Коррекция развития общения ребенка со взрослым

Татьяна Южакова
Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей

В формировании коммуникативного поведения и межличностных отношений у детейимеются сходные черты: дефицит познавательной формы общения со взрослым, преобладание среднего уровня сформированности навыков культуры общения, проявление несформированности навыков в общении со сверстниками, риск неблагоприятного развития межличностных отношений в группе сверстников. Предлагаем вниманию разработанные нами рекомендации, соблюдая которые, родители, смогут помочь своему ребенку овладеть необходимыми ему коммуникативными умениями и повысить социальный статус в группе сверстников.

1.Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:

• Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познава-тельного содержания;

•Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;

• Отвечайте на все вопросы детей;

• Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть пред-ставления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.

2. Для развития личностной формы общения:

• Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей – об их конфликтах, отношениях, поступках, например рассказы Толстого Л. Н., Осеевой В. или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков героев выступает особенно ярко;

• Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребенка. При этом покажите ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах;

• Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;

•Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;

• Постоянно обращайте внимание ребенка на себя,на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия.

• Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.

3. Для формированиянавыков культуры общения со сверстниками:

• Учите ребенка разрешать возникающие конфликты со сверстниками,познакомьте со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить.

• Не оставляйте без внимания проблемы, которые возникают у вашего ребенка в общении со сверстниками. Проявите интерес к тому, как прошел его день в детском саду, с кем и в какую игру он играл. Обсудите возникшие у ребенка в течение дня конфликтные ситуации, попробуйте вместе с ним найти выход из них, возможность избежать их в дальнейшем

• Обратите внимание на то, как ребенок обращается к другим детям, называет ли их по имени;

• Чаще используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

•Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

4. Для того чтобы повысить популярность ребенка среди сверстников,его социальный статус:

• Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребенка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающими вашего ребенка;

• Расширяйте круг знакомых сверстников ребенка. Побуждайте его к знакомству во время прогулок, поездок, походов в цирк, театр и т. д. ;

• Учите ребенка приглашать друзей в гости,быть гостеприимным хозяином: разрешать играть своими игрушками, угощать, делать гостю приятные сюрпризы;

• Учите ребенка выражать одобрение поступкам, результатам деятельности других детей, проявлять доброжелательность по отношению к сверстнику, при этом, не забывайте хвалить самого ребенка;

• Обсуждайте с ним причины возникающих конфликтов, способы разрешения, избегания острых ситуаций, повышайте его коммуникативную компетентность.

5.Для повышения чувствительности к партнеру по общению:

• Беседуя или играя с ребенком, развивайте у него способность слышать высказывания другого, видеть его действия и адекватно отвечать на них;

• Наблюдая за играми вашего ребенка с другими детьми, обращайте его внимание на то, что он должен ориентироваться на действия партнера по игре, согласовывать с ним свои действия. Если вы решили поиграть, то обсудите до начала игры, кто из вас какие действия будет выполнять. Во время игры обращайте внимание ребенка на необходимость согласования своих действий с действиями партнера.

• Во время игры или беседы с ребенком поощряйте любое его стремление проявить инициативу, поддерживайте начатый ребенком разговор, помогите ему развить тему общения;

6. Для улучшения межличностных отношенийребенка в группе сверстников:

• Поддерживайте у ребенка интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в любимую игру, сделать подарок, поделиться конфетой);

• Развивайте способность уступать,помогать окружающим людям: взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека.

7. Для решения проблем в межличностных отношениях,и повышения социального статуса ребенка в группе сверстников:

• Для преодоления тенденции отчужденного отношения к сверстнику помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для этого предложите ему игру «Комплименты», в которой каждый из вас должен сказать о знакомых детях как можно больше хорошего;

• Объясните ребенку, что у каждого взрослого человека и ребенка есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться;

• Сделайте подарки детям, которым симпатизирует ребенок, пригласите их в гости. Учите ребенка быть гостеприимным, прислушиваться к желаниям гостя. Организуйте совместную продуктивную деятельность детей, в которой им нужно согласовывать свои действия, договариваться.

• Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились.

• Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вел себя в сложившейся ситуации;

• Не давайте ребенку готовых решений, старайтесь, что бы он сам, путем рассуждений осмыслил свои поступки и поступки товарищей.

• Поощряйте проявления доброжелательности, отзывчивости по от-ношению к сверстникам, желание помочь, уступить другому ребенку, учите находить выход из конфликтной ситуации;

• Для того чтобы преодолеть отчужденное отношение ребенка к сверстникам, выражающееся в замкнутости, избегании общения с детьми или в агрессивном, враждебном отношении к сверстникам, следует привлекать внимание ребенка к другим детям, учить ребенка общаться с ними;

• Предложите ребенку пригласить в гости кого-нибудь из сверстников, организуйте совместные игры, в которых внимание к другому является необходимым условием игры, продуктивную деятельность.Например: выкладывание общей картины из мозаики, рисование домика и сочинение сказки. При этом исключите всякое сравнение детей, конкуренцию и соревновательность;

• Создавайте и чаще используйте такие ситуации, в которых дети могли бы испытать совместные переживания, радость, грусть. Дайте ребенку возможность открыть другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность, со своими, и в тоже время его радостями и трудностями.

8. Для формированиянавыков культуры в общении со взрослыми и сверстниками:

• Учите детей называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к сверстникам по имени;

• Используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

• Покажите свое неодобрение, если ребенок повысил голос в разговоре, настаивая на своем. Не пускайтесь в длительные споры с ребенком, спокойно скажите, что не измените своего решения, если чувствуете в этом необходимость.

• Учите ребенка уступать детям и взрослым, проявлять внимание, предлагать свою помощь. Для этого отмечайте похвалой те случаи, когда ребенок уступил, проявил великодушие, помог по собственной инициативе;

• Учите внимательному отношению к окружающим: замечать настроение, проявлять сочувствие;

•Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

Источник

Мария Таскаева
План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения

Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

– Развитие внутренней активности ребенка.

Формирование социального доверия.

– Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Формирование адекватной самооценки.

– Развитие социальных эмоций.

– Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.

Средства коррекции: детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Основные этапы деятельности:

1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.

2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.

Содержание деятельности:

Диагностическая

– наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;

– беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;

– обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).

Коррекционная индивидуально – ориентированная:

– подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;

– подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;

– встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).

План мероприятий на декабрь, январь, февраль.

Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками.

Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.

Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки – матери», «Детский сад»

Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.

Игровая деятельность: «Весёлые лица»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».

Драматизация художественной литературы.

Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).

Проведение опыта: «Какой я?»

Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.

Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.

Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.

Работа с родителями.

Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.

Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»

Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т. п.).

Беседа: «Каким бывает друг»

Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.

Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии, включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т. п.

Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.

Ожидаемые результаты

В конце 1 этапа:

– ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;

– проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;

формируется эмоциональный отклик.

В конце 2 этапа:

формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания, в связи с этим действие ребёнка постоянно получает положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В конце 3 этапа:

формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.

Этапы работы с родителями.

Этапы работы Задачи Содержание деятельности

1.

Предварительный Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. 1. Информированность родителей об особенностях развития ребенка.

2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.

3. Выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.

4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.

5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.

6. Характер и мера участия родителей в программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.

7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.

2.

Реконструктивный Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье. 1. Организация встреч с родителями, где их информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц).

2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.

3. Проведение практикума для родителей «Играйте вместе с детьми».

4. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста».

5. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку

6. Совместное проведение коррекционных занятий.

3.

Закрепляющий Подведение итогов программы игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции.

1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей.

2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

3. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями.

Источник

Игры направленные на формирование общения со взрослым и  сверстниками детей  с ЗПР дошкольного возраста

Игры, направленные на формирование контактности и избирательности в общении

  1. Дидактическая игра  «Возьми шарик»

Цель игры: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование. Три воздушных шарика.

Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.

  1. Дидактическая игра:  «Зайка».

Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу.    Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит».

Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь   поиграть, с нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

При формировании избирательности в общении у детей можно рекомендовать следующую игру:

  1.   «Найди свою пару» (С кем играть?)

           Цель: продолжать учить обращаться друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.

  1. Дидактическая игра «Небоскреб».

Цель:  развитие умения договариваться, работать в команде.

Оборудование: складной метр, кубики разного размера, по 3-4 на каждого ребенка.

Ход игры: дети садятся в круг, в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, что бы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

 Примечания: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя, он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно  более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый  может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что играя сообща можно сделать более устойчивую и высокую башню.

  1.  Игра «Совместный рисунок»

Цель: развитие чувства близости между детьми.

Оборудование: листы бумаги.

Педагог предлагает каждому ребенку выполнить отпечаток своей ладони на листе бумаги, а другому ребенку предлагает  дорисовать его, придумав название рисунку.

Игры, направленные на  развитие средств общения

  1. Дидактическая игра «Помоги»

Цель: учить использовать в общении простейшие слова и выражения («дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», «возьми», «возьми это»), а также жесты (указательный); учить при общении называть друг друга по имени.

Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.

Ход игры. 1-й вариант (проводится парами). Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель (кровать, стол, стул). Педагог говорит: «Одевать куклу и причесывать ее будет Наташа, а Миша будет помогать – подавать все, что попросит Наташа». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Миша садится за стол рядом с разложенными предметами, а Наташа поднимает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель, просит Мишу подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом «дай» и указательным жестом. Миша приносит ей каждый из предметов по одному. Если Наташе трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т. д., то она просит помочь Мишу, говоря: «Миша, помоги», «Миша, подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Миши и попросить у него помощи.

  1. Дидактическая игра «Чего не хватает»

Цель: продолжать учить обращаться с просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи у детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь («спасибо») или допускать употребление указательного жеста.

Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, мотор, кабина и два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса) и т. д.

Ход игры: дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет. Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из частей целый предмет. Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необходимой детали (колеса, крыши и т. д.) и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать. Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Галина Ивановна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т. д.  Педагог раздает недостающие детали, и дети завершают изображения.

  1. Подвижная игра «Солнышко»

Цель: Формировать речевое общение, учить договаривать о совместных действиях, изображать действия.

Оборудование: обручи, бубен.

Ход игры:         и        грающие образуют круг. В центре круга – «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета.

Солнышко, солнышко, Погуляй у речки, Солнышко, солнышко, Раскидай колечки.

Дети идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим.

Мы колечки соберем,

 Золоченые возьмем.

Дети, стоящие рядом с обручами, берут их и образуют четыре маленьких круга.

 Покатаем, поиграем,

 И тебе назад вернем.

Играющие выстраиваются в общий круг, обручи кладут на пол. По сигналу ведущего (удар в бубен), дети разбегаются. По последнему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, кто сделал это быстрее.

  1. Подвижная игра  «Что мы делали- не скажем…»

Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, и решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков слова: «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.

  1. Дидактическая игра: «Найди свою пару»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого по характеру мимики и пантомимики.

Оборудование: карточки с изображением различных эмоциональных состояний (на каждое состояние – по две карточки).

Каждому ребенку выдается по одной карточке. Задача детей- найти свою пару. При этом можно пользоваться только невербальными средствами общения.

  1. Дидактическая игра «Шоферы и строители»

Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении слова «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как называется»; в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произнося «спасибо»).

Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображением знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, лесенка и др.).

Ход игры (проводится с подгруппой из 4–6 детей). Дети распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок-строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Он может сказать: «Привези кубик и крышу». Получив эти предметы, он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска. Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шофер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда постройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рисунок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вместе обыгрывают постройку.

В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов. По окончании построек педагог просит всех строителей показать свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны постройки.

При повторном проведении игры дети меняются ролями.

Если в процессе выполнения задания между детьми возникает спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь, важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.

Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как коллективную деятельность строителя и шофера, подчеркивает доброжелательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе построили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и правильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хороший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле «спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».

Игры, направленные на   формирование инициативности в общении со взрослыми сверстниками

  1.  Рисование на тему «Мой лучший друг»

Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сотрудничества, проявления внимания друг к другу.

Ход занятия: Педагог читает детям стихотворение.

Жить на свете очень туго

 Без подруги

Или друга.

 Без тебя и твой щенок

 Нестерпимо одинок.

Педагог показывает рисунки с изображением друзей и предлагает детям нарисовать их лучшего друга, сказать, как его зовут. В конце занятия дети рассматривают рисунки и рассказывают о своих лучших друзьях.

  1. Рисование на тему « Грустное и веселое солнышко»

       Цель: знакомить ребенка с окружающим миром. Учить правильно, выражать свои чувства (грусть, радость). Учить умению рассказать о своих эмоциональных состояниях.

Ход занятия: педагог предлагает детям нарисовать каким они представляют себе солнышко.  Педагог рисует элемент и предлагает ребенку дорисовать его до получения образа, уточняя: «Что это?» или «Кто это?».

Педагог: Какое у тебя сейчас настроение – веселое или грустное?

В зависимости от ответа ребенка, педагог помогает ребенку дорисовать солнышко. Если ребенок не может ответить, нужно помочь ему наводящими вопросами: «Что ты делаешь, когда радуешься?»( улыбается).

  1. Игра «Переманивание»

Цель: разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений.

Ход игры: Половина детей сидит на стульях лицом в круг, другая половина стоит сзади за стульями. На одном стуле никто не сидит. Задача того, кто стоит за этим стулом переманить на свой стул кого-то из детей так, чтобы этого не заметил стоящий за его спиной. В свою очередь, тот, кто стоит за спиной ребенка, должен его не пустить (вовремя поймать).

Игры, направленные на формирование положительной реакции ребенка в процессе занятий

  1. Игра  «Ладушки».

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.

  1. Игра «Иди ко мне».

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.

  1. Игра «Возьми, положи, брось».

Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование. Два мяча, корзина.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем одному ребенку говорит: «Положи мяч» – и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», одному ребенку указывая на корзинку, а другому – вкладывая мяч в руки.

Игры, направленные на преодоление безразличного отношения сверстников у  ребенка в группе

  1. Игра « Послушный мячик».

Цель: сплочение группы.

Ход игры: дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч из своих ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки стоящему слева. Передавать мяч по воздуху нельзя. Тот,  кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.

  1. Подвижная  игра «Нам не тесно».

Цель: учить детей как избегать ссор, вести себя прилично, не толкаться, считаться друг с другом.

Ход игры: игра проводиться во время прогулки. Педагог чертит на земле линию и говорит:

– Это будет наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажут.

Педагог отходит от детей на расстояние 20-25 шагов и проводит на земле черту, параллельную первой. Затем он помогает детям построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия.

 Ножки, ножки

Бежали по дорожке

         Бежали лесочком, (дети бегут по направлению ко второй линии).

         Прыгали по кочкам:

        Прыг- сок, прыг-скок,

        Прибежали на лужок,

 Потеряли сапожок.(дети прыгают на двух ногах приближаясь к педагогу. С последним словом останавливаются, приседают на корточки, и приседают то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок).

– Нашли сапожок!- говорит педагог, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

 Все игровые действия выполняются детьми одинаково и одновременно. Это имеет двойной смысл. Во-первых, двигаясь вместе (шеренгой) в ограниченном пространстве и  в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей между собой и со взрослым.

 В ходе игры необходимо помогать  детям соблюдать правила, особенно когда требуется выполнять согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей с задержкой психического развития затруднительно.

  1. Игра- рисование : «Создание портретов»

Цель: сплочении группы. Учить детей высказывать свои пожелания относительно друг друга.

 Ход игры: дети решают, чей портрет будут рисовать. Один ребенок садиться в  центре  круга на стульчик. Педагог задает детям направляющие вопросы. Например:

-Какого цвета у Лены волосы?

-Во что она одета?  

В ходе занятия ребенок перечисляет предметы одежды, (педагог помогает правильно называть предметы одежды, помогает правильно составить портрет).

На одном занятии рисуют один портрет, постепенно создается портретная галерея. В процессе работы  дети с радостью позволяют себя рассматривать, «изучать» себя. Для некоторых расторможенных детей просидеть на стуле несколько минут, не так- то просто, но интересно (упражнение на управление своим эмоциональным состоянием).

В заключении дети « проводят экскурсии» по созданной  ими галерее: находят свои портреты и портреты сверстников, показывают родителям.

  1. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у зайки»

Цель: учить эмоционально, выражать чувство радости и веселое настроение от общения с окружающими людьми.

Ход игры: педагог сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У Зайки, который живет у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

 Педагог предлагает детям приготовить для Зайки подарки. Зайка любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения мо?