стр. 4 Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. «Глазки бегают по кругу»

Стр. 100 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

4-6

  1. «Сделай так»

кубики

Стр. 3. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Пальминг глаз – 1»

Спокойная музыка

Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Составь картинку»

Разрезные картинки из 3-х частей на каждого ребёнка

Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Гляделки»

Стр. 100 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Круги, квадраты и треугольники разного цвета и размера на каждого ребёнка

Стр. 5. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. «Упражнение «Бульканье»

Стр. 117 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Упражнение «Росток»

Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7-9

  1. «Нарисуй узор по образцу»

Образец рисунка, лист в клеточку и простой карандаш на каждого ребёнка

Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Пальминг глаз – 2»

Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Зашиваем ковёр»

«Ковёр с заплатками» на каждого ребёнка.

Стр. 16. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Недовольный»

Стр. 100. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Кто наблюдательнее»

Стр. 19. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Шарик лопнул»

Стр. 117. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Упражнение «Марионетки»

Стр. 125. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

10-12

  1. Игра «Найди игрушку»

Игрушки

Стр. 12. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. «Массаж глаз»

Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Найди такой же предмет» (Начинаем с трёх предметов).

Карточка на каждого ребёнка (или набор картинок).

Стр. 17. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Пчела на носу»

Стр. 100. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Сравни предмет»

Карточки с изображениями предметов на каждого ребёнка

Стр. 22. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Кто громче»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Упражнение «Потягивание»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

13-15

  1. Игра «Сравни предмет»

Карточки с изображениями предметов на каждого ребёнка

Стр. 22. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Мудра жизни»

Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Нарисуй узор по образцу»

Образец рисунка, лист в клеточку и простой карандаш на каждого ребёнка

Стр. 12. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

4. «Массаж кистей рук»

Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Где чей шарик» ( следим глазками по ниточке)

Демонстрационные карточки крупного размера

6. Упражнение «Горячая монетка»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7. Упражнение «Качели»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

16-19

  1. Упражнение «Дорисуй предмет»

Лист на каждого ребёнка с недорисованными предметами

2. Упражнения, улучшающие кровоснабжение глаз

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

(Логопедические тетради)

4. Упражнение «Дождик»

Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Сравни картинки»

Картинки для сравнения на каждого ребёнка

6. Упражнение «Певец»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7. Упражнение «Акробат»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

20-22

  1. Упражнение «Узнай, что нарисовано?»

Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.

2. Упражнения для шести основных глазных мускулов

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

4. Упражнение на аккомодацию

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Составь Картинку»

Равзрезные картинки из 4-5 частей.

6. Упражнение «Сова»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7. Упражнение «Свеча»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

23-25

  1. Упражнение «Узнай, что нарисовано?»

Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.

2. Упражнения для шести основных глазных мускулов

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

4. Упражнение на аккомодацию

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Где чей шарик» ( следим глазками по ниточке)

Демонстрационные карточки крупного размера

6. Упражнение «Шапка для раздумий»

Стр. 119. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

24-26

  1. Упражнение «Узнай, что нарисовано?»

Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.

2. Упражнения для шести основных глазных мускулов

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

4. Упражнение на аккомодацию

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Чего не хватает»

Карточки на каждого ребёнка с изображением предметов с недостающими деталями.

6. Упражнение на расслабление и концентрацию

Стр. 119. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

Ожидаемый результат реализации программы: улучшение зрительного восприятия, снятие мышечных зажимов в области глаз.

Методами и средствами оценки результативности программы являются следующие диагностические методики: узнавание перечёркнутых изображений, узнавание недорисованных изображений, разрезные картинки, тест переплетённых линий, узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора – Семаго, лист 11).

Динамика развития:

За прошедший период с ________________ по ________________ , произошли следующие изменения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Рекомендовано:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Дата составления: ___________________________

Должность: _______________________________

Источник

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

 В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно – образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение.

Цель психологического сопровождения: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов. Индивидуальная работа с детьми проводится (1 раз в неделю) продолжительностью 15 минут. Количество игр и упражнений в занятиях могут   варьироваться от 4-5.

Месяц

Содержание

Октябрь

Занятие 1.

Игра «Найди свой цвет»

Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость

Ребёнок получает мячики 3-4 цветов: одни – красного, другие – синего, третьи – желтого, мячики располагаются разных углах комнаты. В каждом углу педагог ставит мячик (красный, синий, желтый).

По сигналу педагога «Идем гулять!»  ребёнок расходится по площадке группками или в одиночку. По сигналу педагога «Найди свой цвет!»  бежит к флажку соответствующего цвета.

Упражнение «Веселые грибочки»

Цель: развитие внимания

Упражнение «Флажок, рыбка, мяч»

Цель: развитие внимания

Разминка «Листопад»

Падают, падают листья,                   Взмахи пуками.

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья                 Повороты вокруг себя.

По ветру вьются, летят.

Игры в интерактивной песочнице «Радуга»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Занятие 2.

 Игра «Не опоздай»

Цель: учить ребёнка быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание.

Педагог раскладывает на полу кубики. Ребёнок становится у кубиков. По сигналу педагога он разбегается по всей комнате, по сигналу «Не опаздывай!» бежит к кубикам. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному предмету, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить бегать как лошадки.

Во время игры педагог следит, чтобы ребёнок убегал от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.

Упражнение «Одинаковые картинки»

Цель: развитие внимания. 

Упражнение «Ваза с цветами»

Цель: развитие внимание, мышления

Игра «Матрешка»

Цель: выявления понятия ребёнком инструкции, сформировалось понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Разминка «Тучи дождевые»

Приплыли тучи дождевые                                          

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые.

Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А дождь такой неугомонный,

Льёт, льёт, льёт.

Шагают на месте.

Хлопают в ладоши.

Шагают на месте.

Прыгают на месте.

Шагают на месте.

Хлопают а ладоши.

Шагают на месте.

Прыгают на месте.

Игры в интерактивной песочнице «Фигуры»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, знакомство с геометрическими фигурами развивать умения сравнивать предметы по величине, размеру, форме.

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Занятие 3.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: учить ребёнка подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Ребёнок стоит в центре комнаты, педагог с корзиной маленьких мячей рядом с ним.  Вместе произносят слова:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Ребёнок должен быстро собрать их назад в корзину.

Упражнение «Найди пару каждому предмету»

Цель: развитие мышления        

Упражнение «Чего не хватает на картинке»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики

Разминка «Ветер»

Ветер тихо клён качает,

Вправо – влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён

Ноги на ширине плеч, руки за голову.

 Наклоны туловища вправо и влево.

Игры в интерактивной песочнице «Прятки с животными»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, речевое развитие,  мелкой моторики рук.

Занятие 4.

Игра «Самолёты»

Цель: учить ребёнка бегать в разных направлениях, приучать внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Педагог предлагает ребёнку приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Взрослый говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» – ребёнок делает вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» – ребёнок разводит руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летит» – разбегается в разные стороны. По сигналу взрослого: «На посадку!» – садятся на мягкий пуфик.

Упражнение «Кто где живёт»

Цель: развитие мышления        

Упражнение «Что было сначала, а что потом»

Цель: развитие мышления        

Разминка «Ветер»

Ветер тихо клён качает,

Вправо – влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён

Ноги на ширине плеч, руки за голову.

 Наклоны туловища вправо и влево.

Игры в интерактивной песочнице «Ищем клад»»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, ориентация в пространстве, развитие  мелкой моторики рук.

Занятие 5.

Игра «Кто скорее соберёт»

Цель: развитие у ребенка дошкольного возраста навык сортировки предметов по размеру и цвету, способствуют развитию внимания и логического мышления.

Педагог , посадив  ребёнка за стол,  раздает пирамидку. Рассматривая свою пирамидку, привлекает к ней внимание ребёнка:

— Посмотрите,  какое кольцо внизу: большое или маленькое?
— Большое.
— А вот это какое? (Показывает на кольцо под ним.)
— Это поменьше.
— А наверху какое кольцо?
— Самое маленькое.

Если  ребёнок  самостоятельно не могут ответить, взрослый напоминает им об этом:

— Запомните, что внизу находится самое большое кольцо. А наверху какое?
— Самое маленькое.
— Правильно. А теперь послушай, как мы будем играть с пирамидками. Разберем сначала пирамидку. (Снимает кольца, кладет их на стол.) И вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собрать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выигрывает. Он получит флажок.

Малыши разбирают свои пирамидки, педагог дает сигнал, и дети начинают собирать их. Не сразу удается всем правильно собрать пирамидку, воспитатель напоминает, что нужно каждый раз выбирать самую большую:

— Надел колечко, ищи самое большое, надел еще, опять найди самое большое колечко. Вот и последнее, самое маленькое надел. Пирамидка собрана правильно и быстро. Игру можно проводить несколько раз, так как действие с кольцами.

Упражнение «Соедини одинаковые картинки между собой»»

Цель: развитие мышления, внимания.

Игра «Угадай чего не стало»

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти. Понимание инструкции взрослого.

Разминка «Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда детям рад.

Буду в садике играть

И конструктор собирать,

И игрушки за собой убирать.

Буду бойко танцевать

И лепить, и рисовать,

Буду песни каждый день напевать.

Хлопки на каждое слово.

Развороты кистей в разные стороны,

Пальцы кистей соприкасаются.

Рука двигается вправо – влево.

Приседание.

Танцевальные движения.

Имитировать лепку, рисование.

Руки «замок»  перед собой

Игры в интерактивной песочнице «Прятки с животными»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, речевое развитие,  мелкой моторики рук.

Занятие 6.

Игра «Самолёты»

Цель: учить ребёнка бегать в разных направлениях, приучать  внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Педагог предлагает ребёнку приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Взрослый говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» – ребёнок делает вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» – ребёнок разводит руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летит» – разбегается в разные стороны. По сигналу взрослого: «На посадку!» – садятся на мягкий пуфик.

Упражнение «Найди на рисунке одинаковые картинки и раскрась одним цветом.

Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики.        

Упражнение «флажки для зверят»

Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики.        

Разминка «Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда детям рад.

Буду в садике играть

И конструктор собирать,

И игрушки за собой убирать.

Буду бойко танцевать

И лепить, и рисовать,

Буду песни каждый день напевать.

Хлопки на каждое слово.

Развороты кистей в разные стороны,

Пальцы кистей соприкасаются.

Рука двигается вправо – влево.

Приседание.

Танцевальные движения.

Имитировать лепку, рисование.

Руки «замок»  перед собой

Игры в интерактивной песочнице «Фигуры»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, знакомство с геометрическими фигурами развивать умения сравнивать предметы по величине, размеру, форме.

Декабрь

Занятие 7.

Игра «Собери картинку»

Цель: развитие наглядно-действенного мышления.

Упражнение «Дорога для машины»

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Веселый человечек»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель: освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма; форма и размер).

Игры в интерактивной песочнице «Вулкан»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики.

Занятие 8.

Игра «Собери картинку»

Цель: развитие наглядно-действенного мышления.

Упражнение «Раскрась шарики разным цветом»

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Обведи картинку по пунктирным линиям»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Коробка форм»

Цель: развитие восприятия формы и пространственных отношений.

Игры в интерактивной песочнице «Вулкан»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики.

Занятие 9.

Игра «Угадай чего не стало»

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти. Понимание инструкции взрослого.

Упражнение «Сбей мячики и кегли

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Положи яблоки в тарелки»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Матрешка»

Цель: выявления понятия ребёнком инструкции, сформировалось понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Игры в интерактивной песочнице «Черепаха»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики.

Январь

Занятие 10.

Игра «Угадай чего не стало»

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти. Понимание инструкции взрослого.

Упражнение «Штриховка фигур»

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Расчёски и лесенки»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Матрешка»

Цель: выявления понятия ребёнком инструкции, сформировалось понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Игры в интерактивной песочнице «Фигуры»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, знакомство с геометрическими фигурами развивать умения сравнивать предметы по величине, размеру, форме.

Занятие 11.

Игра «Самолёты»

Цель: учить ребёнка бегать в разных направлениях, приучать внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Педагог предлагает ребёнку приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Взрослый говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» – ребёнок делает вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» – ребёнок разводит руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летит» – разбегается в разные стороны. По сигналу взрослого: «На посадку!» – садятся на мягкий пуфик.

Упражнение «Обведи фигуры по точкам и раскрась их»

Цель: развитие мелкой моторики

Упражнение «Веселый человечек»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игра «Собери пирамидку»

Цель: выявления понятия ребёнком инструкции, сформировалось понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Игры в интерактивной песочнице «Прятки с животными»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, речевое развитие,  мелкой моторики рук.

Занятие 12.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: учить ребёнка подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Ребёнок стоит в центре комнаты, педагог с корзиной маленьких мячей рядом с ним.  Вместе произносят слова:

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Ребёнок должен быстро собрать их назад в корзину.

Упражнение «Больше меньше»

Цель: развитие мелкой моторики, величины предметов.

Упражнение «Дорисуй прямые полоски на коврике»

Цель: развитие мелкой моторики»

Игры в интерактивной песочнице «Радуга»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Февраль

Февраль

Занятие 13.

Упражнение «Шнуровка»

Цель: развитие мелкой моторики.

Игра «Большой и маленький предмет»

Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.

Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: “Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)

Взрослый:

Где большой грибок? Где маленький грибок?

Принеси маленький мячик, принеси большой.

Затем взрослый показывает на предмет, дети называют величину.

Упражнение «Веселый человечек»

Цель: развитие мелкой моторики.

Игры в интерактивной песочнице «Прятки с животными»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, речевое развитие, мелкой моторики рук.

Занятие 14.

Игра «Угадай – ка», «Соберем бусы»

Цель: развивать наглядно – действенное мышление и мыслительные операции

Упражнение «Найди грибок»

Цель: развитие внимания

Упражнение «Елочка»

Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.

Игра «Матрешка»

Цель: