Коррекция психологического развития ребенка это

Коррекция психологического развития ребенка это thumbnail

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2016;
проверки требуют 7 правок.

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Термин получил распространение в начале 70-х гг. ХХ в. В это время психологи стали усиленно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Долгие годы велись активные дискуссии о том, может ли психолог заниматься психотерапевтической работой, но они носили, чаще, всего, теоретический характер. На практике психологи часто занимались психотерапевтической деятельностью. Поэтому появление термина “психологическая коррекция” в главной мере было направлено на разграничение полномочий психотерапевта и психолога. На сегодняшний день нет чёткого разграничения терминов “психотерапия” и “психокоррекция”.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Общие положения[править | править код]

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного определения диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Методы психокоррекции[править | править код]

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

Читайте также:  Развитие ребенка 3 4 лет васильева

  1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;
  2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

  1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.
  2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.
  3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Симптоматические методы психокоррекции:

  • аутогенная тренировка;
  • метод условных рефлексов;
  • оперантное научение;
  • система патогенетической психотерапии (Мясищев В. И. и др.).[1]

История психокоррекции[править | править код]

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».

А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко — методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Основные виды психологической коррекции[править | править код]

  • По коррекционным задачам:
    • семейная коррекция;
    • игровая коррекция;
    • нейропсихологическая коррекция;
    • коррекция личностного роста.
  • По характеру направленности:
    • симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
    • каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.
  • По способу коррекционных воздействий:
    • директивные виды;
    • недирективные виды.
  • По форме организации:
    • общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
    • частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
    • специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Сфера применения психокоррекции[править | править код]

  1. коррекция эмоционального развития ребёнка;
  2. коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
  3. психокоррекция поведения детей и подростков;
  4. коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей в школе:

  1. коррекция недостатков когнитивной деятельности;
  2. коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;
  3. коррекция поведения.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

Психокоррекционные технологии[править | править код]

«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук).
Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

  1. методологический компонент (формулируются идеи, целевые характеристики, задачи, исходные теоретические положения — психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и так далее).
  2. содержательный компонент (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа).
  3. технологический (методы, формы, средства использования).
  • Свойства психокоррекционных технологий:
  1. психокоррекционные технологии и сложные системы, решающие стратегические и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов, приёмов, психокорекционных техник, форм проведения работы, подбор и комплектование групп, продолжительности занятия и режима.
  2. нельзя создать универсальную психокоррекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития, это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка; предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.
  3. психокоррекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни по воспитанию ребёнка.
  4. важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.
  5. специфика задач психокоррекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребёнком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками).

См. также[править | править код]

  • Нейропсихологическая коррекция
  • Специальная психология

Примечания[править | править код]

  1. Зачепицкий Р. А., Карвасарский Б. Д. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.

Литература[править | править код]

  • Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи // Прикладная военная психология. — СПб. : Питер, 2006. — Гл. 6.3.2. — С. 153-164. — 480 с. — ISBN 5-469-01122-4.
  • Психологическая наука и образование psyedu.ru — 2005. — № 2. Специальный выпуск «Психологическая реабилитация и коррекция» (материалы в открытом доступе)
  • Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М. : Оперант, 2015. — С. 153-164. — 176 с. — ISBN 978-5-9906841-1-9.
  • Стуканов, В. Г. Исправительная психокоррекция личности преступника : монография / В. Г. Стуканов. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2014. – 179 с. – ISBN 978-985-427-886-5. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28087020
  • Стуканов, В. Г. Методические основы исправительной психологической коррекции личности осужденных за корыстные преступления : учебное пособие для психологов ИТУ / В.Г. Стуканов / Минск: КИН МВД Республики Беларусь, 1999. – 80 с.
Читайте также:  Школа развития для ребенка 3 года уфа

Ссылки[править | править код]

  • Психологическая коррекция и психотерапия в Институте психотерапии и клинической психологии

Источник

Психологическая коррекция является одним из важ­ных звеньев в системе комплексной реабилитации детей

с церебральным параличом при различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

В патопсихологии и в специальной психологии психокор­рекция рассматривается как способ психологического воздей­ствия, направленный на коррекцию отклонений в психиче­ском развитии ребенка.

В процессе психологической коррекции нарушений детей с ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенно­стей развития ребенка, характер сочетания в картине его со­стояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности.

Психологическую коррекцию можно рассматривать в ши­роком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая коррекция это ком­плекс медико-психолого-педагогических воздействий, на­правленных на устранение имеющихся у детей недос­татков в развитии психических функций и личностных

свойств.

В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия, направ­ленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных

свойств.

Б.Д. Эльконин(1980) в зависимости от характера направ­ленности коррекции выделяет две ее формы; симптома­тическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и при­чины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, не лишена существенных недостатков, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна психологическая структура на­рушений в развитии ребенка. Например, у ребенка с ДЦП наблюдается недоразвитие счетных операций. С помощью специальных педагогических методов можно помочь ребен­ку усвоить порядковый счет, состав числа и пр. Однако, не­смотря на интенсивные занятия, у ребенка по-прежнему от­мечаются существенные трудности в усвоении математики. Такой способ коррекции является недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую нарушения счета у детей с ДЦП. В основе нарушений счетных операций у детей с ДЦП лежит недоразвитие пространственных представ­лений, что обусловлено церебрально-органической недоста­точностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому пси­хологическая коррекция должна быть больше сконцентри­рована не на внешний проявлениям отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти откло­нения. Для эффективности психокоррекций необходимы за­нятия по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.

Эффективность психологической коррекции в значитель­ной степени зависит от анализа психологической структуры нарушения и его причин.

Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его ана­лизу и психокоррекционным воздействиям. Разработка принципов, как основополагающих, отправных идей, чрез­вычайно важна в теории и практике психологической кор­рекции.

Важным принципом психологической коррекции являет­ся принцип комплексности. Согласно этому принципу пси­хологическую коррекцию можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических фак­торов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут эффектив­ны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал, педагоги, родители), в ко­торой находится ребенок.

Второй принцип психологической коррекции — личност­ный подход. Это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психиче­ское явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых

тренингов, психорегулирующих тренировок. При использо­вании разнообразных приемов психокоррекционных воздей­ствий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а на личность в целом.

Третий принцип деятелъностный подход.Личность – проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблю­дение этого принципа чрезвычайно важно в процессе психо­логической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как це­лостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отно­шений ребенка. Психокоррекционный процесс должен про­водиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник — то в контексте игровой дея­тельности, если школьник — то в учебной деятельности. Од­нако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, следует ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, кото­рый является личностно значимым для ребенка и подрост­ка. Особенно это важно при коррекции эмоциональных на­рушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в значительной степени зависит от использования продук­тивных видов деятельности ребенка (например, рисование, конструирование и др.).

Четвертый принцип психологической коррекции — это единство диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены лишь на осно­ве полной психологической диагностики не только зоны ак­туального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, фи­зических возможностей, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Процес­сы психологической диагностики и коррекции являются

взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции зало­жен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскры­ваются коммуникативные способности личности, как в про­цессе групповых психокоррекционных занятий. Или пси­хогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.

Пятый принцип психологической коррекции — иерар­хический. Он базируется на положении Л.С. Выготскогоо ве­дущей роли обучения в психическом развития ребенка. Реа­лизация этого принципа означает целенаправленное формирование психологических новообразо­ваний, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а на зону ближайшего развития ребен­ка. Например, для коррекции мнестических функций у ре­бенка необходимо развивать мыслительные операции: ана­лиз, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материа­ла повысит эффективность запоминания в большей степени, чем простые тренировки памяти.

Шестой принцип — каузальный. Реализация этого прин­ципа в психокоррекционной работе направлена на устране­ние причин и источников отклонений в психическом раз­витии ребенка. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ДЦП могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко сочета­ние обоих факторов. В зависимости от первопричины разра­батывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмо­ционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, неадекватные стили семейного воспитания боль­ного ребенка, то психокоррекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений является резидуально-органическая недостаточность ЦНС, то главным звеном

Читайте также:  Развитие логического мышление у ребенка младших классов

психологической коррекции должно быть снижение эмоцио­нального дискомфорта ребенка специальными методами психорегулирующих тренировок на фоне медикаментозной те­рапии.

Седьмой принцип психокоррекции — временной, так как важно раннее начало онтогенетически последовательного воз­действия, опирающегося на сохранные функции. В послед­ние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни мож­но выявить патологию речевого развития и нарушения ори­ентировочно-познавательной деятельности, коррекционная работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сло­жившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреж­дение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционное педаго­гическое воздействие в младенческом и раннем возрасте по­зволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить пси­хоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компен­сации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функ­циональной системы являются первые три года жизни ре­бенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития на­ходится ребенок.

Основные направления психокоррекционной рабо­ты при ДЦП в раннем и дошкольном воз­расте:

— развитие эмоционального, речевого, предметно-действен­ного и игрового общения с окружающими;

— стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухово­го, кинестетического восприятия и стереогноза), форми­рование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

— развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности
(внимания, памяти, воображения);

— развитие зрительно-моторной координации и функцио­нальных возможностей кисти и пальцев; подготовка к ов­ладению письмом.

Восьмой принцип — единство коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в про­цессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально сти­мулировать это развитие, сглаживать негативное влияние за­болевания на психическое состояние ребенка. Родители — основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возмож­ности и перспективы развития, организовать целенаправ­ленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку, развить необходимые в жизни волевые качест­ва. Для этого важно активное включение ребенка в повсе­дневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел опре­деленные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результа­те у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто ро­дители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не да­ют ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно посте­пенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ре­бенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, ухо­дить в себя, в свое одиночество.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать фор­му, степень тяжести и специфику нарушения психических функций. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик; от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости.

Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразви­тием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме патологии развития — недоразвитие высших форм мыслительной деятельности (абстрактного мышления).

Как показано выше, у больных с ДЦП в сочетании с пси­хическим недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсор­ных сигналов.’

Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

— обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формиро­вание перцептивных операций;

— развитие константности, предметности и обобщенности восприятия;

– развитие скорости восприятия объектов.

Направления психокоррекции памяти:

— увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и ося­зательной модальностях;

— развитие приемов ассоциативного и опосредованного за­поминания предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление от­личается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мыш­ления у них непосредственно связано с развитием деятель­ности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образ­ного мышления.

Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи:

— обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, вели­чины, цвета;

— обучение использованию вспомогательных предметов
(орудийные действия);

— формирование наглядно-образного мышления в процес­се конструктивной и изобразительной деятельности.

Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллекту­альной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо про­водить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При этом важен тесный контакт психо­лога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориен­тироваться не только на уровень актуального развития ре­бенка, но и на его потенциальные возможности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивиду­ально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специали­стов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении ре­жима дня, четкой организации повседневной жизни ребен­ка, исключении возможности незавершения начатых ребен­ком действий.

44. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка младенческого и раннего возраста

Источник