Коррекционная программа индивидуального развития ребенка

Коррекционная программа индивидуального развития ребенка thumbnail

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа разработана по авторскому учебно-методическому комплектуЕ.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР вида 7.2, обучающихся по АООП НОО.

Цель программы: применение разныхформ взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи:

  • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);

  • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

– логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

– увеличить скорость и гибкость мышления;

– выделять существенные признаки и закономерности предметов;

– сравнивать предметы, понятия;

– обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

– определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

– концентрировать, переключать своё внимание;

– развивать свою память;

– улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

– уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

– самостоятельно выполнить задания;

– осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
– решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
– находить несколько способов решения задач;

– работать в группе.

Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне,

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Планируемые метапредметные результаты

Формы подведения итогов

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

– сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

– отзывы учителей, родителей.

1.3. Формы психологического контроля

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

– методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

Диагностика памяти:

– методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

– методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).

Диагностика мышления:

– Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

– методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

– методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

– исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

– гештальт-тест Бендер

Тестирование

Май

Итоговая

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.

Тестирование

Диагностическая таблица

К. И.

Низкий ур.

Низкий ур.

Низкий ур.

Средний ур.

Содержательный раздел

Общая характеристика обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  ЗПР дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности. Неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.

Дети с ЗПР характеризуются повышенной  истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью  навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,  низкая осведомленность,  преемственность грамматики.

Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности.

Формы организации занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Методы, используемые на занятиях:

  • Игровые методы

  • Арт-терапия

  • Сказкотерапия

  • Кинезиологические упражнения

  • Релаксационные упражнения

Структура занятия

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.

Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.

Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

3 класс

1.

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов – 2 часа

Цель:

выявление уровня развития познавательных процессов,

– анализ психологических причин трудностей в обучении.

2.

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мысли-тельные операции анализа и синтеза). Развитие пространствен-ных представлений – 3 часа

Цели:

– развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза),

– развитие пространственных представлений.

3.

Упражнения на развитие зрительной памяти – 2 часа

Цель:

– развитие зрительной памяти.

4.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти – 2 часа

Цель:

– развитие внимания, ассоциативной памяти

5.

Упражнения на развитие вербально – логического мышления – 3 часа

Цель:

– развитие вербально – логического мышления.

6.

Упражнения на развитие внимания – 2 часа

Цель:

– развитие внимания.

7.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию – 4 часа

Цель:

– развитие способности к классификации и абстрагированию.

8.

Упражнения на установление связи между понятиями – 4 часа

Цель:

– развитие способности установливать связи между понятиями.

9.

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания – 2 часа

Цель:

– развитие концентрации и избирательности внимания.

10.

Упражнения на развитие логического мышления – 2 часа

Цель:

– развитие логического мышления.

11.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления – 6 часов

Цель:

– развитие памяти, внимания, мышления.

12.

Упражнения на развитие ассоциа-тивного мышления – 1 час

Цель:

– развитие ассоциативного мышления.

13.

Исследование динамики развития психических процессов – 1 час

Цель:

– исследование динамики развития психических процессов.

Список литературы

1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004

2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006

5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003

6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров

7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

8. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.

9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.

10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998

11. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов – на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.

12. Языканова Е.В., составление «Начало формыРазвивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012

Источник

 Программа индивидуального развития

воспитанника группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности

Ф.И. ребенка _________________

Дата рождения _______________

Дата начала работы _____________

Подпись родителей______________

Дата окончания работы ___________

Подпись родителей_______________

Пояснительная записка

Нормативно-правовая и программно-методическая основа разработки программы.

Нормативные и инструктивные документы РФ:

  • Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;  
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.
  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильеовй. – 2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;
  • программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997;
  1. Общие сведения о ребенке

Ф.И.О. ___________________________________________________

Дата рождения  2009 г.р_____________________________________

Дата поступления в детский сад  01.09.2012 г.__________________

  1. Цель психолого – педагогического сопровождения: 

достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями;  частичная  коррекция и компенсация имеющихся у ребенка психофизических недостатков. 

Задачи сопровождения:

Развитие общей и тонкой моторики;

развитие речи;

 формирование сенсорных эталонов;

формирование умений общения со сверстниками;

сохранение и укрепление зрительных функций.

  1. Основания для разработки индивидуальной программы:

 протокол ПМПк от 15.09.14 г. № 1

рекомендации специалистов:

индивидуальные занятия с педагогом – психологом;

работа с учителем логопедом;

работа с инструктором по физической культуре

 работа с учителем – дефектологом

  1. Заключения по результатам обследования специалистами МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» (характер имеющихся нарушений)

Педагог – психолог: В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: Контакт со взрослым носит нестабильный либо формальный, поверхностный характер из-за трудностей в процессе работы и низкой работоспособности. Безразличен к ситуации обследования, иногда замечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. К одобрению равнодушен. В ответ на замечания раздражается. В случае малейших неудач теряет интерес к заданию, характерна низкая мотивация практически всех заданий. Инструкция быстро теряется из-за низкой концентрации внимания. Эмоционально неустойчив. Саморегуляция и контроль низкие за счет низкой концентрации внимания и отсутствия речевого сопровождения действий. Коммуникативная направленность речи резко снижена. Некритичен. Социально дезориентирован. Отказывается подчиняться общепринятым правилам. Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: Интерес к выполнению заданий нестойкий. При трудностях резко отказывается делать заданий. Ориентировочная деятельность нестабильна, при столкновении с трудным заданием отмечается малопродуктивный поиск решения. Не может самостоятельно выполнить задание из-за недостаточной концентрации внимания. Проявляет импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий. Результаты изучения психических функций следующие: Различает основные цвета, путается в оттенках, зрительное восприятие формы не нарушено. Социальная перцепция снижена. Уровень развития кратковременной памяти очень низкий. Экспрессивная речь, в основном пользуется простыми распространенными предложениями. Лексико-грамматическое оформление: наблюдается стереотипность грамматического оформления. Звукопроизношение нарушено. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов. Фонематическое восприятие не нарушено. Почтовый ящик собирает путем зрительного соотнесения. Наглядно-образное мышление: разрезные картинки собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Создание целостного образа в наглядно-образных задачах не затруднено. Уровень операции обобщения и абстрагирования высокий. При исключении лишенного предмета не испытывает трудности в подборе обобщающих понятий. Уровень понимания причинно- следственных отношений средний. Уровень развития воображения очень низкий.

        На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что в структуре психического развития отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы, низкой концентрации внимания, несформированность саморегуляции и контроля поведения, сферы общения.

Воспитатель:

У ребенка отсутствуют чѐткие представления о своѐм теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своѐм теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно- пространные ситуации. Затруднено выделение общих признаков предметов, формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов. Наблюдаются  трудности анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.

Отклонения  в развитии двигательной сферы ребѐнка, снижение двигательной активности, сложности ориентировки в пространстве и овладения движениями.

Учитель – логопед:

Ребенок свободно использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело, торжественно. Владеет  повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Однако у ребенка наблюдается отсутствие  необходимого запаса слов, нарушение понимания смысловой стороны слова. Отмечается  сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.

Учитель – дефектолог:

        Знает названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Имеет знания и обобщенные представления об окружающей действительности.

       Однако затрудняется в выполнении  заданий на классификацию предметов по признаку цвета  или формы, абстрагируясь от «ненужных» признаков. На недостаточном уровне сформированы  представления об основных цветах, промежуточных тонах, светлотных оттенках. С трудом выделяет цвет и форму окружающих предметов.

Ответственные за составление и реализацию программы (Ф.И.О. педагога и направления)

Педагог – психолог____________________________________________________

Учитель – логопед_____________________________________________________

Инструктор по физической культуре____________________________________

Воспитатель __________________________________________________________

Учитель – дефектолог__________________________________________________

Срок реализации программы: с 10.09.15 г. по 30.01.15 г.

Результаты работы по данной программе рассматриваются на внеочередном заседании ПМПк в январе 2015 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на дальнейший период.

Содержание программы:

Планирование медико – психолого – педагогического сопровождения воспитанника

2.1 Лист медицинского сопровождения

Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________________

Диагноз основной:  содружественное сходящееся альтернирующее косоглазие ОИ

      Диагноз сопутствующий:

      –  выраженная ЗПР, гипердинамический синдром

       – ОНР (I ур.)

Статус ребенка: ребенок с ограниченными возможностями здоровья__________________

2.2. Лист здоровья

Ф.И.О. ________________________________________________   ( 6 – ой год жизни)

Критерии оценки здоровья

Показатели оценки здоровья

  1. Данные медицинского осмотра

Группа здоровья

Группа физического здоровья

Частота заболеваний в год

  1. группа

                     специальная группа

                       5 – 6 раз

  1. Физическое развитие

Вес (кг)

Рост (кг)

Посещение спортивных кружков, секций

Посещает плавательный бассейн,

ЛФК

Рекомендации для педагогов:

Воспитателям применять щадящий режим после отсутствия по болезни. Организовать профилактические мероприятия по индивидуальному маршруту часто болеющих детей. Проводить с родителями индивидуальные беседы по организации закаливающих мероприятий в домашних условиях.

  1. Лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом – психологом

Направление деятельности педагога – психолога

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Педагог – психолог_________________

2.4 Лист педагогического сопровождения воспитанника учителем-логопедом

Направление деятельности учителем-логопедом

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Учитель – логопед_____________________

2.5 Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем-дефектологом

Направления деятельности учителя-дефектолога

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Учитель – дефектолог____________________________

2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем 

Фамилия, имя ребенка_________________________________________(______год жизни)

Направления деятельности воспитателя

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Воспитатель ____________________________

2.8. Лист педагогического сопровождения воспитанника инструктором по физическому воспитанию

Фамилия, имя ребенка ____________________________________(__________год жизни)

Направления деятельности инструктора по физическому воспитанию

Дата проведения

Содержание деятельности, методы и приёмы

Формы работы во взаимодействии со специалистами

Формы организации

деятельности

Динамическое наблюдение Сентябрь- январь

Инструктор по физическому воспитанию______________________

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Фамилия, имя ребенка__________________________________ ( __________ год жизни)

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

Подпись родителей, дата_______________________

  1. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

5 – 6  года

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Родители ознакомлены __________________________________________________

«________»___________________________20_____г

Коррекционно-развивающие задачи

        по основным разделам ИПС

Результаты освоения

(заполняется совместно ведущим специалистом, педагогами группы, ассистентом  и родителями)

Образовательная область «Познание»

«Познание».

Сенсорное развитие

1. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

2. Формировать умение включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.

Познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

1. Развивать умение сооружать элементарные постройки по образцу совместно со взрослым, поддерживать желание строить  самостоятельно

2. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д)

3. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры (с опорой на карточки-схемы)

Формирование элементарных математических представлений

1.Развивать умение формировать группы однородных предметов; различать количество предметов: много – один (один – много)

2. Привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик и т.д.)

3.Формировать умение различать предметы по форме, соотносить их (с использованием блоков Дьенеша)

4. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова руки, ноги, спина)

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1.Знакомить с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д.

2.Формировать умение сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.) подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их

3. Формировать умение узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных(кошка, собака, корова, свинья,

лошадь)  и некоторых диких животных (медведь, лиса, волк, заяц)

образовательная область «Коммуникация»

1. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды, основные части своего тела

2. Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки в окружающем окружении.

3. Развивать умение по словесному указанию взрослого находить предметы по названию

4. Учить подражать звукосочетаниям и простым словам (мяу, гав, му; спи, иди т.д.)

5. Учить слушать народные песенки, сказки авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек картинок для формирования интереса к чтению художественной литературы

образовательная область «Здоровье»

(воспитание культурно-гигиенических навыков)

1.Учить самостоятельно пользоваться туалетом

2. Учить совместно со взрослым умываться, полотенцем

3. Учить одеваться с незначительной помощью взрослого

образовательная область «Социализация»

(игровая деятельность)

1. Формирование умения проявлять интерес к игровым действиям сверстников

2. Приучаем к совместным играм (хороводным, подвижным)

3. Формирование умения выполнять несколько действий с одним предметом

образовательная область «Худ