Коррекционная программа нейропсихологического развития ребенка

Боровик Инна Николаевна
Программа индивидуальной нейропсихологической коррекции

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Разработала: педагог-психолог

Боровик И. Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных способностей. Все это делает особо важным участие психолога в проведении корркционно-развивающей работы с детьми.

Известно, что биологическое развитие организма на всех его стадиях подчиняется строгой закономерности. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронность, фазовые динамические характеристики процессов формирования. Знание схемы развития головного мозга ребенка способствует более четкому разграничению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, Занятия по нейропсихологической программе позволят своевременно выявить дизонтогенетические проявления у детей.

Коррекционная программа рассчитана на возраст от 6 до 8 лет, а данный возрастной период соответствует созреванию второго функционального блока головного мозга ребенка. На этом этапе онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии операционального уровня, формируется доминантность полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю, функциональной активности. Нарушение формирования данного уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости, которая после нейропсихологической коррекции может быть элиминирована. У детей с неврологическим статусом формирование мозговой организации происходит с девиациями, что может быть выражено в импульсивности, повышенной двигательной активности и низким уровнем саморегуляции.

Согласно исследованиям, до восьмилетнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее сенситивным в плане нейропсихологической коррекции межполушарных взаимодействий.

Программа нейропсихологической коррекции составлена с использованием методик А. Л. Сиротюк, А. В. Семенович и включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы и упражнения с правилами.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе – опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. Как известно, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство – книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д., что существенно снижает качество обучения.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвуете мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь.

Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Читайте также:  Диагностика социально личностного развития ребенка

Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.

Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его.

3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.

Программа состоит из 16 занятий. График проведения – 3 занятия в неделю. Время проведения – 45 минут.

Структура занятий:

• растяжка 4-5 минут;

• дыхательное упражнение 3-4 минуты;

• глазодвигательное упражнение 2-3 минуты;

• упражнения для развития мелкой моторики рук – 7-8 минут;

• функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии 20 минут;

• релаксация 4-5 минут.

ЦЕЛЬ: оказание максимального содействия в изучении и коррекции уровня нейропсихического развития ребенка в онтогенезе; обеспечение должного уровня психологической готовности к обучению в школе.

ЗАДАЧИ:

1. коррекция импульсивности, повышенной двигательной активности.

2. коррекция уровня саморегуляции.

3. профилактика дизонтогенетического развития.

4. развитие произвольности регуляции деятельности.

5. развитие вербальной механической памяти, мелкой моторики, воображения, восприятия.

6. развитие коммуникативных навыков.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

1. Доступность предлагаемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы.

3. Личностно-ориентированный подход.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Месяц Дата проведения Содержание Колич. занятий

Занятие 1. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Апрель

Занятие 2.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Занятие 3.. Растяжка. Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Май Занятие 4.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Олени» 1

Занятие 5.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Штанга». 1

Занятие 6.. Растяжка «Медуза». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Кораблик» 1

Занятие 7.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Варвара» 1

Занятие 8.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Шарик». 1

Занятие 9.. Растяжка «Тавинка на ветру». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Занятие 10.. Растяжка «Дерево». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Май Занятие 11.. Растяжка «Подвески». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Ковер-самолет». 1

Занятие 12.. Растяжка «Снеговик». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Раскачивающееся дерево». 1

Занятие 13.. Растяжка «Кошка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Море». 1

Июнь Занятие 14.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Парусник». 1

Занятие 15. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Потянулись-сломались». 1

Занятие 16.. Растяжка «Звезда». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Росток». 1

Источник

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Школа № 913 г. Москвы

Программа

нейропсихологической коррекции

речевой сферы

                                  Возраст: 5-9 лет

                                                                Срок  реализации: 1 учебный год

                                                Составили  программу:

                                                               Свободина Н. Г., учитель-логопед
                                                        Стрельцова Н.В., инструктор

                                                 физического воспитания

Читайте также:  Нарушение развития головного мозга у ребенка

Раздел 1 . ВНИМАНИЕ с.2-9

Раздел 2 . ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ с.10-15

Раздел 3. ОБЩИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР с 16-26

Раздел 4. ИГРЫ С МЯЧОМ с. 27-40

Раздел 5. РАСТЯЖКИ с. 41-47

Раздел 6. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР с.48-53

Раздел 7. БАЗОВЫЕ СЕНСОМОТОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  с 54-58

Раздел 8. БАЗОВЫЕ СЕНСОМОТОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С

ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с. 59-73

Раздел 9. МЕЛКАЯ МОТОРИКА с. 74-82

Раздел 10. СОМАТОГНОЗИСДАКТИЛЬНЫЕ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ      ПРОЦЕССЫ с. 83-91

Раздел11. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС  с.92-96

Раздел12. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И

«КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ с.97-108

Раздел 13. СЛУХОВОЙ ГНОЗИС  с.109-120

 Раздел 14. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ  с.212-140

Раздел15. ПАМЯТЬ  с.141-150

Раздел 16. НОМИНАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ  с.151-154

Раздел17. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ОБОБЩАЮЩАЯ И СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ  с.155-164

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        .        3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        10

Занятие 1-2        10

Занятие 3-4        14

Занятие 5-6        17

Занятие 7-8        20

Занятие 9-10        23

Занятие 11-12        28

Занятие 13-14        31

Занятие 15-16        35

Занятие 17-18        38

Занятие 19-20        41

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЫ        44

Литература        47

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа представляет собой цикл занятий для детей с низконормативным и условно отклоняющимся типом развития, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения речевой и двигательной сфер, нарушения пространственного восприятия и восприятия схемы тела (соматогнозиса). Занятия могут проводиться для детей с разным уровнем интеллектуального развития и разными особенностями личности. Являясь технологией работы, построенной в рамках нейропсихологической парадигмы, программа соединяет в себе логопедическую и нейропсихологическую коррекцию. Научно-практическая новизна программы состоит в том, что когнитивные и двигательные методы коррекции используются одновременно и взаимно дополняют друг друга, что позволяет быстрее запустить механизмы развития речи. Оба метода не просто иерархиезированы и последовательно соединены друг с другом, а тесно вплетены друг в друга. Дети с низконормативным и условно отклоняющимся типом развития – это, как правило, дети, страдающие нарушением ритмологических основ жизнедеятельности. Полноценное же развитие психических процессов предполагает в своей основе слаженную работу различных функциональных систем детского организма, что в свою очередь, обеспечивается запуском ритмов и их синергичной работой во всех этих системах. Таким образом, воздействие на ритмологические системы организма позволяет развивать все высшие психические функции, что способствует активному общему развитию ребёнка. Научная обоснованность.

В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рассматриваюсь изолированно, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания педагога. Методологически программа опирается на теорию о трёх функциональных блоках мозга (по А.Р. Лурия), на учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации, на метод «замещающего онтогенеза»

(А.В.Семенович, Б.А.Архипов), на учение Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности и операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Методически – на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно- ориентированных, этологических, логопедических и иных психотехник применительно к детскому возрасту. Актуальность и перспективность.

Увеличение числа детей, имеющих различные проблемы со здоровьем и несформированность в той или иной мере практически всех высших психических функций, ставит нас перед необходимостью искать новые пути помощи и коррекции. Современными нейрофизиологическими исследованиями установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание ЦНС. Программа разработана таким образом, что воздействие производится, прежде всего, на сенсомоторный уровень развития ребёнка, т. к, именно он является базальным для дальнейшего развития речи и других ВПФ. Двигательные методы восстанавливают, активизируют и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности, одним из которых является речь. Когнитивные же методы позволяют осознанно применять приобретённые навыки и способствуют развитию произвольной регуляции деятельности и речи ребёнка.

Практическая направленность.

Программа направлена на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, на оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. В процессе освоения программы формируются коммуникативная и обобщающая функции речи, происходит коррекция речедвигательной сферы, артикуляционной, мелкой и общей

моторики; развивается сфера пространственных представлений, прежде всего происходит усвоение схемы тела (соматогнозиса); будет удовлетворён один из основных принципов развития речи – востребованность извне, что, в свою очередь, повлечёт за собой общее развитие ребёнка . Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.

Системный подход к развитию физического и психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу методов смежных с логопедией наук. Межпредметные связи с нейропсихологией, нейрофизиологией, лингвистическими науками позволяют расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка. Связи с педагогикой, логопедией, методиками обучения родному языку, возрастной психологией помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы воздействия, обучения и воспитания ребёнка, предупредить аномальное развитие его личности.

 Цели и задачи.

Цель – коррекция речевой и двигательной сфер, коррекция ритмологических

основ жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Формирование схемы тела (соматогнозиса).
  2. Развитие общей моторики и координации движений.
  3. Формирование реципрокной координации.
  4. Развитие дыхания.
  5. Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.
  6. Развитие мелкой моторики.
  7. Развитие речи.
  8. Развитие коммуникативных навыков.

Общие сведения о программе, регламент и принципы работы.

Занятия по данной программе следует проводить, поделив детей на подгруппы по 10-15 человек. Такое количество детей позволяет в полной мере

осуществить принцип индивидуального подхода, организовать взаимопомощь, использовать сильные стороны каждого ребенка. При необходимости можно проводить занятия и с большим количеством детей, однако следует учитывать, что при этом педагогу будет труднее отследить правильность выполнения упражнений. Данные занятия показаны детям, имеющим проблемы в физическом развитии, развитии двигательной сферы (двигательная заторможенность или расторможенность), в развитии речи, в развитии эмоционально-личностной сферы (повышеннаянеустойчивая эмоциональность, неустойчивость и истощаемость нервных процессов).

Периодичность занятий 1 раз в неделю,  с обязательным обучением родителей. При условии выполнения упражнений 4-5 раз в неделю.

Длительность занятия: 35-40  минут.

Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на коррекцию двигательной сферы и общей моторики, координацию речедвигательных анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме собственного тела, осознание своей деятельности через речь. Поэтому данная программа не требует обязательного раздела «Здоровьесбережение», т.к. сама по себе является здоровьесберегающей технологией. Требования к ведущему группы.

Занятия проводятся одним или двумя педагогами (если в состав группы входят дети, имеющие сложную структуру дефекта, или группа состоит из большого числа детей). Это могут быть воспитатели, педагоги по физическому воспитанию, музыкальные работники, психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Все вышеперечисленные категории педагогических работников должны иметь педагогическое образование и обладать начальными знаниями возрастной психологии. Следует в дальнейшем обучить их основам логопедии, нейропсихологии, физиологии.

Читайте также:  Собрание развитие у ребенка мелкой моторики рук

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

месяц

Количество часов

1.

декабрь

4

2.

январь

3

3.

февраль

4

4.

март

4

5.

апрель

4

6.

май

4

Всего: 28

Разминка: ходьба, бег

Дыхательная гимнастика

Растяжки, оптимизация тонуса

Глазодвигательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Фонематическое восприятие

Ползание

Итоговое занятие

Общая структура занятий:

1. Вводные занятия:

Вводные занятия предполагают различные формы знакомства участников группы и ведущих; разработку ритуалов приветствия; детям проговариваются «правила группы» до тех пор, пока дети не запомнят их. Как показывает практика, вводных занятий должно быть не менее трёх и ритуалы должны повторяться ведущими без модификаций.

  1. Разминка: обязательна на каждом занятии и включает в себя различные виды ходьбы и бега, которые должны быть отработаны и превратиться в навык.
  2. Дыхательная гимнастика: предполагает обучение ритмичному полному дыханию строго в нейропсихологической парадигме.
  3. Растяжки, оптимизация тонуса: данные упражнения способствуют активации мышечной деятельности, повышению двигательной активности организма, улучшению подвижности суставов, развитию соматогнозиса.
  4. Глазодвигательная гимнастика: способствует развитию полей зрения, формированию базовых реципрокных взаимодействий.
  5. Артикуляционная гимнастика: предполагает развитие речевого праксиса, способствует развитию правильного звукопроизношения.
  6. Пальчиковая гимнастика: развивает мелкую моторику, способствует развитию ритмичных  движений и стимулирует речевую активность.
  7. Фонематическое восприятие: данные упражнения предполагают активное развитие неречевого слуха, что является базой для слуха фонематического, и способствуют концентрации внимания.
  8. Ползание: данные упражнения способствуют развитию реципрокной координации, являясь обязательным компонентом метода замещающего онтогенеза.
  9. Консультирование родителей, домашнее задание: необходимое условие работы группы. Как правило, родители присутствуют на занятиях, и затем дома вместе с ребёнком отрабатывают всё, что делалось на занятии, т.к. без систематического воздействия у ребёнка не произойдёт закрепления соответствующего навыка. Дыхательные и глазодвигательные упражнения на первых этапах работы отрабатываются только во время групповых занятий под руководством ведущего. Во время занятия ведущий обучает родителей приёмам работы с собственным ребёнком и объясняет механизмы воздействия на те, или иные телесные паттерны у конкретного ребёнка.

Общая структура занятий:

  1. Ритуал приветствия: разрабатывается совместно участниками группы на первых двух занятиях.
  2. Разминка: ходьба, бег, прыжки, физические упражнения, подготавливающие к основной работе.

III. Основная часть: система логопедических игр и психотехнических упражнений, направленных на развитие того или иного двигательного анализатора, речевого аппарата (метод замещающего онтогенеза):

  1. дыхательные упражнения;
  2. упражнения, способствующие оптимизации тонуса и повышающие уровень активации, энергоснабжения и статокинетический баланс психических процессов:
  3. глазодвигательные упражнения;
  4. игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания; фонематического восприятия;
  5. игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;
  6. артикуляционная гимнастика;
  7. речевые игры ( работа на фонетическом, лексическом, семантическом уровнях ведётся параллельно на протяжении всего курса); работа над гласными А, О, У, И, Ы, Э;
  8. двигательные упражнения (схема тела, ориентирование в пространстве, формирование реципрокных взаимодействий);
  9. подвижные игры;
  10. релаксация;
  11. подведение итогов занятия, домашнее задание.
  1. Ритуал прощания.
  2. Консультирование родителей, домашнее задание.

                                            СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                                Занятие 1

  1. Организационный момент.

Ритуал приветствия: знакомство педагога с детьми, знакомство детей друг с другом.

« Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

          На 1 хлопок здороваемся руками

На 2 хлопка – плечиками

На 3 хлопка – спинками

  1. «Давайте познакомимся»:
  2. Дети встают в круг, в руках у педагога мяч. Участники группы называют свои имена. Педагог бросает мяч одному из детей и называет своё имя. Ребёнок, получивший мяч, бросает его другому ребёнку и называет своё имя и т. д.
  3. «Здравствуйте»:

Проводится, начиная с 4-ого – 5-ого занятия.

Участники группы встают в круг, берутся за руки. Покачивая руками, дети хором говорят: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте». Затем хором, обращаясь к каждому ребёнку, приветствуют его: «Здравствуй, Коля» и т.д.

II. Разминка

 Ходьба и бег:

  1. педагог стучит в бубен сначала на счёт раз-два, затем меняя темп, стучит то быстро и громко, то тихо и медленно. Дети в ходьбе повторяют тот же темп;
  2. ходьба на мысках;
  3. ходьба на пятках;
  4. «Мишка косолапый» – ходьба на внешней стороне стопы;
  5. «Орел» – бег по кругу, широко взмахивая «руками-крыльями».

   III.   Основная часть

 1. Растяжки:

           Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Глазки открываются, дети просыпаются!

  1. Игры, направленные на развитие тонкой моторики (пальчиковая гимнастика):
  1. «Дружба»
  2. «Этот пальчик хочет спать…»
  3. «Пальцы -дружная семья»
  4. «Солнышко проснулось»
  5. «Замок» ( см. зан. 4).
  1. Артикуляционная гимнастика:
  1. «Улыбка»
  2. «Трубочка»

3) « Улыбка        – трубочка»

4)«Где живёшь, язычок?»

5)«Пошлепай непослушный язычок» (см. занятие 3).

6) «Лопатка»

7) «Улыбка- лопатка»

  1. Игры, направленные на развитие слухового внимания: «Угадай, что звучит» (см. зан.4).
  2. Игры на звукоподражания:

Гласный «У» (показывается артикуляция гласного с ситуативным произнесением). Звукоподражания со звуками «А» и «О».

  1. Ползание
  1. «Разведчики»- «Мёртвый солдат»
  2. «Волчата» ( см. занятие 3).
  3. «Кошечка» ( см. занятие 4).
  1. Подвижные игры 1) «Вышибалы».
  2. Подведение итогов занятия – покажи, что мы сегодня делали.
  3. Ритуал прощания, консультирование родителей.

Занятие 11-12

I. Приветствие – по выбору.  II.Разминка:

  1. Ходьба:

1)на счёт раз-два, в ногу, сбиваясь с ноги, ходьба на мысках, на пятках, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы; ходьба перекрёстным шагом, ходьба назад.

  1. Бег, прыжки:
  1. «Спортсмены»,
  2. «Козлик»,
  3. «Зайка»
  4. «Воробей»,
  5. «Больной воробей»- бедный воробышек сломал лапку! Теперь он может прыгать только на одной ноге. Представьте, как трудно ему добывать себе пропитание. Давайте изобразим этого воробышка и попрыгаем на одной ноге. Вторую ногу согнём в колене и крепко возьмём рукой за щиколотку. Кто сумеет так прыгать дольше всех?
  6. «Орёл»

III. Основная часть:

  1. Растяжки:
  1. линейные (см. занятие 1)
  2. растянуться разными сторонами тела: только правой стороной – рука, бок, нога, потом- только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. На выдохе- расслабление.
  3. «3везда»        (см. занятие 3)
  4. «Струночка»        (см. занятие 4).
  5. «Брёвнышко» ( см. зан. 5).
  1. Дыхательные упражнения

«Надуй в животе жёлтый шарик».

  1. Упражнения, направленные на преодоление мышечных дистоний:

Источник