Коррекция развития личности ребенка дошкольного возраста

Коррекция развития личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катанаева С. В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»

г. Южно-Сахалинск

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».

Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».

Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.

1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.

2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.

3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.

4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.

5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы.Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:

1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.

2. Работа с педагогами ДОУ.

3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.

В работе с детьми я использую 2 программы,это:

1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.

Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.

Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки.И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.

На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.

2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.

Программа состоит из трёх блоков.

1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.

2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.

3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.

Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно-развивающихзанятий учитывались следующие условия:

1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).

2. Куклы, игрушки-животные, маски

животных (для работы

по программе анималотерапии).

3. Мягкий ковёр и подушки – забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).

4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).

5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).

6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).

Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы

детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада.Для этого используются различные формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)

семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)

знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)

памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)

Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей.Использую следующие формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)

анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)

семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)

информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)

оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»

ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)

Результаты коррекционной работы показали:

1. Снижение эмоционально-личностных проблем.

2. Стабилизация эмоционального состояния.

3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).

4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.

5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.

6. Оптимизация детско-родительских отношений.

Читайте также:  Лучшие секции для развития ребенка

Список литературы:

1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб.: Наука и Техника,2006. – 304 с.

2. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб.: Речь, 2003, – 160 с.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. –Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. –Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

6. Панфилова, М. А.Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова,- Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. –Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М.: Изд. Совершенство, 1998.

Коррекция развития личности ребенка дошкольного возрастаКоррекция развития личности ребенка дошкольного возраста

Источник

       Консультация

Коррекция нарушений эмоционально –

личностного развития дошкольников в  условиях ДОУ.

                                                                                   подготовила:

                                                                                   Воспитатель

          Гутор А.С.

Почему дети лгут?

Обман возникает после 3,5 – 4 лет, так как до этого возраста внутренняя речь детей еще недостаточно развита. Они не умеют говорить «про себя», поэтому и рассказывают все, что приходит в голову. С развитием внутренней речи постепенно появляется и «внутренняя цензура», т.е. умение «прикинуть», что стоит говорить, а что нет. Дети интуитивно начинают искать способы обхода различных неприятных ситуаций вроде выговоров и наказаний. К этому времени ребенок уже успел сформировать отношение к дилемме «ложь – правда». А выводы он свои делает из наблюдений за нами, родителями и другими близкими людьми. От того, насколько искренне складываются отношения с взрослыми, будет зависеть, насколько правдив он будет.

       Отличить фантазию малыша ото лжи бывает довольно сложно.  

В чем же разница?

Ложь – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды.

Фантазия – свободный полет воображения, абсолютно безвредный.

                         Существуют следующие причины лжи:

  1. боязнь слишком строгого наказания;
  2. множество запретов и завышение требования к ребенку;
  3.  желание казаться лучше, чем он есть, т.е. желание самоутвердиться;
  4. самооправдание;
  5. стремление привлечь к себе внимание;
  6. дурной пример окружающих – как детей, так и взрослых.

 Итак, чтобы солгать, надо как минимум прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Часто ложь – способ самообороны. Что же является основной движущей силой в желании ребенка обманывать? Страх потерять любовь близких, их расположение, страх быть наказанным, униженным.

        Детские страхи – очень серьезная эмоциональная проблема, которая не появляется ниоткуда, сама по себе.

Примерно в возрасте 3 лет ребенок начинает испытывать так называемые символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты. Темнота создает для малыша ситуацию, аналогичною одиночеству, причем на его впечатления накладывает также отпечаток специфическая детская логика: «чего я не вижу, того не существует». Нельзя наказывать ребенка, боящегося темноты, «за трусость», стыдить его за это. Страх не пройдет, но ребенок будет пытаться утаить его от родителей. Необходимо устранить конкретные причины, стоящие за символическими детскими страхами. Со страхом самым непосредственным образом связано чувство тревоги – явление, родственное символическому страху. В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди которых особое место занимают отношения между родителями и ребенком. Каким вырастет ребенок: с ориентацией на избегание неудачи или с ориентацией на успех – это в решающей степени определяется в детские годы. Развитие тревожности связано с уровнем требований, предъявляемых к детям со стороны родителей. Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Существуют возрастные и невротические страхи. Возрастным страхам подвержены  практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных  воспитанников как отражение особенностей их психического и личностного развития.

                              Причины возникновения таких страхов:  

  1. наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и др. персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);
  2. тревожность в общении с ребенком;
  3. чрезмерное оберегание от опасности;
  4. большое количество запретов;
  5. многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
  6. психологическая травма: испуг, шок.
  7. конфликтные ситуации в семье.

      Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний. Страх условно делится на ситуативный и личностно обусловленный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например при нападении собаки. Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, в присутствии новых людей и предопределен особенностями характера. Также страхи можно разделить на врожденные и приобретенные.  

       Врожденные страхи сопровождают определенный возрастной период развития. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. У детей старшего дошкольного возраста интенсивно идет развитие абстрактного мышления, способности к обобщению. Кроме врожденных страхов, существуют и приобретенные, которые связаны с жизнью ребенка в обществе. Врожденные страхи могут возникать по различным причинам:

  1. как следствие событий, реально происшедших с ребенком;
  2. в результате запугивания родителями, которые говорят ребенку, что отдадут чужим дяде, тете.
  3. в случае если родители предъявляют ребенку чрезмерные требования;
  4. по наследству от тревожных родителей, которые часто ведут беседы о болезнях и которые чрезмерно опекают ребенка, так как сами боятся всего.
Читайте также:  Проблемы физического развития ребенка в саду

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, себе, ситуации в целом. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

  Для работы с такими детьми составляются программы, направленные на коррекцию имеющихся проблем, связанных со страхами.

Советы родителям:

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?»

  1. В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.
  2. В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.
  3. Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему выразить их. Для этого можно поговорить о них, нарисовать, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. д.
  4. Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.
  5. Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и спасаются от опасностей.
  6. Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощения», который необходимо постоянно поддерживать.
  7. Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».
  8. Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх.
  9. В домашних условиях необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры играет.
  10. В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.
  11. Если у ребенка что-то не получается, не следует ругать его. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.

Источник

Цель, основные задачи и принципы психологической коррекции
в дошкольном возрасте

В психолого-педагогической научной литературе и в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста понятие «коррекция» широко используется многими авторами. В переводе с латинского языка слово «коррекция» означает исправление, внесение поправок, улучшение чего-либо. В таком дословном понимании термина «коррекция» «психологическая коррекция» как форма психолого-педагогической деятельности зародилась и продолжает существовать в настоящее время в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность воздействий, направленных на исправление недостатков и отклонений в психическом развитии, которые связаны в первую очередь с органическими нарушениями и нуждаются в специальной медико-педагогической помощи.

Постепенно с развитием практической психологии употребление понятия «психологическая коррекция» стало распространяться и на область нормального психического развития ребенка, так как и в его ходе встречаются различные отклонения, расстройства и нарушения, которые связаны с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей и порождают нестандартное и «трудное» поведение. К настоящему времени в пространстве дошкольного детства сложилась устойчивая традиция широко использовать понятие «психологическая коррекция» применительно к различным психологическим проблемам, существующим в рамках медико-биологической нормы. Действительно, запросы педагогической практики направляют усилия дошкольных психологов не только на всестороннее изучение каждой конкретной ситуации развития и глубокое понимание тех или иных специфических трудностей ребенка. Они побуждают и к вдумчивому анализу причин поведения, и к последующей разработке эффективной помощи, которая компенсирует неблагоприятные тенденции психического развития и способствует более успешной адаптации ребенка к социальным условиям.

Однако необходимо подчеркнуть, что по отношению к нормальному дошкольному детству использование термина «психологическая коррекция» допустимо, если при этом смысл понятия «коррекция» отчетливо смещается с «исправления и улучшения» на «закономерное и качественное изменение» как свойство процесса развития, и в толковании понятия «психологическая коррекция», прежде всего, подразумевается направляющее и развивающее содержание. Тогда происходит принципиальная замена внешнего оценочного содержания коррекции, ориентированного на довлеющую позицию вмешательства и воздействия взрослого по отношению к ребенку. И в таком случае «психологическая коррекция» понимается как организованный целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, главная цель которого – полноценное психическое и личностное развитие ребенка, а основные задачи – интенсификация нормального развития и создание наиболее благоприятных условий для гармоничного психического развития ребенка.

Именно такое понимание основной цели и задач психологической коррекции задает определенную – совершенно особую – психолого-педагогическую позицию по отношению к ребенку-дошкольнику. Не ребенка «подгонять» под те или иные образовательные программы и образцы поведения, ограничивая рамками жестко заданных требований и представлений, а видоизменять и совершенствовать условия развития ребенка. Обогащать, расширять и варьировать содержание, методы и формы воспитания, активизировать потенциал возможностей развития психики за счет наполнения деятельности ребенка наиболее значимыми ее видами и способами.

Центральная идея теории психического развития ребенка
А.В. Запорожца, которая принята и разрабатывается в отечественной психологии, выделяет положение о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, создающих уникальные возможности для формирования соответствующих психических процессов и функций. Исходя из этого, в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками важно опираться на знание основных возрастных закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и выбирать путь амплификации развития, т.е. широкого и максимального развертывания различных специфически дошкольных видов деятельности, а также общения со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в отечественной педагогике и психологии определяются и формулируются в соответствии с фундаментальным понятием личности человека как целостной психологической структуры. Методологическим основанием коррекционно-развивающего подхода является теоретическое положение о формировании личности человека в течение жизни и в процессе усвоения культурно-исторического опыта благодаря общению с окружающими людьми и в результате собственной активной деятельности, содержание и структура которой закономерно изменяются в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Читайте также:  Развитие внутриутробного развитие ребенка в картинках

Перечислим основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы в пространстве дошкольного детства.

  • Единство коррекции и развития. Этот определяющий принцип означает, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе полноценного психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, и что уже с первых этапов работы практический психолог ориентируется на возможные достижения в процессе коррекции. Принцип единства коррекции и развития определяет название соответствующих программ как коррекционно-развивающих.
  • Единство возрастного и индивидуального в развитии. Этот принцип соотносит возрастные возможности развития с индивидуальными особенностями ребенка, учитывает неповторимость и уникальность конкретного пути развития личности человека. Каждый возрастной период имеет свою ценность в целостном поступательном процессе становления личности человека, свой потенциал развития и свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Полноценное проживание дошкольного периода гарантирует реализацию возможностей возраста, способствует формированию всех сторон личности ребенка на этом этапе развития. В онтогенетическом развитии человека существуют определенные сензитивные периоды, в течение которых организм обладает повышенной чувствительностью к различного рода воздействиям внешней среды и оказывается физиологически и психологически способным к усвоению новых знаний и форм поведения. Эти периоды определяют условные возрастные границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и задают оптимальные сроки эффективного обучения. Но для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Различаются не только индивидуальные темпы развития, как в целом, так и его отдельных свойств, процессов и качеств, но и своеобразие различных сфер, например, экспрессивность и энергичность движений, сила, глубина и продолжительность эмоциональных переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и т.п. Поэтому коррекционная работа хотя и ориентируется на норму психического развития, но не решает задачу «подгонки» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое творческое поле поиска и деятельности в пространстве возможностей ребенка и во времени их актуализации. Следовательно, и коррекционная программа не может быть усредненной и унифицированной. Она призвана способствовать максимальной индивидуализации развития каждого ребенка и создавать условия для сбалансированного развития его личности как целостности.
  • Единство диагностики и коррекции развития. Этот принцип подчеркивает, что коррекция и развитие взаимно обусловлены. Информацию об индивидуально-психологических особенностях ребенка дает психодиагностика, поэтому деятельность, направленная на решение задач психологической коррекции считается диагностико-развивающей работой.
  • Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет специфику средств, путей и способов достижения поставленной цели в дошкольном детстве. Он основан на признании ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка и того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. Учитывает, что ведущая деятельность этого возраста в наибольшей степени способствует развитию ребенка в данном периоде онтогенеза и что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования. Этот принцип предполагает проведение коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым и создание таких условий воспитания и обучения детей, которые восполнили бы, если это необходимо, недостатки в развитии, возникшие в предыдущие годы жизни ребенка. В связи с этим основным содержанием коррекционной работы становится создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, позволяющей охарактеризовать возможности и перспективу развития и сформулировать развивающие задачи в позитивной форме. Эффективная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа способствует продуктивному самовыражению личности ребенка и строится как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнения и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствует способности в чисто количественном направлении и не поднимает их на более перспективный качественный уровень. Но и слишком большой отрыв условий проведения обучения от наличного уровня развития ребенка не приносит желаемого продвижения вперед. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с тем или иным заданием при некоторой помощи взрослого, которая постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Если же ребенок все-таки не в состоянии отказаться от помощи, можно предположить, что в данный момент времени эти требования находятся за пределами зоны ближайшего развития ребенка и не способствуют прогрессу в его психическом развитии.
  • Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа, не должны восприниматься родителями и педагогами как дети «другого» сорта. Они нуждаются не в особом отношении, а в продуманном и последовательном развитии до оптимальной нормы. Мобилизация движущих сил развития у ребенка происходит тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него и доверяет ему, когда взрослый активно и заинтересованно включает ребенка в совместное решение все более разнообразных и широких задач.
  • Анализ различных вариантов развития ребенка и особенностей его деятельности в пределах нормы, изучение конкретной межличностной ситуации, выбор и применение адекватных психокоррекционных приёмов в работе с дошкольниками проводится на основе синдромного подхода, предложенного Л.С. Выготским и разработанного в дальнейшем А.Л. Венгером. Этот принцип выделяет приоритет коррекции казуального типа и направляет усилия заинтересованных взрослых, прежде всего, на поиск истинных причин тех или иных нежелательных, проблемных проявлений у ребенка и на их возможное устранение в условиях данной ситуации развития.

Коррекционно-развивающая работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Синдромный подход позволяет соотнести те или иные поведенческие особенности ребенка с конкретной системой его отношений с окружающими людьми и использовать наиболее эффективные способы коррекционно-развивающего взаимодействия психолога, родителей, педагогов и ребенка.

Таким образом, в пространстве нормального дошкольного детства коррекционно-развивающая работа, направленная на гармонизацию психического развития ребенка, в отношении каждого практического случая ставит перед дошкольным психологом целый комплекс взаимосвязанных задач и предъявляет определенные требования к соответствующим программам, исходя из основных психолого-педагогических принципов.

Источник