Коррекция развития ребенка с овз раннего возраста

Мария Михайловна
Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Бесова Людмила Валентиновна – педагог-психолог;

воспитатели группы раннего возраста –Пестовникова Галина Сергеевна, Шалашова Мария Михайловна

Одним из важнейших требований к структуре раздела коррекционной работы и инклюзии образовательной программы ДО в соответствии с ФГОстандартом является «освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации». Исходя из этого положения мы, специалисты и воспитатели, считаем адаптационный период, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья находится в состоянии наибольшего психического и эмоционального напряжения, приоритетным направлением в совместной работе с ребенком и его семьей.

Известно, что процесс адаптации у каждого малыша зависит от его индивидуально-типологических особенностей и социальной обстановки, которая окружает его. Многолетние наблюдения за особенностями привыкания воспитанников к условиям пребывания в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод, что дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации испытывают такие же трудности, что и нормально развивающиеся дети, но они усугубляется тяжестью его диагноза. Основными показателями недостаточно благоприятного состояния для них в этот период является следующее:

эмоциональное самочувствие ребенка: подавленность, симптомы гиперактивности, беспокойство, пассивность;

избирательное отношение к педагогам и пассивное – к детям;

отсутствие интереса к предметному миру;

подверженность частым инфекционным заболеваниям;

значительные нарушения сна и аппетита

Период адаптации для ребенка с ОВЗ остро переживается им в связи с отрывом от дома, от матери, от близких, в связи с тем, что у таких детей наблюдается высокая степень привязанности к дому и семье, в особенности прочной оказывается связь в диаде «мать-дитя», поэтому встречи с незнакомыми взрослыми и детьми зачастую становятся серьезной психологической травмой. Все эти признаки свидетельствуют об адаптации средней тяжести, которые нормализуются к концу 2-3 го месяцев.

Поэтому создание и поддержание психологически безопасных, развивающих условий вхождения малыша в новый социум – детский сад и полноценная психолого-педагогическая помощь семье ребенка – стали приоритетными целями взаимодействия воспитателей раннего возраста, педагога-психолога, медицинских работников с родителями, которые способны минимизировать возможные риски в развитии детей с ОВЗ в адаптационный период.

В соответствии со Стандартом педагоги создали в группе раннего возраста условия, которые соответствуют нормам педагогически и психологически целесообразной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие прежде всего эмоциональное благополучие вновь поступающего ребенка. Модель развивающей среды в период адаптации, базируется на двух идеалах:

1. детский сад- это второй дом для малыша,

2. специально созданная среда для игр и отдыха, для разнообразной доступной этому возрасту деятельности с учетом особенностей детей с ОВЗ.

С целью снижения стрессовых реакций особенно воспитанников с ОВЗ в адаптационный период обновлен и расширен комплекс «Адаптационные игры и упражнения», который позволяет отвлечь малыша от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне его эмоциональное состояние:

совместные с мамой игры-забавы, доставляющие ребенку радость и удовольствие от увлекательного времяпровождения;

различные виды мини-театров (настольный, стендовой, теневой, кукольный, перчаточный, варежковый, платочный, пальчиковый, которые помогают малышу расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу;

музыкально-ритмические игры с рассказыванием и пением потешек, пестушек, колыбельных, закличек, которые обладают терапевтическим успокаивающим воздействием на эмоциональную сферу ребенка.

В связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сочетанными с ним неврологическими диагнозами оснащена современными игрушками и специальным оборудованием зона физического развития детей «Малыши-здоровячки»

В период ознакомительных встреч с родителями (за 1-2 месяца до поступления малыша в детский сад) организуем экскурсии по дошкольному учреждению, в которые включаются вместе с воспитателем педагог-психолог, медицинские специалисты. Родители знакомятся с презентацией группы раннего возраста в фотоальбоме: «Малыши-бодрячки», получают Памятку, где предоставлена полная информация об условиях пребывания ребенка в ДОУ. Основная цель: установление психологического контакта с семьей, преодоления барьера недоверия к ДОУ, оказание консультативной помощи для облегчения периода адаптации детей и их родителей.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 5 нода

Педагог-психолог совместно с воспитателем осуществляют «домашнее визитирование» семей с ребенком с ОВЗ. Получаем информацию о социальной ситуации развития малыша, типе семейного воспитания, особенностях привязанности ребенка к матери. Эти данные позволяют специалисту-психологу выстраивать индивидуальную тактику работу с родителями. В нашем случае, когда ребенок имеет серьезное физическое нарушение, основным типом семейного воспитания является гиперопека, которая проявляется в нежелании матери дистанцироваться от ребенка, что связано с ее повышенной тревожностью, которая оказывает отрицательное воздействие на детское развитие: в поведении малыша устойчивыми становятся такие личностные черты, как застенчивость, неуверенность в себе, нежелание идти на контакт с другими детьми, появляется риск возникновения задержки речевого развития. В редких случаях мать может предъявлять к ребенку жесткие требования. Данный тип воспитания приводит к нарушениям в эмоциональной сфере, когда фрустрация ребенка становится выше, чем он может выдержать. В поведении малыша проявляются симптомы гиперактивности или пассивности, когда малыш не проявляет познавательного интереса, самостоятельной активности, как двигательной, так и коммуникативной. Одной из причин, вызвавшей жесткие требования матери, является рождение ребенка не таким, каким она хотела бы видеть его.

Для детей с ОВЗ, имеющих нарушения в эмоциональной и социальной сфере, педагог-психолог проводит индивидуальную работу с матерью с целью максимально снизить факторы, тормозящие развитие малыша, а также помочь принять своего ребенка таким, как он есть. Для этого используется игровой комплекс, направленный на взаимное сближение. Это подвижные игры: «Кот и мыши», «Поймай хвостик», «Кто перетянет мяч», позволяющие проявлять эмоции, как позитивные, так и негативные.

В рамках «домашнего визитирования» проводим первичное анкетирование, необходимое для построения плодотворной работы по адаптации. Анкета построена на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребенка, проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность либо пассивность, возврате к более ранним привычкам, особенностям в развитии.

Предварительный этап работы позволяет нам выявить детей «группы риска» и разработать индивидуальный маршрут вхождения каждого ребенка в группу.

Основной адаптационный период направлен на развитие конструктивного взаимодействия с членами семьи, вовлечение родителей в коррекционный процесс. Учитывая особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, стараемся организовывать плавный переход от постоянного пребывания малыша в родительском доме к посещению ДОУ. Это важно для всех детей, но особенно — для детей с ОВЗ, потому что в их случае абсолютно необходимы постоянный обмен информацией и совместная активная работа всех взрослых, имеющих отношение к ребенку. В этот период основными формами работы являются совместные прогулки мамы и ребенка с группой детей (первая неделя, щадящий режим посещения детского сада (вторая – третья недели). Традиционно воспитатели используют следующие приемы и средства: одомашнивание среды обитания ребенка (домашняя игрушка, «своя» чашка, внесение фотоальбома с семейными фотографиями, индивидуальные беседы родителей с воспитателем, специалистами с обсуждением индивидуальных особенностей и потребностей ребенка с ОВЗ.

Педагог-психолог организует игровые сеансы Комплекса адаптационных игр «Ладушки» с детьми с ОВЗ, который является здоровьесберегающей, профилактической и коррекционно-развивающей технологией, способствуя:

снижению тревожности маленького ребенка,

развитию,потребности в общении,

созданию интереса к предметным и природным объектам через релаксационные игры с водой, песком, пальчиковые упражнения и народный фольклор

Одним из факторов успешной адаптации любого ребенка к условиям детского сада является его общение со взрослыми и сверстниками. С помощью потребности в общении усваивается социальный опыт. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширение его знакомства с окружающей действительностью. Однако потребность в общении не может быть удовлетворена, пока ребенок не начал осознавать самого себя и себя по отношению к окружающему миру. Для детей с ОВЗ характерна задержка в формировании представлений о себе, поэтому в комплексе представлены игры и упражнения на формирование своего «Я», представлений о других, эмоционального контакта с взрослым, развитие предпосылок к общению со сверстниками.

Читайте также:  Этапы развития ребенка до года картинки для детей

Заключительный этап – этап анализа и выводов. В течение месяца с момента поступления ребенка в ДОУ и по завершению мероприятий по адаптации детей воспитатели заполняют педагогические Карты адаптации – наблюдения за ребенком, позволяющие оценить степень адаптированности

детей к новым условиям. Оценка психоэмоционального состояния детей проводится педагогом-психологом посредством наблюдения за детьми в условиях группового общения в течение месяца с момента поступления в детский сад и по завершению психопрофилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

Источник

ПРОГРАММА  ДЛЯ   ДЕТЕЙ   РАННЕГО   ВОЗРАСТА  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «ПИРАМИДКА»

Е.В.Добрынина

МБДОУ «Детский сад №122   «Солнечный  лучик», г.Чебоксары
d14lena@mail.ru

Аннотация: коррекционно-развивающая  программа «Пирамидка» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность в комплексе с коррекцией психоэмоциональной сферы посредством цветокоррекции.

Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, логопедия, психоэмоциональная сфера, цветокоррекция.

У детей  раннего  возраста  с ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ) часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы, это влияет на адаптивные возможности ребенка и создает трудности в его позитивной  социализации, поэтому проблема включения (инклюзии) таких детей в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.

Одним из таких современных направлений является логоцветокоррекция, подразумевающая вербализацию под воздействием цветовых образов с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка раннего возраста и формирования благоприятных условий для развития его речи.

Программа «Пирамидка» рассчитана на её реализацию с детьми первого уровня речевого развития.

Цель программы:  совместная стимуляция психоэмоционального состояния ребенка 2-3 лет с ОВЗ, его речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

 Задачи программы:

-развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими (на основе действий с предметами заданной цветовой модальности);  

-развитие общей и мелкой моторики, ощущений артикуляционных поз и движений.

Основные принципы программы:

  1. Комплексный характер коррекционно-педагогического  воздействия  (совместное объединение усилий всех специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ).
  2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции ребенка с ОВЗ.
  3. Организация работы с ребенком в рамках ведущей деятельности  (предметно-манипулятивной).

Исходя из ФГОС ДО  в «Программе» учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
  • специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В основе предложенной Программы  лежат  главные принципы дидактики: переход от простого к сложному, системность. При определении последовательности работы над звуками учитывается онтогенетический принцип: в Программе подразумевается работа над гласными звуками [а], [у], [и], [о], [ы], [э]  и согласными звуками [н], [н’], [м], [м’]. На изучение каждого звука отводится по два занятия.

Формы и средства организации образовательной деятельности: срок реализации Программы – 4 месяца (16 занятий). Занятия логопеда с подгруппами из 3-4 человек проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 10 минут. Каждое занятие содержит 2-3 игровых задания или игры.  Последовательность работы с цветовыми символами: красный, желтый, зеленый, синий.

Читайте также:  Природная среда как фактор развития ребенка

Красный цвет стимулирует детей к активности, желтый помогает фантазировать, зеленый цвет  успокаивает, а синий цвет  уравновешивает.

Планируемые результаты освоения Программы:

Ребенок с ОВЗ:

-проявляет интерес к игровой деятельности;

-эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;

-самостоятельно выполняет игровые действия с предметами;

-проявляет интерес к предметам ближайшего окружения;

-различает красный, синий, зеленый, желтый цвета;

-понимает речь взрослых;

-повторяет за взрослым звуки, звуковые сочетания (сопряжено, сопряжено-отраженно);

-самостоятельно использует звук в качестве минимальной речевой единицы;

-знает названия окружающих предметов и игрушек.

Содержание работы:

Игровые задания включают: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения со звукоподражанием  (возможна замена одной речедвигательной игрой, включающей все перечисленные виды упражнений).

Пальчиковая гимнастика способствует  развитию  мелкой моторики и стимулирует речевое развитие ребенка с ОВЗ,

Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием развивают речевой аппарат и совершенствуют выработку движений органов артикуляции, подготавливая к воспроизведению звуков.

Игра носит предметно-манипулятивный характер  и направлена на действия с предметами зрительного ряда заданной цветовой модальности.

Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук,  так как, пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.

Программа «Пирамидка» состоит из четырех разделов (ступенек). Каждая ступенька соответствует колечку пирамидки: красному, желтому, зеленому и синему.

Перечень игр и игровых упражнений носит приблизительный характер и может заменяться на аналогичные упражнения по усмотрению педагога.

1 ступенька «Красное колечко». 4 занятия.  Тема «Фрукты, ягоды и овощи красного цвета». Зрительно-предметный ряд: игрушки-муляжи красного цвета (яблоко, помидор, клубника и т.д.).

Пальчиковая гимнастика: «Лесная ягода», «Овощи», «Фрукты», «Компот».

Дыхательная гимнастика: «Овощи – толстушки и овощи – худышки», «Синьор – помидор», «Щечки – яблочки»,  «Арбуз».

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [а], [у], упражнения «Бегемотик», «Окошечко», «Трубочка».

Предметно-манипулятивные игры с игрушками красного цвета «Собери», «Положи в корзинку», «Найди и принеси», «Красные шарики».

2 ступенька  «Желтое колечко». 4 занятия. Тема «Домашние птицы и их детеныши». Зрительно-предметный ряд: игрушки желтого цвета (цыпленок, утенок и т.д.).

Пальчиковая гимнастика: «Утята», «Солнышко», «Цып-цып-цып – цыплята», «Куд-куда, куд-куда».

Дыхательная гимнастика: «Курица и цыплята», «Утята», «Крылья», «Петушок».

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [и], [о], упражнения «Улыбочка», «Окошечко», «Бублик».

Предметно-манипулятивные игры с игрушками желтого цвета  «Покормим цыплят», «Утята плавают», «Все – к маме», «Утенок и цыпленок».

3 ступенька «Зеленое колечко». 4 занятия. Тема «Играем на травке». Зрительно-предметный ряд: трава, игрушки зеленого цвета (мяч, машинка и т.д.).

Пальчиковая гимнастика: «Шарик», «Флажок», «Домик», «Машинка».

Дыхательная гимнастика: «Надуй игрушку», «Летят мячи», «Красивая игрушка», «Игрушки пляшут».

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [ы], [э], упражнения «Улыбочка», «Пароходик», «Горка».

Предметно-манипулятивные игры с игрушками зеленого цвета  «Веселый мяч», «Найди игрушку», «Едем на машине», «Зеленые колечки».

4 ступенька «Синее колечко». 4 занятия. Тема «Водоемы». Зрительно-предметный ряд: вода, игрушки синего цвета (кораблик, рыбка и т.д.).

Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Кораблик», «Лодочка», «Рыбки»,

Дыхательная гимнастика: «Шум моря», «Нагоним волны», «Дельфин плывет», «Рыбка».

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [н], [н’], [м], [м’], упражнения «Горка», «Парус», «Похлопай губами». Слоги: НА, НО, НУ, НИ, МА, МО, МУ, МИ. Слово: МАМА.

Предметно-манипулятивные игры с игрушками синего цвета  «Плыви, кораблик», «Поймай рыбку», «Поиграем с дельфином», «Собери камешки», игры с водой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с. (Библиотека Логопеда).

Источник