Коррекционная программа по развитию речи ребенка в раннем возрасте
Ивлева Марина Валерьевна
Рабочая программа по развитию речи для обучающихся дошкольников группы раннего возраста
Рабочая программа по развитию речи
для обучающихся дошкольников в группе раннего возраста
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41»
Образовательная область «Развитие речи»
Новокузнецкий округ, 2019
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка….
Раздел 2. Календарно-тематическое планирование….
Раздел 3. Учебно-методический комплекс…
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи (далее – Программа) входит в содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования МК ДОУ «Детский сад № 41», разработанной с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (проект)и охватывает следующие образовательные области:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание Программы включает развитие речи, приобщение к художественной
литературе.
Работа с воспитанниками по Программе направлена на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
В группе раннего возраста Программой предусматривается психолого-педагогическая работа:
Формирование словаря.
• На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
• Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,«Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
• Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи.
• Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
• Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
• Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи.
• Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
• Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь.
• Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).
• Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.
• Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Приобщение к художественной литературе
• Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.
• Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
• Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
• Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
• Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
• Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
• Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с другими
образовательными областями:
1. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
2. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия
ребенка с взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
3. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия.
4. Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Статус Программы: рабочая программа по развитию речи
Форма деятельности: организованная образовательная деятельность (далее ООД)
Режим деятельности:
Категория Срок освоения Объем времени (ч)
Неделя Месяц Год
Дети 2-3 года 1 год 1 4 29ч
Методы педагогической диагностики (мониторинга): наблюдение, беседа, создание специальных ситуация, игра (2 раза в год – октябрь, май)
Характеристика возможных достижений ребенка:
К концу года дети могут:
• сопровождать речью игровые и бытовые действия;
• по просьбе взрослого проговаривать небольшие фразы;
•отвечать на простые вопросы: «Кто?», «Что?», «Что делает?»;
• могут рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии;
• проявлять интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций
Раздел 2. Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста
Развитие речи
Месяц Тема недели Цель Количество часов
сентябрь Здравствуй. детский сад
Адаптационные мероприятия: «Путешествие по групповой комнате», «Путешествие по территории участка»
Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их
октябрь Осень Рассматривание картины «Осень»
Помогать детям отвечать на простейшие вопросы :»Что?», «Кто?», «Какой?», «Что делает» Формировать навыки понимания небольшого рассказа взрослого по сюжетной картине. 1
Фрукты Формирование словаря
Развивать умения детей по словесному указанию педагога находить фрукты по цвету и размеру. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия фруктов; прилагательными, обозначающими цвет, размер, вкус.Звуковая культура: упражнять в отчетливом произнесении гласных. 1
Овощи
Чтение русской народной сказки «Репка».
Рассматривание картины «Дедка за репку»
Развивать понимание речи взрослых.
Вызвать у детей желание рассказывать сказку вместе с воспитателем.
1
Мое любимое домашнее животное Чтение рассказа Л. Толстого «Спала кошка на крыше»
– Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения
– Упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания иа
1
Ноябрь Я – человек Рассматривание фотографий детей
Закреплять названия имени,частей тела человека: руки, ноги, туловище.
1
Мои любимые игрушки Чтение стихов А. Л. Барто из цикла «Игрушки»
Активизировать речь детей
– Вызвать желание проявлять заботу о своих друзьях – игрушках.
1
Моя семья Рассматривание сюжетных картин на тему: «Моя семья»
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими родственные отношения (мама, папа, бабушка, дедушка, брат).
1
Профессия-младший воспитатель Беседа о работе младшего воспитателя.
Совершенствовать слуховое внимание
Звуковая культура речи.
1
Декабрь Здравствуй, зимушка-зима Дидактическая игра «Снеговик, что у тебя в мешке»;
– Способствовать развитию речи как средству общения.
– Помогать детям отвечать на вопросы.
1
Дикие животные Чтение сказки «Маша и медведь»
Формирование словаря: учить понимать речь взрослого, имитировать действия медведя «Походи, как медвежонок».
Связная речь: отвечать на простые вопросы по содержанию. Обогащать словарь наречиями: тихо, медленно;прилагательными: большой, маленький.
Звуковая культура речи.
Упражнять в правильном произношении несложных фраз. 1
Новогодний праздник Чтение стихотворения:
Как вокруг белым- бело,
Много снега намело
На крыльцо и на дорожки
Аж в сугробах тонут ножки
1
Новогодние подарки «Скоро – скоро Новый год»
Рассматривание елочки, игрушек 1
Январь Зимние забавы Рассматривание картины «Зимние забавы»
-Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы по ее содержанию. 1
Птицы Дидактическая игра: «Такие разные птицы».
-Обратить внимание детей на размер птички и зернышек (большой – маленький). на расположение корма (зернышки рассыпаны, находятся рядом с птичкой.)
-учить детей характеризовать птиц с помощью вопросов педагога.
-Обогащать словарь детей глаголами (прыгает, клюет, летает, чирикает пр.) 1
Зимняя одежда Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
-С помощью картинок уточнить и активизировать в речи детей названия одежды и обуви (шуба, плащ, пальто, жакет, кофта, жилет, туфли, кроссовки, шлепанцы)
– Совершенствовать навыки диалогической речи 1
Февраль Народная игрушка «Матрешка» – рассматривание народных игрушек
-Обогащать представления о ближайшем окружении, рассмотреть матрешку, разобрать и собрать её.
-Учить детей воспринимать инструкцию взрослого и выполнять её, сопровождая свои действия речью.
-Упражнение на развитие звуковой культуры речи (звуки т, п, к.)
1
Посуда «День рождение куклы»– дидактическая игра
-Рассматривание посуды, вопросы о ее назначении.
-Поощрять попытки самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их.
– Формировать умения накрывать на стол, играть с куклой и посудой. 1
Транспорт Ознакомление с грузовым автомобилем.
– Используя картинки, активизировать речь детей
– Познакомить со значением слов автомобиль, водитель.Учить называть составные части: руль, колеса, кузов.
– Развивать восприятие красного и зеленого цветов. Учить играть с автомобилем.
1
Мебель Дидактическая игра «Комната куклы»
-Активизировать в речи детей названия мебели (стол, стул, диван, шкаф) упражнять в употреблении слов с обобщающим значением.
-Звуковая культура речи.
1
Март Весна «В гостях у весны»
– Учить составлять рассказ, используя картинки- иллюстрации.
-Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя.
-Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что,где) 1
8 марта -мамин праздник Чтение «Моя мама», Н. Саконская.
Развивать умение детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов.
Стимулировать ребенка повторять отдельные слова, выражения из стихотворения 1
Неделя здоровья и хорошего настроения Разучивание потешки :«Водичка,водичка…».
-Обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы личной гигиены (мыло, полотенце).
-Создавать ситуации для употребления усвоенных слов в самостоятельной речи.
1
Продукты «Что нравиться?» – игровое упражнение.
Используя картинки, активировать речь детей, предоставить им возможность рассказать о своем любимом продукте питания (блюде).
*Дидактическая игра: «Что изменилось?»(стол с продуктами)карточки
Цель: развивать наблюдательность, интерес к различным видам продуктов питания, определить какие продукты полезны для здоровья
1
Апрель
Деревья «В гости у солнышку»
Обогащать и активизировать словарный запас существительными
Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний (топ-топ, пых-пых, цок-цок и т. п Способствовать развитию речи как средства общения, давая детям поручения (добеги до елочки, обойди вокруг березы, и т. п.) 1
обувь Чтение стихотворения Е. Благининой
«Научу обуваться и братца»
-Познакомить с содержанием стихотворения
-Рассматривание сюжетных картин
1
Профессия-врач Чтение В. Берестова «Больная кукла»
– Познакомить с содержанием стихотворения В. Берестова,
– Учить слушать стихотворение без наглядного сопровождения, развивать интонационную речь 1
Город весной Чтение сказки «Теремок»
-Познакомить с сказкой «Теремок» (обр. М Булатова)
-И песенкой –присказкой «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду» 1
Май Насекомые на нашем участке «Насекомые»
-Расширять пассивный и активный словарь;
-Формировать представления о разнообразии мира насекомых;
-Различать виды насекомых, выделять их основные признаки (кто летает, кто ползает, кто кусается и т. д.); 1
Весенние цветы Игровое занятие для детей «Весенние цветы»
-Познакомить детей с весенними цветами
обогатить словарь детей по данной теме.
-Понимать последовательность роста растений.
-Формировать устойчивые представления о цвете растений и цветов.
1
диагностика
Итого:
29ч.
Раздел 3. Учебно-методический комплекс
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.-128 с.
2. Комплексное перспективное планирование. Младшая группа под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Комплексные занятия в ДОУ по программе под ред. М. А. Васильевой и др. младшая группа /авт. -сост. Т. В. Ковригина и др. –Волгоград: Учитель, 2012.
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2014.
Источник
Виктория Дрыбина
Коррекционная работа по развитию речи у детей раннего возраста с нарушениями речи
В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Г. В. Чиркиной была разработана методика формирования начального детского лексикона детей с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи.
Предложенная система формирования начального детского словаря может быть использована и для нормально развивающихся детей второго года жизни, например, в индивидуальной работе с ребенком старше 1 года 6 месяцев, который уже произнес несколько своих первых слов, для стимуляции его дальнейшего речевого развития.
Основные методы обучения, как и содержание обучения, определяется наглядно – действенным и наглядно – образным мышлением детей раннего возраста. Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей: необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира, т. е., вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с обозначенным предметом, слова – с действием, слова – признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми с предметами, которые обозначаются словом. Развитие речи детей осуществляется в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.
Все занятия по развитию речиребенка разделены на несколько основных этапов: подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и 2 этапа основного цикла (1этап – 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные – подгрупповые, 2 этап – 24 занятия, из них 4 итоговых).
Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого цикла (после 5 занятий) – итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.
Проведению основного цикла занятий предшествует подготовительный период, продолжительность которого варьируется в зависимости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости.
Содержанием обучения подготовительного периода является развитие у детей голосовых реакций и понимание обращенной речи, на занятиях основного цикла активной речи. К содержанию обучения детей раннего возраста, относится прежде всего воспитание потребности в речевом общении, что является основой для появления речевой активности. По мере появления активной речи необходимо развивать у детей, самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях, т. е. в общении.
Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка, с целью – определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша.
На первом этапе основного цикла для развития у детей cлухо-зрительного сосредоточения используют следующие приемы: внезапное появление и быстрое исчезновение предмета.С этой целью используют набор игрушек: мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и корзина. Необходимо достать игрушку из-за ширмы и быстро спрятать ее обратно. С целью развития речи в момент появления игрушки каждый раз называть ее, привлекая внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется на одном занятии многократно.
Неожиданное появление и исчезновение игрушки вызывает у детей ответную реакцию: улыбку, притягивание рук, вокализацию. Это свидетельствует об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения, что, в свою очередь, является предпосылкой к развитию понимания словесной речи окружающих.
На занятиях подготовительного цикла применяют следующие методические приемы:
– показ предмета (игрушки) с названием его;
– показ предметов в действии с их называнием;
– показ ряда последовательных действий с предметами;
– показ выполнение поручений детьми, рассматривание предметов;
– показ картинок с изображением отдельных предметов, и целевой показ предметов в помещении дошкольного учреждения и за его пределами;
– осмотр предметов;
– наблюдения за живыми объектами.
Все перечисленные приемы направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимание обращенной речи. Чтобы ребенок мог вслушиваться в речь, в комнате, где проходят занятия, должна быть тишина. Занятия проводятся в игровой форме.
На первом и втором этапе основного цикла обучения на логопедических занятиях преимущественно развивают активную речь. Развитие активной речи осуществляется в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале. Принцип единства формирования речи, мышления на одном и том же познавательном материале положен в основу всего процесса обучения детей речи.
В содержание обучения активной речи включают развитие речевых средств формирования общения, т. е. коммуникативной функции.
Развитие у детей речевых средств состоит в постепенном расширении пассивного и активного словаря (накопление его количества, развитие лексических и грамматических значений слов. Накопление словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки.При этом необходимо учитывать следующее: у детей в активном словарном запасе по количеству преобладают слова с предметным значением (существительные, но частота употребления слов в активной речи самим ребенком падает на глаголы, т. е., хотя в речи ребенка запас существительных значительно больше, они все же реже употребляются в коммуникативных целях, чем глаголы.
Словарь ребенка мы активизируем в следующем порядке:
слова из повторяющихся слогов (ляля, дядя, тата);
звукоподражания (аф-аф, би-би);
двусложные слова с открытыми слогами (Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза).
Для формирования фразовой речиприменяются следующие приемы: обучение обращенной речи (выразить просьбу 2-З-мя словами: «Дай то-то» или «Тетя дай то-то»). Детейучат выражать предложения к совместной деятельности: «Давай играть», «Мишка плачет». «Где ляля?». «Где была?»
Занятия основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми. В мини-группу (3-4 ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. Сначала на занятиях присутствует часть детей, способных по своему сосредоточению внимания и усидчивости заниматься коллективно. Количество детей, охваченных подгрупповыми занятиями, зависит от психолого-педагогической характеристики развития детей каждой конкретной группы. В начале основного цикла занятия могут быть короткими – 5-7 минут. В конце цикла до 30 минут. Для этого на одном занятии последовательно используется несколько разных игр, чтобы ребенок мог в течение этого получаса менять свое местоположение, переходить от подвижных игр к занятиям за столом, играть с разными игрушками.
Итоговые занятия проводятся со всеми детьми в группе. Фронтальные занятия проводятся в групповой комнате, а подгрупповые и индивидуальные – в логопедическом кабинете.
Главная задача на всех логопедических занятий – развитие речи детей в ее коммуникативной функции. Для успешного ее решения в занятия включаются еще несколько задач, подготавливающих основу для осуществления главной задачи. Включение нескольких задач в одно занятие необходимо было для смены видов деятельности.
Чтобы на одном занятии решать несколько задач,игры упражнения подбираются следующим образом:
– развитие зрительного или слухового сосредоточения, внимание к речи взрослого и развитие целенаправленных действий (игра «Скажи, что звучит», «Угадай, кто это»);
– привлечение внимания детей к речи взрослого, развитие ее понимания (игра «Слушай и выполняй»);
– развитие активной речи в сочетании с задачами, направленными на воспитание внимания, выдержки, мелкой или общей моторики (игра «Кто внимательней»).
Занятия по теме планируются последовательно одно за другим. Тема, выбранная для изучения с детьми, располагается в виде цепи последовательных занятий. На каждом последующем занятии уточняется или закрепляется познавательный и речевой материал темы.
При составлении предложений важно связывать наречия сегодня, сейчас, теперь с глаголами настоящего времени, наречия вчера, давно, недавно с глаголами прошедшего времени.
Одной из возможных форм занятий по обучению детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени является занятие, на котором употребление той или иной формы глагола соответствует демонстрируемым действиям.Воспитатель предлагает детям выполнить определенные действия: рисовать, строить, собрать (что-то, одеть, накормить (куклу). Затем во время выполнения этих действий и после того, как дети закончили, он спрашивает,обращаясь к каждому: «Что ты сейчас делаешь?» («Я рисую самолет, я строю дом» и т. д., «Что ты делал?» («Я рисовал самолет», «Что ты сделал?» («Я нарисовал самолет»).
Воспитателю надо четко выделять интонационно вопросы что делал? и что сделал?и добиваться правильных ответов: «Что делаешь?» – «Одеваю (куклу)»; «Что делал?» – «Одевал.»; «Что сделал?» – «Одел.».
Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего времени пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности.
Литература:
1. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2011. – 240 с
Источник