Коррекционная педагогика программа развития ребенка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Майнский детский сад № 5 «Теремок»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

РЕБЁНКА С ОВЗ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Обучающийся – мальчик Еремеев Иван, возраст- 4года.

Адаптация к группе детского сада прошла в тяжёлой степени. Ребенок расторможенный,  гиперактивный. Находится в постоянном движении, натыкаясь на предметы и сметая всё с полок.  Отказывается от приёма пищи. На занятиях с педагогами в контакт  вступает тяжело.

Устную инструкцию к заданиям не  принимает, действует по желанию, постоянно срываясь с места. При контакте с педагогом отводит взгляд и отворачивается.  В выполнении заданий не заинтересован. Манипуляции с предметами  сводятся к тому, чтобы схватить предмет  и бросить его на пол. Действия характеризуются хаотичностью с последующим отказом от выполнения задания. Отрицательно реагирует на музыку: начинает громко кричать и убегать из музыкального зала.

Состояние ручной моторики нарушено. Самостоятельно пользоваться столовыми предметами не умеет.

Пассивный словарь не соответствует возрасту. Активный словарь состоит из звуков: «г», «а», «ы».

Навыки самообслуживания не сформированы.

Сюжетно-игровая деятельность отсутствует.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Цель коррекционной работы: Создание оптимальных условий развития.

ЗАДАЧИ:

-развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

-снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

-развитие общей и ручной моторики.

-стимуляция речевого развития ребенка.

-развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.

-развитие пространственных представлений.

-оказание психологической помощи и поддержки родителям.

Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы:

-форма проведения коррекционно-развивающей работы:

-индивидуальные занятия.

-форма контроля и учета достижений ребенка: промежуточная диагностика.

-коррекционно-развивающие технологии и программы:

«Учимся слушать и слышать» Борисенко М.Г., ДатешидзеТ.А., Лукина Н.А.

«Система коррекционного воздействия при моторной алалии» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская;

«Методика формирования начального детского лексикона» О.Е.Громова

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр» Г.А.Османова

«Коррекционно-развивающая работа с умственно-отсталыми детьми в дошкольном учреждении» Стребелева, Екжанова.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Инвариативная часть

Образовательные области

Виды НОД

Объём нагрузки НОД

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Познавательное развитие

Математические представления

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Формирование целостной картины мира

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Речевое развитие

Развитие речи

15-20 мин.

Развитие речи и начал грамоты

20-25 мин.

25-30 мин.

Художественная литература

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное занятие

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Рисование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Лепка/Аппликация/Конструирование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Физическое развитие

Физическая культура

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Коррекционное направление

Логопедия

Психолог

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Общее время образовательной деятельности

2ч.15 мин.- 3ч.

3ч. – 3ч.45 мин.

3ч. 45 мин.- 4ч. 30 мин.

Форма организации коррекционной работы:

индивидуальные занятия с педагогом – психологом, учителем – логопедом 2- раза в неделю по 15 – 20 минут с обязательной динамической паузой 10 минут.

Расписание индивидуальных занятий

ребенка – инвалида обучающегося на дому

(длительность 1 занятия 20 мин.)

на 2018 – 2019 учебный  год

Дни недели

Время

Место проведения

Вид оказываемых услуг

Специалист

Понедельник

9.40-  10.00

Майнский д/с № 5

Изостудия.

Рисование

Воспитатель

Вторник

9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Развитие речи/Познава-тельное развитие

Учитель-логопед

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Муз. зал

Музыка.

Музыкаль-ный руководитель

Среда

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Физкультур-ный  зал

Физическая культура  

Руководи-тель по физ.воспи-танию

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Изостудия

Лепка

Воспитатель

Четверг

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Коррекцион-ное занятие

Учитель-логопед

Пятница

 9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Методич. кабинет

Коррекцион-но-развивающие занятия

Педагог-психолог

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).

Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Читайте также:  Значение психологии в развитии личности ребенка

Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого);  учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии. Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;     Способствовать развитию потребности в сопереживании.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

№ темы

Тема

Количество занятий

1. Диагностическое обследование

4

2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Тема 1

Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях.

2

Тема 2

Представления о ближайшем окружении, членах семьи.

2

Тема 3

Предметное окружение

4

Тема 4

Временные представления

2

Тема 5

Мир животных

2

Тема 6

Мир растений

2

Тема 7

Ориентировка в пространстве

2

3. Формирование предметно-практической деятельности

Тема 1

Формирование способности понимать просьбы, команды

4

Тема 2

Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием.

6

Тема 3

Сюжетная игра

6

4. Сенсорное развитие

Тема 1

Представления о величине, группировка предметов относительно размера.

4

Тема 2

Представления о форме.

3

Тема 3

Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто).

3

Тема 4

Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету.

3

Тема 5

Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения.

3

5. Коммуникация и развитие речи

Тема 1

Зрительная стимуляция

4

Тема 2

Обучение пониманию значения слов, простых инструкций

4

Тема 3

Формирование умения обращаться к взрослому.

4

Тема 4

Употребление слов/жестов.

4

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

Ожидаемые личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

– выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

– выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

– узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

Читайте также:  Как происходит зачатие развитие ребенка по неделям

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

– показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

– показывать на себе части тела и лица;

– выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

– при общении использовать мимику и жесты;

– определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

– понимать и выполнять действия с игрушкой;

– показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

– вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);

– повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

– адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

– соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

– использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

– выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

Дата окончания обучения ______________

Подпись родителя ____________________

Подпись специалиста__________________

Источник

ПРОГРАММЫ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальная   программа

коррекционно-развивающих  занятий

педагога-психолога  с  детьми__________группы

Задачи:

  • Развитие  и совершенствование  у  детей    мелкой  моторики  рук.
  • Устранение    речевых  нарушений.
  • Расширение  кругозора

Адресат: ______________________________________________

Содержание:

  1. Развитие  техники  рисунка, овладение  штриховкой.
  2. Развитие  пространственных  и  временных  представлений (ориентация  на  листе, в пространстве – на  примере  собственного  тела,  ориентация  во  времени)
  3. Развитие  активной  речи, словарного  запаса
  4. Развитие  памяти, внимания,  мышления,  зрительного  и  слухового    восприятия.
  5. Развитие  навыков  учебной  деятельности (умение  слушать, понимать  и  выполнять  словесные  установки  педагога,  действовать  по  образцу  и  правилу).
  6. Развитие  чувства  ритма.
  7. Массаж  пальцев  и  кистей  рук.

Организация   занятий:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ заня-тия

Задания

    • Натюрморт «Дары  осени»-обрывание  по  контуру  овощей  и  фруктов  из  цветной  бумаги  и  наклеивание  их  в  альбом.
    • «Кто  спрятался  в  комочке ?» –разглаживание  смятых  трафаретов  птиц  и  раскрашивание.
    • «Мама  кормит  птенчика» –перекладывание  зерен  риса, семечек  подсолнуха  пинцетом  с  одного  подноса  на  другой.
    • «Сорока-воровка» –нанизывание  бус  с  отверстиями разного  диаметра  на  леску.
      • «Бабушкины  помощники»- наматывание  клубков  из  толстых  ниток.
      • «Мебель  для  гостиной» – выкладывание  из  палочек  шкафа ,дивана.
      • «Покрывало»- сложить  полотно  из  6-8  лоскутков.
      • «Что  спряталось  в  комочке?» – разглаживание  скомканного  трафарета
      • «Кто  чем  питается?- сортировка  крупы  для  птиц.
        • «Разрезные  картинки»-сложить  картинку  автобуса  из 6-8  частей.
        • «Зимнее  дерево» – выкладывание  из  спичек  дерева
        • «Кто это ?» – определение  на  ощупь фигурок  животных
        • «Теплая  меховая  одежда»- обводка  трафаретов одежды, имитация  меха  путем  рисования  коротких  штрихов,  завитков, на  полученном  контуре.
          • Упражнение «Здравствуй, карандаш!»
          • Упражнение «Пять  и  пять»
          • Игра  с  камешками (выкладывание  по  одному  из  тарелки, каждой  рукой)
          • Физкультминутка «Цыпленок»
          • Игра-упражнение «Тихо-громко»
            • «Дождик тише, дождик громче» (игры  с  карандашами, счетными  палочками, с  пальцами)
            • Упражнения Дружба»
            • «Строим  забор» из  палочек
            • Игра «Мячики»  (ладошками  маленькие  и  большие  мячи)
            • Упражнение  «Выгладим  платочки»
            • Упражнение «Автомобиль»
              • Пересчет  пальцев  рук
              • Движение  указательным  и  средним  пальцами
              • Выкладывание  узора  на  бумаге
              • Бумагопластика
              • Ритмические  хлопки, движения пальцами  в  разном  темпе.
              • Запускаем  волчки.
                • Ломать  палочки, рвать  бумагу, резать.
                • Складывание  салфеток
                • Пересыпание  ложкой  различных  зерен
                • Просеивание  песка, выталкивание  камешков  из песка
                • Переливание  воды
                • Пальчиковая  гимнастика  
                  • «Школа  мяча»
                  • Упаковка  подарка  в  бумагу.
                  • Рисование  (гуашью, акварелью, мелками)
                  • Пальчиковая  гимнастика

                  Индивидуальная программа

                  коррекционно-развивающих  занятий

                  педагога-психолога  с  детьми ______________группы

                  Цели  программы:

                  Коррекция  агрессивности  у  ребенка

                  Задачи:

                  1. Научить  ребенка  контролировать  свое  эмоциональное  состояние, освоить  позитивные  формы  общения  со  сверстниками.
                  2. Обучить  приемлемым  способам  выражения  гнева.
                  3. Обучить  приемам  снятия  напряжения
                  4. Выработать  произвольность  действий,  научить  регулировать  поведение  в  коллективе
                  5. Обучить  позитивному  общению  со  сверстниками
                  6. Формировать  моральные  представления, помочь  в  открытии  своего «Я»

                  Адресат:_________________________________________________________________________________________________________

                  Содержание:

                  I  этап:

                  • Выражение  гнева  через  игры  с  использованием  предметов (надувные  молотки, подушки, мячи ,мешки  «Для  криков», «Листы  гнева» и  пр.)
                  • Игры  с  бумагой, песком, глиной, игрушечным  оружием.
                  • Изотерапия  (рисование, лепка)
                  • Сказкотерапия

                  II  этап:

                  • Упражнения  развивающего  характера  для рук; для  ног;  для туловища ,для  лицевых  мышц,

                  III  этап :

                  • Этюды  на  выражение  сердитости, зла.
                  • Дидактические  и настольные  игры

                  IV  этап:

                  • Сюжетные  игры;
                  • Чтение  художественных  произведений

                  Организация  занятий:________________________________

                  __________________________________________________________________________________________________________

                  Опорный  источник:

                  А.А.Романов  «Игротерапия , :как  преодолеть агрессивность  у  детей» ; М.И.Чистякова  «Психогимнастика»;  К.Фопель  «Как  научить  детей  сотрудничать»; С.В.Крюкова «Здравствуй, я  сам!»

                  №  занятия

                  Содержание

                  1

                  • Игры  с  надувными  мячами,подушками,молотками.Игры  с  «Мешком  для  крика»
                  • Игры  с  «Волшебной  трубой  для  крика»
                  • «Листки  гнева»

                  2

                  • Игры  с  бумагой, песком, водой, глиной, с  игрушечным  оружием

                  3

                  • Этюды: «Страшная  Баба Яга», «Обзывалки»,»Сердитый  дедушка», «Разъяренная  медведица», «Хочу  и  все», «Хмурый  орел», «Король  Боровик», «Эгоист», «Два  сердитых  мальчика», «Злая  Обезьянка», «Медведь»  (М.И.Чистякова)
                  • Интерактивные  игры: «Необычное  сражение», «Король», «Приказ»,»Бой  петухов», «Агрессивный  человек», «Ворвись  в  круг» , «Довольный  и  сердитый», «Тух-тиби-бух», «Камушек  в  ботинке» , «Крепость», «Щит  и  меч», (К. Фопель)

                  4

                  • Изотерапия :  рисование  и  лепка  обидчика,  рисование  самого  себя («Автопортрет»), «Красивое  и  безобразное»,  «Монотипия», «Кляксография», «Штриховка».

                  5

                  • Сказкотерапия:  «Сердитый  дог  Буль»,  «Акула  Злюка», (С.В.Крюкова)

                  6

                  • Упражнения:  «Роняем  руки», «Трясем кистями», «Стряхиваем  воду  с  рук», «Мельница»

                  7

                  • Упражнения : «На  берегу  моря», «Игра  с  песком», «Игра  с  муравьем», «Солнышко  и  туча», «В  уши  попала  вода», «Лицо  загорает», «Отдых. Сон  на  берегу  моря». (М.И.Чистякова)

                  8

                  • Упражнения: «Медвежата  в  берлоге», «Игра  с  пчелкой»,  «Холодно-горячо»», «Игра  с  шарфиком», «Пчелка  мешает  спать», «Отдых»,  «Кулачки», «Пружинки», «Шарик».
                  • Игры  с  песком,  с  шишками.

                  9

                  • Упражнения  для  рук:  «Заборчик», «Душистые  цветы», «Кулачки», «Олени».
                  • Упражнения  для  ног: «Шагают  ножки  по  лесной  дорожке», «Пружинки», «Загораем».
                  • Для  туловища: «Напрягаем  живот», «Чужой», «Штанга», «Кораблик», «Шарик».
                  • Для  лицевых  мышц: «Стиснем  зубы», «Откроем  рот», «ОХ!», «Широкая  улыбка», «Хоботок», «Лягушки», «Орешек».

                  10

                  • Упражнения    с  использованием  формулы  для  покоя  и   отдыха;  для  активности;  для  бодрости;  для  положительных  эмоций: «Солнечный  зайчик», «Волшебный  сон».

                  11

                  • Этюды: «Сосредоточенность», «Что  там  происходит?», « Любопытный», «Лисичка  подслушивает» , «Часовой», «Добрый  мальчик», «Упрямый  мальчик», «Смелый  Ваня», «Внимательный  мальчик»,  «Вежливый  ребенок», «Любящий  сын», «Мороженое», «Вкусные  конфеты», «Ласка»,   (М.И.Чистякова)

                  12

                  • Изотерапия: спиралеобразное  спонтанное  рисование.
                  • Фроттаж.
                  • «Дорисуй  предмет»,
                  • Составление  предметов  и  образов  из  геометрических  фигур.
                  • Занятия  с  разрезным  и  эмоциональными  профилями  «Угадай  и  собери».

                  13

                  • Интерактивные  игры: «Говори» (Лютова Е.; Монина Г.)
                  • «Лови-лови» (Н.Названова)
                  • «Раздувайся  пузырь», «Хоровод»,  (Р.Калинина)
                  • «Слалом», «Мяч  в  круге», (Ю.Шевченко)
                  • «Горячий  мяч» (И.Шевцова)
                  • «Услышь  свое  имя», «Запретное  движение», (О.Хухлаева)
                  • «Отзовись, не  зевай» (З.М.Богуславская)
                  • «Зеркало» (И.Томашпольская)

                  14

                  • Этюды: «Любящий  сын, «Разговор  взглядов», «Встреча  с  другом», «Кораблик», «Три  характера», «Притвора», «Два  друга», «Так  будет  справедливо», «Маме  улыбнемся», «Хорошее  настроение» (М.И.Чистякова).

                  15

                  • Дидактические  игры : «Настроение», «Мамины  помощники», «Как  Буратино  стал  вежливым», «Умей   извиниться», «Не  обзывайся» (Р.В.Овчарова)

                  16

                  • Сюжетные  игры: «Прием  гостей», «Подарок  другу», «День  рождения», «Дружная  семья», «Угощение», «Именины».

                  17

                  • Чтение  рассказов, их  осмысление. Оценка  поступков  героев  
                  • .К.Д.Ушинский «Сила  не  право»,  «Умей  обождать», «Вместе  тесно, а  врозь скучно»,
                  • М.Зощенко «Бабушкин  подарок», «Золотые  слова»
                  • В.Осеева «Волшебное  слово», «Строитель»

                  18

                  • Беседы: «Волшебные  слова», «Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо», «Ваши  добрые  поступки», «Будь  всегда  вежливым». «Доставим  людям  радость  добрыми  делами», «Чем  можно  порадовать  маму».
                  Читайте также:  Книга для развития математических способностей у ребенка 8 лет

                  Индивидуальная  программа

                  коррекционно-развивающих  занятий

                  педагога-психолога  с  детьми ______________группы

                  Цели  программы :

                  Развитие эмоционально-волевой  сферы    детей  старшего  дошкольного  возраста.

                  Задачи:

                  1. Формирование  осознанного  восприятия  эмоций.
                  2. Умение  адекватно  выражать  эмоциональные  состояния
                  3. Умение  понимать  эмоциональные  состояния  других  людей
                  4. Развитие  произвольной    регуляции  своего  эмоционального  состояния
                  5. Развитие произвольной  регуляции  поведения
                  6. Учить  произвольно  улавливать  основные  телесные  ощущения
                  7. Снятие  тревожности
                  8. Повышение  групповой  сплоченности

                  Адресат_:_____________________________________________________________

                  __________________________________________________________________________

                  Формы  и  методы  работы:

                  Метод  игровой  коррекции: ролевые  игры;  психогимнастика.

                  Арт-терапия:  рисуночная; музыкотерапия; элементы  танцевальной  терапии; творческое  рассказывание.

                  Метод  модификации  поведения: кукольная   драмматизация;  поведенческий  тренинг.

                  Релаксационный  метод

                  Организация  занятий:    Программа   разработана  для  дошкольников  старшего  возраста.

                  13  занятий ,продолжительность  каждого  занятия 30  минут. Занятия  проводятся  во  второй  половине  дня, 1-2  раза  в  неделю. Длительность  цикла от 1  до 3  месяцев. Программа  предполагает  работу  с группой  из  6-10  человек.

                  Опорный  источник:   

                  Громова Т.В. «Страна  эмоций»;  Костина Л.М. «Игровая  терапия  с  тревожными  детьми»;  Мазепина Т.Б. «Развитие  навыков  общения  в  играх, тренингах, тестах» ; Панфилова М.А. «Игротерапия  общения».

                  № занятия

                  Содержание

                    • Упражнение «Поглаживание»
                    • Беседа-обсуждение «Знакомство»
                    • Игра «Щекотушки»
                    • Упражнение «Улыбнись»
                    • Танцы  зверят (Веселые  зайчата, Слоненок, Грустный  медведь, Обиженный  волк, Хитрая  лиса,  Задумчивая  бабочка)
                    • «Представьте  себе  …»
                      • Беседа  «Настроение»
                      • Обсуждение  «Помощь»
                      • Игра «Запретное  число»
                      • Игра «Танцы  противоположностей»
                      • Упражнение «Измеряем    температуру»
                      • Рисуем  автопортрет
                      • Сплочение
                        • «Приручение  страха»
                        • Игра «Волшебные  превращения»
                        • Игра «Стойкий  оловянный  солдатик»
                        • Игра «Раз,два,три….настроение,замри!»
                        • Игра «Есть  или  нет ?»
                        • «Прощание  со  Слоненком»
                        • Сплочение
                          • Упражнение  «Дружба  начинается  с  улыбки»
                          • Игра  «По  грибы»
                          • Игра «Иголка  и  нитка»
                          • «Порисуем»
                          • Упражнение «Солнечные  лучики»
                            • История  про  лягушонка
                            • Игра «Настроение»
                            • Игра «Глаза  в  глаза»
                            • Игра «Зеваки»
                            • Упражнение «Шарик  в  животе»
                            • Упражнение  «Солнечные  лучики»
                              • Игра  «Волшебный  клубочек»
                              • Игра-обсуждение «Взаимоотношения»
                              • Игра «Наоборот»
                              • Игра «Да  и  Нет  не  говорить»
                              • Упражнение «Волна»
                                • Упражнение «волна»
                                • «Исполнение  желаний»
                                • Двигательная  регуляция.
                                  • Знакомство  с  Незнайкой
                                  • Игра «Четыре  стихии»
                                  • «Передай  игрушку  по  кругу»
                                  • Игра «Тише  едешь,  дальше  будешь»
                                  • «Пиктограммы»
                                  • Двигательная  регуляция
                                    • Знакомство  с  Емелей
                                    • Игра «Кони-кони»
                                    • Игра «Царевна –Несмеяна»
                                    • «Невидящий-неслышащий»
                                    • Игра  «Фотограф»
                                    • Двигательная  регуляция
                                      • Беседа
                                      • Игра «Изобрази  свою  игрушку»
                                      • Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
                                      • Игра «Лиса  с  лисятами  и  Совушка»
                                      • Упражнение «Волшебный  шарик»
                                        • Приветствие
                                        • Упражнение «Тренируем  эмоции»
                                        • Игра «Колпак  мой  треугольный»
                                        • Изображаем  настроение
                                        • Упражнение «Волшебный  сон»
                                        • Упражнение «Браво»
                                          • «Готовимся  к турниру»
                                          • Игра «Пчелы  и  змея»
                                          • Игра «Обезьянки»
                                          • Игра «Да  и  Нет»
                                          • «Сделай  неправильный  рисунок из  правильного»
                                          • «Сложи  картинку»

                                          13.

                                          (Диагности-

                                          ческое)

                                          • Игра «Телеграмма»
                                          • Релаксационное  упражнение «Сказочный  лес»
                                          • Игра  «Школа  эмоций»
                                          •  Игра «Рассмеши»
                                          • Игра «Волшебное слово»
                                          • Игра «Поссорились-помирились»
                                          • Игра «Я  умею»

                                          Оценка  результатов  психокоррекционных  занятий:

                                          1. Балл   –  У ребенка  не сформирован  навык,  не  получается  выполнить  задание,  не  понимает  правил  и  требований.
                                          2. Балла – Ребенок не  сразу  включается  в  выполнение  задания, понимает     правила, старается  выполнить  задание.
                                          3. Балла –  Умеет выполнить  все  задания. Все  получается.

                                          Программа

                                          коррекционно-развивающих  занятий

                                          педагога-психолога  с  детьми  _______________группы

                                          Цели  программы:

                                          Обеспечение  психологически  комфортного пребывания  ребенка в  детском  саду.

                                          Задачи:

                                          • Дать  ребенку  возможность  ощутить  свою  принадлежность  к  группе ,выразить  свое  настроение.
                                          • Укреплять чувство  единства
                                          • Развивать  групповую  сплоченность
                                          • Повышать  уверенность  в  себе
                                          • Развивать  координацию  движений  и  слуховое  восприятие
                                          • Развивать  прои?